Курс лекций учебной дисциплины «Культуры и туризм»



Скачать 462.07 Kb.
страница1/3
Дата16.07.2016
Размер462.07 Kb.
ТипКурс лекций
  1   2   3


Министерство культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения


Курс лекций учебной дисциплины

«Культуры и туризм»

Часть II


Глоссарий терминов и понятий
Направление подготовки: 42.04.02 журналистика

Программа подготовки: тревел-журналистика

Квалификация (степень): магистр (уровень 7)

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Выпускающая кафедра: журналистики

Факультет медиакоммуникаций и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства

Санкт-Петербург

2016


Составитель: Биржаков М.Б., к.т.н., профессор каф. СКДТиГ

Рецензент: Крутик А.Б., д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ
Биржаков М.Б. Курс лекций учебной дисциплины «Культуры и туризм». Часть II. Глоссарий терминов и понятий — СПб.: СПБКИТ, 2016. — ____ с.

Глоссарий представляет собой предметный узкоспециализированных толковый словарь особенной терминологии — терминов и фразеологических сочетаний с комментариями и примерами — для более полного понимания существа учебного материала лекций по курсу «Культура и туризм». Рассматриваются особенности культурологи, истории философии, истории цивилизаций в связи культуры и туризма. Для некоторых особенных терминов дается два или три толкования в зависимости от контекста использования и области знаний. Для педагогов, а также студентов учебных заведений высшего образования при изучении вопросов развития социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства.


Глоссарий составлен:

  • в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 031300.68, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 489 от 28.10.2009 и с учетом рекомендаций и ООП ВО по направлению 42.04.02 Журналистика и программе «Тревеэл-журналистика»;

  • на основании учебного плана направления 42.04.02 Журналистик

Курс лекций учебной дисциплины «Культуры и туризм» одобрен на заседании кафедры социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства


протокол № __________ от «__________»____________________ 2016 г.

Заведующий кафедрой М.А. Морозова
Одобрено Методическим советом факультета медиакоммуникаций и туризма

протокол № __________ от «__________»____________________ 2016 г.
Председатель П.Н. Демченко
Заведующий выпускающей кафедрой

Декан факультета М.А. Морозова



ГЛОССАРИЙ

особенной терминологии для учебной дисциплины


«Культуры и туризм»
АНДЕРГРÁУНД (от англ. underground— подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, площадка, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андерграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андерграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андерграунд, со временем стали популярными и массовыми. Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство[3][4]. Андерграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андерграунда — «сексуальная революция», наркотики, антирелигиозность, проблемы маргинальных групп. Термин возник и начал употребляться во второй половине XX века. К андерграунду относили некоторые виды рок-музыки, такие, как экстремальный и авангардный метал и гранж. К понятию «андерграунд» со стороны хип-хопа можно отнести Джи-фанк и Гангста-рэп. Часто латино и афроамериканцы бедных районов собирались в небольшие группы под мостами, в парках и старых клубах для «чеканки» и рэп-батлов. Впоследствии из таких «тусовок» и произошли андерграундные стили, позже ставшие весьма популярными.

АНТРОПОЛОГИЯ — изучение человека и его взаимодействия с миром. Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В СССР антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология. выделяют несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин. Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения. Религиозная антропология — философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке. Физическая антропология, включающая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология, рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами. Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая к этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права. Визуальная антропология занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других.

АРХЕОГРАФИЯ — теория и практика издания письменных источников.

АРХЕОЛОГИЯ — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.

АРХИВОВЕДЕНИЕ — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.

АРХОНТОЛОГИЯ — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.

АУТЕНТИЧНОСТЬ (подлинный) относится к правильности начал, свойств, взглядов, чувств, намерений; искренности, преданности. Аутентичность может также означать: Аутентичность в психологии (конгруэнтность); Аутентичность текстов — тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текст на том или ином языке; разница в том, что аналог тем не менее никак не может быть подлинником. Аутентичность информации — свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным; Аутентичность в искусстве. Аутентичность в технике — подлинность (а не аналогичность) продукции, изделия (товар выпущен на официальном заводе-изготовителе, не контрафакт) Аутентичность в философии. Известно четыре признака аутентичности (в культуре): (1) чем сильнее и ближе контакт с местной культурой, тем более это аутентично; (2) чем меньше количество туристов в группе, тем более аутентичные впечатления; (3) чем более независим в путешествии от организатора (экскурсовода) туриста тем сильнее аутентичность впечатления; (4) степень соответствия полученных впечатлений туристом ландшафту, климату и культуре (действительности), чем выше степень аутентичности впечатлений.

БОНИСТИКА — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.

ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ (ФЛАГОВЕДЕНИЕ) — изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ — наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки.

ВОСПРИЯ́ТИЕ, ПЕРЦЕ́ПЦИЯ (от лат. perceptio) — (1) чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным. Восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных, получаемых человеком посредством сенсоров.

ВОСПРИЯТИЕ — (2) это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ — связано с наивным представлением первобытного мышления (сохранившимся отчасти и в древней философии), будто внешние предметы действуют на душу, как печать на мягкий воск, вдавливая туда свои изображения, сохраняющиеся там более или менее долгое время. При таком представлении истинность чувственного познания не составляла проблемы: за эту истинность отвечали сами предметы, оставлявшие в познающем свои точные изображения. В научной психологии, давно бросившей такое представление, и слово впечатление не употребляется более в каком-нибудь определённом значении. Здесь дело представляется иначе: внешняя действительность, большей частью в виде различных колебательных движений внешней среды, производит раздражение чувствительных нервов, которое передаётся мозгу, вызывая в той или другой его части молекулярные движения; если этот нервно-мозговой процесс достигает известной силы, он вызывает в сознании соответствующие ощущения и восприятия, которые становятся затем материалом для дальнейших познавательных и мыслительных процессов. Таким образом то, что слитно понималось под впечатлением, разлагается на два особых факта: объективно-физиологический — нервное раздражение, и субъективно-психологический — ощущение и восприятие, причём их разнородность и несводимость одного к другому, замаскированная метафорическим словом впечатление, выступает с полной силой, ставя для мысли весьма трудные гносеологические задачи, доселе не получившие удовлетворительного решения. В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называется впечатлительностью.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ — (2) процесс мышления (сохранившимся отчасти и в древней философии), будто внешние предметы действуют на душу, как печать на мягкий воск, вдавливая туда свои изображения, сохраняющиеся там более или менее долгое время. При таком представлении истинность чувственного познания не составляла проблемы: за эту истинность отвечали сами предметы, оставлявшие в познающем свои точные изображения. В научной психологии, давно бросившей такое представление, и слово впечатление не употребляется более в каком-нибудь определённом значении. Здесь дело представляется иначе: внешняя действительность, большей частью в виде различных колебательных движений внешней среды, производит раздражение чувствительных нервов, которое передаётся мозгу, вызывая в той или другой его части молекулярные движения; если этот нервно-мозговой процесс достигает известной силы, он вызывает в сознании соответствующие ощущения и восприятия, которые становятся затем материалом для дальнейших познавательных и мыслительных процессов. Таким образом то, что слитно понималось под впечатлением, разлагается на два особых факта: объективно-физиологический — нервное раздражение, и субъективно-психологический — ощущение и восприятие, причём их разнородность и несводимость одного к другому, замаскированная метафорическим словом впечатление, выступает с полной силой, ставя для мысли весьма трудные гносеологические задачи, доселе не получившие удовлетворительного решения. В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называется впечатлительностью.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ (в туризме) — запомнившийся у индивидуума (в общем случае туриста) образ действительности при посещении дестинации. Знакомясь с чужой культурой, туристы через свое воображение и воспоминание содействуют созданию своего личного туристского продукта.

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ — история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации.

ГЕНЕАЛОГИЯ — изучение родственных взаимосвязей людей.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ — изучение родственных взаимосвязей путём использования методов генетики.

ГЕРАЛЬДИКА (ГЕРБОВЕДЕНИЕ) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

ДИВЕРГЕНЦИЯ — (от англ. divergence - расхождение) наличие существенно разных тенденций показателей или индикаторов в каком-либо процессе.

ДИПЛОМАТИКА — изучение исторических актов (юридических документов).

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ — комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.

ДОСТОИНСТВО КУЛЬТУР НАРОДОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП — признание их ценности и проявление уважения к ним. Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней. Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

ИДЕНТИЧНОСТЬ — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТУРИЗМ — туристам предоставляется возможность участия в типичной для данной местности (дестинации) жизнедеятельности (пожить в местных условиях среди пигмеев).

ИСКУССТВО — (1) подмножество и частное выражение системы общих ценностей. Источник творчества, морали и социальной критики. Потенциальная почва для противоречий, конфликтов, иррационального поведения.

ИСКУ́ССТВО — (2) образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко— оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей.

ИСКУССТВО — (3) одна из форм общественного сознания, важнейшая составляющая человеческой культуры (БСЭ.

ИСКУССТВО — (3) музыка, танец, драматические представление, фольклорное искусство, сочинительство, архитектура, графика, фотография, рисование, скульптора, пластика (наскальная), промышленный дизайн, дизайн костюма и мода, кинематография, телевидение, радио, звукозапись и другие,

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ — наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — наука на стыке истории и географии. Это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. Самой сложной частью задачи исторической географии является показ экономической географии изучаемой территории — установление уровня развития производительных сил, их размещение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ — наука о демографической истории человечества. В исторической демографии условно выделяются три основных направления исследований: исследования динамики численности, состава и плотности населения, а также миграции и расселения; исторический анализ этих процессов и их социальных предпосылок; изучение роли факторов демографии в историческом процессе и исторической обусловленности демографических процессов.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА — изучение возможностей использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЕТРОЛОГИЯ — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука на стыке истории, социологии, культурологии и психологии. Это направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Это изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей. Историческое время есть связь между прошлым, настоящим и будущим человечества. Исторически можно изучать не только то, что минуло, но и современность, а также грядущее. Историческая психология в широком значении слова — подход, помещающий психику и личность в «связь времен».

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды. Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов России в определенный период. История отечественного государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной. Как историко-правовая наука она позволяет создать основу теоретических и практических знаний, формирует широкий политический кругозор.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ — наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной. Предмет истории культуры – ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. Изучение истории культуры существует столько же, сколько и историческая наука, однако само понятие истории культуры трактуется, зачастую, по-разному. В связи со сложившейся в России традицией изучения культуры, преимущественно, искусствоведами, в рамках истории культуры зачастую преподаётся история искусств.

ИСТОРИЯ НАУКИ — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п. это исследование феномена науки в его истории. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой — процесс его получения и использования людьми, добросовестная историография науки должна принимать во внимание не только историю мысли, но и историю развития общества в целом. Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией». Хотя эмпирические исследования известны еще с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века (например, у Ибн ал-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона), начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе. Научный метод считается столь существенным для современной науки, что многие ученые и философы считают работы, сделанные до научной революции, «преднаучными». Поэтому историки науки нередко дают науке более широкое определение, чем принято в наше время, чтобы включать в свои исследования период Античности и Средневековья.

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ — изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон виде в благоговении перед высшими силами, Божеством. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religare, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare. Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

Каталог: knowledge -> files
files -> Закат либерального капитализма Независимая газета Ученые предлагают бизнесу победные стратегии на период рецессии
files -> Курс лекций учебной дисциплины «Человек и его потребности»
files -> Учебное пособие для изучения курса гостиничный и ресторанный сервис для студентов всех видов обучения специальности социально-культурный сервис и туризм
files -> Лекция №14 социальное государство 14 Этимология 14 Признаки социального государства 15
files -> Международная туристская Академия М. Б. Биржаков Правовое регулирование туристской деятельности
files -> Методические указания по проведению семинарских занятий для студентов всех форм обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница