Литература Древней Руси и XVIII века. Уч пособие. М.: Новая школа, 1996



Скачать 65.86 Kb.
Дата12.08.2016
Размер65.86 Kb.
Ольшевская Л.А., Травникова С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века.

Уч. пособие. – М.: Новая школа, 1996.



ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ


  1. Древнерусская литература как общее начало литературы русского, украинского и белорусского народов (истоки, разви­тие, взаимосвязь).

  2. Роль фольклорных и переводных источников в формирова­нии древнерусской литературы (на материале ораторской прозы Киевской Руси, «Повести временных лет», ранней русской агиог­рафии — по выбору студента).

  3. Романные черты в «Житии Евстафия Плакиды».

  4. «Житие Алексея, человека Божия» в древнерусской литера­туре и фольклоре.

  5. Причины популярности на Руси «Девгениева деяния» и «Повести об Акире Премудром».

  6. Значение «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия и «Александрии» в формировании древнерусской воинской повести.

  7. Особенности средневековых представлений о мире и чело­веке (на материале естественнонаучных произведений Древней Руси — «Шестоднева», «Физиолога» и др.).

  8. «Творчестии образи» Георгия Хоробска как трактат по тео­рии средневекового искусства.

  9. Образ «мудрой девы» в произведениях фольклора и Древне­русской литературы.

  10. Функции загадок, притч, пословиц в летописном повес­твовании.

  11. Сюжеты «Повести временных лет» в творчестве русских писателей нового времени.

  12. Сравнительный анализ «Сказания» и «Жития» о Борисе и Глебе.

  13. Особенности сюжетного повествования в русских летопи­сях XI-XII вв.

  14. Значение житийной литературы в нравственно-эстетичес­ком воспитании древнерусского человека.

  15. Феодосии Печерский — писатель и герой литературы Древ­ней Руси.

  16. Летописный и агиографический «портрет» Феодосия Печерского.

  17. Лирическое и эпическое начала в рассказах «Повести вре­менных лет».

  18. Летописная и агиографическая характеристика княгини Ольги (К проблеме становления «Жития» святой).

  19. Исторический факт и художественный вымысел в «Житии княгини Ольги» (редакция «Степенной книги»).

  20. Значение «Хожения» игумена Даниила в развитии путевой литературы русского средневековья.

  21. Проповедническое искусство Кирилла Туровского.

  22. Конкретно-историческое и вечное в «Поучении» Влади­мира Мономаха.

  23. Стилевое своеобразие «слов» Серапиона Владимирского.

  24. Характерные особенности областных литератур Древней Руси (на примере Новгородской, Псковской, Рязанской, Владимиро-Суздальской и др. — по выбору студента).

  25. Языческий и христианский элементы в «Слове о полку Игореве».

  26. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве».

  27. Тема воинского подвига и особенности ее решения автором «Слова о полку Игореве».

  28. Ритмическая организация «Слова о полку Игореве».

  29. Символика цвета и света в «Слове о полку Игореве».

  30. «Слово о полку Игореве» в музыке и живописи.

  31. Лирическое и эпическое в «Слове о полку Игореве».

  32. «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели Русской земли».

  33. «Слово о полку Игореве» в русской поэзии первой трети XIX в.

  34. Анализ двух переводов или поэтических переложений «Сло­ва о полку Игореве» (по выбору студента).

  35. Анализ переводов «Слова о полку Игореве» на иностран­ные языки (английский, немецкий, французский, испанский и др. — по выбору студента).

  36. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» в школе.

  37. А.С.Пушкин и «Слово о полку Игореве».

  38. «Слово о полку Игореве» в работах художников Палеха.

  39. Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика.

  40. Особенности изображения житийного героя и антигероя в Синайском и Киево-Печерском патериках.

  41. Агиографическое и летописное начала в рассказах Киево-Печерского патерика.

  42. Сравнительный анализ циклов патериковых «слов», со­зданных Симоном и Поликарпом.

  43. «Феодосьевская» и «Антониевская» традиции в рассказах Киево-Печерского патерика.

  44. Сравнительный анализ двух рукописных или печатных редакций Киево-Печерского патерика (по выбору студента).

  45. Традиция Киево-Печерского патерика в Волоколамском патериковом своде.

  46. Художественное своеобразие «Повести о Меркурии Смо­ленском».

  47. «Житие Варлаама Хутынского» как памятник русской аги­ографии конца XVIII в.

  48. Стилевое своеобразие «Моления» Даниила Заточника.

  49. Сравнительный анализ «Повести о житии» Александра Невского и «Слова о житии» Дмитрия Донского.

  50. Фольклорные и литературные произведения о Тверском восстании 1327 г. (песня о Щелкане Дудентьевиче и «Повесть о Шевкале»).

  51. Традиции жанра воинских повестей в «Повести о Довмонте».

  52. Традиции жанра мартирия в «Житии Михаила Тверского».

  53. Политический подтекст «Жития митрополита Петра».

  54. Основные линии развития сюжетного повествования в русской агиографии XIII—XV вв.

  55. Литературная деятельность митрополита Киприана.

  56. Тема «войны и мира» в памятниках Куликовского цикла.

  57. Агиографический стиль Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.

  58. Епифаний Премудрый и Феофан Грек.

  59. Епифаний Премудрый и Андрей Рублев.

  60. Стилевые особенности древнерусских паломнических хожений XII—XIV вв.

  61. Историческая основа «Хожения» Игнатия Смольнянина.

  62. Образ автора в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.

  63. Основные функции и значение иноязычной лексики в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.

  64. Индийская тема в древнерусской литературе.

  65. Константинополь в художественном восприятии русских паломников средневековья.

  66. Отражение в художественной литературе феодальной во­йны первой трети XV в.

  67. Теория «Москва — третий Рим» в русской литературе XVI— XVII вв.

  68. Волоколамский патерик как произведение иосифлянской школы агиографии XVI в.

  69. Художественные особенности публицистического творчес­тва Вассиана Патрикеева.

  70. Житие основателя монастыря в русской литературе XIV— XVI вв.

  71. Иосиф Волоцкий — писатель и герой древнерусской лите­ратуры.

  72. Сопоставительный анализ разных редакций «Жития Иосифа Волоцкого».

  73. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

  74. Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий.

  75. Досифей Топорков — писатель и художник Древней Руси.

  76. «Крестьянский вопрос» и особенности его решения в рус­ской публицистике XVI в.

  77. Фольклорное и книжное начала в «Повести о Петре и Февронии».

  78. «Домострой» как памятник учительной литературы Древ­ней Руси.

  79. Роль кружка митрополита Макария в развитии русской литературы и культуры XVI в.

  80. Стилевое своеобразие «Степенной книги».

  81. Проблема русского и иноземного в творчестве Максима Грека.

  82. Позиция Максима Грека в общественно-политической и литературной борьбе его эпохи.

  83. Особенности развития русской беллетристики XVI в.

  84. Идейно-художественный анализ «Повести о прихождении Стефана Батория на Псков».

  85. Иоанн Грозный и протопоп Аввакум: личность писателя и ее отражение в стиле произведений.

  86. Публицистическая деятельность митрополита Даниила.

  87. Особенности публицистики «смутного времени».

  88. Реально-историческое и вымышленное в «Сказании» Авраамия Палицына.

  89. Сюжет и композиция «Повести о Марфе и Марии».

  90. Жанровые особенности «Жития Юлиании Лазаревской».

  91. Женский литературный тип Древней Руси.

  92. Сказки о «мудрой деве» и «Повесть о Карпе Сутулове».

  93. Переводной рыцарский роман на Руси.

  94. Литературные школы в русской поэзии XVII в.

  95. Функции просторечий в произведениях русской демокра­тической сатиры.

  96. Литературное и фольклорное в «Повести о Сухане» и «По­вести об Иване Пономаревиче».

  97. Образы и сюжеты древнерусской литературы в народной культуре лубка.

  98. Художественное своеобразие «Повести о Шемякиной суде».

  99. «Повесть о Ерше Ершовиче» как произведение русской демократической сатиры XVII в.

  100. Историческое и вымышленное в повестях о начале Мос­квы.

  101. Протопоп Аввакум как публицист и агиограф.

  102. Пространство и время в «Житии» протопопа Аввакума.

  103. Значение творчества протопопа Аввакума в развитии рус­ского литературного языка.

  104. Традиционные агиографические мотивы и характер их использования в «Житии» протопопа Аввакума.

  105. Автор и герой в «Житии» протопопа Аввакума.

  106. Творчество пустозерских «соузников».

  107. Сравнительный анализ жизнеописаний протопопа Авва­кума и Софрония Врачанского.

  108. Идейно-художественные особенности литературы ранне­го периода русского старообрядчества.

  109. Протопоп Аввакум и Симеон Полоцкий.

  110. Протопоп Аввакум и Иоанн Лукьянов.

  111. Демократическая сатира XVII в. и сатирические вирши Симеона Полоцкого.

  112. Поэзия Кариона Истомина.

  113. Проблема воспитания молодого человека в литературе Древней Руси и особенности ее художественного решения в про­изведениях XVII в.

  114. Энциклопедическое начало творчества Симеона Полоц­кого и Кариона Истомина.

  115. Портрет в древнерусской литературе.

  116. Пейзаж в древнерусской литературе.

  117. Человек в житии и на иконе.

  118. Пейзаж в литературе и живописи в Древней Руси.

  119. Традиционное и новое в русской путевой литературе конца XVII - начала XVIII в.

  120. Русская критика XIX в. о древнерусской литературе и ее значении в историко-литературном процессе.

  121. Традиции древнерусской литературы в творчестве писа­телей XVIII—XX вв. (А.Д. Кантемира, М.В.Ломоносова, А.Н. Ра­дищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, М.Ф. Булгакова и др. — по выбору студента).

  122. Новые работы в области древнерусской литературы (на иностранных языках: болгарском, польском, английском, немец­ком, французском, итальянском и др. — по выбору студента).

  123. Портрет литературоведа-древника (А.С.Орлова, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, И.П. Ереми­на, Л.А. Дмитриева, А.Н. Робинсона и др. — по выбору студента).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница