Международная научно практическая конференция научного сообщества



Скачать 443.98 Kb.
страница1/2
Дата31.07.2016
Размер443.98 Kb.
ТипРеферат
  1   2
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

«ПОИСК»


Секция «Социально-значимые проекты»

Тема ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

/популяризация футбола и спортивного образа жизни среди подростков микрорайона/



Межшкольный социальный проект

Государственного бюджетного образовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа № 86 имени М. Катукова

и

Государственного бюджетного образовательного учреждения



Средняя общеобразовательная школа № 89 имени А. Маресьева

Авторы проекта: Ткачев Даниил Павлович, учащийся 8-а класса ГБОУ СОШ №86им.М. Катукова Ткачев Егор Павлович, учащийся 9-а класса ГБОУ СОШ № 89 им. А. Маресьева

Руководители: Макарова Галина Михайловна, учитель иностранного языка, руководитель школьного научного общества ГБОУ СОШ №86

Романова Людмила Викторовна, учитель математики ГБОУ СОШ №89
Консультант:

Илья Леонов, двукратный чемпион мира,

капитан сборной России по пляжному футболу,

обладатель Межконтинентального Кубка
Москва, 2014

АННОТАЦИЯ

Очень важно дать подросткам нужное направление в жизни, помочь сделать правильный выбор, показать пример. Авторы проекта Даниил и Егор Ткачёвы сделали свой выбор в пользу спорта и здорового образа жизни и помогают другим ребятам последовать их примеру.

Научные руководители проекта



Содержание:
Введение……………………………………………………………………………4

1. Немного о футболе………………………………………………….………...8

1.1.Большой футбол и важное интервью…...........................................10

1.2.Мини-футбол и советы тренера………………………………………11

1.3.Пляжный футбол и встреча с его Главным Героем….…….……..13
2. Математика и футбол: создание «Футбольного задачника»……16

3. Иностранный язык и футбол: создание «Толкового словаря футбольных терминов» ………………………………………………..23

Заключение……….………………………..………………………………….....25

Список использованных источников…………………………………28

Приложения……………………………………………………………..29

Футбол – это вид спорта оптимистов

…У нашего футбола большое будущее!

В. Бубкин.1

ВВЕДЕНИЕ


Мы – братья и мы очень любим футбол. Эта игра понравилась нам давно, когда мы без всяких правил просто гоняли мяч, пытаясь попасть в «ворота» друг друга. Сколько мы себя помним, мы играли в мяч всегда и везде, где бы мы ни оказались: на улице, на балконе, в коридоре, в комнате, в гостях. Когда мы подросли, узнали, что с мячом играют не только дети, но и взрослые. Да еще как играют! Мы узнали, что это серьезная игра, имеющая свои правила и законы. Мы вместе знакомились с правилами этой игры, и она нам нравилась все больше и больше. Пришло время выбирать себе вид спорта для занятий, и мы с братом без всяких обсуждений решили выбрать футбол. Нам тогда было 6 и 7 лет. Сейчас нам 14 и 15 , и мы не только любим футбол, как и прежде, но и играем каждый в своей команде.

Совмещая футбол с учебой в школе, мы испытывали трудности с распределением времени на два этих важных занятия: учёба и спорт. Важным и главным нам казался только футбол, а интерес к урокам и домашним работам совсем пропал, так как мы не видели необходимости в этом. Мы не понимали, для чего нам нужны знания точных наук, а тем более гуманитарных, если мы собираемся стать спортсменами- футболистами, были уверены, что теперь наша задача – тренироваться день и ночь, отрабатывая передачи и удары, а тратить время на математику или иностранный просто нет необходимости, ведь это не пригодится футболисту. Также мы были уверены, что настоящие футболисты никогда не испытывали нужды в изучении этих предметов за ненадобностью этих знаний. Оказалось, что все совсем не так.

Своей работой мы хотели заинтересовать футболом своих друзей и одноклассников, а так же незнакомых подростков. Хочется обратить внимание ребят на эту замечательную игру, привлечь их к занятиям футболом. Если бы все занимались футболом, если бы любили эту игру как мы, то у подростков нашего микрорайона не оставалось бы времени на конфликты и выяснение отношений. Мы хотели рассказать всем, что футбол – это не только занятие для ног, как считают некоторые взрослые, это очень полезная и умная игра, которая требует от игрока разносторонних знаний.

В своей работе мы определили место и значение математической терминологии и иностранных слов в футболе и сделали вывод о необходимости знаний математики и иностранного языка для спортсмена. Свои наблюдения и выводы мы представили сравнительными и итоговыми таблицами. Для того, чтобы как можно раньше заинтересовать ребят футболом и поддерживать интерес к математике, мы начали составлять математический Футбольный задачник с задачами разного уровня сложности.

Всю эту работу мы проделали для того, чтобы как можно раньше привлечь ребят к занятиям спортом. Мы часто видели на улице подростков, бесцельно слоняющихся, не знающих, чем заняться. Отсутствие интересов и масса свободного времени у ребят наших учебных корпусов стали часто выяснять отношения друг с другом В нашем микрорайоне есть все условия для занятий футболом: замечательный спортивный стадион «Янтарь», работают вечерние секции футбола при школах. На футбольной площадке 2-го корпуса школы №86 работает настоящая футбольная секция, где тренировки не прекращаются ни днём, ни вечером, идут при любой погоде. Мы решили, что ребятам надо больше рассказать о футболе, о возможностях заниматься футболом недалеко от дома. В таком случае, у мальчишек осталось бы меньше времени на пустые занятия.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

популяризация футбола и спортивного образа жизни среди подростков микрорайона.
Исходя из цели работы, мы поставили перед собой важные задачи, решение которых пополнит наши знания о футболе и поможет заинтересовать других ребят.

ЗАДАЧИ:


-собрать материал о разновидностях футбола

-создать таблицу для наглядного сравнения трех основных видов футбола

-проследить присутствие математики в футболе

-пронаблюдать происхождение футбольных терминов

-создать «Футбольный задачник»

оформить стенд о футболе и футболистах;

побеседовать с футболистами, взять интервью;

рассказать ребятам о футболе как о замечательной и полезной игре;

провести анкетирование, сделать анализ анкет;

привлечь к занятиям футболом как можно больше ребят наших школ;

всегда и везде популяризировать любимый вид спорта, здоровый образ жизни и интерес к учебе;

получить удовольствие от проделанной работы.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, использованные в работе: описательный метод (наблюдали, описывали, собирали факты), сравнительный метод (изучали сходства и различия видов игры), исторический метод (изучали закономерности, историю возникновения),графический (составляли сравнительные и итоговые таблицы), демонстрационный (рассказывали о футболе, о результатах работы над проектом) и другие.

Быть может, мы с братом не станем профессиональными футболистами, но каждый из нас каким-то образом обязательно свяжет свою жизнь с футболом и спортом. Знание точных наук и иностранных языков только расширят наши возможности.


Актуальность: данная тема является актуальной, так как в процессе объединения учебных заведений в единые образовательные комплексы очень важно направить энергию, внимание и силы подростков не на выяснение личных отношений, а на занятия спортом, на выбор здорового образа жизни.

Новизна: данный проект является межшкольным, что позволяет привлечь гораздо большее количество участников.

В процессе работы над проектом было проведено социологическое исследование, предметом которого являлись учащиеся нашего микрорайона, школ № 86 и № 89.


Свою работу мы посвящаем Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи и успеху наших замечательных спортсменов!

01.09. 11 - начало работы над проектом

15.03.14 - работа продолжается Если англичане называют это игрой,

то что ж они называют дракой?

Гастон де Фуа [6]

ГЛАВА 1

Немного о футболе

Мы очень любим футбол, как и многие наши друзья. Но оказалось, что не все ребята, мечтающие играть в футбол, уже сделали свой выбор - каким видом футбола им лучше заниматься. Не все знают историю возникновения футбола. Мы с братом решили помочь ребятам с выбором, а для начала провести анкету. Все, кого мы анкетировали, на вопрос о происхождении футбола отвечали лишь то, что этот вид спорта возник в Англии. Действительно, у англичан больше всего оснований считать именно себя родоначальниками современного футбола. Но нам стало очень интересно, а откуда же в Англии появился футбол, и как он выглядел.

Оказалось, что футбол является одной из старейших игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Читая различные исторические источники, рассказывающие о происхождении этой интереснейшей игры, мы узнали, что игра в мяч была любима китайскими воинами еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Встречалась нам и такая информация, что истоки этой игры идут из Древнего Рима и Древней Греции. Но больше всего нас удивило то, что на раскопках в Древнем Египте археологи обнаружили не только изображения людей, играющих в футбол, но и сам футбольный мяч! Этот предмет несколько отличался от современного футбольного мяча, но для игры годился: кожаный мешок странной формы, набитый волосами, шерстью и водорослями. Данного факта не знал никто из анкетируемых нами ребят, интересующихся футболом, но интересно узнать было всем. Анализируя анкеты, мы узнали, что многие ребята не имеют достаточной информации обо всех разновидностях футбола, поэтому и не занимаются пока спортом вообще. Мы расскажем о разновидностях футбола и поможем сделать правильный выбор, как когда-то сделали сами. Кто-то из анкетируемых считает, что футболисту знаний и ума не надо и незачем уделять внимание школьным предметам. Мы готовы опровергнуть это мнение, потому что уже сами на своем опыте убедились, что это не так.

Существует далеко не один вид футбола. Разновидности этого вида спорта – это игры с меньшим количеством игроков. Здесь можно вспомнить ФУТДАБЛБОЛ (играется двумя мячами); ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ (играется на песке); МИНИ-ФУТБОЛ (играется в зале на специальном покрытии); ДВОРОВЫЙ ФУТБОЛ (играется на любом покрытии, на полях любого размера при любом количестве игроков); БОЛОТНЫЙ ФУТБОЛ (играется на болте); ФУТБОЛЬНЫЙ ФРИСТАЙЛ (заключается в исполнении всевозможных трюков);ДОМБАЙСКИЙ ФУТБОЛ(смесь альпинизма и футбола, т.к. все игроки находятся в одной связке).

Многие эти и другие игры, имитирующие футбол, очень зрелищно смотрятся, но это, по нашему мнению, больше похоже на шоу или на игру в сложившихся условиях, чем на серьезную спортивную игру.

Футдаблбол в нашей стране не распространен, о нем почти никто не знает из числа опрошенных нами людей. Дворовый футбол знают все, играли все, но не считают этот спорт таким же зрелищным и серьезным, как мини-футбол, пляжный и традиционный.(3)

В этой главе мы остановимся на тех 3-х видах футбола, которые оказались известны многим анкетируемым : традиционный большой футбол, мини-футбол и пляжный футбол.

Почему мы решили подробнее остановиться именно на этих трех видах футбола? Мы с братом долго выбирали, каким из этих видов футбола лучше заниматься каждому из нас.

В нашем районе очень развиты все три вида футбола, и есть возможности им заниматься. Может быть, кто-нибудь из наших ровесников стоит перед таким же выбором, как мы когда-то, тогда наше исследование и сравнение очень поможет им сделать правильный выбор в пользу самого интересного для них вида футбола [6].

1.1.Большой футбол

Обычная, традиционная игра в футбол возникла в далекой древности. В эту игру по перемещению мяча без всяких правил играли и воины, и простые люди в любое время и в любом месте : на улицах, на площадях, на поле боя во время затишья, на узких переулочках, даже на льду. Люди чувствовали какую-то радость, бодрость, поддержку других, получали много положительных эмоций от игры. Незатейливая игра нравилась и игрокам, и смотревшим на игру. Это интересное времяпровождение стало распространяться через торговцев, моряков, путешественников в другие страны. Но больше всего прижилась в Англии, так как пришлась по душе, оказавшись близкой национальному характеру, где и стала развиваться и распространяться в другие страны. Придя в Россию, футбол пришелся по душе и нашим предкам.

Прочитав и проанализировав литературу, изучив интернет-источники, мы создали сравнительную таблицу «История зарождения(возникновения) и развития футбола в России и Англии»(см. Приложение №1), по которой можно пронаблюдать историю зарождения и развития футбола, которая вызвала интерес у всех наших слушателей и даже у учителей.
По количеству игроков большой футбол самый многочисленный. Игровое поле самое большое именно здесь. Играют 2 команды по 11 игроков. Матч длится 90 минут, состоит из 2-х таймов. Этот вид футбола наиболее популярный и распространенный. Его чаще показывают по телевидению, игроков знают в лицо, приглашают в различные иностранные клубы.

Мы взяли интервью у выпускника нашей школы №86, игрока молодежной сборной команды ЦСКА Алексея Шелепенкова, чтобы узнать причины выбора именно этой разновидности футбола, выслушать его советы. Алексей рассказал, что футбол любит всю жизнь. В клуб ЦСКА его привели родители, и он стал там тренироваться. С каждым годом тренировок становилось больше, приходилось участвовать в большом количестве игр и сборов. Часто его снимали с школьных уроков и с лекций в институте. Но он старался не запускать учебу. Алексей рассказал, что в школе специально пошел в математический класс, хотя знал, что нагрузки будут колоссальные. Школу закончил очень успешно. Футболист искренне пожелал нам и всем ребятам, выбирающим вид футбола, отдать предпочтение традиционному футболу, самому распространенному и интересному. Но самое главное, что пожелал нам Алексей, - это очень хорошо учиться. Он сказал, что для тренировки тела нужна игра, а для гимнастики ума нужна математика. Именно математический подход к футбольному матчу, как к решению задачи, поможет сделать игру зрелищной и интересной. И еще Алексей пожелал нам опровергнуть мнение многих людей о том, что спортсмены, а особенно футболисты, хорошо развиты только физически, но не умственно. Для этого надо многое освоить: побольше читать, развивать кругозор, изучить не менее 2-х иностранных языков и правила этикета. Мы приняли во внимание все советы футболиста Алексея Шелепенкова.



Итак, традиционный футбол – игра древняя, имеющая своего прародителя. В Россию футбол пришел из Англии от британских моряков. И английский, и Российский футбол прошли похожий долгий путь от гонения и запретов до признания игры самой массовой и любимой. По мнению футболиста Алексея Шелепенкова, большой футбол наиболее интересная разновидность игры. Знания математики и иностранных языков сделают спортсмена более результативным, разовьют личностные качества. Личный пример, история успешного молодого спортсмена, когда-то ученика нашей школы очень заинтересовала всех наших слушателей.

1.2.Мини-футбол.

Иногда можно встретить и другое название этой игры – футзал. Первыми начали играть в эту игру бразильцы в 1920-х годах. Вскоре игра проникла в Голландию, Испанию, Италию. Именно голландцы провели свой первый национальный чемпионат в 1968 году. Как отдельный вид спорта мини-футбол начинает развиваться в середине 70-х годов. Первый матч между национальными сборными прошел в Риме в 1974году. В это же время мини-футбол приходит и в Россию. Соревнования проводятся под эгидой «Ассоциации мини-футбола России»(АМФР). Успех и популярность этой игры обусловлен доступностью и возможностью играть каждому желающему. Для этого нужен только спортивный зал. Зимой можно продолжать играть в спортзале. Во многих школах, как и в наших, есть секции мини-футбола, куда каждого могут принять.

За последние годы Российские клубы по мини-футболу добились успехов на европейской арене. В 1999 году сборная России одержала победу на чемпионате Европы по футболу в серии пенальти, переиграв испанцев. Кубок УЕФА в 2007 году достался московской команде «Динамо», а в 2008 году – екатеринбургской «ВИЗ-Синары». В 2009 году Россия второй раз подряд принимала финальную часть турнира.

Игра в мини-футбол ведется двумя командами по 4 человека полевых игроков в каждой

и вратарь. Продолжительность матча -2 тайма по 20 минут (по новому эксперименту FIFA по 25 минут). Мяч меньших размеров, чем в футболе на траве и имеет несколько другие характеристики. Задача игроков- забить гол в ворота противника. Играть можно любой частью тела, кроме рук. Размеры зала и ворот значительно меньше, чем в традиционном футболе на траве.4

Секции мини-футбола существуют во многих школах. Это очень доступный и самый удобный вид футбола, по мнению его тренера Сергея Владимировича Меньшихина. Тренер очень рекомендует ребятам заниматься именно этим видом футбола по многим причинам : всегда можно найти секцию мини-футбола если не в своей школе, то в соседней, что освобождает от лишней траты времени на дорогу в какой-нибудь футбольный клуб; заниматься в зале можно в любую погоду и в любое время года; на маленькой территории тренер во время тренировки лучше видит игроков и может больше дать ценных советов. По мнению тренера, эта разновидность футбола наиболее демократичная и интересная и для игроков, и для зрителей, тем более для подростков. Очень почетно и приятно быть игроком команды своей школы. Это воспитывает чувство ответственности, выносливость и другие самые лучшие качества спортсмена и личности. Тренер очень советовал быть подтянутыми во всех отношениях и иметь голову во всех смыслах. Очень рекомендовал больше заниматься математикой, технологией, изучать иностранный язык. Эти знания очень нужны в жизни любого человека, а для спортсмена – основа.



Итак, Сергей Владимирович Меньшихин советует выбрать для занятий мини-футбол как наиболее доступный всем вид футбола и при этом не забывать об учебе. Занятия мини-футболом проходили в спортивном зале нашей школы, поэтому многие ребята решили записаться в эту секцию.

1.3.Пляжный футбол.

Пляжный футбол тоже зародился в Бразилии. На отдыхе в теплой стране, около воды, на пляжах люди начинали играть в мяч прямо на песке. Это простое увлечение вскоре выросло до уровня вида спорта международного уровня. Правила игры в пляжный футбол основаны на правилах игры в обычный футбол на траве. Соревнования проводятся на песочных пляжах, играют босиком. Игроки имеют возможность импровизировать , использовать красивые технические приемы. В каждой команде по 5 игроков- 4 на поле и вратарь. Матч состоит из 3-х периодов по 12 минут. Перерыв между периодами 3 минуты. Ничьих в пляжном футболе не бывает. После основного времени при необходимости назначается дополнительный период – 3 минуты. Но если никто не забьет и в это время, то назначается серия пенальти. 5

В то время, когда мы работали над проектом, сборная команда России по пляжному футболу стала Чемпионом мира, который проходил этой осенью в Италии. Мы следили за всеми матчами, очень радовались за нашу команду. Когда команда вернулась в Россию, мы решили отправить свои поздравления команде по электронной почте. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что наш любимый игрок – капитан сборной команды Илья Леонов ответил на наше поздравление и пригласил посмотреть тренировку. Мы с радостью приняли приглашение капитана. На встречу мы принесли рабочие материалы к своему проекту, подготовили и свои фотографии. Встреча прошла незабываемо! Илья стал нашим Главным Героем. Он много рассказывал о футболе, о том, как сам попал в пляжный футбол, рассказал разные интересные случаи из жизни игроков. Не все игроки сразу пришли именно в пляжный футбол. Многие, как и сам Илья, сначала занимались в школе мини-футболом, затем на стадионах традиционным футболом. Илья был приглашен опытным тренером в пляжный футбол. Об этом выборе не пожалел. Особенно сейчас, когда команда в самом зените славы! Илья дал замечательный совет – развивать скорость, смекалку, хорошо учиться и добросовестно тренироваться, тогда будут результаты! Рассказывая об участии в соревнованиях в разных странах, Илья Леонов рассказал, как необходимы знания иностранного языка, а лучше двух-трех. Соперники разных команд свободнее владеют языками, чем наши игроки. Это ограничивает возможности и на совместных дружеских тренировках, и на встречах, и в свободном общении. Илья Леонов советует выбрать для занятий только пляжный футбол. Спортсмены часто перемещаются по всем теплым странам мира, где возможно проведение соревнований по пляжному футболу. Тренировки и игры всегда очень зрелищные, интересные, эмоциональные. Сейчас, учась в школе и начиная спортивный путь, надо получить хорошие знания, чтобы быть разносторонней личностью. Знания математики бесценны, по мнению Ильи. Скорость принятия решения, быстрота мышления, молниеносная реакция, просчет действий – все эти качества, так необходимые футболисту, развивает школьная математика. Все это Илья советует и своему сыну, который хоть еще и маленький, но когда-то тоже станет выбирать вид спорта для занятий.

В конце встречи Илья Леонов подарил нам фотографии из своего домашнего архива, написал нам в напутствие теплые слова. Эта встреча оставила потрясающее впечатление. Захотелось попробовать и пляжный футбол, такой зрелищный и красивый вид спорта.

Пока мы готовили к сдаче свой проект, пришла еще одна замечательная новость: сборная России по пляжному футболу ещё раз выиграла Межконтинентальный Кубок! Мы поздравили Илью Леонова и всю нашу команду с победой.
Итак, все три вида футбола, о которых мы рассказывали, вызвали огромный интерес у ребят. Каждая разновидность имеет свои особенности, которые мы разместили в итоговую сравнительную таблицу(см.Приложение №2).

Многие ребята, которые слушали нашу информацию, задавали вопросы, рассказывали о своих планах, спрашивали о том, как можно начать заниматься футболом в секции, какой график. Для нас это было очень важно.



ГЛАВА 2

Математика и футбол: создание «Футбольного задачника»

Словосочетание «математика и футбол» может озадачить многих. Кажется , что у них нет ничего общего. Но, если подумать… Мы рассмотрим, имеет ли какое-то место в футболе математика, нужна ли она футболисту.

Когда команда готовится к очередной игре, просчитываются все наиболее вероятные ситуации. Тренер, зная возможности своих игроков, мысленно расставляет их по полю так, чтобы игра имела наилучший результат. Если заранее известна манера игры каждого из соперников, их сильные и слабые стороны, то можно план своей игры построить с учетом этих данных и внести , определенные изменения в тактику игры своей команды. Эту задачу приходится решать тренеру. В это время он похож на человека, который решает сложную математическую задачу со многими неизвестными, но ему не от кого ждать подсказки, нельзя заглянуть в конец учебника и подсмотреть ответ. Все приходится решать самому, а ответ будет известен лишь после окончания игры.

Каждый футболист тоже продумывает возможные игровые ситуации, с учетом рекомендаций тренера, и ищет решение своих маленьких стратегических задач.

Любители футбола знают, что хорошо играть можно лишь в том случае, когда вся игра досконально продумана, и все игроки действуют согласованно. После игры футболисты команды собираются для того, чтобы обсудить, как она проходила. Анализируется ход игры: что удалось осуществить, чего не удалось осуществить, почему, кто и какие допустил ошибки. Это напоминает разбор городской контрольной работы по математике. В общем, футбол-это расчет, расчет-это логика, логика-это математика!

Вот мы, любители футбола, пришли на стадион. Перед нами поле, которое имеет форму ПРЯМОУГОЛЬНИКА. Во внутренней части этого прямоугольника начерчены: ПРЯМОУГОЛЬНИКИ, КРУГ, СЕКТОРЫ КРУГА, ОТРЕЗКИ ПРЯМЫХ ЛИНИЙ, ДУГИ ОКРУЖНОСТИ, ОКРУЖНОСТЬ, УГЛЫ, ЦЕНТР ОКРУЖНОСТИ, - все эти понятия знакомы нам из геометрии. Геометрия возникла, как наука, связанная с различными измерительными работами на земле («гео» - по-гречески земля, а «метрио» - мерить). Поэтому разметку футбольного поля можно отнести к геометрическим задачам. Конечно, она решается современными методами и при помощи современного оборудования. Футбольное поле имеет определенные размеры 90 м х 120 м в большом футболе. Центральная линия делит поле на два равных прямоугольника. В центре поля круг, радиус которого 9 метров. В каждом углу поля - сектор круга, радиуса 1 метр. Около каждых ворот по два прямоугольника: один имеет размеры 28,32 м х 5.5 м, а другой 40,32 м х 16,5 м. Теперь понятно, что каждый раз, готовя поле к игре, приходится решать геометрическую задачу.

Поле приготовлено к игре. Зрители заполнили трибуны. Выходят игроки. В каждой команде одинаковое число игроков-11. У каждого игрока на футболке написано какое-нибудь число, это его порядковый номер. В математике, если каждый элемент числового ряда имеет свой номер, то такой числовой ряд называется ЧИСЛОВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ. Для начального удара мяч кладется на землю в ЦЕНТРЕ поля, и игра начинается по сигналу судьи ударом по неподвижному мячу одним из игроков команды, начинающей игру. Удар по мячу должен быть НАПРАВЛЕН ( при этих словах возникает образ ВЕКТОРА- направленного отрезка) в сторону соперника. Мяч считается в игре после того, как он пройдет расстояние, РАВНОЕ ДЛИНЕ СВОЕЙ ОКРУЖНОСТИ . При начальном ударе игроки должны находиться на своей ПОЛОВИНЕ поля, НЕ БЛИЖЕ 9 метров от мяча. Идет игра. Команда забила гол! На табло загорелось 1:0. Такая запись в математике называется ОТНОШЕНИЕМ. И это не все. Даже некоторые термины в футболе объединяют его с математикой:

--линия;,

-- угол ворот;

-- одиннадцатиметровый удар-пенальти;

-- угловой удар- удар, производимый из углового сектора с той стороны ворот, где мяч вышел за пределы поля;

-- «девятка»-гол в один из верхних углов ворот;

-- выход один на один - ситуация во время игры, когда игрок, оставив далеко позади или в стороне от себя соперников, ведет игру, имея впереди лишь одного вратаря;

-- «скрещивание» (скрещивающиеся прямые в геометрии -это прямые, которые не имеют общих точек и не лежат в одной плоскости)-один из партнеров игрока, который ведет мяч, бежит ему навстречу, подхватывает мяч и продолжает двигаться туда же , куда бежал без мяча;

-- счет ;

-- итоговая таблица – таблица, в которую, после окончания матча, вписываются его результаты и завоеванные командой очки.

Математическую лексику, использующуюся в футболе, можно представить таблицей (см. Приложение №3)

Тренеры учат команду : «Играй головой, а не только ногами!» Это не значит, что бить по мячу нужно головой. Это значит, что играть надо думая! Точность расчетов, четкость и ясность мыслей – вот что объединяет футбол и математику. Математика живет в футболе и помогает решать футбольные задачи. Место математики в футболе очень важное и почетное. У нас давно не возникает сомнений по поводу необходимости знаний математики для футболиста.

На наших тренировках тренер тоже предлагает нам планшет с изображением поля и прочерчивает возможные варианты перемещения игроков, рассматривает различные комбинации, обсуждает их с нами. Это тоже похоже на решение математических задач. Значит, футболисту надо уметь работать с чертежом, понимать его. Как выполнит игрок задачу тренера, если не владеет математической терминологией, если не сможет в нужный момент решить в голове задачку, молниеносно перемещаясь за мячом?

Мы очень любим теперь математику, не меньше, чем футбол. Этому доказательством являются успехи в секции, хорошие оценки по математике, участие в математических олимпиадах.

Теперь мы знаем, что математическая лексика имеет место в футболе. Она очень важна. Без этих слов невозможно представить себе футбол. Футболисту необходимы знания математики, чтобы его игра не была бездумным перемещением по полю, а настоящим скоростным решением спортивных математических задач.

Когда мы с братом были маленькие, и нам не хотелось делать уроки, наши родители придумывали для нас математические задачки по на футбольную тему. Нам становилось интересно, так как мы представляли себя футболистами - героями этих задачек. Задачки решались легче и веселее. Потом мы полюбили математику и стали сами сочинять задачки. Самые интересные задачи запоминались, какие-то мы записывали в тетрадь. В этом году мы решили не только собрать все придуманные нами задачи, но и предложить своим одноклассникам тоже сочинить свои задачи на футбольную тему. У нас получился целый Футбольный задачник. «В футболе, как и в жизни, соседствуют улыбки и слезы, радости и трагедии»[4] - так и в нашем Футбольном задачнике, как и в жизни, есть и смешные темы, и грустные, и радостные условии. Трагических условий задач нет, ведь футбол для нас – источник радости! Наш Задачник проиллюстрирован нашими рисунками и рисунками одноклассников.

Работая над составлением задачника, мы сгруппировали задачи по уровню сложности для разных возрастных групп.

Задачам для учащихся начальной школы мы уделили особое внимание, ведь именно в этом возрасте мальчишки и делают выбор вида спорта и образа жизни вообще. Мы хотим рекомендовать именно футбол! Через решение задач мальчики заинтересуются футболом и выберут тем самым здоровый образ жизни!

Задачи для более старших школьников тоже старались придумать интересными и развивающими, содержащими полезную информацию об истории футбола, о правилах игры, о разных особенностях.

Все страницы с условиями задач имеют иллюстрации к ним и место для решения .

Мы с братом учимся в 8 и 9 классах общеобразовательной школы, поэтому наш «Футбольный задачник» не содержит заданий повышенной трудности. Но мы обязательно будем пополнять наш задачник, сами будем решать эти задачи и предлагать другим. А пока мы предлагаем свои задачи учащимся группы продленного дня и нашим одноклассникам на внеклассных мероприятиях по популяризации футбола. Некоторые задачи мы приводим на страницах нашей работы:

Задача №1

В городе Барселона есть футбольный стадион, называется он Камп Ноу. Его вместимость 98787 человек. На нем играет Великая команда. Названа она в честь города. «Барселона» играет в чемпионате Испании по футболу. И на Камп Ноу приходят толпы болельщиков. Вычислите среднюю посещаемость домашних матчей «Барселоны», если матч с «Вильяреалом» посетило 95000 человек, с «Осасуной» 70549, на матче с малридским «Атлетико» было 83154 человека, с «Расингом» было 82225, с «Севильей» 82743, на матче с «Майоркой» на стадионе было 80635 человек, с «Сарагосой» 80000, с «Райо Вальекано» 53775 человек, а на матче с леванте пришли 75000 человек.

Задача №4

В команде 11 человек, не считая тренера. Для перевозки нужен автобус. В автобусе 9 мест не считая водителя. Сколько нужно автобусов для перевозки всей команды.

(Полная версия «Футбольного задачника» будет продемонстрирована на презентации проекта)



Итак, знакомясь с нашим задачником, ребята расширяли своё представление о футболе, рос их интерес к этой замечательной игре. Особенно нравились «футбольные» задачи учащимся начальной школы наших корпусов. Им были предложены задачи, где надо было зарисовать ответ или просто проиллюстрировать задачу. Посетители группы продлённого дня тоже с интересом занимались решением этих задач, задавали много вопросов. Даже девочки этой возрастной группы с удовольствием решали эти задачи. Учащимся 5-7 классов задачи нравились, ребята стали сами придумывать свои задачи и сами их иллюстрировать Как и ожидалось, меньше всего проявили интерес к задачам учащиеся 8-9 классов.

Сейчас наш «Футбольный задачник» содержит около 100 задач, но мы будем пополнять его новыми задачами, более сложными, чтобы больше заинтересовать и учащихся 8-9 классов.

Экземпляры этого задачника мы дарим в группы продленного дня, детям из многодетных семей и ребятам, находящимся на домашнем обучении наших с братом школ.

ГЛАВА 3


Иностранный язык и футбол: создание «Толкового словаря футбольных терминов»

В футболе много иностранных слов. Это объясняется тем, что футбол – игра не русская, а иностранная. Как уже говорилось в предыдущих главах, основное развитие и формирование этой игры проходило в Англии. Именно поэтому в футболе много английских слов.

Многие слова, которые мы с братом и с папой произносим во время обсуждения игр, не очень были понятны нашей маме. Мы решили создать свой футбольный Толковый словарь, в котором будут и иностранные слова, пришедшие из разных языков, и слова русского происхождения, возникшие в процессе каких-то действий, событий. Этот словарь будет пополняться, как язык.
Иностранные слова, нашедшие себе место в футболе, стали международными, понятными всем, говорящим на разных языках людям. Происхождение этих слов, пояснение, а так же «футбольные» слова, возникшие в нашем языке, местные и частично относящиеся к футбольному сленгу, можно представить таблицей, которая и стала основой для создания «Толкового словаря футбольных терминов»(см.Приложение №4).

/Полная версия «Толкового словаря футбольных терминов» будет продемонстрирована на Презентации проекта/

Все эти слова, часто употребляясь игроками, тренерами и любителями футбола, становятся нам очень понятными и привычными. Может и не надо больше знаний иностранного языка футболисту, тем более нам, подросткам, играющим в футбол только в России? Мы уже давно знаем ответ на этот вопрос: обязательно надо знать иностранный язык! Желательно и не один! Есть русская пословица: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Так вот, переиначив эту пословицу, мы считаем, что плох тот спортсмен, который не мечтает стать спортсменом международного уровня. Поиграть в разных клубах всего мира, особенно в Англии, перенять опыт игроков других стран – большая удача для каждого футболиста!

Мы стараемся очень усердно изучать иностранные языки, особенно английский. Это международный язык соревнований, пресс-конференций, переговоров, интервью. Конечно, в команде есть переводчик, но случаются такие ситуации, когда переводчик никак не сможет находиться рядом с футболистом в нужный момент (лечение травмы в иностранной больнице, конфиденциальный разговор с важным предложением). Спортсмену с прекрасным знанием английского языка не страшны никакие подобные ситуации.



Итак, игрок, знающий иностранный язык, чувствует себя более комфортно в игре, ведь он не имеет языкового барьера с соперником и с той страной, где проходят соревнования. Такой игрок имеет психологический настрой на красивую международную игру, на победу. Не все наши слушатели согласились с нами. Учащиеся 6 класса вступили в спор. Они были уверены, что футболист вполне может обойтись без знания иностранного языка, а пользоваться услугами переводчика. Но когда мы предложили растолковать несколько игровых футбольных понятий, основанных на английском языке, ребятам пришлось согласиться, что иностранный язык пригодится игроку.

Никакое зрелище не может сравниться с

футболом по популярности.

Подавляющее большинство людей

на нашей планете причисляют себя

к его любителям.

Михаил Якушин[3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над проектом, мы узнали много нового и интересного, поделились со своими друзьями, учащимися наших учебных корпусов.

Мы пронаблюдали наличие в футболе математических терминов, значений; обнаружили огромное количество иностранных слов, в основном английских.

Мы убедились сами и убедили наших слушателей, в том, как важны знания математики и иностранных языков для футболистов и стали сами еще усерднее заниматься в школе математикой и иностранным.

Наш «Словарь футбольных терминов», содержащий информацию о происхождении и толкование «футбольных» слов, очень помог нашей маме и людям, начинающим интересоваться футболом, познакомиться поближе с этой замечательной игрой.

Футбольный задачник высоко оценили наши учителя, одноклассники, ребята начальной школы, дети из многодетных семей, которым был подарен такой экземпляр.

Собирая и изучая материал о разновидностях футбола, мы узнали много нового о каждом из этих отдельных видов спорта. Оказалось, невозможно однозначно сказать, какая разновидность футбола лучше. Все виды футбола имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны.

Традиционный футбол на траве – самый известный и популярный из всех разновидностей футбола, очень зрелищный и захватывающий спорт. Фанклубы, болельщики, постоянные соревнования – это интересно и ответственно. Игроков этой разновидности футбола знают в лицо все люди. Но именно этот вид самый травматичный, имеет много особенностей.

Мини-футбол – наиболее доступный для всех, независимо от погоды и времени года, вид футбола. Занятия мини-футболом есть в любой школе, значит, не будет необходимости ехать на какие-то дальние стадионы, а можно отрабатывать свою технику, не теряя времени на дальнюю дорогу. Соревнования по этому виду футбола тоже очень зрелищны и интересны. По статистике травматизма меньше. По причине покрытия игрового поля иного качества и меньшей территории - травмы несколько иного характера.

Пляжный футбол – очень зрелищный вид футбола. Почти в каждом районе есть возможность заниматься этим видом. В нашем районе на стадионе «Янтарь» есть замечательная секция и прекрасные площадки в пойме реки. Эта разновидность футбола становится все более популярной , благодаря победам наших замечательных футболистов.

Травматичность этой разновидности футбола высока, ведь бьющие по мячу ноги спортсменов не защищены специальной обувью.

Мы выслушали советы тренеров и игроков традиционного футбола, мини-футбола и пляжного футбола. Мы не только согласны, а полностью разделяем мнение Мастеров, что в какой бы футбол мы не играли, нам всегда понадобятся знания математики и иностранных языков. Теперь мы будем стараться учиться еще лучше!

В свое время, принимая решение о выборе для себя «своего» футбола, каждый из нас взвесил все «за» и «против», посоветовался с родителями, а главное- слушал свое сердце. Я, Ткачев Даниил, стал заниматься мини-футболом. Я, Ткачев Егор, выбрал для занятий традиционный футбол на траве. Мы успешно занимаемся каждый в своей команде и очень довольны своим выбором. При правильном распределении времени нам удается хорошо учиться. По совету опытных игроков, тренеров, мы еще больше времени уделяем математике и иностранным языкам.

Многие наши друзья и одноклассники последовали нашему примеру и тоже стали заниматься футболом. У нас появилось больше общих тем, и взаимоотношения намного улучшились.

По мнению администрации школ №86 и 89, уменьшилось количество конфликтных ситуаций среди подростков, не падает, а в некоторых коллективах повышается качество успеваемости.

Социальные педагоги учебных корпусов свидетельствуют, что улучшился психологический климат коллективов, появились общие интересы, связанные со спортом (хоть и не всегда с футболом). В последнее время прекратился рост количества правонарушений среди подростков.

/Документы и подробная информация об итогах представлена в Презентации и в Приложении/

Мы не станем утверждать, что все благоприятные изменения происходят только в связи с тем, что мы проводим работу по популяризации футбола и здорового образа жизни, но мы не сомневаемся, что это и результат нашей работы.

Задачи нашего проекта выполнены, цель достигнута. Мы получили огромное удовлетворение от работы: узнали много нового, познакомились с интересными людьми, сделали полезные дела. Наши друзья из школ №86 и №89, где учимся мы с братом, сделали свой выбор.

МЫ ВЫБРАЛИ СПОРТ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ !


Список использованных источников
1.Бубукин В. Вечнозеленое поле жизни // Москва, 2003 / «Стратегия»

2.Рабнер И. Как убивали «Спартак» // Москва, 2008 / Медиа групп «Олма»

3.Якушин М. Вечная тайна футбола // Москва, 1988 / «Физкультура и спорт»

4.Фесуненко И. Пеле // Москва, 1999// «Прейскурантиздат»

5.Энциклопедия футбола // Москва, 1999 / «Физкультура и спорт»

6.Журналы «Футбол» №3,4. 2003/2010

Интернет – источник: http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение №1



История зарождения и развития футбола в Англии и России


В Англии

В России


Предок игры –древняя игра «ла суль».

Начинает свой путь на площадях и везде,

где можно бросать мяч.

Мяч кожаный, сшитый. Внутри воздух или тряпки.

На ногах обычная для англичанина обувь-

ботинки из кожи.

Играют без правил.

Очень травматично играют.

Количество игроков-100 и более

Игра опасная, запрещенная.

Запрещают игру многие :

1313-Эдуард 2,

1339-Эдуард 3, далее Эдуард 4.

1389- Ричард 2,

Династия от Генриха4 до Генриха8.
1572 год-Елизавета 1)

Игра считается опасной, так как она странным образом сплачивает людей.

Запрет снят в 1592 году в Шотландии,

а в 1603 году и в Англии по требованию

народа.

В 1863 году образована первая в



мире футбольная Ассоциация,

введены первые правила.

В 1864 году появились первые клубы

Фанатов игры.

В 1878 году введен свисток (до

этого применялся школьный

колокольчик).

В 1871 году голкиперы получили право

играть руками в пределах площадки, а

в 1902 году и на свей штрафной

площади.

В 1872 году первая международная

встреча по футболу среди сборных Англии

и Шотландии.

С 1884 года стали проводиться

международные турниры.

В 1908 году футбол включен

в программу Олимпийских игр.

1900, 1908, 1912 годы- 3 победы

в четырех первых Олимпийских

Турнирах.

В канун 5-й Олимпиады первая

встреча и полная победа(14:0, 7:0,11:0)

над сборной Петербурга.

В наши дни:

Футбол остается любимой популярной игрой, собирая болельщиков и фанатов. Игры проходят по традиционным правилам и распорядку.



Предок игры –старинная игра «шлыга».

Игра происходит везде: во дворе, в поле, даже на льду замерзших рек.

Мяч кожаный, наполнен пером или волосами.

Обувь – обычно лапти, черевики и другие самодельные , но иногда и босиком.


Правил нет.

Много травм.

Количество игроков – любое.

Игру запрещают как бесполезное времяпровождение и очень опасную.

Запрещает церковь, призывает больше молиться, чем мяч гонять.

Ярый противник – протопоп Аввакум, который предлагает сжигать зачинщиков и участников футбола.

В 1648 году запрещает и царь Алексей Михайлович.

На игроков гонения и общественное порицание. Игроки объявляются бездельниками и дебоширами, их предлагают отлучать от этой бесовской игры.

Впервые узнали футбол от моряков в портовых российских городах : Одессе, Николаеве, Петербурге, Риге, а позже и в Москве.

В 1901 году создана первая Российская футбольная лига в Петербурге и проведены официальные соревнования.

Подтверждаются правила игры в футбол.

Вводится единая форма.

В 1909 году создана футбольная лига в Москве.

В 1911 году создан Всероссийский футбольный союз, куда входили лиги Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы, Севастополя, Николаева, Твери.

Развивается деятельность футбольных клубов.

В 1956 году Олимпийскими чемпионами впервые стали советские футболисты.

В наши дни:

ныне футбол – любимая популярная игра и интерес к ней продолжается.

В футбол играют по устоявшимся правилам.

Приложение №2



Итоговая таблица сравнения разновидностей футбола

Вид сравнения

Большой футбол

Мини-футбол

Пляжный футбол

Количество игроков в команде

11

5

5

Размеры площадки

Длиной 90-100 м, шириной 55-65 м.

Длиной 25 до 42 м, шириной от 15 до 20 м.

28 на 37 метров

Покрытие площадки

Натуральный или искусственный газон

Паркет или другое покрытие для залов

Песок

Время матча

90 минут, два тайма по 45 мин.

50 минут, два тайма по 25 минут

36 минут, три периода по 12 минут

Характеристики мяча

Имеет длину окружности не более 70 см (28 дюймов) Стандартный размер мяча 5, в начале матча вес 450 г.

Используется мяч меньших размеров, отскок мяча меньше, чем у мяча, в «большом» футболе

Мяч легче, чем в большом футболе.

Замены игроков

В официальных матчах не более 3-х футболистов

Не ограничено

Не ограничено

Пенальти

С 11 метров

7 метров

9 метров

Офсайд

Есть

Нет

Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ №3



Математическая лексика в футболе



Термин

Пояснение

1

Второй этаж

игра головой

2

Девятка

сленговое название верхних зон створа ворот, расположенных справа и слева от рук вратаря в непосредственной близости от перекладины. Название происходит от применяющегося в тренировочном процессе упражнения, в котором в случае попадания игроком в указанные зоны ему начисляется по 9 очков.

3

Дубль

    • выигрыш какой-либо командой первенства и кубка страны в одном сезоне

    • два гола, забитых игроком в течение матча

    • резервная команда




4

Дубль-ве

тактическая схема расположения игроков на поле: 3+2+2+3

5

Крестовина

стык между штангой и перекладиной

6

Круг

фаза группового турнира или чемпионата, на протяжении которой команда встречается со всеми своими соперниками единожды

7

Одиннадцатиметровый

штрафной удар за нарушение в штрафной площади (пенальти)

8

Пента-трик

пять голов, забитых одним игроком в течение одного матча

9

Покер

Четыре мяча, забитых одним игроком в течении одного матча

10

Схема игры

расстановка на поле игроков атакующего и оборонительного плана

11

Точка

Отметка в штрафной для пробития 11-метрового штрафного удара. Указать на точку, значит назначить пенальти

12

Угловой

удар с угла поля, назначается, когда мяч, последний раз коснувшись игрока защищающейся команды, полностью пересёк лицевую линию поля по земле или по воздуху.

13

Хет-трик

три мяча, забитые одним футболистом в одном матче

14

Шестёрка

сленговое название нижних зон створа ворот, расположенных в непосредственной близости от обеих штанг. Название происходит от применяющегося в тренировочном процессе упражнения, в котором в случае попадания игроком в указанные зоны ему начисляется по 6 очков.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница