Методы управления проектами создания информационных систем



Скачать 49.63 Kb.
Дата03.04.2016
Размер49.63 Kb.
Методы управления проектами создания информационных систем

А.Н.Анохин

Сегодня проектирование информационных систем постепенно переходит от исследовательского процесса с непредсказуемыми последствиями к высокотехнологичному производству, нацеленному на гарантированный результат. Сохраняя классическую структуру жизненного цикла информационной системы, современная технология проектирования имеет две особенности:

а) новое, более технологичное наполнение отдельных этапов проектирования;

б) новые методы управления процессом проектирования.

Как уже отмечалось, все современные методы создания и применения информационных систем базируются на стандартных (известных в теории построения автоматизированных систем управления) представлениях об их жизненном цикле, включающем:


  1. Предпроектную стадию

    1. Осознание потребности в автоматизации;

    2. Определение целей, задач и стратегии автоматизации;

    3. Составление технического задания на проектирование;

  2. Стадию проектирования

    1. Проектирование архитектуры системы;

    2. Проектирование функциональной модели;

    3. Проектирование информационной (концептуальной) модели;

    4. Проектирование алгоритмической модели;

    5. Составление технического задания (спецификации) на разработку;

    6. (Исполнение «пилотного» проекта);

  3. Стадию разработки

    1. Разработка базы данных;

    2. Разработка (установка) технических средств;

    3. Разработка сетевых приложений;

    4. Разработка пользовательских приложений;

    5. Разработка документации;

  4. Стадию внедрения

    1. Верификация (тестирование) системы;

    2. Корректировка системы;

    3. Обучение персонала;

    4. Опытная эксплуатация;

    5. Акт о внедрении;

  5. Стадию эксплуатации;

  6. Стадию модернизации.

На предпроектной стадии осознание необходимости создания информационной системы обретает зримую материальную форму: техническое задание на построение системы. Само построение делится на две части: создание системы «на бумаге» - назовем эту стадию проектированием и создание системы «в железе» - назовем эту стадию разработкой. Взаимная адаптация друг к другу созданной системы и среды ее «обитания» составляет стадию внедрения, за которой следует использование системы по назначению – стадия эксплуатации. Со временем из-за изменений, происшедших в организации, система перестает справляться с возложенными на нее задачами – это служит поводом для ее модификации. Периодическая модификация будет выполняться до тех пор, пока проектные решения и технологии, заложенные в систему, не исчерпают свои возможности и не потребуется кардинальная реконструкция системы. В этом случае старая система завершит свою жизнь, передавая эстафету и наработанные данные и знания новой системе.

Стадии проектирования, разработки и, частично, стадии предпроектного анализа и внедрения составляют процесс проектирования, являющийся сам по себе объектом анализа и управления. Существующая сегодня технология управления проектами (не только в сфере создания информационных систем) позволяет хорошо структурировать этот процесс, используя известные формализмы и соответствующее программное обеспечение.

В докладе рассматриваются следующие вопросы:


  • основные понятия, методы, задачи и процессы управления проектом создания информационной системы;

  • компетенция менеджера проекта и особенности управления проектом в области информационных технологий;

  • обзор программных средств, поддерживающих управление проектом.


Методики обследования и анализа бизнес-процессов предприятия.

А.Н.Анохин

От степени формализации обследования предприятия во многом зависит эффективность и технологичность всех дальнейших этапов проектирования. Классические принципы построения АСУ нередко отдают этот процесс на откуп разработчикам, снабжая их лишь общими рекомендациями или методами его проведения. Если исполнитель оказывается творческой и прагматичной личностью, процесс завершается успешно. Однако, в большинстве случаев он «вязнет» или сводится к «искусству ради искусства», не давая никаких реальных результатов для дальнейшего проектирования. Чтобы избежать этого, необходимо четко представлять себе ответы на следующие вопросы:



  • какие данные необходимо собрать в процессе обследования;

  • как их получить;

  • в какой форме их представить и документировать;

  • как и для чего их использовать в дальнейшем проектировании.

На решение этих вопросов были во многом направлены появившиеся в конце 70-х гг. CASE-технологии, обеспечившие исследователей методической и программной поддержкой. Несмотря на существование различных нотаций для записи функциональной модели и программных систем, автоматизирующих этот процесс, практически все методики позволяют добиться главного – материалы обследования представляются в формализованном унифицированном виде, а сам процесс обследования становится технологичным, органично вписанным в цикл проектирования информационной системы.

В докладе рассматриваются следующие вопросы:



  • основанные на системном подходе и теории систем методологии и методы проведения обследования бизнес-процессов (функционального анализа) предприятия;

  • существующие нотации (формы записи) для представления функциональной модели;

  • обзор программных средств, поддерживающих функциональный анализ;

  • основные проблемы, возникающие в ходе функционального анализа.


Методики проектирования баз данных и информационного пространства

А.Н.Анохин

Неэффективность большинства информационных систем в организациях самого различного уровня во многом обусловлена фрагментарностью их информационного обеспечения. Дублирующие друг друга базы данных, содержащие взаимно противоречащую информацию, нечеткое взаимодействие подразделений, использующих информационную технологию, отсутствие репликации данных, неупорядоченный доступ – вот только малая часть проблем, вызванных отсутствием единого информационного пространства. Сегодня наличие такого пространства является непременным и необходимым условием создания высокоэффективных корпоративных информационных систем различного назначения.

Наилучшей основой проектирования информационной (концептуальной) модели предметной области служит функциональная модель, отражающая бизнес-процессы предприятия. Из функциональной модели ясно следует, какая информация, кем, в каких процессах и как используется. Известно, что для построения концептуальной модели необходимо синтезировать сущности, перечислить их атрибуты, определить связи, указать способы их реализации и задать ограничения целостности. Однако, построение концептуальной модели – далеко не однозначный процесс. Так, некоторая информация может представляться и как сущность и как связь; определенные сущности могут разделяться каждая на две и более, некоторые данные подлежат денормализации. Такие «парадоксальные» решения во многом зависят от творчества и опыта исследователя. И все же, независимо от этого, процесс концептуального моделирования достаточно технологичен и стандартизован, что подтверждается наличием ряда методик, стандартов, нотация для представления модели и программного обеспечения, поддерживающего процесс моделирования вплоть до создания компьютерных кодов на языке СУБД.

В докладе рассматриваются следующие вопросы:



  • основные понятия и категории концептуального моделирования;

  • существующие методы и нотации представления концептуальных моделей;

  • обзор программных средств, поддерживающих концептуальное моделирование.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница