Методическая разработка урока географии по теме "Регионы Африки: Северная и Западная Африка"



Скачать 107.5 Kb.
Дата14.11.2018
Размер107.5 Kb.
ТипМетодическая разработка
Методическая разработка урока географии по теме "Регионы Африки: Северная и Западная Африка". 7-й класс

  • Чунакова Елена Ивановна, учитель географии

Разделы: География



Планируемые образовательные результаты.

Предметные.
Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий: регионы, сахель; называть и показывать на карте регионы Африки: Северную и Западную; показывать и обозначать на контурной карте крупнейшие страны и города регионов; находить сходства и различия в описании регионов Африки.

Метапредметные.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать по плану, сверяясь с целью; участвовать в совместной деятельности;
Познавательные: искать и отбирать информацию в учебных пособиях; работать с текстом учебника; сравнивать объекты по заданным критериям;
Коммуникативные: излагать свое мнение; организовывать работу в группе; использовать ИКТ для достижения своих целей.

Личностные.
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя.

Основные понятия, изучаемые на уроке. Регионы Африки, Северная Африка, Западная Африка, Алжир, Нигерия, Каир, Лагос.

Вид используемых на уроке средств ИКТ. Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Образовательные интернет-ресурсы.



Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

 

Организационный момент

Цель,: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята.

Я прошу вас сделать большой вдох и одновременно вдохнуть положительные эмоции, заряд бодрости на весь урок. И выдохнуть неудачи, плохое настроение.

Когда-то великий путешественник, исследователь Центральной Азии Николай Пржевальский сказал: “...А жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать”. Сегодня мы продолжим свое виртуальное путешествие по Африке и познакомимся с новыми особенностями этого материка!


 

Актуализация знаний.

Цель: Выявить уровень остаточных знаний полученных на прошлом уроке. Создать мотивацию на дальнейшую деятельность.



Но прежде давайте вспомним, какие народы проживают в Африке.

1. Составить схему классификации рас и народов Африки. (Работа у интерактивной доски.)



Предлагаются ключевые слова: европеоидная, экваториальная, арабы, берберы, туареги, банту, пигмеи, бушмены. Можно добавить фото народов.

Географический диктант:

На доске написаны слова:


1. Бушмены и готтентоты.
2.Нилоты.
3. Суахили, зулу.
4. Банту, зулусу.
5. Пигмеи.
6. Берберы, туареги.
7. Регион.

  1. Самые темнокожие представители экваториальной расы.

  2. Самые низкорослые жители планеты.

  3. Очень древние народы, живущие в полупустынях Южной Африки.

  4. Кочевые народы Сахары.

  5. Представители племен, отличающиеся высоким ростом.

  6. Самые распространенные языки

Ключ: 2, 5, 1, 6, 4, 3. Самопроверка.

Деятельность ученика

Организация к началу урока.

Обучающийся у интерактивной доски составляет схему классификации рас и народов Африки, путем перетаскивания ключевых слов в нужное место.

Все обучающиеся в классе отвечают в тетрадях на вопросы, выбирая на доске из предложенных слов ответы. Затем проводится самопроверка. Выставляются всем отметки.



Изучение нового материала.

Определение темы урока.

Цель: Активизировать мыслительные операции учащихся, опирающиеся на ранее усвоенные знания;
Создание проблемной ситуации.


Ребята, какое слово у нас осталось лишнее при проведении географического диктанта?

На интерактивной доске увеличивает изображение слова регион.

Это новое для вас слово – регион. Давайте попытаемся разобраться, что оно означает?

На слайде представлены картинки разных территорий Африки: саванны , пустыни, экваториальная Африка (растения, животные, народы).

Ребята, что объединяет все эти объекты, изображенные на картинках?

А чем они отличаются друг от друга?

А что объединяет все объекты на каждой картинке?

Как же по другому мы можем назвать крупные территории, обладающие общими признаками?

Мы будем понимать под словом регион группы стран, имеющих сходные черты.

Посмотрите на рис.141 на стр.191. Какую информацию мы можем здесь найти про Африку?

Для чего единый материк разделен на 5 частей? И не помешает ли это деление в создании общей характеристики целого материка?

Мы начнем изучение Африки с характеристики первых двух регионов, а следовательно тема нашего урока будет….



Обучающиеся называют слово регион.

Анализируют представленные картинки, делают выводы.

Все эти территории расположены на материке Африка.

Изображенными растениями, животными, разными народами, деятельностью, климатом.

Общие признаки: климат – растения – животные –народ.

Называют слово регион.

Работают с учебником. Африка поделена на 5 регионов: Северная, Западная, Центральная, Восточная, Южная.

Африка цельный материк, потому что его части имеют много общих черт:

Если близкорасположенные территории имеют сходства, то они представляют единый регион

Обучающиеся называют тему урока “ Регионы Африки: Северная и Западная Африка”



Целеполагание.

Планирование.



Ребята, как вы считаете , какая информация по данной теме может быть значительной для вас? Запишите ваши личные образовательные цели этого урока в тетрадь: что я хочу узнать, обсудить, чему хочу научиться.

Ребята, по каким критериям мы можем сравнить два региона?



Записывают тему в тетради

Ребята записывают: хочу знать: Северная Африка, Западная Африка. Чем отличается Северная Африка от Западной.

Предположительно называют критерии: какие страны входят в регион? Климатические условия, представители растительного и животного мира, народы, города, полезные ископаемые, деятельность человека.


“Открытие” нового знания.

Для сравнения двух регионов мы разделимся на две группы. 1 группа будет характеризовать Северную Африку, а 2 Западную Африку. А потом мы обменяемся полученным материалом.

Задание для 1 группы.

На основе текста учебника стр.190–192, дополнительного материала и анализа карт атласа стр.24-25 дать характеристику Северной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия.

Задание для 2 группы.

На основе текста учебника стр.192–194, дополнительного материала и анализа карт атласа стр. 24– 25 дать характеристику Западной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия.

Время на работу в группах вышло, давайте дадим слово представителям каждой группы выступить с добытой во время работы информацией. Другая группа внимательно слушает и делает пометки в своих опорных конспектах.



Работают в группах. В каждой группе распределены обязанности. На работу отводится 10 мин.

Представители каждой группы выступают у карты, показывают объекты на карте. На слайдах демонстрируется дополнительный материал.



Закрепление.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя регионами Африки. Какими?

Распределите по регионам признаки, указанные на данном слайде: 1.В этом регионе расположено 15 государств. 2. Здесь находится крупнейшая страна Африки. 3. Крупнейший город региона – Каир. 4. Самая многонаселенная страна Африки Нигерия находится в этом регионе. 5. Климатические условия этого региона большей части засушливые 6. Это самое влажное место в Африке

А что же объединяет эти регионы?


Они находятся на одном материке. Преобладает сельскохозяйственная деятельность. Большая часть населения проживает в деревне.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Закончи предложения: На этом уроке я узнал…… Больше всего мне понравилось….. (или не понравилось) Я хотел бы сказать спасибо за урок…. (3 человека)

Параграф 26. Найти дополнительный материал по Центральной, Южной, Восточной Африке.



Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Опорный конспект для 1-й группы.

Географический диктант_______________________________________________– Отметка:

Тема урока:___________________________________________________________–

Что я хочу знать:____________________________________________________–

_____________________________________________________

__________________________________________________________

Задание для группы № 1.

На основе текста учебника стр. 190–192, дополнительного материала и анализа карт атласа стр. 24–25 дать характеристику Северной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Какие народы здесь проживают? Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия



Критерии.

Описание.

Климатический пояс, условия.




Основные культуры и представители растительного мира.




Полезные ископаемые.




Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.





Объекты Всемирного наследия.




Западная Африка.

Критерии.

Описание.

Климатический пояс, условия.




Основные культуры и представители растительного мира.




Полезные ископаемые.




Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.





Объекты Всемирного наследия.




Найти схожие черты:________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рефлексия: Что я узнал на уроке?

Опорный конспект для 2 группы.

Географический диктант_______________________________________________– Отметка:

Тема урока:___________________________________________________________–

Что я хочу знать:____________________________________________________–

_____________________________________________________

__________________________________________________________

Задание для группы № 1.

На основе текста учебника стр. 192–194, дополнительного материала и анализа карт атласа стр. 24–25 дать характеристику Западной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия.

Критерии.

Описание.

Климатический пояс, условия.




Основные культуры и представители растительного мира.




Полезные ископаемые.




Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.





Объекты Всемирного наследия.




Северная Африка.

Критерии.

Описание.

Климатический пояс, условия.




Основные культуры и представители растительного мира.




Полезные ископаемые.




Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.





Объекты Всемирного наследия.




Найти схожие черты:________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рефлексия: Что я узнал на уроке?

Урок географии « Страны Африки. Египет», 7 класс

Криулина И.А. ГБОУ РК «ССШИ №1№



Тип урока- «Открытие нового знания»
Технологии: развивающая, групповая (в малых группах), ИКТ, здоровьесберигающая.

Цели урока: Вызвать у учащихся интерес к исследовательской деятельности в ходе изучения материала страноведческого характера. Создать условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Смоделировать урок так, что бы проявилось четыре вида активности у учащихся: мышление, действие, речь и эмоционально-личностное восприятие информации.

Образовательные:

Сформировать представления о странах Африки на примере Египта, об особенностях природы этого государства, о населении и его хозяйственной деятельности. Научить применять знания, полученные при изучении общего обзора материка, в процессе рассмотрения конкретного государства.



Развивающие:

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы. Обеспечить развитие способностей к оценочным действиям, самооценки своей работы. Совершенствовать умения получать знания из разных источников информации (учебник, презегнтация, рассказ, фотографии, натуральные пособия)При обучении развивать у учащихся познавательный интерес, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.



Воспитательные:

Воспитывать гуманистическое отношение к народам мира, умение работать в паре; развивать взаимопомощь. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Групповая форма работы в парах
Планируемые результаты

Предметные:Научиться находить отличительные особенности стран Африки; устанавливать основные черты географического положения, природы, населения и хозяйства Египта.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую ( фото в устную); устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод.

Регулятивные: работать по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в малой группе; строить продуктивное взаимодействие; использовать различные информационные ресурсы для создания образа страны .

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению географии; умение самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач, самооценка результатов своего труда.
Формы работы : практическая, групповая
Ресурсы: технические средства обучения: проектор, экран.
Материал: карточки, натуральные пособия (пирамида, макет банана, египетские деньги, папирус), листы успешности, пирамиды двух цветов для рефлексии.

Межпредметные связи : история, математика.

Форма урока – урок - квест


Ход урока:

Оргмомент, мотивация учебной деятельности

Какой материк вы изучали на протяжении нескольких уроков? – Африка.

Вы выяснили географическое положение материка и определили, что благодаря расположению Африки в экваториальном и тропических поясах, это самый жаркий материк.

Охарактеризовали рельеф и выяснили, что самая высокая точка материка – г. Килиманджаро, охарактеризовали минеральные богатства материка, его климат, внутренние воды, природные зоны. Вы узнали о народах Африки.



А как вы думаете, что еще нам нужно узнать об Африке? Обратите внимание на карту, которая висит на доске.( политическая карта)

Правильно - страны Африки.



А что мы можем узнать из карты о странах?

Географическое положение, какая страна больше, какая меньше, с какими странами граничит, имеет ли выход к морю, столицу страны. Это все географическое положение стран Африки.



Значит какая цель нашего урока – выявить особенности географического положения стран Африки.

Сегодня наш урок пройдет в виде квеста. Я предлагаю вам 5 этапов- заданий, которые вам нужно преодолеть. Сегодня вы сами выставите себе оценки за урок, для этого я раздам вам листы успешности. Я уверена, что каждого из вас ждет успех.Посмотрите, здесь после каждого задания есть табличка с оценкой, в конце урока вам нужно будет сложить все оценки и разделить на 5, т.е. найти среднее арифметическое –это и будет ваша оценка.

И так начинаем.

Для того, чтобы пройти первый уровень квеста нужно изучить презентацию и воспользоваться политической картой.(можно использовать карту атласа, а можно в учебнике на странице 109.



Презентация «Страны Африки»

А как вы думаете сколько стран в Африке?

Найти на карте регионы Африки одновременно с просмотром презентации.

1 задание квеста. Найти на карте страны: Египет, ЮАР, Судан, Нигерия, Мадагаскар, Чад, Эфиопия, Ангола, Мали, Нигер.

2. задание квеста

1.Самая развитая страна Африки А Египет

2.Самая густонаселенная страна Африки Б Нигерия

3.Самая большая страна Африки В Мадагаскар

4.Островное государство Г ЮАР

5.Древнее государство в дельте Нила Д Судан

Проверка правильности выполнения задания.

Оценка.

Физкультпауза. Обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

Африканский дождь.



  • В Африке поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).

Один мой хороший знакомый работал в Африке врачом и однажды его вызвали к больному. Местные жители- арабы - помогли ему переправиться через реку, которая несла свои воды в море, вода была теплая и прозрачная. Дальше его путь лежал в Дешрете, что означает « Красная Земля». Труден был путь через раскаленные пески, но врач успел к больному вовремя и вылечил его. Благодарные родственники преподнесли моему знакомому дары. Он передал их мне и я прошу вас узнать о какой стране Африки идет речь?

1 дар – это банан – желтый и небольшой по размеру

2 дар - это деньги этой страны.

3 дар – камень странной формы

4 дар – это интересная картина – папирус.

5 дар – это вода священного Нила.

Отгадали – молодцы. Заполни оценку за задание 3

А почему Нил священный для египтян?

Отгадайте загадки:


1. Берет начало здесь Нил Голубой
Страну отгадать надо нам с тобой
Лежит на нагорье эта страна, загадочная (Эфиопия)


2. На севере сладкий растет инжир, эта страна – жаркий (Алжир)


3. Страна на «носу носорога», пиратская рядом «дорога».

Бояться там плыть моряки, это страна (Сомали) 

Те,кто отгадал – добавьте себе балл и подсчитайте результат



Работа с учебником.

Открыть учебник на странице 114.



Что мы уже знаем о Египте?

Работа с презентацией «Египет»



4 задание тест.

Проверка задания.



5 задание – фотографии и вопросы Ответить 1 предложением.

1.Что вас удивило в Египте?

2.Что я знаю о Египте из курса истории?

3.Расскажите о природе Египта.

4.Почему я хочу поехать в Египет?

5.Хозяйственная деятельность населения в Египте.

6 Какие достопримечательности привлекают туристов в Египет?

7. Современный Египет, каков он?

8.Чем занимаются люди, живущие в пустыне?

9.В чем своеобразие Египта?

10. Расскажите о роли реки Нил для египтян.

Раздать вопросы для устного ответа.

Оценки.


Средняя оценка –калькулятор.

Д.З. изучить параграф 29, выписать достопримечательности Египта в тетрадь, подготовиться к уроку контроля знаний по теме Африка.

А для того, чтобы легче было выполнить задание я подготовила для вас конспекты сегодняшнего урока.

Рефлексия : пирамидки золотые и серебряные.

На золотых написать, что понравилось на уроке, на серебряных, что не понравилось.

А пока вы пишите я соберу у вас листы успешности и передам Вашей учительнице Ирине Михайловне, чтобы она выставила оценки в журнал.

Мы сегодня говорили с Вами о том, что Нил – это священная река для египтян – это река жизни. А от яркого солнца капельки воды в реке переливаются всеми цветами радуги. И сегодня я хочу сделать вам подарки, ребята, в память о нашем уроке – радужные капельки Нила, которые принесут вам радость и исполнят самые заветные желания, если вы их тихонечко попросите об этом.



Выбирайте. Спасибо за урок.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница