Методическая разработка урока литературы «Об одном стихотворении А. Твардовского»



Дата19.04.2016
Размер89.7 Kb.
ТипМетодическая разработка
Методическая разработка

урока литературы




«Об одном стихотворении А.Твардовского»

11 класс

Составитель: Чернова Л.Н.

учитель русского языка и литературы


МОУ СОШ № 5 г.Светлого


«Об одном стихотворении А.Твардовского»

( урок-монолог)


Цель урока: обучать анализу поэтического текста, развивать литературно-творческие способности учащихся, учить монологической форме выступления, развивать речевую культуру и филологическую память, «включить» учеников в ход авторской мысли – переживания.
? «Стихи неслыханной искренности и откровенности» ( Ф.Абрамов) (к этим словам обращаемся в конце урока)

Ход урока



Загадки художественного текста

- Прочитайте два высказывания. Как вы их понимаете?



« Художественный текст представляет собой частицу непрерывно бвижущегося потока человеческой мысли»

Б.М.Гаспаров


Ты не притча и не причуда,

Не прибежище и не профессия,

Ты всегда ожидание чуда,

Потому-то ты и поэзия.

Н.И.Рыленков

(Надпись на книге Б.Пастернака)
-Согласны ли вы с тем, что поэзия (и шире- худ. произведение) «всегда ожидание чуда»? О каком чуде говорит поэт?

Учитель: французский писатель В.Гюго когда-то произнес: «Наука-это мы, искусство- это я».

Быть читателем поэзии - дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его элементов: слов, образных ассоциаций, музыкального звучания. В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

Поэтому ваши выступления и будут направлены на раскрытие такой мысли- оценки поэзии А.Твардовского.
II.Выступления учащихся по тематическим разделам (“Защита» своей темы и монолог об одном стихотворении) (Темы и стихотворения выбираются заранее)
Тема «малой Родины» в поэзии А. Твардовского («Братья», «За тысячу верст», «О Родине», «Мне памятна, как умирал мой дед…», «Жестокая память», «За распахнутым окном…»)

Признание поэта: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память – все это мне было дано от рождения – само собой»------------------- Выступления уч-ся


Лирический цикл «Памяти матери» («Прощаемся мы с матерями…», «В краю, куда их вывезли гуртом…», «Как не спеша садовники орудуют…», «Ты куда эту песню…»)

А.Твардовский: «Самая драгоценная память человеческая- память матери»---------------------------------Выступления уч-ся


«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный».

Эти слова С.Я.Маршака раскрывают ключевую тему в творчестве поэта – тему Памяти: «Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война», «Сыну погибшего воина», «Их памяти», «22 июня 1941 года», «Жестокая память», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины…»

А.Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможности забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе,- так приблизительно можно определит эту мысль и чувство.---------------------------------------------Выступления учащихся
«Пейзажная лирика А.Твардовского («Июль – макушка лета», «Чуть зацветает иван-чай», «Все сроки кратки в этом мире…», «Спасибо за утро такое…», «Листва отпылала, опала, и запахом поздним…», «Полночь в мое городское окно…», «Береза», «Когда обычный праздничный привет…»

Началом, объединяющим в лирическую композицию такие разные стихотворения, которые названы здесь, может служить признание поэта, завершающее стихотворение «Жить бы мне соловьем-одиночкой…

Не потому, что особой причуде

Дань отдаю в этом тихом краю,

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Как много значили для Твардовского те семнадцать лет, которые он прожил на хуторе Загорье. «Оттуда, от земли» все: и взгляд поэта, близкий крестьянскому восприятию жизни, и гармоничное слияние с миром природы, и усвоенные им народные приметы («На дне моей жизни, на самом донышке..»)-----------------------------------------------------------------Выступления уч-ся

«Уроки и заповеди Мастера» (тема поэта и поэзии в лирике А.Твардовского) ( «О сущем», «Вся суть в одном – единственном завете…», «Час мой утренний, час контрольный…», «Собратьям по перу», «Не много надобно труда», «Изведав жар такой работы…», «Стой, говорю, всему помеха…», «Слово о совах», «Моим критикам». Они – мера личности поэта.

Следует прежде всего отметить исповедальный характер этой лирики. В стихах на эту тему чаще всего обозначается ситуация: «поэт наедине с самим собой».

Эстетическая программа поэта, его нравственное кредо выражены в стихотворениях «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете…»-----------------------------------------------------------------------Выступления уч-ся
Вывод: Главное для поэта – «Быть самим собой!»

Заканчивая свою статью о Твардовском, С.Залыгин написал: «Поэт, а значит, и артист: он жизнь не играл, он ею жил. Как мог, как умел и как не умел.»----------------------------------------читаем стих. «О сущем»


III.Обобщение материала-------------------к началу урока (словам Ф.Абрамова)
IY. «Жизнь языка» в поэтическом тексте

-Согласны ли вы с тем, что все уровни языка ( фонетический, лексический, грамматический) «работают» на порождение смысла, рождают ассоциации?--------------------------------------------------------------Высказывания уч-ся------------------------------------------------------------ к строчкам поэта, в которых высказаны его заветные желания:

А только б сладить со строкой.

А только б некий луч словесный

Узреть, не зримый никому,

Извлечь его из тьмы словесной

И удивиться самому.
Поучимся же и мы у поэта «удивляться» жизни, радуясь каждому прожитому дню.


Методическая разработка

урока литературы в 8 классе

Составитель:Чернова Л.Н.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 5 г.Светлого




Быть человеком?

( урок-путешествие в Люцерн).

(По рассказу Л.Н.Толстого «Люцерн»)



Цель урока: дать возможность ученикам стать участниками происходящего, вызвать на откровенность, искать истину в диалоге, акцентировать внимание на нравственных проблемах рассказа.
Ход урока

Слово учителя.

В творчестве молодого Толстого особую группу составляют рассказы «Люцерн» и «Альберт» (середина 50х г.г.). Их герои – люди искусства: бедный уличный певец («Люцерн») и опустившийся, когда-то знаменитый скрипач («Альберт»).

Толстой писал «Люцерн» с «замиранием сердца», стремясь передать «злобу негодования», охватившую его при виде того, как богатые туристы- «блестящие нарядами широкоюбные барыни, господа с белейшими воротничками», -с удовольствием послушав уличного певца, не захотели бросить в его фуражку ни сантима, а сытые и наглые лакеи ресторана смеялись над испуганным, жалким артистом, когда русский князь Нехлюдов, от лица которого ведется рассказ, захотел угостить его ужином.

В этом обычном для таких буржуазных европейских городов, как Люцерн, эпизоде Л.Толстой увидел «событие, которое историки нашего времени должны записать огненными неизгладимыми буквами.»

Это событие, говорит писатель, «относится… к известной эпохе развития общества» и должно быть занесено в анналы «истории прогресса и цивилизации».

? Так какое же это событие? Отправляемся в Люцерн… Но сначала дадим слово автору:

В подзаголовке «Люцерна» указано: «Из записок князя Нехлюдова». Здесь автор и повествователь как бы сливаются в одно лицо, и мы понимаем, что все случившееся с повествователем, случилось с самим Толстым. И действительно, в дневнике Толстого, который он вел, путешествуя в 1857 г. По Швейцарии, есть такая запись:



«Ходил в дом к частному лицу. Возвращаясь оттуда, ночью- пасмурно- луна прорывается, слышно несколько славных голосов, две колокольни на широкой улице, крошечный человек поет тирольские песни с гитарой и отлично. Я дал ему и пригласил спеть против Швейцергофа – ничего, он стыдливо пошел прочь, бормоча что-то, толпа, смеясь, за ним. А прежде толпа и на балконе толпились и молчали. Я догнал его, позвал в « Швейцергоф» пить. Нас провели в другую залу. Артист пошляк, но трогательный. Мы пили, лакей засмеялся, и швейцар сел. Это меня взорвало – я их обругал и взволновался ужасно.»

Читая рассказ «Люцерн», мы видим, с какой точностью отражены в нем события, описанные в дневнике. Эта дневниковая запись воспринимается как конспект или краткий сценарий, позднее развернутый автором в рассказе. Разница лишь в том, что в дневнике событие и вызванные им чувства лишь названы, а в рассказе воспроизведены в живых, ярких сценах.


Разными бывали герои Т-го, в уста и души которых он вкладывал свои собственные мысли и чувства. Разными были, но никогда не были равнодушными.

Творчество Т-го по праву называют искусством «человековедения».Он считает, что главный аспект изображения жизни в искусствепсихологический (правда о душе человека)
Итак, мы в Люцерне…Вот она, толпа.

-Почему герой-рассказчик становится мертвым в этой толпе?

-Что вы можете сказать о князе Нехлюдове?( чуткий, неравнодушный, наблюдательный)

-Какие чувства им владеют? (тяжело, неприятно, грустно, душевно холодно,, одиноко, тяжело)

-А вам знакомо такое состояние души? Чем оно может быть вызвано?

-А как можно выйти из такого состояния? Что спасает человека, лечит от душевны мук? (Доброе слово. природа, искусство..)

Что же растопило душевный холод князя Нехлюдова? (звуки странной, милой, чрезвычайно приятной музыки..)------------- текст

(«В душе моей как будто распустился свежий благоухающий цветок»)
Слово учителя

«Все более нарушается в заболевшем обществе нашем понятие о добре и зле. Кто из нас, по совести, знает теперь, что зло и что добро. Все обратилось в спорный пункт, и всякий толкует и учит по-своему.» ( Ф.М.Достоевский)
---А вы знаете?( слушаем ответы)

Учитель: Мы много говорим о гуманизме, это, несомненно, одно из первых понятий, составляющих человеческую жизнь. Оно заложено в человеке изначально – как способ существования среди себе подобных. Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может. Но любовь любви, как известно, рознь, тем более, если иметь в виду не любовь плотскую и не любовь сердца, а любовь души и духа, т. е. добровольно принимаемое на себя, всей своей жизнью служение другим людям, которые в этом нуждаются. Вернемся к нашему рассказчику, князю Нехлюдову, оказавшемуся среди богатых гостей-англичан.


- Что вы заметили в их описании? (зачитать)

Холодная богатая толпа англичан заморозила Нехлюдова, маленький человечек отогрел его.

-Почему?

-Его искусство приняла аристократическая толпа?( зачитать)

-Как отблагодарила она его за доставленную радость?(зачитать)
Толстой – мастер худ. детали: (Толпа безжалостно захохотала. Толпа загоготала от радостного смеха.)

-Зачем такое повторение?
Опережающее индивидуальное задание: стих.М.Ю.Лермонтова «Нищий»

(чтение наизусть)

Только здесь – камень равнодушия.

-Скажите, что происходит в душе вашей, когда вы встречаетесь в жизни с таким проявлением души?

-А что почувствовал рассказчик? ( «Я совсем растерялся…»)----------- затем чувство князя Нехлюдова переходит в злобу (зачитать) ------------------такое чувство испытывал и сам Толстой: ( «О, как я ненавижу вас..» см. Роман-газета «Современная поэма». А.Марков «Астапово» с.82.)
-В чем же Толстой увидел корень зла, причину всех уродств буржуазного строя жизни? ( «Лучшее благо мира – деньги») (зачитать)
Учитель: Совесть.. Она должна составлять наши жизненные правила от начала и до конца. И неизбежные мучения необходимы, которые только она одна и способна доставлять.

деальных людей не бывает, все мы сотканы из множеств противоречий; корень слова «совесть» - «весть», та весть, тот голос, который подается в нас правым человеком, имеющим слабое выражение, но его-то и необходимо искать.



А что думает автор по этому поводу?( «Но как вы…»)

По убеждению Толстого, человеку от природы свойственны чувства добра, справедливости, однако условия жизни часто не только не дают возможности развиться этим чувствам, но и заглушают их.



В «Люцерне» Т. защищал мысль о первобытных инстинктах добра в человеке; ссылаясь на них, он подвергал критике буржуазную цивилизацию.
Каковы же нравственные уроки рассказа?(высказываются)

Учитель: А.Экзюпери писал: «Человек в мою эпоху умирает от жажды. Есть только одна проблема, одна-единственная во всем мире: вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы… Нельзя, понимаете ли, нельзя больше жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами. Больше нельзя! Перед нами стоит теперь одна проблема: снова открыть, что есть жизнь духа более высокая, чем разума…»

Современные слова! ( звучит песня «Дай, бог…»в исполнении А.Малинина).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница