Литературная игра по творчеству А. П. Чехову



Скачать 73.82 Kb.
Дата03.06.2016
Размер73.82 Kb.
ТипСценарий
Литературная игра по творчеству А. П. Чехову.

Сценарий построен на материале рассказов А. П. Чехова, традиционно рассматриваемых на уроках литературы.В состязаниях принимают участие три команды.

Игра «Кривое зеркало» по прозе А. П. Чехова.

Ведущий. Вернувшись из поездки на Сахалин, А. П. Чехов писал А. С. Суворину»Хорош Божий свет. Одно только не хорошо мы… Вместо знаний- нахальство и самомнение паче меры, вместо труда- лень и свинство, справедливости нет,понятие о чести не идет дальше «чести мундира»… Как в кривом зеркале, отразились в произведениях писателя- сатирика общественные пороки и людские слабости. И вот уже более ста лет мы вместе с ним смеемся над человеческими недостатками,печалимся о несовершенстве мира сего,размышляем о «вечных» проблемах бытия.



«Что значит имя»

Вед. То, что молодой Чехов подписывал свои юмористические новеллы именем «Антоша Чехонте»,известно,пожалуй, всем. Однако в арсенале писателя были и другие смешные псевдонимы.Из представленного списка псевдонимов выберите те, которые являются чеховскими.



  1. Казак Луганский; 2) Барон Брамбеус; 3) Антонсон; 4) Человек без селезенки; 5) ОООО; 6) Макар Балдастов; 7) Брат моего брата.

Каков вопрос – таков ответ.

Вед. Это конкурс –разминка. Поэтому он носит во многом не серезнный,шуточный характер.Думаем, Антон Павлович на нас бы не обиделся.

Ребята получают листы с тестовыми заданиями, в течение минуты знакомятся с ними, затем вслух читают вопросы и выбирают правильный вариант ответа.

Вопросы 1 команде.


  1. «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на\.....- возмущался Беликов- Женщина или девушка на …… --это ужасно!» На каком транспортном средстве неприлично передвигаться представительницам женского пола, по мнению «человека в футляре». а) на велосипеде б) на самокате; в) на роликах.

  2. Иван Иванович Чимша –Гималайский( Крыжовник) призывал собеседников:

пока мы молоды, сильны, бодры, не уставайте…».Каков же смысл этого напутствия.

а) делать добро; б) срывать цветы удовольствия; в) учиться.учиться и учиться.

3) Ипполит Ипполитович,герой рассказа «Учитель словесности», чаще всего «или молчал, или говорил только о том, что всем давно известно». Какое из приведенных ниже высказываний НЕ принадлежат этому персанажу.

а) Без пищи люди не могут существовать;

б) «Волга впадает в Каспийское море»;

в) « Без труда не вынешь и рыбку из пруда».



Вопросы 2 команде

1«Деньги, как водка, делают человека(….) ,- говорил герой рассказа «крыжовник». Каким же деньги, как и водка, делают человека.

а) чудаком, б) негодяем, в) зависимым от их (ее) наличия.



2. «-А давеча вы были правы. осетрина-то…(…)! Эти слова, такие обычные, почему- то вдруг возмутили Гурова…»

Какой же была осетрина в повести «Дама с собачкой»

а) под белым соусом; б) с душком ; в) с биодобавками.

3. Как Никитин «(Учитель словесности) думал обратиться в письме к своей возлюбленной.

а)милая моя крыса; б) собака моя бесхвостая; в) дусик мой.



Вопросы 3 команде.

  1. Рассказчик в «Крыжовнике» резюмирует «Перемена жизни к лучшему,сытость, праздность развивают в русском человеке(….). Какое качество появляется у русского человека под влиянием указанных перемен.

а)скупость самая невероятная; б) благородство самое возвышенное; в) самомнение самое наглое.

2. Какой фразой начала свой роман Вера Иосифовна Туркина («Ионыч»)

а) «Мороз крепчал…» б) «Конец света приближался» в) «А Новый год еще не наступил»

3. Каким риторическим вопросом завершается рассказ «Дом с мезонином»

а) «Что делать» и «Кто виноват» б) «Где ты,Мисюсь» в) «Куда,куда вы удалились».

Конкурс карикатуристов.

Вед. «какой-то проказник нарисовал карикатуру. идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись «Влюбленный антропос». Ввыражение схвачено,понимаете ли, удивительно»,- читаем в рассказе «Человек в футляре»

Задание командам

Попробуйте создать карикатуры, изобразив персонажей чеховских произведений. Придумайте подписи к карикатурам.



4.Конкурс «Мысль изреченная»

Вед. «Язык должен быть прост и изящен»,- утверждал А. П. Чехов, как никто другой среди русских писателей- классиков ценивший краткость и смысловую «емкость» текста. Знаменитые чеховские дневники- это ценное собрание глубоких, афористичных суждений, многие из которых стали «крылатыми».Персонажи произведений Чехова тоже зачастую говорят афоризмами. Вспомним некоторые из них.

Для участия в конкурсе приглашается один участник.

Задание команде 1.

1.Подолжите фразу доктора Рагина («Палата№6» ) «Мудрец, или, попросту, мыслящий, вдумчивый человек отличается тем, что…»

2.Вставьте ключевое слово в высказывание Саши («Невеста») «Главное- ( что сделать), а все остальное не важно».

Задание 2 команде.

1.Продолжите фразу рассказчика из «Крыжовника» : «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу,а не человеку….Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а …..»

2. Вставьте ключевое слово в высказывание рассказчика («Дом с мезонином»): «Человек должен сознавать себя выше львов, тигров, звезд, выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесами,иначе он не человек,( кто?), которая всего боится.

3. Задание 3 команде.

1. Продолжите фразу рассказчика( «Человек в футляре»): «Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного,вздорного! И это потому, что…»

2. Вставьте ключевое слово в высказывание Алехина («О любви» ): «Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами,соловьями, мы же , русские, украшаем нашу любовь роковыми (чем?)…»

5 Конкурс «Сюжет для небольшого рассказа»

1.Задание 1 команде.

У Чехова есть рассказ «Библиография». Текст его представляет собой не что иное как…список «новинок» книжного рынка. Разумеется, список шуточный. Вот наименования некоторых «бестселлеров», представленных Антошей Чехонте:

«Об отмене пошлины на бамбуковые палки,вывозимые из Китая. Брошюра. Ц. 40 к.

Искусственное разведение ежей. Для фабрикующих рукавицы. Соч. отставного прапорщика Раздавилова. Ц. 15 к. Издание общедоступное».

Попробуйте составить подобную шуточную библиографию современных изданий.

Задание 2 команде

Знакомы ли вы с рассказом А. П. Чеховым « Современные молитвы»? Приведем выдержки из него : «аполлону.- Поваливай!

Эвтерпе, музе музыки. – Молит тебя кончивший курс в консерватории и бравший уроки у Рубинштейна!.... не можешь ли ты спихнуть с места нашу первую скрипку? Пора бы мне перестать быть второй…

Урании, музе астрономии. -…. А все- таки она вертится!.... Нельзя ли обложить сбором планеты и кометы? Разведай- ка и постарайся! Процент получишь…

Терпсихоре, музе танцев. – Упраздни драму,комедию и трагедию… Канкан!

Пофантазируйте и сочините образцы подобных «молитв» , обращенных, например, к богине правосудия Фемиде, к богу врачевания Эскулапу, к покровителю коммерции Гермесу, к музе кинематографии ( если бы таковая могла существовать).



Задание 3 команде.

Среди ранних произведений Чехова встречается юмористический рассказик « 3000 иностранных слов, вошедших в употребление русского языка». Познакомимся с вариантами толкования заимствований, предложенными писателем:

« Адмиральский час. Час , названный так в честь вице адмиралов и контр – адмиралов.

Бестия. Талантливый человек.

Ватер- клозет. По замечанию одного статского советника, кабинет задумчивости».

Поработайте над созданием мини- словарика новейших иностранных слов, появившихся в русском языке.



Задание общее для команд.

В юмореске « Мои чины и титулы» рассказчик смешно обыгрывает российские чины и титулы, «снижая» содержание официальных понятий до обывательского уровня:

«Я посланник. Каждое утро жена ПОСЫЛАЕТ меня на рынок за провизией.

Я городовой, потому что живу в ГОРОДЕ , а не в деревне.

Я дворянин- это несомненно. По вечерам я прогуливаюсь по ДВОРУ…

Я тайный советник, потому что советуюсь с женой ТАЙНО от тещи.

Я батарейный командир, когда в моем распоряжении БАТАРЕЯ бутылок.»

Составьте список собственных «званий» и «титулов» в шуточной форме.



6 конкурс. « Анатомия человека»

Вед. « Краткая анатомия человека» - так назвал А. П. Чехов один из своих рассказов начала 1880-х годов. И название это имеет глубокий символический смысл для всего его творчества. Так в письме к А. Н. Плещееву Чехов заявлял: « Мое святая святых- это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновенье,любовь и абсолютнейшая свобода,свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались» Именно эти ценности писатель отстаивал в своих произведениях, безжалостно вскрывая « нарывы» на теле российского общества, подвергая « хирургическому» вмешательству «глубины души человеческой». Подобное вмешательство предпримем и мы сегодня . Конкурс пройдет в форме « интервью» у чеховских героев, которых мы попросим не лукавить и быть предельно откровенными. Участники смогут почувствовать себя на месте чеховских произведений. Надев «маску» того или иного персонажа,ребята должны будут ответить на вопросы ведущего. Беседе предшествует этап «узнавания» героев , в которых учащимся предстоит перевоплотиться в дальнейшем: игрок получает карточку, содержащую характеристику персонажа. Прочитав вслух эту характеристику, ученик называет литературного героя и далее уже беседует с ведущим от лица оного.



Задание 1 команде.

Узнай героя.

« действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и , быть может, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было…»

Вопрос…


  1. И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых…Какие же циркуляры и статьи были вам понятны и какие внушали опасение?

  2. Увы , господин Беликов, однажды наступил день вашей кончины. «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец….» Чему же вы изволили радоваться в тот момент? Помнить вы этого, безусловно, не можете… И все же , что имел в виду рассказчик?

Задание 2 команде.

Узнай героя:

« Пршло еще несколько лет. (Он ) еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог.»

Вопросы.


  1. В городе вас прозвали « поляк надутый» , хотя вы , Дмитрий Ионыч, вроде бы « никогда поляком» не были. Как объяснить происхождение такого прозвища?

  2. По словам автора, «от таких развлечений, как театр и концерты», вы « уклонялись». И все-таки « было еще одно развлечение, в которое» вы «втянулись незаметно». Что это за развлечение?

Задание 3 команде.

Узнай героя:

« Она восхищала… своей свежестью, наивным выражением глаз и щек. …. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась… очень умной развитой не по летам. Она, как почти все светские девушки, много читала…»

Вопросы.;



  1. Старцеву « бесконечно нравилась» ваша « начитанность». «…. Он с волнением спрашивал у нее всякий раз, о чем она читала в последние дни, и, очарованный, слушал, когда она рассказывала». Не поведаете ли и нам произведения какого автора вы штудировали в ближайшее время и что из прочитанного вам особенно запомнилось?

  2. Вы казались Старцеву « очень умной и развитой не по летам». Понимая, что « у всякого свои странности», Дмитрий Ионыч прощал вам многие шутки и шалости. Но об одном из ваших поступков герой все же подумал: « Ну уж это совсем не умно…» Чем же вы так разочаровали влюбленного героя?

По окончанию подводятся итоги.

Вед. « Чехов… был несравненный художник. Художник жизни…»- утверждал Лев Толстой. « он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее», - резюмировал Корней Чуковский. Надеюсь, что соприкосновение с творчеством Чехова в какой- то мере и нас сдлает мудрее, человечнее, счастливее.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница