Международный учет и международные стандарты финансовой отчетности: перспективы развития и сотрудничества



Скачать 137.83 Kb.
Дата14.03.2016
Размер137.83 Kb.
УДК 657.2:339.7:06.047.44:006.5
Алимбетов А.Ш.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УЧЕТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Кызылординский государственный

университет имени Коркыт Ата,

г. Кызылорда Республика Казахстан


Summary
This article is considered of prospects of the developing and cooperation in area of international accounting and international standarts of the financial reporting in Centralasian region.
Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО.

Наличие одинаковых экономических проблем на территории постсоветского пространства стимулирует правительства стран СНГ к тому, чтобы искать общие подходы в формировании системы бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. Начавшееся к настоящему времени реформирование системы бухгалтерского учета проходит во многих странах бывшего СССР на разных этапах развития, отличается направлением и учитывает особенности ситуации в национальной экономике, Тем не менее, сходство первоначальной ситуации во многом обусловило сходство процесса экономических реформ, в том числе и во многом сопоставимую схему реформирования существующих систем финансовой отчетности. Необходимостью согласования усилий по реформированию систем финансовой отчетности объясняется создание Координационного совета по методологии бухгалтерского учета, объединяющего представителей Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Представители Республики Казахстан и иностранные эксперты также принимают участие в работе Совета. В октябре 2001 года Советом принят проект Основных принципов и положений, согласно которому страны-участницы договорились о следующих основных принципах составления бухгалтерской отчетности организаций:

- финансовая отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним;

- финансовая отчетность должна быть полезна пользователям.

Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, и имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю.

Формы и содержание такой информации определяются руководством организации;

- финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах деятельности;

- при формировании финансовой отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами: обособленность имущества, непрерывность, начисление, осмотрительность, приоритетность содержания перед формой, нейтральность;

- информация, включаемая организациями в финансовую отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой.

Реформирование системы финансовой отчетности в странах Центральной Азии в решающей мере связано с участием международных и зарубежных организаций, с их финансовой и методологической помощью. В этой связи необходимо упомянуть деятельность Всемирного Банка, Международного валютного фонда, Американского агентства международного развития USAID, Организации Экономического сотрудничества и развития OECD, а также аудиторских компании Большой Четверки.

В условиях переходной экономики произошли значительные изменения в регулирующих основах, в рамках которых должен действовать бухгалтер, появилось множество новых технологий. Возрос общественный интерес к профессии бухгалтера, как и уровень требований к профессиональным знаниям, о чем свидетельствует возникновение новых профессиональных организаций, объединений бухгалтеров и аудиторов, таких, как Международный совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА). МССБА был создан по инициативе профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана на базе неформального Центральноазиатского совета профессионального совета бухгалтеров и аудиторов. На учредительной встрече МССБА в декабре 2001 года в Ташкенте к Совету присоединились также Россия и Украина.

Деятельность МССБА направлена на разработку и внедрение единой для региона программы тестирования и сертификации бухгалтеров. Программа профессиональной сертификации бухгалтеров разработана специалистами корпорации Прагма в рамках проекта USAID в Центральной Азии и в течение года проводится в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Программа основана на международных руководствах и стандартах в отношении технического образования профессиональных бухгалтеров. Бухгалтеры, участвующие в программе, после обучения и успешной сдачи экзаменов получают квалификацию «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер». В продолжение Программы предполагается создание региональной сети экзаменационных и сертификационных центров, которые будут подготавливать, проводить и оценивать экзамены и совместно с Советом выдавать сертификаты. Единая программа и порядок проведения квалификационных экзаменов будут утверждаться МССБА.

Программа реформы системы бухгалтерского учета является частью проекта поддержки предприятий, осуществляемой в странах Центральной Азии, таких, как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В рамках Программы осуществляется поддержка принятия и внедрения на предприятиях порядка учета, отвечающего требованиям рыночной экономики, способствующего повышению эффективности и экономическому росту. Программа включает три части:

Осуществляется содействие развитию бухгалтерской профессии в регионе посредством проведения профессиональных обучающих программ, экзаменов и профессиональной аттестации бухгалтеров. Учебные курсы проводятся по следующим программам:

1.Финансовый учет I

2. Финансовый учет II

3. Управленческий учет I

4. Управленческий учет II

5. Финансы

6. Аудит


7. Налогообложение и законодательство

8. Информационные системы в управлении (MIS)

Обучение проводится с соблюдением требований:

Руководства Международной федерации бухгалтеров (МФБ, IFAC)

Международных норм, разработанных Советом Объединенных Наций по Торговле и Развитию, Рабочей группой по международным стандартам финансовой отчетности (UNCTAD / ISAR)

Кроме того:

С технической точки зрения содержание программы основано на руководстве Общества Дипломированных Бухгалтеров Канады (CGA).

Курсы по перечисленным выше программам могут быть представлены как в виде трейнингов, так и в форме академических семинаров или курсов для самообучения. Трейнинги по программам 1-7 рассчитаны на 60 часов, и готовят кандидата к сдаче базового независимого добровольного экзамена.

Успешно сдавшие экзамены получают диплом профессионального бухгалтера и степень Дипломированного практикующего бухгалтера (CPA) или Дипломированного профессионального бухгалтера международного уровня (CIPA).

Программа подразумевает сотрудничество с национальными и региональными профессиональными объединениями бухгалтеров с целью принятия программы профессиональной сертификации в качестве обязательного технического требования при вступлении в организацию. Несколько наиболее крупных ассоциаций в Центральной Азии уже приняли эти программы для обязательной сертификации своих членов.

Предусмотрена поддержка институционального развития, в частности содействие профессиональным ассоциациям при разработке и принятии Уставов и регулирующих документов, отвечающих мировым стандартам корпоративного управления и профессиональным требованиям, основанным на рекомендациях Международной федерации бухгалтеров. Оказывается содействие профессиональным объединениям при вступлении в члены МФБ и поддержка деятельности регионального Международного Совета дипломированных бухгалтеров и аудиторов по гармонизации профессиональных стандартов. В состав Совета входят наиболее прогрессивные бухгалтерские и аудиторские организации республик Центральной Азии, России и Украины. Деятельность Совета направлена на гармонизацию действующих стандартов бухгалтерского учета и аудита в странах-участницах и внедрение программы профессиональной сертификации.

В последние годы в мире возросла потребность к уменьшению различий между национальными системами бухучета и их гармонизации. Стирание различий — это постоянный процесс, направленный на достижение конечной цели. Развитие бизнеса, сопровождающиеся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет новые требования единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов бухгалтерского учета.

Применение международных стандартов обеспечивает обслуживание транснациональных финансовых операций с капиталом и ценными бумагами, гарантирует прозрачность, сопоставимость и распространение достоверной информации. В силу своего авторитета международные стандарты все шире признаются как основа национальных требований к финансовой отчетности во многих странах.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых в любой ситуации в любой стране.

Становится все более очевидным, что именно МСФО станет тем фундаментом, на котором будет осуществляться подготовка сопоставимой финансовой отчетности. Так, в прошлом году Европейский парламент принял директиву, которая начиная с 2005 года будет требовать от компаний, зарегистрированных на биржах в странах ЕС, готовить свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является присущей только странам – членам СНГ. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета. Поэтому конец тысячелетия для бухгалтерского учета стран – членов СНГ связан с переводом на международные стандарты бухгалтерского учета.

В 2000 году Европейская комиссия в Брюсселе приняла решение запустить в действие механизм, благодаря которому Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) могли бы вступить в силу на территории Европейского Союза (ЕС). Еще до принятия данного решения было установлено, что к 2005 году сводная финансовая отчетность (в частности, составляемая компаниями с котируемыми ценными бумагами) в обязательном порядке должна представляться в соответствии с МСФО. Остальные организации могут либо перейти на МСФО, либо продолжить составлять отчетность согласно действующему порядку (т.е. в рамках Директив ЕС), при этом решение о применении той или иной системы стандартов принимается на национальном уровне странами-членами ЕС.

Правление Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Правление), отвечающее за разработку МСФО, является негосударственным объединением. Несмотря на то, что большинство организаций, включая Совет министров и другие структуры в ЕС, разделяет мнение о целесообразности использования МСФО в качестве общемировых стандартов бухгалтерского учета и отчетности, было необходимо разработать схему, позволяющую документам негосударственной организации приобрести законодательную силу на территории ЕС.

В настоящий момент правила ведения бухгалтерского учета в ЕС устанавливаются национальным законодательством, на уровне которого принимаются Директивы ЕС, в частности, Четвертая директива, регламентирующая порядок составления финансовой отчетности компаниями как отдельными юридическими лицами, а также Седьмая директива по сводной финансовой отчетности. На первом этапе в данные Директивы были внесены поправки, устраняющие противоречия с МСФО. Различные заинтересованные стороны, включая представителей стран-членов ЕС, провели серьезную исследовательскую работу с тем, чтобы поправки в Директивах действительно позволили внедрить МСФО. Потребовалось сделать не так много поправок, хотя отдельные поправки оказались достаточно весомыми в свете наметившейся в МСФО тенденции перехода на отражение объектов учета (в частности, финансовых инструментов согласно МСФО 39) по справедливой стоимости. Кроме того, было достигнуто соглашение о внесении дальнейших поправок в Директивы по мере необходимости с тем, чтобы отразить положения новых МСФО.

В то же время отдельно взятые МСФО было решено вводить в действие на территории ЕС путем принятия соответствующего Постановления. Таким образом, каждый МСФО (и, в первую очередь, существующие МСФО) предполагается утверждать на уровне Европейской Комиссии в статусе Постановления. В результате МСФО обретают законную силу в странах-членах ЕС, при этом не нужно будет обращаться в Парламент (как в случае с Директивами) всякий раз, когда выносится на рассмотрение новый стандарт или поправка в действующий стандарт. Очевидно, данный механизм представляется более эффективным в сравнении с правовой структурой, используемой для утверждения Директив.

Тем не менее, было необходимо сформировать структуру, посредством которой МСФО могли бы перейти из разряда документа, разрабатываемого международной негосударственной организацией, и приобрести статус Постановления на территории ЕС. Поэтому Европейская Комиссия выступила с инициативой создания подходящего механизма.

Комиссия планировала, что техническую работу будут осуществлять организации, представляющие негосударственный сектор в ЕС. В этой связи Комиссия провела переговоры с рядом профессиональных объединений, созданных на европейском уровне и возглавляемых европейскими специалистами по бухгалтерскому учету (в частности, с Федерацией европейских бухгалтеров, FEE). В результате FEE совместно с другими организациями, объединяющими, среди прочего, европейских промышленников и финансовых аналитиков (при посредничестве тогдашнего Президента Европейской федерации обществ финансовых аналитиков), сформировала рассматриваемую ниже структуру.

По плану Комиссии предполагалось создать Техническую экспертную группу (далее – ТЭГ) для выполнения всей технической работы. Однако заинтересованные профессиональные объединения, учредившие Европейскую консультативную группу по финансовой отчетности (далее – Консультативная группа), приняли решение сформировать Наблюдательный совет в рамках структуры Консультативной группы. Наблюдательный совет отвечает за сбор средств, направляемых на финансирование деятельности ТЭГ, назначение первоначального состава ТЭГ и заполнение вакансий членов ТЭГ в будущем по мере возникновения необходимости. Наблюдательный совет не занимается техническими вопросами за исключением одной-единственной ситуации, а именно: когда ТЭГ или другие нижеперечисленные заинтересованные стороны выступают с предложением не принимать какой-либо из международных стандартов. В этом случае за разрешение спорной ситуации берутся Наблюдательный совет и организации-члены профессиональных объединений на европейском уровне.

Структура Наблюдательного совета отражает размеры и степень значимости участвующих в его работе заинтересованных профессий. С другой стороны, в структуру ТЭГ входят одиннадцать человек, отбираемых на основании технических навыков без привязки к тем или иным регионам. Таким образом, несмотря на наличие определенного разброса стран, отдельные государства могут быть представлены не одним, а двумя членами, при этом не все страны ЕС входят в состав ТЭГ. Что касается технических навыков, в структуру ТЭГа входят представители предприятий различных отраслей промышленности, аудиторской профессии и финансовых аналитиков. Кроме того, некоторые сотрудники ТЭГ работают в советах по стандартам бухгалтерского учета отдельных стран-членов ЕС. Благодаря своим представителям и другим контактам с национальными советами по стандартам бухгалтерского учета ТЭГ получил возможность работать в условиях полной информации о ходе работы над стандартами бухгалтерского учета в странах-членах ЕС.

Принимая во внимание всю сложность страхового рынка, была сформирована отдельная Консультативная группа по страхованию на правах подкомитета ТЭГ для рассмотрения всех вопросов, связанных с бухгалтерским учетом договоров страхования или ведением учета в страховых компаниях. Однако в случае, если ТЭГ обсуждает вопрос, имеющий отношение к страхованию, на заседание приглашаются представители Консультативной группы по страхованию.

В течение примерно десяти месяцев года ТЭГ проводит ежемесячные заседания и решает целый ряд задач. В первую очередь, в обязанности ТЭГ входит представление рекомендаций об утверждении каждого МСФО в статусе Постановления ЕС. На первом этапе выполнения поставленной задачи была проведена экспертиза действующих стандартов. Следует отметить, что у ТЭГ есть право выдать рекомендацию об отклонении, а не корректировки того или иного международного стандарта. Рекомендацию об утверждении международного стандарта ТЭГ направляет в Комитет ЕС по регулированию бухгалтерского учета (далее – Комитет). В состав Комитета входят представители стран-членов ЕС и, в отличие от ТЭГ, Комитет является правительственным органом ЕС, имеющим право принимать решение о переходе к процедуре официального утверждения на уровне Европейской комиссии. В случае разногласия между Комитетом и ТЭГ проблема выносится на повестку дня Наблюдательного совета Консультативной группы, и все заинтересованные стороны работают над ее разрешением.

В случае, если какой-либо из новых МСФО вступает в противоречие с действующими Директивами, ТЭГ рекомендует Комитету, Комиссии и другим организациям внести соответствующую поправку в Директивы.

Процесс утверждение МСФО по мере их разработки отражает всего один аспект деятельности ТЭГ. Перед ТЭГ стоит еще одна масштабная задача, а именно: обеспечение взаимодействия с Правлением КМСФО в процессе его текущей работы над дискуссионными документами, Предварительными вариантами стандартов и другими документами, рассматриваемыми на этапе подготовки МСФО. Таким образом, Европейский союз будет принимать самое непосредственное участие в дискуссиях по разработке новых международных стандартов.

Что касается затрат на содержание Консультативной группы (в части деятельности Наблюдательного совета), то они покрываются профессиональными объединениями, участвующими в ее работе, а затраты ТЭГ – организациями, командирующими своих сотрудников в ТЭГ, – например, совет по стандартам бухгалтерского учета покрывает расходы на содержание члена ТЭГ, представляющего соответствующую страну. Консультативная группа не выплачивает вознаграждение и не покрывает расходы членов ТЭГ. Однако работу ТЭГ обеспечивает административный аппарат Консультативной группы, возглавляемый Генеральным секретарем: оплата услуг аппарата производится за счет средств, привлекаемых Наблюдательным советом среди своих членов, т.е. профессиональных объединений ЕС. Затраты технического персонала ТЭГ ограничены ввиду того, что, по меньшей мере, часть предварительной работы над техническими вопросами может быть выполнена советами по стандартам бухгалтерского учета в ЕС. Это еще один фактор, способствующий логически последовательному обсуждению всех технических аспектов, в том числе привлечению к работе лиц, уже принимающих активное участие в дискуссиях по техническим вопросам бухгалтерского учета в рамках других организаций.

В настоящее время в ЕС уже запущен и вполне удовлетворительно работает механизм преобразования МСФО в нормативную базу для составления сводной финансовой отчетности. Инициатива Европейской комиссии, направленная на привлечение к работе негосударственных объединений, имеет огромное значение, так как она позволяет выносить технические вопросы на обсуждение с привлечением практикующих специалистов соответствующих профессий. В то же время прохождение МСФО через Комитет ЕС по регулированию бухгалтерского учета придает данному процессу политическую легитимность.



Безусловно, Европейскому союзу было бы крайне сложно противостоять стремлению мирового сообщества к утверждению того или иного МСФО. Представители международного бизнеса и международных инвесторов-участников рынка капитала негативно отнеслись бы к любым расхождениям между стандартами бухгалтерского учета, принятыми в ЕС, и стандартами, действующими в других странах. В этой связи следует также отметить, что, хотя официальные круги в Соединенных Штатах пока достаточно осторожны в своих публичных заявлениях, практика показывает убежденность американских органов государственной власти в необходимости своевременного принятия решения об использовании МСФО для целей регулирования в США. Переход США на МСФО вполне возможен в период 2011 – 2012 гг.

Список использованных источников




    1. Бухгалтерский учет. Учебник. И.Е.Тишков, А.И.Балдинова, Т.Н.Дементей и др.; пол общей редакцией И.Е.Тишкова; Москва, Высшая школа, 2006 г.

    2. Рахимбекова А. «МСФО 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности», www.minfin.kz.

    3. Сейдахметова Ф. «О международных стандартах финансовой отчетности», «Бухгалтер плюс компьютер», №8, 2005 г.

    4. Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" от 20.11.98 г. №304-1 (с последними изменениями и дополнениями от 11.06.03 г.)

    5. Ержанов М.С., Даулетбаков Г.Б., Ержанова А.М., Байдиков А.М «Аудит-1»: учебник – Алматы: издательство «Бастау», 2005. – 382 с.

    6. Казахстанские специалисты “Deloitte Touche Tohmatsu” «Концепция МСФО», «ББ-МСФО», №2, 2005 г.

Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> Конкурентоспособность и качество продукции: теоретический аспект
publications -> Серия публикаций: Концепция стратегии устойчивого развития: формирование казахстанской модели
publications -> Определение географической долготы по кульминационной высоте Луны
publications -> Фантастика как отражение основных тенденций развития культуры
publications -> "утратить благопристойность" от своего "богатства" !!!»- прочитав монографию «Код Евразии»
publications -> Довгаль Наталья Николаевна
publications -> Развитие стратегического партнерства в Алматинской академии экономики и статистики Под стратегическим партнерством
publications -> Оао «снпс актобемунайгаз», тоо «Казахойл», тоо «Казахтуркмунай», умг «Актобе», предприятия горнорудной и химической промышленности, Донской гок и актюбинский завод ферросплавов ао «тнк казхром», ао «азхс», а также зао «Актобе тэц»
publications -> Наблюдение больных после операции аортокоронарного шунтирования и стентирования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница