Лекция «из опыта преподавания предметов духовно-нравственного цикла»



Скачать 137.84 Kb.
Дата23.07.2016
Размер137.84 Kb.
ТипЛекция
ЛЕКЦИЯ «ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦИКЛА»

26.01.2015 (выступление перед учительской делегацией из Владивостока)

Слайд. Титул

Слайд. Эпиграф: слова Амонашвили

Слайд «Содержание»

Слайд Д.С. Лихачев.

Особое значение духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи придавал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Напомню, что слово «Учительство» Дмитрий Сергеевич писал с большой буквы, говоря: «Подлинное Учительство свято»[2, с.371].

Именно перед учителями стоит задача нравственного просвещения учащихся, привития им культурного иммунитета, обеспечения духовно-нравственной безопасности. Дети еще не определили свой путь, поэтому, прежде всего, необходимо беречь их души и стараться оградить от дурного влияния общества.

К сожалению, у современной молодежи размыто понятие греха, грех для многих становится модным. За период рыночного реформирования по западному образцу стали нормой считать наглость, ложь, жёсткость, отсутствие понятий стыда, совести и души. Как писал Ф. М. Достоевский, что если у человека не будет понятия греха, то ему будет позволено всё.



Какова же задача педагогов в решении этой проблемы?

Прежде всего, надо говорить с детьми и молодежью о том, почему то или иное безнравственное действие человека мы называем грехом.


Слайд Патриарх, В. Путин и Д.Медведев.

Соглашусь с мнением нашего Патриарха о том, что «к сожалению, грех сегодня романтизирован, он завернут в очень привлекательную упаковку, к нему тянутся руки, особенно молодых людей, наподобие того, как к детским игрушкам тянутся руки детей. Хочется взять эту обертку, развернуть, насладиться ее содержанием». При этом патриарх Кирилл считает необходимым, чтобы люди видели «не красивую обертку, прячущую под собой звериный оскал греха, а последствия греха».

Действительно, если не дать ребенку понятия о грехе,   это все равно, что пустить дитя по краю пропасти с закрытыми глазами. Мы не вправе откладывать до совершеннолетия духовно-нравственное воспитание детей. Поздно его уже будет начинать, когда характер и личность подростка уже сформированы. По этому поводу Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в свое время говорил о том, что неправы те родители, которые заявляют, что выбор веры ребенок сделает сам, когда вырастет. «Ведь мы не ждем, когда юноше исполнится, скажем, 16 лет, для того чтобы научить его родному языку, родной культуре. Так почему мы должны лишать наших детей представлений и знаний о своей родной православной вере?» [17, с. 110].

Слайд. Слова Лихачева Д.С.

«В религиозном духе воспитываются с детства, – писал Д. С. Лихачев.   Не сковывает ли это свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих<…> Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести»



Слайд. Дети на уроке

Конечно, об этом надо, прежде всего, говорить с родителями наших детей. Я имею 33-летний опыт работы в школе. Многократные выступления на родительских собраниях в лицее №17, где я работаю, привели к тому, что 100% родителей выбрали для своих детей предмет «Основы православной культуры».

Считаю, что учителям надо не только выступать на собраниях перед родителями, но и приглашать их на уроки. Такой опыт в своей практике я уже имею. Может быть, поэтому родители для своих детей выбирают не светскую этику, а православную культуру.

Слайд. Урок «Храм»

В программе есть урок по теме «Храм». Этот урок я провожу на материале Свято-Тихоновского прихода, расположенного в нашем микрорайоне. Сделала очень хорошие фотографии для презентации к уроку, для интерактивной игры. Большую помощь оказывал при этом настоятель храма, отец Петр. При проведении урока столкнулась с тем, что большинство четвероклассников, живущих рядом с храмом (из окон квартир видны купола),   не знают его названия, а многие вообще там никогда не были.

И какое счастье для меня, как учителя, были рассказы детей на следующем уроке о том, что они с родителями ходили в этот храм: это дети повели родителей в храм, ребятам захотелось увидеть все то, о чем они узнали из интерактивной игры, и показать эти знания своим родителям.

Слайд. Дети на уроке «Милосердие и сострадание»

Здесь, говоря о роли учителя, хотелось бы подчеркнуть, на мой взгляд, самое важное – надо влюбить детей в православие. И это, конечно же, достигается не рамками одного часа в неделю: нужны экскурсии, творческие объединения детей во внеурочное время. Вера – это духовное состояние человека, требующее глубокого размышления во времени; это как плод, который должен созреть сам, и всякие вмешательства извне только пагубны. Учителя создают благоприятную почву для всходов, а родители – главные сеятели. Конечно, каждый педагог (тем более православный) мечтал бы, чтобы ребенок глубоко прочувствовал, пропустил через себя христианские заповеди, заветы предков, но торопливость в этом деле, напористость вызовут обратную реакцию.



Слайд «Культурологический подход»

Единственно правильный путь при этом, который не навредит,   это использование культурологического подхода в образовании. Приведу пример из своей практики.

Кроме того, что я преподаю предметы ОПК, Истоки, я   учитель мировой художественной культуры. В 1995 году, будучи школьным учителем, защитила диссертацию по педагогике по теме «Воспитание миролюбия у младших подростков в процессе изучения ценностей мировой художественной культуры», в которой была представлена авторская программа по мировой художественной культуре. Материалы своей авторской программы до сих пор использую в работе с детьми.

Большая работа проводилась и с родителями моих первых учеников. Времена были не простые: один из родителей на сентябрьском родительском собрании 92 года возмущенно задал вопрос куратору класса: «Не Закон ли Божий изучают наши дети»? Именно это подвигло меня на идею проведения открытых уроков для родителей в конце каждой четверти, в каждом классе. Было очень тяжело, но плоды эта форма работы дала очень хорошие. Родители поняли, что предмет преподается с культурологических позиций и помогает духовно - нравственно воспитывать детей. Здесь стоит большая задача перед учителем – научить учащихся по-настоящему понимать искусство, помочь им в раскрытии великой тайны, заключающейся в том, что искусство есть сама жизнь.



Слайд. Рембрандт

Вот небольшой пример. Ребята на уроке с большим вниманием рассматривают картину Рембрандта «Изгнание торгующих из храма». Не сразу находят в многофигурной композиции образ Христа, прежде всего потому, что он написан художником не традиционно, не так, как мы привыкли видеть его на картинах и иконах. На вопрос, «каким мы здесь видим Иисуса Христа?» - ребята отвечают: «негодующим, гневным», а некоторые даже охарактеризовали так: «злой», «жестокий, потому что замахивается на людей плеткой». Как же так? Иисус Христос и вдруг такая характеристика образа?!

Подобные проблемные ситуации я стараюсь разрешить с помощью беседы, которая помогает ребенку как бы лично пережить происходящее. Образ Иисуса Христа, который любит людей и готов жизнь за них отдать во имя их спасения, я сопоставляю с образом любящих родителей: «Разве в вашей жизни не было таких поступков, которые, буквально, выводили из себя отца или мать?» А ведь негодование родителей по поводу какого-то проступка своего ребенка идет от большой любви к нему, желанию видеть его хорошим человеком. Это надо ценить в родителях, а не обижаться на них и не называть злыми. Самое страшное – это равнодушие. Именно оно – причина многих бед, в воспитании в частности.

Слайд «Тарковский»

Итак, культурологический подход помогает увидеть, прежде всего, в материале урока образ человека с его мыслями, чувствами, мировоззрением в целом. Это позволяет выйти на урок не просто с темой, а нравственной проблемой.



(2 слайда). Художественно-педагогическая идея

Слайд Культурологи

Культурологический подход достаточно давно существует в высокой академической науке. Назову имена нескольких ученых классиков: академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик Сергей Васильевич Аверинцев (филолог, богослов, искусствовед, культуролог), Алексей Федорович Лосев (как его называли – «последний мыслитель серебряного века», советский философ, историк античной философии, доктор филологических наук;), Михаил Михайлович Бахтин (философ, осмысливающий культуру через идею диалога), Юрий Михайлович Лотман (русский литературовед, культуролог, известен своими трудами по семиотике) и другие.



Слайд (Слова О Лосеве)

Алексей Федорович Лосев (монашеское имя Алексея Лосева – Андроник) на деле воплотил завет глубоко почитаемого им последнего оптинского старца Нектария - "терпение и пождание". В этом и заключался "естественный путь" русского философа Лосева. Хотелось бы, чтобы и наш учительский путь был естественным. Нам тоже нужно «терпение и пождание»



Слайд (Слова С.В. Аверинцева)

Я думаю, что и над словами Сергея Васильевича Аверинцева можно нам поразмышлять. «Вера живет в самой глубине сердца, оттуда излучаясь на все остальное. Именно поэтому я недоверчиво отношусь к попыткам чересчур полагаться на то, что весь наш народ словно бы с такого-то числа объявлен православным. Куда-то подевался вопрос, еще вчера казавшийся острым: какие найти слова, чтобы вот им - молодежи – говорить о Боге?»



Слайд «Урок по теме «Милосердие»

Не будем наивными, полагая, что раз дети хорошо отвечают, скажем, на уроке Основ православной культуры (ОПК), то значит, они хорошо усвоили нравственные категории и в будущем будут поступать в жизни только по совести. Духовность – не общественная категория, она личностна. Приведу пример из собственной практики. На одном из открытых уроков ОПК всех присутствующих буквально восхитили ответы одного мальчика: он выше всех поднимал руку, эмоционально рассказывал о случаях из своей жизни, раскрывающих примеры милосердия и миролюбия. «Какой хороший мальчик»,  говорили многие присутствующие на уроке. Урок проходил 21 мая, а через неделю я стала у детей собирать учебники по ОПК. Прежде чем сложить учебник в общую стопку, перелистываю, просматриваю, в каком он состоянии. Взяла учебник этого ученика. На странице материала урока по теме «Заповеди Христовы» тщательно ручкой зачеркнуты все «не»: не кради, не завидуй и т. д. Вот вам и хороший мальчик! Встает вопрос: сколько нужно времени, чтобы те нравственные уроки, которые получает ребенок от взрослых, были приняты всем сердцем, стали его нравственным убеждением?



Слайд «Методологическая основа преподавания»

Итак, методологическую основу преподавания предметов духовно-нравственного цикла я вижу в культурологическом подходе, который направлен на то, чтобы помочь молодым людям почувствовать себя частью большой страны с богатейшими традициями, раскрывающими черты русского национального характера, которыми нужно гордиться.

Культурологический подход помогает раскрыть менталитет образа, менталитет эпохи, менталитет нации. Причем, эти ментальные особенности проявляются как некие «константы» аксиологического характера. Неслучайно кардинальные реформы есть всегда фундаментальные изменения основ жизни народа, связанные с его ценностными ориентациями.

Кстати, рыночные реформы по западному образцу, проводимые в России в последние десятилетия, потерпели сокрушительный крах, так как в них не учитывался главный фактор – менталитет русского народа, который обусловлен именно духовно-нравственным воспитанием, национальными традициями и культурой.

Информационная война, направленная против России в 90-е годы, была проиграна, но оставила после себя разруху. Осознание последствий этой войны пришло не сразу.

Слайд Учебники Сороса

Помню, что, когда работала в Гимназии №15 в 90-е годы, учителя гуманитарных дисциплин просматривали бесплатные для учащихся учебники от фонда Сороса (Представительства Фонда работали более чем в 30 странах, а в России в городах Москва, С.-П., Новосибирск, Нижний Новгород). Это были учебники «Новейшая история. XX век» Кредера А.А. и «Российская цивилизация и истоки ее кризиса» И.Н. Ионова. У автора Кредера из учебника истории практически полностью удаляются сведения о Курской и Сталинградской битвах. Полностью игнорируется роль СССР в разгроме гитлеровской Германии и Японии.

Учителя Гимназии не стали обучать своих детей по этим учебникам, у нас (т.к. мы давали гимназическое образование) была возможность выбора. У других школ этого не было. Учебник Ионова также подвергся критике с нашей стороны. Так, у этого автора в полотно повествования тонкой линией вплетена догма об ущербности России. Цитирую: «В России же однообразие ландшафта создавало слабые предпосылки для специализации хозяйства и внутренней торговли, которые возникли довольно поздно… это породило у русских привычку к экстенсивному, потребительскому отношению к природным ресурсам…главными оказались количественные, а не качественные критерии, число, а не умение…»

Сравним, в этой связи, текст учебника 6 класса по предмету «Истоки», по которому мы сейчас занимаемся: по Н. Бердяеву, «есть соответствие между необъятностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной». «В душе русского народа,   пишет Н. Бердяев,   есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине» [ с.8].



Слайд «К чему привело массовое принятие учебников по приказу Мин. образования?

По данным ЮНЕСКО, по интеллектуальному потенциалу молодежи Россия скатилась с 3-го места в мире на 47-ое.



Слайд «Три характерные черты русского менталитета»

Итак, еще раз повторю: рыночные реформы, проводимые в России в последние десятилетия, потерпели сокрушительный крах, так как в них не учитывался главный фактор – менталитет русского народа. Русскому человеку изначально присуще чувство справедливости и коллективизма – соборности. Общее правое дело важнее личных интересов. Особенность русского человека – в присущей ему изначально совестливости, стыдливости, целомудрии.

Я, как учитель предметов духовно-нравственной направленности, своим долгом считаю через все курсы преподаваемых мною предметов провести основную линию, раскрывающую суть русского менталитета.

Для чего? Для того, чтобы ощутить свои истоки, понять исторической миссию России.



Слайд «Религиозность»

Н. Лосский в своей книге «Характер русского человека» [5] отмечает, что религиозность – это основная, наиболее глубокая черта характера русского народа.

Вспомним русских странников, паломников к святым местам, особенно к таким прославленным монастырям, как Троице-Сергиевская лавра, Киево-Печерская лавра, Соловки, Почаевский монастырь, и за пределы России – на Афон, в Палестину. Люди шли поклониться чудотворным иконам Божией Матери. Благодаря влиянию великих святых низшие слои населения усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь».

Религиозность как черту русского характера подчеркивали многие русские живописцы, прежде всего те, которые сами были людьми глубоко верующими. Это и художники прошлого (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов) и современные художники (П. Корин, И. Глазунов, С. Ефошкин, П. Рыженко).

Но, на мой взгляд, наиболее ярко религиозная черта раскрывается в полотнах выдающегося православного художника Михаила Васильевича Нестерова.

Слайд «Широта русской души»

Характерные черты русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Все это можно объединить одним понятием – широта русской души.



Слайд Картина «О, Русская земля!»

Согласимся с мнением философа Н. Бердяева о том, что «есть соответствие между необъятностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной». «В душе русского народа,   пишет Н. Бердяев,   есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине» [3, с.8].

Широта души русской раскрывается в живописи в необъятных просторах России, представленных в пейзажах, в открытых добрых лицах русских людей в портретной живописи, в миролюбивых поступках русских людей, запечатленных в исторических и бытовых полотнах художников. Рассмотрим некоторые из живописных полотен.

Слайд «Веселая минутка»

Не всем любителям живописи известна художница Антонина Леонардовна Ржевская (1861-1934). Это имя, как говорят, не на слуху. Между тем, она очень талантлива, ее картина «Веселая минутка» (1897 г.) находится в Государственной Третьяковской галерее.

Судя по картине, действие происходит в избе плотника, который найдя свободную минутку, проводит ее весело со своей семьей. Песни, танцы, которые неуместно смотрятся в крестьянской избе, захламленной инструментами и стружками, лишний раз убеждают нас в сердечности, веселости русского человека, который даже в перерыве от работы найдет время порадоваться жизни. Выставленная на XXV выставке Товарищества передвижных выставок картина «Весёлая минутка» приносит Ржевской большой успех. Ещё до выставки картину приобретает для своей галереи П. М. Третьяков. Картина выставлялась без указания авторства. По признанию самой А. Л. Ржевской, она боялась ставить свою подпись на картине из-за существовавших в то время гендерных предрассудков.

Слайд «Утро на Сусанинских болотах»

Назовем еще одно имя. Это современный художник   Нестеренко Василий Игоревич, Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств. Остановимся на картинах именно этого художника, потому что его творчество было связано с нашей Костромской землей. В 2003 году он возглавлял коллектив художников и реставраторов, проводящих работу по воссозданию художественного убранства Храма во имя Успения Божией Матери в селе Домнино Сусанинского района Костромской области, родовом имении Романовых. Так, широту русской души мы можем почувствовать в пейзажах художника 2003 года, написанных в этом краю   «Утро на Сусанинских болотах» и «О, Русская земля!»



Слайд «Мужество и сила духа

Наконец, третья черта национального характера.

Обладая свободолюбивым характером, мужеством и силой духа, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками. Примеров произведений живописи на героическую тему можно привести великое множество, но я остановлюсь лишь на одной работе уже упомянутого в мною художника В. Нестеренко. Обратимся к картине «Отстоим Севастополь!» 2005 года, содержание которой стало особенно актуально в 2014 году, когда Крым и Севастополь «вернулись в родную гавань».

Картина «Отстоим Севастополь!» современного художника Василия

Нестеренко никого не может оставить равнодушным. Это не столько изображение событий русской истории – это воззвание к современникам! Тема защиты рубежей, судьба Севастополя и других форпостов не только не потеряла своей значимости, но именно сегодня эти вопросы стали для нас особенно важными. Вынужденная обороняться от коалиции мировых держав на Черном, Балтийском, Белом морях, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Молдавии, Валахии, в Крыму, Российская империя могла лишиться чуть ли не половины своих территорий и оказаться в границах допетровской Руси. Более миллиона жертв – таков чудовищный итог Восточной войны, предтечи войн новейшей истории. Благодаря героизму солдат и матросов, удерживавших Севастополь, благодаря доблестным победам на Кавказе, Россия в результате войны чуть ли не со всем миром не потеряла практически ничего из своих земель.

Нестеренко показывает самих защитников бастионов, выражения их лиц, переживания и страсти, кипящие в разгар сражения. В центре картины изображен смертельно раненый юный офицер, совсем еще мальчик, на руках у бывалого солдата. Трудно описать взгляд этого солдата-дядьки. В нем и холодная решимость умереть, но не сойти с бастиона, и удивление, что умирает не он, а этот юноша, жизнь которого только началась, это и ощущение трагедии, еще не осознанное, но уже проникшее в сердце старого ветерана. Прекрасно лицо молодого офицера, он выполнил свой долг, он отдал все, что мог – свою жизнь. Вокруг гремит бой, кричит знаменосец, отдает команды старший офицер, солдаты и матросы палят из ружей и штуцеров, вот-вот громыхнет корабельное орудие, а мы в этом шуме битвы видим и слышим святую тишину смерти.



«С нами Бог!» - вот как можно еще назвать эту картину.

(Песня «С нами Бог»)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница