Курс лекций учебной дисциплины «Человек и его потребности»



страница1/13
Дата16.06.2016
Размер1.98 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»


Курс лекций учебной дисциплины


«Человек и его потребности»

Часть II

Глоссарий терминов и понятий

Направление подготовки/специальность: 43.03.02 Туризм

(100400 Туризм)

Профиль: Технология и организация развлечений

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Выпускающая кафедра: социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства

Факультет медиакоммуникаций и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства

Санкт-Петербург

2015


Составитель: Биржаков М.Б., к.т.н., профессор каф. СКДТиГ

Рецензент: Крутик А.Б., д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ
Биржаков М.Б. Курс лекций учебной дисциплины «Человек и его потребности». Часть II. Глоссарий терминов и понятий — СПб.: СПБКИТ, 2015. — 113 с.

Глоссарий представляет собой предметный узкоспециализированных толковый словарь особенной терминологии — терминов и фразеологических сочетаний с комментариями и примерами — для более полного понимания существа учебного материала лекций по курсу «Человек и его потребности» (Сервисология). Рассматриваются особенности истории философии, теории формирования потребностей, теории потребления, теории мотивации и мотивов, формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, теории этногенеза в аспектах самоакутализации человека и личности. Для некоторых особенных терминов дается два или три толкования в зависимости от контекста использования и области знаний. Для педагогов, а также студентов учебных заведений высшего образования при изучении вопросов развития социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства.


Глоссарий составлен:

  • в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 489 от 28.10.2009 и с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 100400 Туризм;

  • на основании учебного плана направления 43.03.02 Туризм.

Курс лекций учебной дисциплины «Человек и его потребности» одобрен на заседании кафедры социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства


протокол № __________ от «__________»____________________ 2015 г.

Заведующий кафедрой М.А. Морозова
Одобрено Методическим советом факультета медиакоммуникаций и туризма

протокол № __________ от «__________»____________________ 2015 г.
Председатель П.Н. Демченко
Заведующий выпускающей кафедрой М.А. Морозова

Декан факультета М.А. Морозова


ГЛОССАРИЙ

особенной терминологии для учебной дисциплины


«Человек и его потребности»
АБСЕНТЕИЗМ — поведенческая модель, при которой работник систематически отсутствует на рабочем месте и избегает своих обязанностей. Традиционно абсентеизм рассматривается как индикатор плохой индивидуальной производительности и как одна из главных проблем менеджмента, исследование которой развивается в экономических и квази-экономических терминах. Последние исследования в этой области сосредоточились на рассмотрении и осмыслении абсентеизма в роли индикатора психологической, медицинской и социальной адаптации к работе. Наиболее видная психологическая модель «ухода» (withdrawal model) предполагает, что абсентеизм представляет собой реакцию индивида на неудовлетворительные рабочие условия. Данная модель находит эмпирические подтверждения отрицательной связи между отсутствием на рабочем месте и общей удовлетворённостью работой. Более того, данная теория находит подтверждение «прогресса ухода», начиная с невинных опозданий до прогулов работы и заканчивая увольнениями. Психологические исследования также указывают на предрасположенность сотрудников к абсентеизму. Мерой абсентеизма чаще всего выступает общее количество пропущенных дней (или часов) или частота отсутствия сотрудника на работе. Стоит отметить, что учитываются пропуски как по уважительной, так и по неуважительной причине. Абсентеизм, наряду с текучкой кадров, рассматривается как реакция сотрудников на условия труда, и является одним из главных показателей эффективности работы с персоналом, которая направлена на создание успешного личностно-организационного соответствия. Абсентеизм, являясь одной из самых распространённых причин увольнения сотрудников, наносит серьезный экономический ущерб предприятиям.

АБСТИНЕНЦИЯ (лат. abstinentia — воздержание) — I) особое физическое и психическое состояние, появляющееся у наркоманов (алкоголиков, морфинистов и т.п.) после внезапного и полного прекращения употребления привычных наркотиков и различно выражающееся в зависимости от вида наркомании; 2) половое воздержание; 3) полное воздержание от употребления спиртных напитков.

АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio — отвлечение) — метод научного исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в чистом виде.

АВТА́РКИ́Я (от др.-греч. — самообеспеченность (самодостаточность) — система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную внутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия — закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет. Автаркия предстаёт не столько как понятие, отражающее существующую экономическую реальность, сколько как инструмент экономического анализа. В этом, инструментальном, качестве автаркия позволяет показать, в какой точке между двумя полюсами — открытой экономикой и автаркией — должна находиться конкретная национальная экономика с позиций устойчивого экономического роста. Доказано, например, что к полюсу «открытая экономика» должны тяготеть малые страны — они получают более ощутимые выгоды от внешних связей. Большие же страны с их огромным внутренним рынком тяготеют ближе к полюсу «автаркия». Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны. Принцип автаркии был, например, одним из ключевых моментов политической доктрины корпоратизма. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но в этом и заключается её потенциальная неэффективность: бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы улучшить его качество и свою производительность. Развитие автаркии в стране, по мнению некоторых экспертов, идёт вразрез с трендом развития современной мировой экономики, что в некоторых случаях приводит к экономической и, порой, технологической отсталости страны. Политика стремления к автаркии как самоцели отражает, как правило, нездоровое состояние экономики, основывается на болезненно обострённом чувстве патриотизма, не имеющим ничего общего с подлинным патриотизмом, желании избежать превращения экономики в придаток мировой экономики.

АВТОРИТАРИ́ЗМ (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти. Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (форма отношения к власти) и диктатурой (форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь, таким образом, в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти). Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государством. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности (группы личностей — олигархией), которая проявляется в той или иной степени.

АГРЕССИВНОСТЬ — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

АДАПТАЦИЯ (в этнологии) — приспособление этноса к этно-ландшафтной среде, происходящее путем выработки у людей новых поведенческих навыков. Эти навыки закрепляются, передаваясь из поколения в поколение при помощи механизма сигнальной наследственности. В результате у этноса складывается оригинальный стереотип поведения, обеспечивающий, несмотря на изменчивость условий, устойчивость системы, необходимую для ее существования и развития. Особенно активно процесс адаптации происходит при освоении этносом новых территорий. Так, освоение русскими Сибири и Дальнего Востока потребовало выработки навыков жизни в непривычных, зачастую весьма суровых ландшафтно-климатических условиях.

АДЕПТ — последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания. Понятием может определяться не только отношение к учению, личности или организации, но и степень этого отношения. С XIX века термин активно используется в теософии, оккультизме, эзотерике и у розенкрейцеров, где чаще всего обозначает пройденную инициацию или определённую степень иерархии, уровня посвящённости человека в тайное знание. Термин также используется в антикультовом движении, где имеет негативную окраску и, по мнению некоторых учёных, носит характер социальной стигматизации («адепт секты») по отношению к отдельным группам религиозных меньшинств.

АКТУАЛИЗМ — Люди этого склада забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают ради себя. Они тоже совершают подвиги, но ради собственной алчности, ищут высокого положения, чтобы насладиться своей властью, ибо для них реально только настоящее, под которым неизбежно понимается свое, личное. Знаменитые сентенции «Хоть день, да мой» и «После нас – хоть потоп» – не цинизм, а искренность, и наличие в этносе людей этого склада ведет не к его исчезновению, а только к остановке роста, что иногда бывает даже целесообразно, так как, не принося в жертву себя, эти люди не ставят целью принесение в жертву своих соседей, а стремление к беспредельному расширению этнического ареала заменяется установлением естественных границ.

АЛЬТРУИЗМ — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

АНАРХИ́ЗМполитическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

АНАРХИЯ (от др.-греч. «безначалие, безвластие или неподвластность, независимость», «неповиновение властям, беспорядок, произвол», «год без архонта») представляет собой идею отсутствия власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека. Немецкий философ Иммануил Кант рассматривал анархию в «Антропологии с прагматической точки зрения» как «закон и свобода без власти». Таким образом, по мнению Канта, анархия не дотягивает до настоящего гражданского состояния, так как закон без власти будет лишь «пустой рекомендацией». В труде «К вечному миру» он писал, что анархия является крайней негативной формой существования государства после деспотии, когда искореняются «зачатки добра», когда любое малое правомерное устройство лучше, чем никакое, подразумевая под этим безвластие.

АНИМИЗМ (лат. anima, animus —душа, дух) — вера в существование душ и духов, т.е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими в мертвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая человека.

АНТАГОНИ́ЗМ (от др.-греч. — «соревнование, соперничество», «спор, борьба») — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия. Термин употребляется в различных областях.

АНТИСИСТЕМА — системная целостность людей с негативным мироощущением, выработавшая общее для своих членов мировоззрение. Все антисистемные идеологии и учения объединяются одной центральной установкой: они отрицают реальный мир в его сложности и многообразии во имя тех или иных абстрактных целей. Вывод из этого двояк: либо подобные учения призывают в корне изменить мир, на деле разрушая его, либо требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя. И то и другое в пределе дает один результат ≈ небытие. Для антисистемы характерны известная скрытность действия и такой прием борьбы, как ложь. Среди адептов антисистемы. преобладают люди с футуристическим ощущением времени. Антисистемы всегда складываются в зонах контакта несовместимых суперэтносовхимерах, в силу чего их идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Распространяются А. иногда далеко за пределами тех контактных зон, где они появляются. Примеры Антисистем: гностицизм (офиты, александрийские гностики Василид а Валентин и т.д.; гностики проповедовали, что мир сотворен Демиургом, т.е. крайне несовершенно), манихейство (живший в III в. AD. Мани учил, что мир состоит из двух стихий: Света и Мрака, причем материальный мир он относил к стихии Мрака) в мусульманском мире ≈ исмаилизм, в Византии и Болгарии — богумильство. К антисистемам относятся также некоторые направления буддизма.



АНТРОПОЛОГИЯ — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

АПОЛОГЕТЫ (греч. apologeonnai — защищаю) — собирательное название раннехристианских писателей, главным образом II–III вв. (период гонения на христиан со стороны римских властей), защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников).

АСФИКСИЯ (греч. asphyxia, бука — отсутствие пульса) — патологическое состояние, возникающее вследствие нарушений внешнего дыхания и характеризующееся резким недостатком кислорода и избытком двуокиси углерода в крови и тканях.

АТТРАКТИВНОСТЬ (в этнологии) ≈ бескорыстное влечение к истине, красоте и справедливости. Данное понятие является синонимом психологического термина «идеальные потребности». Группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Так называемая эстетическая потребность, побуждающая людей создавать произведения искусства и обращаться к ним, безусловно, относится к данной группе. Потребность познания не является производной от биологических и социальных, хотя, разумеется, вторично связана с ними самым тесным образом. Потребность познания ведет свое происхождение от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии. Выраженность идеальных потребностей значительно варьирует у разных людей, различны и способы их удовлетворения. Так, пассионариев идеальные потребности толкают к творчеству, к активной защите справедливости, к проповедованию своих взглядов и т.д. Гармоничные люди при наличии у них выраженных идеальных потребностей чаще ограничиваются пассивными формами познания и созерцания. Полное отсутствие идеальных потребностей ≈ патологический случай, хотя крайне слабая их выраженность встречается у людей с любыми степенями пассионарности, чаще всего ≈ у субпассионариев (однозначной связи между аттрактивностью и пассионарностью не прослеживается).



АФФИЛИЗАЦИЯпотребность в общении (аффилиация). Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

БАЗА ЗНАНИЙ (англ. knowledge base) — в информатике и исследованиях искусственного интеллекта — это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными). Современные базы знаний работают совместно с системами поиска и извлечения информации. База знаний содержит информацию, покрывающую некоторую область знаний, в структурированном виде, пригодном для использования программным обеспечением. Для этого требуется некоторая модель классификации понятий и определённый формат представления знаний. Иерархический способ представления в базе знаний набора понятий и их отношений называется онтологией. База знаний — важный компонент интеллектуальной системы. Наиболее известный класс таких программ — это экспертные системы. Они предназначены для поиска способов решения проблем из некоторой предметной области, основываясь на записях базы знаний и на пользовательском описании ситуации. Простые базы знаний могут использоваться для создания экспертных систем хранения данных в организации: документации, руководств, статей технического обеспечения. Главная цель создания таких баз — помочь менее опытным людям найти уже существующее описание способа решения какой-либо проблемы.

БИБЛИЯ — «единственная книга в мире — в ней есть все». (А.С. Пушкин). Священние Писание христианства (Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет). Библия предлагает систему ценностей, которая должна помочь человеку найти свое место в жизни в этом мире, согласовать свои потребности с потребностями других людей. Ветхий завет (50 книг) описывает период от сотворения мира до пришествия Иисуса Христа. Новый Завет (27 книг) описывает события земной жизни Спасителя, Его крестную смерть, Воскресение, первую эпоху жизни христианской церкви.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ — возмещение пластических ресурсов (белков, жиров, углеводов и др.) и веществ, необходимых для их синтеза. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма.

БИОСФЕРА — (1) одна из оболочек Земли, включающая в себя, кроме совокупности живых организмов, все плоды их былой жизнедеятельности: почвы, осадочные породы, свободный кислород атмосферы. Глобальная экосистема Земли. Биосфера — (2) оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы. (3) Биосфера— область распространения жизни на космическом теле. При том, что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается, что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах.

БИХЕВИОРИЗМ (англ. behaviour — поведение) — ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

БЛАГА ДАРОВЫЕ — которые существуют в таких количествах, что их распределение не требуется.

БЛАГА РЕДКИЕ — которые делятся на: конкурентные — пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным и неконкурентные — любой может пользоваться благом, не мешая другим. Исключаемые — блага, к которым имеет доступ только заплативший. Неисключаемые — блага, от которых трудно отсечь «зайцев». Блага явного качества — ещё до выбора можно проверить качество. Блага скрытой полезности — качество определяется уже после покупки. Блага на доверии (англ. credence goods) — пользователь оказывается в неведении по поводу качества даже после покупки.

БЛАГА ЧАСТНЫЕ – блага, которые доступны только одному (он – собственник). Потребляется это благо самим собственником. Частное благо всегда предполагает издержки субъекта в пользу того, кто имеет доступ к этому благу, но готов поделиться правом доступа за взаимно приемлемую плату.

БЛАГА ОБЩЕСТВЕННЫЕ – блага, к которым доступ не может быть ограничен, они потребляются одновременно многими субъектами. Это знания, законотворчество, национальная оборона, общественный порядок.

БЛАГА ОБЩИЕ — блага, которые доступны всем, но потребляются только одним (грибы в лесу, лесной воздух, вода в водоёме, который является народной собственностью).

БЛАГА ЕСТЕСТВЕННХ МОНОПОЛИЙ — блага, которые доступны одному (он оплачивает использование своей доли блага), но пользуются ими одновременно многие (электросети, газопровод, кабельные сети, Интернет и т.д.).

БЛАГА ВЗАИМОЗАМЕНЯМЫЕ — «субституты». Примером могут выступить различные виды транспорта, которые позволяют решить проблему передвижения и могут быть взаимозаменяемыми.

Каталог: knowledge -> files
files -> Закат либерального капитализма Независимая газета Ученые предлагают бизнесу победные стратегии на период рецессии
files -> Учебное пособие для изучения курса гостиничный и ресторанный сервис для студентов всех видов обучения специальности социально-культурный сервис и туризм
files -> Курс лекций учебной дисциплины «Культуры и туризм»
files -> Лекция №14 социальное государство 14 Этимология 14 Признаки социального государства 15
files -> Международная туристская Академия М. Б. Биржаков Правовое регулирование туристской деятельности
files -> Методические указания по проведению семинарских занятий для студентов всех форм обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница