Литература Иностранный язык (английский) Математика Обществознание История География



страница1/13
Дата31.07.2016
Размер2.78 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Принято


на педагогическом совете

28 .08. 2015г. Протокол № 11





Приложение к образовательной программе основного общего образования

«Утверждаю»

Директор МКОУ Воротынская СОШ

_____________ В.И. Глушкова
Приказ № 75
от «29» августа 2015 г.


Образовательная организация

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Воротынская средняя общеобразовательная школа»

Программы по отдельным учебным предметам

основного общего образования 9 класс

Базовый уровень

  1. Русский язык

  2. Литература

  3. Иностранный язык (английский)

  4. Математика

  5. Обществознание

  6. История

  7. География

  8. Физика

  9. Химия

  10. Биология

  11. Информатика

  12. Физическая культура

  13. Искусство

  14. Основы безопасности жизнедеятельности

Срок реализации 2015 – 2016 учебный год

Русский язык

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.



Назначение программы:

  • обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень).
Содержательные линии предмета:
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  • Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Принцип построения – концентрический

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы



Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе в объеме 68 часов.



Содержание учебного предмета

9 класс

    1. Международное значение русского языка (1 ч)

    2. Повторение пройденного в 5 - 8 классах (9 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

    1. Сложное предложение. Культура речи (58 ч)

Сложные предложения (2 ч)

Союзные сложные предложения. (6 ч)

Сложносочиненные предложения (9 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.



Сложноподчиненные предложения (6 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).



Бессоюзные сложные предложения (10 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (11 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.



    1. Общие сведения о языке (4 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.


    1. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (10 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Литература

     Настоящая программа по литературе для 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 7-е издание, М. Просвещение 2009 и  учебник «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (автор Т.Ф. Курдюмова М.: «Просвещение», 2009г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

   В рабочую программу по литературе в 9 классе по сравнению с Примерной программой среднего общего образования по литературе внесено ряд изменений:

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

  Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

  В задачи курса входит изучение литературы Ростовской области, для чего отводится  10% учебного времени. Цели изучения литературы:

   - приобщение к духовным ценностям земляков;

   - развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Ростовской области;

  - воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой Родины.

 Программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой рассчитана на 1 год и  предусматривает одночасовые занятия 3 раза в неделю (всего 102 часа).



Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать

               образную природу словесного искусства;

               содержание изученных литературных произведений;

               основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

               изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

               воспринимать и анализировать художественный текст;

               выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

               определять род и жанр литературного произведения;

               выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

               характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

               сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

               выявлять авторскую позицию;

               выражать свое отношение к прочитанному;

               выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

               владеть различными видами пересказа;

               строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

               участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

               писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

               создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

               определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). 

 Место учебного предмета «литература» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 99 часов.


Содержания тем учебного курса

 9 класс



Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,   возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.



«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы, стихотворный перевод.

Из литературы XVIII века

 

Характеристика русской литературы XVIII века как эпохи классицизма.



Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.



Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Крупнейший поэт XVIII века.

Ода «Фелица» (общая характеристика). Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным.



«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Денис Иванович Фонвизин. Основоположник сатирического направления в русской драматургии.

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии, проблема воспитания истинного гражданина.



Теория литературы. Классицизм в драматическом произведении.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Сентиментализм.

Стихотворение «К соловью».

Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века

 

Расцвет русской поэзии. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия. Основные течения в русском романтизме.



Теория литературы. Классицизм, классика, романтизм (начальные представления). Силлабо-тоническое стихосложение.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

 «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана». Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Русский быт и обычаи в балладе.



Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Романтизм (развитие представлений).  

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).



Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Своеобразие конфликта. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Теория литературы. Персонажи пьесы. Внесценические персонажи пьесы.

Александр Сергеевич Пушкин. Творческий путь поэта. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Основные мотивы лирики (свобода, любовь, дружба, творчество)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «Вновь я посетил…», «19 октября»,   «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.



«Евгений Онегин» -  роман в стихах. Творческая история романа. Своеобразие жанра: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе. Онегин. Недюжинная натура героя, его искания, «русская хандра». Онегин и Автор. Онегин и Татьяна. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». Особенности романа в стихах. Богатство и своеобразие языка. Онегинская строфа.Картины родной природы.

«Маленькие трагедии» (обзор)

Теория литературы. Роман в стихах. «Онегинская строфа». Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Трагичность судьбы поэта.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.



«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции. Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Максим Максимыч. «Двойники Печорина». Женские образы романа. Повесть «Фаталист». Роль повести в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя. Тема рока, судьбы и человеческой воли. Реалистическое  и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман. Роман в пяти повестях.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души». История  создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Тема  родины в поэме. Сатирический взгляд на события и героев.

Теория литературы. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира и её виды.

Федор Иванович Тютчев. Глубокие философские раздумья о взаимосвязи человека и природы. Эмоциональная напряженность и музыкальность лирики поэта.

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья», «Она сидела на полу …»



Афанасий Афанасьевич Фет. Загадочность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Стихотворения. «Учись у них – у дуба, у березы…», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Это утро, радость эта…»»Какая грусть! Конец аллеи…», «На заре ты её не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…».



Николай Алексеевич Некрасов. Своеобразие лирики поэта: лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность. Гражданские мотивы лирики. Народность.

Стихотворения. «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Внимая ужасам войны…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие  крестьянских типов; сатирические образы помещиков; проблемы счастья, долга, смысла жизни.

Теория литературы. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений. Пафос произведения.



Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе (обзор).

«Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных». Традиции Пушкина и Гоголя в изображении «маленького человека». Особенности жанра и языка.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия). Эпистолярный роман.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Автобиографическая трилогия. Герои, их поступки. «Диалектика души» героев в повести.

Теория литературы. Автобиографические произведения; циклы автобиографических произведений.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. Ранние юмористические рассказы. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») – цикл произведений о ложных представлениях, определяющих судьбу людей. Сюжет и герои «Человека в футляре».

Теория литературы. Цикл произведений. Юмор и сатира в их соотношении.

 

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.



Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.



Теория литературы. Стилистическое мастерство.

Максим Горький. Судьба писателя. Раннее творчество.

«Макар Чудра», «Челкаш». Романтические традиции в рвссказах: новое в образе героев, конфликте, стиле.



Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.



Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.



Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Россия». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.



Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Василий Теркин». Военная тема в лирике Твардовского. Эволюция  образа героя, философские раздумья автора.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Из литературы 60-х годов

Василий Макарович Шукшин. Личность Шукшина, его рассказы; образы «чудиков» в рассказах.

«Ванька Тепляшин» конфликт героя с бездушным вахтером.Обобщающий смысл рассказа.

Виктор Петрович Астафьев. Писатель и его творчество.

Повесть «Царь-рыба» (главы). Нравственные  проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней.



Валентин Григорьевич Распутин – писатель, публицист, патриот.

Повесть «Деньги для Марии». Различные психологические типы персонажей повести. Тема семьи. Смысл открытого финала произведения.



Из зарубежной литературы

Повторение.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы. Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.



Мольер «Мещанин во дворянстве». Пьеса эпохи классицизма. Роль интриги в развитии сюжета. Герои пьесы.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).



Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…



Английский язык

Пояснительная записка
Программа по предмету «Английский язык» составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе авторской программы курса английского языка для 9 классов общеобразовательной школы под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой «Программа курса английского языка. Английский с удовольствием для 2-11 классов общеобразовательных учреждений» - Обнинск, «Титул», 2008 г.

Цель обучения:

Развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме для достижения школьниками общеевропейского допорогового уровня обученности.



Задачи:

  • накопление новых языковых средств, обеспечивающих возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для выпускников основной школы;

  • приобщение к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам обучающихся, соответствующих их психологическим особенностям;

  • формирование умения представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления обучающихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, широко представленным в учебном курсе;

  • развитие умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перефраза, использования синонимов, жестов и т.д.;

  • развитие умения пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком.

В рабочую программу внесены следующие изменения: добавлены часы для подготовки к ГИА – 10 часов за счет резервных уроков по развитию речевых навыков. Из них 3 часа дополнительно по темам: «Молодежь и искусство» - 1 час; «Мы в глобальной деревне» - 1 час; «Быть непохожими и жить в гармонии» - 1 час.


Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений/ М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк, А.Н. Морозова, Ю.И. Соловьева — Обнинск: Титул, 2009.

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по иностранному языку и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

  • Английский язык. Английский с удовольствием. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 9 класса М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк, А.Н. Морозова - Обнинск, «Титул», 2009 г.

  • Английский язык. Английский с удовольствием. Рабочая тетрадь № 2. Контрольные работы к учебнику для 9 класса М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис - Обнинск, «Титул», 2008 г.

  • Аудиокассета к учебнику английского языка «Английский с удовольствием/Enjoy English» для 9 классов.

  • Биболетова, Е.Е. Бабушис, А.Н. Морозова Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием/Enjoy English для 9 классов общеобразовательных учреждений — Обнинск: Титул, 2008 .

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).



Контроль осуществляется по четырём направлениям:

  • чтение (20 мин.)

  • говорение (45 минут)

  • аудирование (20 мин.)

  • письмо(20 мин.)

    • устные сообщения: монологическое высказывание должно содержать не менее 10 фраз; диалогическое высказывание 5-7 реплик с каждой стороны.

    • письменные работы:

  • заполнить анкету, опросный лист;

  • написать письмо/поздравительную открытку;

  • подготовить вопросы для интервью;

  • составить план рассказа, кратко изложить содержание прочитанного;

  • написать аннотацию прочитанной книги;

  • составить небольшое эссе с опорой на предлагаемый план и с использованием оценочных клише и оборотов письменной речи.

    • исследовательская работа: проекты, презентации.




Виды

контроля

В году

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Чтение

4

1

1

1

1

Говорение

4

1

1

1

1

Аудирование

4

1

1

1

1

Письмо

4

1

1

1

1


Продуктивные речевые умения учащихся :

Умения диалогической речи

  • уметь вести ритуализированный (этикетный) диалог и полилог в стандартных ситуациях общения в рамках тем учебника, используя соответствующие формулы речевого этикета – объем диалога 4 реплики со стороны каждого партнера;

  • вести диалог-расспрос (вежливо расспросить, используя основные типы вопросов, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего, взять интервью) объем диалога до 6 фраз со стороны каждого партнера;

  • вести диалог-обмен мнениями (выразить свою точку зрения, согласиться/не согласиться с точкой зрения партнера, выразить сомнение, одобрение, свою эмоциональную оценку) - объем диалога 5-7 реплик со стороны каждого партнера;

  • вести диалог-побуждение (выразить просьбу, совет, рекомендовать, предложить, убедить, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства; принять или не принять совет) - объем диалога 4 реплики со стороны каждого партнера

  • пользоваться различными видами диалога (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-дискуссия), комбинируя их в зависимости от ситуации общения и используя суждения оценочного характера;


Умения полилогической речи

  • участвовать в дискуссии по интересующей проблеме.



Умения монологической речи

  • кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения, в том числе делать краткие сообщения о своей школе, о своих проблемах, о своем селе, о своих увлечениях, о достопримечательностях отдельных городов стран изучаемого языка, о проблемах современных подростков в своей стране и в странах изучаемого языка, о проблемах человеческих взаимоотношений (толерантности, взаимопомощи, нежелательности создания стереотипов, о мирном разрешении и предупреждении конфликтов), некоторых достопримечательностях родной страны;

  • кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;

  • выражать свое отношение к прочитанному, приводя эмоциональные и оценочные суждения: понравилось/не понравилось, что было известно/что ново, с чем можно согласиться/с чем нельзя;

  • описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений, просмотренную телепередачу, прослушанную радиопередачу, прочитанную книгу на основе усвоенной логико-семантической схемы: каково название, кем написана, где издана, о чем написана, кто главные персонажи…).

  • строить рассуждение по схеме: тезис + аргумент + резюме, то есть что-то есть что-то обосновывать;

  • сочетать различные коммуникативные типы речи, то есть решать комплексные коммуникативные задачи: сообщать и описывать, рассказывать и характеризовать, в том числе и с опорой на текст.

(не менее 10 фраз)

Умения письменной речи

  • заполнить анкету, опросный лист;

  • написать письмо/поздравительную открытку;

  • подготовить вопросы для интервью;

  • составить план рассказа, кратко изложить содержание прочитанного;

  • написать аннотацию прочитанной книги;

  • составить небольшое эссе с опорой на предлагаемый план и с использованием оценочных клише и оборотов письменной речи.


Рецептивные речевые умения учащихся:

Умения аудирования

  • воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с глубоким проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с выборочным извлечением информации;

  • воспринимать на слух и понимать сообщения, относящиеся к различным коммуникативным типам речи (описание, сообщение, рассказ);

  • использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии, такие как:

а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;

б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка;

в) умение «обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;

г) умение переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише.


Умения чтения

  • овладение тремя основными видами чтения: ознакомительным (умение понять текст в целом, выделить основные факты, отделить основные факты от второстепенных, осмыслить главную идею текста), изучающим (умение детального понимания прочитанного с целью использования полученной информации при решении различных коммуникативных задач через общение в устной и письменной форме) и просмотровым (умение выборочно извлекать нужную информацию из текста, определять тему текста в результате беглого просмотра или выбирать нужный текст из серии предложенных).

  • формирование умений пользоваться сносками, комментариями к тексту, лингвострановедческим и грамматическим справочниками.


Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате обучения английскому языку в основной школе обучающийся должен уметь:



в области говорения:

  • вести разговор в стандартных ситуациях общения, поддержать его, соблюдая нормы речевого этикета, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

  • рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране;

  • делать краткие сообщения, описывать в рамках пройденных тем, давать оценку прочитанного, кратко характеризовать персонаж;

в области аудирования:

  • понимать на слух основное содержание объявлений (например, на вокзале, в аэропорту), сводку погоды;

  • понимать основное содержание высказываний носителей языка в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, прося уточнить;

в области чтения:

  • читать тексты разных жанров, преимущественно с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), используя в случае необходимости и другие стратегии чтения (изучающее, просмотровое/поисковое);

в области письма:

  • заполнять анкеты, писать поздравления, личные письма с опорой на образец.


Место учебного предмета «английский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе в объеме 102 ч.


Содержание программы учебного предмета


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница