Методическая разработка гимн женщине (недельная глава «шмот»). Февраль 2015 г. Гимн женщине (Недельная глава



Скачать 130.56 Kb.
Дата14.06.2016
Размер130.56 Kb.
ТипМетодическая разработка





ЦЕНТР ЛИДЕРСКОГО РАЗВИТИЯ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ГИМН ЖЕНЩИНЕ

(НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШМОТ»).


Февраль 2015 г.
Гимн женщине

(Недельная глава «Шмот»).

Цель: показать роль женщин в истории освобождения из египетского рабства.

Необходимые материалы: распечатки Приложений, листы бумаги, флипчарт, маркеры.

Методические приемы: работа в малых группах, в общем кругу, самостоятельная работа с раздаточным материалом
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 мин.)
Работа в общем кругу

Ведущий

Тора книга патриархальная. Главные действующие лица в ней – мужчины. Они продвигают в мире важные идеи, они общаются с Творцом, они наследуют землю. Родословные списки почти не содержат женских имен. У инопланетянина может создаться впечатление, что женщины на земле не только никак не участвуют в культурной и в общественной жизни, но ни в процессе воспроизведения потомства. Ведь во многих местах Тора описывает процесс рождения так: «и родил Ноах Шэйма, Хама и Йэфэта». Мужчины – носители традиции. Само слово мужчина (захар) тесным образом связано со словом зехер – память.

Конечно, иногда бывают и исключения. Например, дочери Целофхада добились права для дочерей наследовать землю. Но это право не правило, а исключение, оно реализуется в некоей особой ситуации, когда у человека нет сыновей, и в таком случае, делать нечего, приходится дать дочерям это наследство. С другой стороны, хотя в Торе не отведено много места для роли женщины, то место, которое в ней отведено, оказывается очень важным. Важно читать нашу, еврейскую историю так, чтобы и она не превратилась в «мужской рассказ».

Совсем недавно мы праздновали Хануку, в представлении многих – своего рода 9 мая, если не 23 февраля, мужской праздник с бряцанием мечей и боевыми слонами селевкидов. Тот, кто не поленился накануне праздника пролистать «Шулхан Арух», главный наш законодательный кодекс, наверняка обратил внимание на многочисленные комментарии о том, что «главное чудо произошло благодаря женщинам», или «и у женщин есть удел в том чуде». Сейчас не столь важно, идет ли речь о Йеудит или о Мирьям бат Танхум (более известной как «Хана, мать семерых сыновей»). Важно то, что народ не может выжить благодаря одному лишь мечу. Если без него он обречен на физическое уничтожение, то без щита, без женского начала, он вымрет сам, без помощи врага.


И история освобождения из египетского рабства тоже начинается не с чудес и казней, а с еврейского дома, с женщин. Это и те матери и жены, которые пришли в Египет с сыновьями и внуками Яакова. Это и повитухи Шифра и Пуа (они же – Йохевед и Мирьям, мать и сестра будущего освободителя Моше-рабейну), ослушавшиеся фараона и, принявшие решение, во что бы то ни стало принимать роды у еврейских женщин. К слову, Мирьям вообще сыграла едва ли не решающую роль в судьбе еврейского народа, который стонал от непосильного рабства и конца-краю ему не видел.

Начало книги Исход (Шмот) поразительным образом отодвигает мужчин на второй план. Все главные действующие лица здесь женщины. Египетские повитухи, Йохевд, Мириам, и дочь фараона, все они с риском для жизни протестуют против указа фараона, угрожающего истребить еврейский народ. Первый шаг на этом пути Исхода из Египта сделан двумя простыми женщинами, чьи имена упоминаются в Торе всего лишь раз – в недельной главе Шмот, но мы все равно обязаны помнить их по именам: «И обратился царь Египта к еврейским повитухам, имя одной из которых – Шифра, а имя другой – Пуа. И сказал он: принимая роды у евреек, не спускайте глаз с родильных кресел, если сын – умертвите его, а если дочь – пусть живет. Но повитухи боялись Всесильного, и не делали, как сказал им царь Египта, и помогали детям остаться в живых». Фараон совершил типичную для мужчины ошибку – недооценил роль женщины. Он, по-видимому, опасался войны. Поэтому и приказал уничтожать всех младенцев мужского пола. Но как раз женщины сыграли решающую роль в разрушении его власти.

Именно с пассивного сопротивления двух неизвестных женщин приказам всесильного фараона начинается процесс освобождения еврейского народа, который обретает, в конце концов, мировое значение. Возможно, Исхода из Египта вообще бы не было, если бы не героический поступок двух женщин.

Вопрос:


  • Еврейскую традицию, конечно, прежде всего, интересует вопрос – кем были эти повитухи? (ответы по желанию).

В наших первоисточниках мы можем найти два различных ответа на этот вопрос. Оба варианта основаны на древних традициях комментирования Торы. Вавилонский талмуд (а вслед за ним ряд комментаторов Торы, в том числе Раши) полагают, что повитухи были израильтянками. Более того, одна из них Йохевед была матерью Моше, а вторая – либо Мирьям, сестра Моше, либо Элишева, невестка Моше и жена его брата Ахарона. В любом случае, согласно этой традиции, повитухи были еврейками из благородных семей. Но тогда возникает вопрос, на что рассчитывал фараон, приказывая еврейским женщинам убивать детей своего народа? Неужели он был настолько наивен и высокомерен, чтобы искренне полагать, что они безропотно подчинятся его приказу?

Гораздо более интересна вторая версия ответа на вопрос о происхождении повитух. Впервые эта версия появляется в писаниях Филона Александрийского, еврейского философа, жившего в греческом Египте в первом веке новой эры. Филон считает, что повитухи вовсе не были еврейками. Это были египтянки, служившие повитухами у еврейских женщин. Того же мнения придерживается знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий. Вот что пишет Флавий во втором томе своей книги «Иудейские древности»: «И устрашился царь, и повелел бросать в Нил и убивать всех младенцев мужского пола, и приказал египетским повитухам наблюдать за родами еврейских женщин. Именно на египтянок была возложена обязанность, по приказу фараона, принимать роды у евреек, потому что считал фараон, что, будучи дочерьми его народа, они не нарушат его приказа». Эту же традицию повторяют средневековый комментатор Торы Абарбанель и современные комментаторы Шадаль и Малбим. А мидраш Тадше, включает Шифру и Пую в длинный список «праведниц народов мира» – представительниц других народов, бескорыстно помогавших евреям. Среди них: Оснат – жена Иосифа, Ципора – жена Моисея, Наама – жена Соломона, дочь фараона, блудница Рахав, помогавшая еврейским разведчикам, посланным Иисусом Навином, прабабка царя Давида Рут, и другие. Второй вариант ответа еще более подчеркивает героизм двух женщин. Можно понять, откуда черпают смелость еврейские женщины, восстающие против приказа фараона, требующего от них убивать собственных детей. Но трудно представить себе тот же поступок, исходя из того, что Шифра и Пуа – египтянки, нарушающие приказ своего собственного генерального секретаря или президента, говоря современным языком. Их ведь можно упрекнуть в антипатриотизме. Они не говорят: «Фараон – всегда прав!»



Вопрос:

  • Что заставило этих древних праведниц, может быть подобно тем благородным неевреям, которые спасали евреев во время Холокоста, так отличиться от своих соплеменников?

  • Что дало им силы сопротивляться злу, даже ценой риска собственной жизнью? (ответы по желанию).

Тора дает нам простой ответ на этот вопрос: «Повитухи боялись Бога», и именно поэтому «не делали, как сказал им царь Египта».

Вопрос:

  • Но что это за страх Божий, который дает человеку духовные силы стоять на страже нравственности и справедливости перед лицом опасности?

  • И может ли он быть присущ нееврейским женщинам, поклонявшимся каким-то языческим богам с птичьими головами? (ответы по желанию).

Ответ на этот вопрос дает нам итальянский комментатор 19-го века Шадаль – Шмуэль Давид Луцатто. Он пишет: «Всякий, у кого есть Бог, будь то Бог истинный или бог ложный, не совершит такого поступка. Конечно, верящий в ложных богов может и соблазниться таким поступком, хотя бы по той причине, что его бог (или фараон) требует от него этого. Мы же скажем обратное: человек, который выдерживает подобное испытание, и готов рисковать собственной жизнью, не нарушая неписанного для него этического кодекса, самим своим поступком, самой своей жизнью доказывает, что у него в сердце есть Бог, и этот Бог – истинный». И неважно, к какому народу принадлежит этот человек! Праведность и беззаконие не связаны с национальными или расовыми признаками.

История двух египетских женщин, о которых мы читаем в главе Шмот – прямое доказательство того, что даже сопротивление единиц, которое, как нам часто кажется, заранее обречено на провал, может изменить ход событий и стать началом процесса духовного освобождения целого народа. И мы знаем это, кстати, не только из древней истории, но из совсем недавней истории еврейского народа и государства Израиль.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Работа в общем кругу

Ведущий

Но роль женщин в избавлении евреев от египетского рабства не ограничивается приведенным эпизодом. Йохевед рожает Моше, будущего избавителя, вождя и пророка, в более чем преклонном возрасте: ей было 130 (!) лет. Фараон велел топить в Ниле всех новорожденных мальчиков, но Йохевед родила Моше на седьмом месяце беременности и отважно прятала его три месяца, а затем, когда дальнейшая конспирация стала невозможной (египтяне зорко следили за еврейками и поэтому знали о сроке ее предполагаемых родов), она положила младенца в просмоленную корзину и опустила в Нил, оставив его под присмотром Мирьям, которой едва исполнилось 5 лет, и своего трехлетнего сына Аарона.

Мирьям тоже заслужила место в ряду героев Исхода. Она зорко следила за братом, оставленным в камышовых зарослях у берега Нила, и, когда его подобрала дочь фараона, договорилась с ней, что кормилицей младенца будет Йохевед. Впрочем, пророк обязан старшей сестре не только спасением, но и самим фактом своего рождения. Когда гнет и преследования евреев стали нестерпимыми, Амрам, отец Мирьям, решил отделиться от жены, чтобы она больше не рожала детей, которые все равно станут жертвами людоедской демографической политики фараона. Тогда маленькая Мирьям под влиянием пророческого озарения заявила отцу, что его решение еще более жестокое, чем указ фараона, повелевшего убивать «только» мальчиков. Амрам одумался, воссоединился с Йохевед, и в результате на свет появился Моше. (Обратите внимание на будничные обстоятельства рождения величайшего пророка, единственного из смертных, стоявшего «лицом к лицу» с Самим Тв-рцом: «И пошел один человек из рода Леви, и взял в жены дочь Леви. И зачала эта женщина и родила сына» (Шмот, 2:1,2): (без «святого духа», без «непорочного зачатия».) Чтение Приложения 2.

Талмуд сообщает, что на протяжении всего египетского рабства еврейки поддерживали моральный дух своих мужей. Многие мужчины, измученные тяжкой работой и унижениями, впали в отчаяние. Но их жены сохранили волю к жизни и сопротивлению: они продолжали хорошо и со вкусом одеваться, пользовались косметикой, что называется, следили за собой; ласково встречали мужей после работы, старались понравиться им, и в результате еврейские семьи не распадались, в них по-прежнему рождались дети.

И, наконец, нельзя не упомянуть еще об одной праведной женщине и тоже прозелитке – дочери фараона Батье. Игнорируя отцовский указ, она взяла во дворец маленького еврейского подкидыша. Не случайно Моше-рабейну вошел в историю под именем, полученным от Батьи: «И назвала она его именем Моше, потому что, сказала она, – из воды я вытащила его (мин а-маим мешитиу)» (2:10).
Мидраш сообщает также, что Батья стала единственным египетским первенцем, избавленным от десятой казни (смерть первенцев). Книга Хроник (Диврей а-ямим) называет Батью матерью Моше, поскольку она спасла и вырастила его. На основе этого и других прецедентов в талмудическом трактате Мегила делается вывод: тот, кто вырастил сироту, считается его родителем. Само имя Батья («дочь Б-га») указывает на выдающуюся роль египетской принцессы в спасении евреев. Со временем, сообщает Талмуд, Батья отказалась от идолопоклонства, перешла в иудаизм и вышла замуж за Калева, руководителя одного из колен Израиля в период Исхода. Калев был среди двенадцати разведчиков, отправленных в Эрец-Исраэль. Только он и еще Иеошуа бин-Нун (Иисус Навин), будущий преемник Моше, принесли благоприятный отчет о Святой земле. (5 мин.)
Работа в малых группах (15 мин.)

Три группы. Каждая группа получает один и тот же текст. Задание: подготовить вопросы к персонажам. (Мирьям, мать Моше, дочь фараона).


Работа в общем кругу (25 мин.)

Каждая группа выбирает своего представителя на одну из женских ролей. Ролевая игра: диалоги персонажей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)
Комментарии ведущего

Хотя главную роль в Исходе сыграл, безусловно, Моше-рабейну: вывел евреев из Египта, вручил им Тору у горы Синай, полученную непосредственно «из рук» Тв-рца, и подвел их к границе Эрец-Исраэль, все эти великие деяния, определившие нашу историческую судьбу, были бы невозможны без скромного, будничного героизма женщин-праведниц. В человеческой истории, где властвуют мужчины, существуют яркие женские ролевые модели, мудрые, сильные, способные противостоять злу, в которых так нуждается современный мир виниловых Братц и Барби. Рассказ о Песахе можно считать полным, только если рядом с Моисеем, Аароном и фараоном стоят Шифра, Пуа, Иохевед, Бат Парао и Мириам.



Приложение 1.

Шмот 1

(8) И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосэйфа, (9) И сказал народу своему: вот, народ сынов Исраэйлевых многочисленнее и сильнее нас. (10) Давай перехитрим его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и выйдет из страны. (15) И повелел царь Египетский повитухам Ивриот, из коих одной имя Шифра, а другой Пуа, (16) И сказал: когда вы будете повивать у Ивриот, то наблюдайте у родильного станка: если это сын, то умерщвляйте его, а если это дочь, то пусть живет. (17) Но повитухи боялись Б-га и не делали так, как говорил им царь Египетский; и оставляли детей в живых. (18) И призвал царь Египетский повитух, и сказал им: для чего вы сделали это и оставляли детей в живых? (19) И сказали повитухи Паро: ведь не как женщины Египетские Ивриот: так здоровы они, что прежде, нежели придет к ним повитуха, они рожают. (20) И Б-г делал добро повитухам, и народ умножался и весьма усиливался. (21) И так как повитухи боялись Б-га, то Он устроил семейства их. (22) И повелел Паро всему народу своему, говоря: всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.


Шифра и Фуа

Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Б-га и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде, нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Б-г делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Б-га, то Он устроял домы их (создал им дома).


Мидраш Раба, Шмот

1. Значимость имен

Кем были повивальные бабки? Женщина и ее дочь, т.е.: Йохевед и Мириам. …одну из них звали Шифра – потому что она делала младенцев привлекательными (мe-шаперет); поскольку при рождении ребенок был весь в крови. …а другую, Фуа – потому что она из виноградной лозы пускала пузырьки (нофа ат) чтоб развлечь ребенка, в присутствии его матери. Другое объяснение, Шифра – поскольку благодаря ей народ Израиля значительно преумножился (ше-пару); а Фуа – потому что она воскрешала (мефиа) младенцев, которых считали мертвыми. Еще одно толкование Шифры: потому что в глазах Б-га ее деяния благостны (шафра). Еще одно толкование Фуа – потому что она (Мириам) подняла (хофиа) Израиля к Б-гу. одно толкование Фуа: – она стала прямо пред лицом фараона и подняла высоко голову, говоря: «Горе этому человеку, когда Б-г придет вершить Свой суд».



2. Значимость их поступков

…они оставили мальчиков в живых. Поступки повивальных бабок еще более достойны похвалы, нежели хвала, воздаваемая им в первой части стиха. Они не только ослушались приказа фараона, они осмелились проявить милосердие к спасенным младенцам. Для тех, кто был беден, повитухи в богатых домах собирали воду и еду, чтобы младенцы могли выжить.



Приложение 2.

Шмот, глава 2

И пошел один человек из дома Леви, и взял за себя дочь Леви. И зачала жена, и родила сына, и, видя, что он красив, скрывала его три месяца. Но не могла долее скрывать его, и взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою, и положила в нее младенца, и поставила в тростнике у берега реки. И стала его сестра вдали, чтобы узнать, что с ним будет. И сошла дочь фараона к реке мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. И увидела она корзинку среди тростника, и послала рабыню свою, и та взяла ее. И открыла она, и увидела его, младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним, и сказала: этот из детей евреев. И сказала сестра его дочери фараона: сходить ли мне и позвать ли к тебе кормилицу из евреев, чтоб она вскормила тебе младенца? И сказала ей дочь фараон: сходи. И пошла девица, и призвала мать младенца. И сказала ей дочь фараон: возьми младенца сего и вскорми его мне; а я дам тебе плату. И взяла женщина младенца, и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараон, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему Моше, потому что, говорила она, ведь из воды ты (я) вынула его.


Вавилонский Талмуд, Сота 12Б-13А

И Мириам-пророчица, сестра Аарона. Сестра Аарона и не сестра Моше? Рабби Амрам сказал от имени Рава и Рабби Нахмана: Из этого мы узнаем, что она произнесла пророчество, когда была сестрой Аарона и сказала: «Моей матери суждено произвести на свет ребенка, который освободит Израиль». Когда Моше родился, дом наполнился светом. Отец встал и поцеловал ее в голову и сказал: «Дочь моя, твое пророчество исполнилось». Когда они пустили Моше по течению реки, отец ее встал, шлепнул ее по голове, и сказал: «И где сейчас твое пророчество, дочь?» и поэтому написано: «И встала поодаль сестра его, чтобы узнать» что случиться с ним.



Вавилонский Талмуд, Сота 12А

И пошел один человек из дома Леви... Куда он пошел? Р. Йегуда сын р. Зевина сказал: «Он пошел вслед за советом дочери своей». Учили так: Амрам был видным мудрецом того поколения, когда приказал фараон «всякого новорожденного мальчика бросать в Нил», и он сказал: «Все наши старания бессмысленны». Он встал и развелся со своей женой, и все евреи встали и развелись со своими женами. Дочь сказала ему: «Отец, твой указ еще страшнее, чем указ фараона, ибо указ фараона касается только мальчиков, а твой - и мальчиков, и девочек. Указ фараона касается только этого мира, а твой – этого и мира грядущего. Фараон – зло и его указу вряд ли подчинятся, а ты – праведник, и твоему указу подчинятся, несомненно, ибо сказано «И что исполнить решишь, то сбудется у тебя» (Йов 22). Он встал и взял назад жену свою, и все взяли назад жен своих. Как сказал Р. Йегуда сын р. Зевина, и вновь поженились они под хупой, Мириам и Аарон танцевали, и ангелы пели: «Счастлива мать детей своих».



ЛИТЕРАТУРА


  1. Д. Палант «Беседы о недельных главах».

  2. Семьдесят ликов Торы, материалы к изучению недельных глав Торы М., – 2007.

  3. Уроки Торы, Издательство: Лехаим, 2001.

  4. http://www.machanaim.org.

  5. www.istok.ru.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница