Курс лекций Для студентов, обучающихся по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»



страница1/33
Дата06.06.2016
Размер5.74 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Бузулукский гуманитарно–технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Н.А.Гаврилова
отечественная история
Курс лекций

Для студентов, обучающихся по специальности 080109.65

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Юриспруденция»


Бузулук 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..4

1 Древняя Русь. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства…………………………………………………………………………7

1.1 Восточные славяне в кругу европейских народов……………………...7

1.2 Образование Древнерусского государства…………………………….10

1.3 Политический и экономический строй Древнерусского государства в период расцвета…………………………………………………………………...15

1.4 Крещение Руси…………………………………………………………...20

1.5 Древняя Русь в системе международных отношений…………………23

1.6 Русские земли в условиях феодальной раздробленности……………..27

2 Русские земли под властью Золотой Орды………………………………30

2.1 Монгольское нашествие на русские земли…………………………….30

2.2Роль Московского княжества в возрождении русской государственности………………………………………………………………...34

2.3 Ива III – государь всея Руси……………………………………………..38

2.4 Социально-экономическое развитие русских земель в условиях ордынского ига…………………………………………………………………….41

2.5 Влияние ига на культуру и менталитет русских людей……………….44

3 Московское царство - сословно-представительственная монархия……...........................................................................................................48

3.1 Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного………………………..48

3.2 Смута как кризис московской государственности…………………….54

3.3 Внешняя политика Московского государства в XVI – XVII вв………58

3.4 Установление крепостного права в России: причины, сущность и последствия………………………………………………………………………..63

3.5 Духовная, повседневная жизнь и мироощущение людей в Московском государстве………………………………………………………………………...68

4 Россия императорская, евразийская, петербургская…….………………73

4.1 Петровские реформы…………………………………………………….73

4.2 Судьба Петровских реформ. «Просвещенный абсолютизм»……………………………………………………………………….76

4.3 Развитие культуры и духовной жизни общества в XVIII веке………..81

4.4 Внутренняя и внешняя политика Александра I ……………………….85

4.5 Николаевская Россия: от восстания декабристов к крымской катастрофе…………………………………………………………………………88

5 Модернизация Российской империи: цели, задачи, проблемы, противоречия………………………………………………………………………93

5.1 Отмена крепостного права в России. Реформы Александра II и контрреформы Александра III……………………………………………………93

5.2Экономическое развитие страны: от промышленного переворота к капиталистической индустриализации…………………………………………..99

5.3 Главные направления внешней политики страны во 2-ой половине XIX-начале XX в…………………………………………………………………105

5.4 Какая Россия нужна россиянам: общественное движение в пореформенный период…………………………………………………………110

6 Крушение императорской России………………………………………115

6.1 Истоки, сущность и последствия первой русской революции………115

6.2Политическое и социально-экономическое развитие России в

1907-1916 гг………………………………………………………………………124

6.3 Россия в Первой мировой войне……………………………………….130

6.4 Революция 1917г. В России……………………………………………135

7 Строительство социализма в СССР в теории и на практике…………..140

7.1 Новое и старое в Советской России. Образование СССР……………140

7.2 Развитие советской экономики: военный коммунизм, нэп, сталинский скачок……………………………………………………………………………..150

7.3 Духовная жизнь и ментальность советского человека: какой социализм построили в СССР……………………………………………………………….155

7.4 СССР в системе международных отношений 1920-1930-х гг. ……...163

7.5 Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг. ……170

8 СССР: от сверхдержавы к краху (1945-1991 гг.)……………………….176

8.1 Роль СССР в послевоенном мире. Холодная война………………….176

8.2 Приоритеты социально-экономического развития СССР……………181

8.3 Культурное развитие и духовная атмосфера советского общества в 40-80-х гг. XXв. ……………………………………………………………………..188

8.4 «Перестройка» и распад СССР (1985-1991 гг.)……………………….192

9 Становление новой России в конце XX- начале XXI в. ………………197

9.1 Геополитическое положение России после распада СССР………….197

9.2 Глобализация и Россия…………………………………………………201

9.3 Экономические реформы: замысел, характер, результаты………….204

9.4 Россия в начале XX века ……………………………………………..211

9.5 Духовная и повседневная жизнь в новой России……………………214

Хрестоматия………………………………………………………………..221

Введение


Постоянные изменения, происходящие во всех сферах жизни людей, превращают непрерывное образование в необходимый компонент развития современного общества. Более того, способность непрерывно обучаться новым знаниям и навыкам становиться для профессионала определяющей.

В учебном процессе студентов происходит существенное увеличение самостоятельной работы в качестве одной из важнейших форм деятельности обучающихся, связанной с освоением профессиональной образовательной программы.

Анализ научно-педагогической литературы по проблемам высшей школы свидетельствует, что многие исследователи рассматривают самостоятельную работу как планируемую, т.е. выполняемую под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа трактуется как форма организации аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студента и как средство индивидуализации высшего образования.

Данное пособие адресовано студентам для самостоятельной работы при изучении дисциплины «Отечественная история».

Известно, что исторические знания многообразны по составу и характеру. С одной стороны, они включают информацию о конкретных событиях - их времени, месте, участниках, другие данные, которые «строго и беспристрастно» фиксируются учёными. Это относительно объективная канва исторического знания. С другой стороны, об одних и тех же событиях историки рассказывают по-разному. Здесь находит отражение субъективное восприятие, истолкование событий, связанное с индивидуальными и общественными ценностями. Следовательно, студентам необходимо продумать логику изложения исторического материала, сделать аргументированные выводы и обобщения.

Студент должен изучить темы, цели семинарских занятий, ознакомиться с предложенным планом, разработками и приложениями к каждой теме, использовать указанную литературу, которая поможет раскрыть освещаемые проблемы.

При подготовке к занятиям студенты должны:

- изучить исторические факты, имена, термины;

- усвоить основные исторические понятия, идеи;

-овладеть элементами исторического описания и объяснения причинно-следственных связей событий, научиться выявлять в них общие тенденции, характер и направленность происходящих процессов;

- обосновывать свои оценки исторических событий, их участников.

Необходимо не только раскрыть содержание курса отечественной истории, но и акцентировать внимание на некоторых сторонах исторической жизни, представить историю нашей страны по возможности более детализировано - как историю людей. Каждое из нескольких десятков поколений, жившее в определённых исторических рамках, сталкивалось с определёнными проблемами. Разворачивались долговременные исторические процессы, происходили крупные и мелкие события, на исторической арене действовали правители, полководцы и простые люди, герои и антигерои, мужчины и женщины.

Особенности тех или иных событий отразились в песнях, поговорках, анекдотах, крылатых выражениях. Наш мудрый и остроумный народ создал свою уникальную историю, которую условно можно назвать «историей в афоризмах». Фрагменты её можно найти в приложениях к каждому семинару, они помогут уловить главный смысл темы.

Также студентам рекомендуется использовать рубрику «Удивительные судьбы». В ней представлены не только широко известные персоны, но и те, о ком редко вспоминают в учебных пособиях. Именно эта рубрика поможет понять роль личности в истории.

Гуманитарная направленность исторической науки представлена через рубрики «Мужчина и женщина» и «Русский человек в историческом контексте». История России долгое время была историей царей, войн, развития народного хозяйства и попыток его реформирования. Но в последние годы исследователи обратились к изучению повседневной жизни людей в различные исторические эпохи, заинтересовались жизнью обычного человека. Отношения между мужчиной и женщиной в различные эпохи складывались по-разному. Отношение к женщине, положение женщин в обществе служит важным показателем для оценки уровня развития.

Изучение истории предполагает работу с первоисточниками. В рубрике «Хрестоматия» приводятся фрагменты летописей, законодательных актов, воспоминания современников. Работа с документами обладает большим потенциалом для развития навыков исследовательской деятельности студентов.

В рубрике «Историческая география» даны описания некоторых важных событий с их «привязкой» к определённой местности. Знание исторической географии, необходимо хотя бы для того, чтобы наряду с категорией «время» освоить категорию «пространство».

Материалы рубрики «Историография» позволят студентам ознакомиться с различными подходами к освещению важных исторических событий и персон, а рубрика «Справочник» содержит некоторые фактические данные, которые могут быть оценены каждым студентом самостоятельно.



1 РУСЬ ДРЕВНЯЯ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАСТВА.

1.1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В КРУГУ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ



«Откуда есть пошла Русская земля». С этих слов начинается Повесть временных лет, древнейшая русская летопись, составленная монахом Киево-Печерского монасты­ря Нестором в первой половине XII в. Первая фраза этого важнейшего источника начи­нается так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».

Нестор, следуя средневековой традиции, начинал «повесть сию» с сюжета о том, как после библейского потопа землю разделили три сына Ноя — Сим, Хам и Иафет. К по­томству Иафета Нестором относились многие народы: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги, ляхи, пруссы: «В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, перла, печора, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы». Нестор называл народ славянский нориками, «которые и есть славяне». «Спустя многоого времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгар­ская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели». В Повести временных лет подробно характеризуется география рас­селения западных, южных и восточных славян. Восточные славяне составляли значительную часть населения Восточной Ев­ропы и занимали территорию от Карпатских гор до Средней Оки и верховьев До­на — на востоке, от Невы и Ладожского озера — на севере до Среднего Поднепровья — на юге. Значительную часть этого пространства составляли лесостепная и лесная зоны Восточноевропейской равнины. Черноземная степная зона была за­нята племенами скотоводов, и плодородная полоса шириной и длиной в несколь­ко тысяч километров служила всего лишь огромным пастбищем. Земледельцам приходилось вырубать густые леса и расчищать заросли под пашню. Наиболее пригодной зоной являлась плодородная лесостепь, по сюда легко проникали кон­ные отряды кочевников, которые грабили, сжигали поселки, угоняли пленных, продавая их потом в качестве рабов.Под своим общеродовым именем «славяне» целый ряд племен упоминается в письменных источниках не позднее V в. При этом обычно выделяют три боль­шие группы: западных славян — венедов, южных славян — склавинов и восточ­ных славян — антов. Именно анты в V-VII вв. расселились по берегам Днепра, его притоков и постепенно продвигались на север и восток. Исследователи отмечают способность славян ассимилировать другие племена, вступать с ними в мирные, добрососедские отношения.

Для развития любого народа едва ли не решающую роль играл природный фактор. Его составляющими обычно считают:


  • климат: в землях восточных славян климат был достаточно суровым, с холод­ной зимой и непродолжительным летом;

  • количество и качество водных ресурсов: рек, озер, других водоемов было до­статочно, с изобилием рыбы;

  • наличие лесов: леса давали восточным славянам строительный материал, дичь,
    лесной мед, ягоды, грибы, укрытие от кочевников;

  • характер почв: в лесостепной и лесной зонах почвы были небогатые и требова­ли удобрения;

  • наличие полезных ископаемых и форма их залегания: в Европейской части
    России полезные ископаемые располагались неравномерно, серебра и золота
    не было вообще;

  • особенности и разнообразие животного мира: восточные славяне разводили
    домашний скот (лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и т. д.),
    охотились на пушных зверей.

Основными занятиями антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводст­во, ремесло и торговля. У антов происходило имущественное расслоение, имело место рабовладение. Их общественный строй называют военной демократией. Вожди выбирались мужчинами данного племенного союза. Известны вожди антов Боз, Ардагаст, Пирагост. Все мужчины были воинами. Анты воевали с Византией, готами, аварами. Анты считаются прямыми предшественниками тех территори­ально-племенных союзов, которые объединились в Древнерусское государство.

Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. На первом месте был Род — бог неба и земли. Он выступал в окружении двух женских божеств плодородия, Рожаниц, — Доли и Недоли. Почитались также Белее — покрови­тель стад, Перун — бог грозы, Ярило — бог солнца, Стрибог — бог ветра. У славян не было храмов, как у греков, но были разработа­ны свои ритуалы богослужения. Не было сословия жрецов, но были волхвы, ко­торые пользовались большим авторитетом. Славяне почитали родоначальников — пращуров, прародительниц рода. Славян окружали домовые, лешие, водяные, ру­салки, с которыми успешно «договаривались», принося им дары. Официальная Русская православная церковь целое тысячелетие упорно боролась с отечествен­ным язычеством, снисходительно взирая на увлечение античной культурой, тоже языческой, со стороны правящей элиты.

Восточные славяне, или русские, принесли в Приневье высокую материаль­ную культуру — пашенное земледелие, высокоразвитое мастерство. Отношения с местными финно-угорскими племенами — чудь, водь, ижора, весь, карелы — но­сили мирный характер. Местные племена облагались данью и наравне с русски­ми находились под руководством князей.

Древнейшим русским поселением Северо-Запада является Старая Ладога. По мнению известного археолога, доктора исторических наук А. Н. Кирпичникова, оно появилось в 753 г. у впадения реки Ладожки (Елены) в Волхов. В IX-X вв. Ладога стала населенным пунктом городского типа.

В это время возникла камен­ная крепость, появилось околоградье — ладожский посад. В IX-X вв. Ладога играла большую роль в экономической и политической жизни Руси. Она была крупным портом и первым русским городом на пути«из варяг в греки». Можно говорить о том, что Ладога в тот период служила сво­его рода «окном в Европу» для молодого, складывавшегося Древнерусского госу­дарства. Согласно летописным легендам, первые годы князь Рюрик провел в Ла­доге. Князь Олег, второй правитель Древней Руси, по преданию, умер в Ладоге от укуса змеи и в Ладоге же был похоронен. Одну из сопок в окрестностях Ладо­ги до сих пор называют Олеговой могилой. (Еще одна Олегова могила имеется в Киеве.)

Через Ладогу русские шли не только на запад, но и на север и северо-восток: на Печору, в Югру (земли манси и хантов), в Самоядь (землю ненцев), к Желез­ным Воротам (пролив Карские ворота между островами Новая Земля и Вайгач). В начале XII в. на севере возникли постоянные поселения новгородцев и ладожан — Иван-погост, Холмогоры, Пинега, Кегрела, Емца, Ракула, Вага.

Ладога играла весьма значимую роль не только в экономике Руси, в осуществ­лении колонизации восточных и северных земель, но и являлась важным форпо­стом в борьбе с захватчиками. Непрошеными гостями наиболее часто выступали шведы. Первый поход на Русь в 1142 г. возглавил шведский ярл с епископом. На 60 судах шведы достигли Финского залива и напали на три купеческих кораб­ля. Этот поход на Русь закончился гибелью полутора сотен шведов. 15 июля 1240 года шведы были разгромлены князем Александром Ярославичем в Невской битве. В мае 1300 г. шведы построили крепость Ландскрону при впадении Охты в Неву, но уже весной 1301 г. новгородцы взяли ее штурмом и разрушили до основания. Ожесточенная борьба за контроль над Приневьем продолжалась несколько сто­летий, что предопределялось экономической важностью данного района.

Ладога часто упоминалась в русских летописях и скандинавских сагах. К кон­цу X в. она уступила свое место в экономической и политической жизни Руси Новгороду, стала пригородом» Новгорода. Управлялась Ладога посадником, ко­торого присылал Новгород.



1.2 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ



«Велика страна наша, а порядка в ней нет». Данное высказывание связано с верси­ей о «призвании варягов». В Повести временных лет Нестор-летописец под 852 г. запи­сал: «Когда начал царствовать Михаил (византийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царь-град, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим». Далее под 859 г. сообщается: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вяти­чей — брали по серебряной монете и по белке с дыма». (Дымом в то время называли от­дельное хозяйство, одну семью.)

Под 862 г., который и считается датой образования Древнерусского государства, Нестор записал: «Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой пра­вить. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали вое­вать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью по­добно тому, как другие называются свей (шведы), а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть на­ми". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а тре­тий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне"».

Государственные образования на большей части Восточно-Европейской рав­нины появились сравнительно поздно. В советский период к древнейшим госу­дарствам было принято относить Урартское царство (IX-VI вв. до н. э.), северная часть которого находилась на территории нынешней Армении. По берегам Черно­го моря с VII в. до н. э. появились колонии выходцев из Древней Греции — Фасис (около Поти, Грузия), Диоскуриада (на месте Сухуми, Грузия); Ольвия, Херсонес Таврический (на месте Севастополя) и Пантикапея (ныне — Керчь) на террито­рии Крыма (Украина). Государственность зарождалась на территории Азербай­джана, Средней Азии, в Причерноморье.

Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королев­ства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское госу­дарство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства послужили:


  • развитие производительных сил восточнославянских племен;

  • формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племен­ных правителей;

  • развитие торговли, в том числе международной и межплеменной;

  • рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;

  • существование внешней опасности.

Колыбелью русской государственности стал Северо-Запад современной Рос­сии, первой столицей — Старая Ладога (основана в 753 г., в 2003 г. ей было уже 1250 лет!), первой городской улицей — Варяжская, существующая до сих пор. Олег (879-912) перенес столицу в Киев (882), а Новгород (известен с 859 г.) со­хранил свое значение крупнейшего центра притяжения славянских племен. Нов­город и Киев тех времен можно условно сравнить с двумя столичными городами — Москвой и Санкт-Петербургом. При первых правителях Древней Руси определи­лись границы, сложился аппарат управления, появились налоги, деньги и другие атрибуты государственности.

Формирование Древнерусского государства сопровождалось следующими осо­бенностями.



  1. Было достаточно сильным влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени, наследницы античной цивилизации. (В России су­ществует мощная школа византоведения.)

  2. С момента формирования русского государства оно имело полиэтиичный ха­рактер, но ведущую роль играл древнерусский этнос.

  3. На развитие страны оказывали влияние различные религии.
    Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа (табл. 1).

Таблица 7

Формирование Древнерусского государства



Этапы

Хронология

Правители

Начальный

Середина IX — конец X в.

Рюрик (862-879),

Олег (879-911),

Игорь (912-945),

Ольга (945-969),

Святослав (965-972)


Расцвет

Конец X — 1-я половина XI в.

Владимир I (980-1015),

Ярослав (1015-1054)



Упадок,

распад


2-я половина XI — 1-я треть XIII в.

Владимир II Мономах

(1113-1125),

Мтислав (1125-1132)


Формирование Древнерусского государства сыграло важную роль в консоли­дации русского этноса, в формировании русской цивилизации.

Возникновение российской цивилизации было неразрывно связано с процес­сами, происходившими на европейском континенте. В то же время складывание русской цивилизации, Древнерусского государства, древней русской культуры стало результатом исторического развития восточнославянских племен, их жизне­деятельности, творчества русского народа. Для того чтобы разобраться с особенно­стями цивилизационных процессов в России, понять причины тех или иных яв­лений, событий, фактов российского бытия, необходимо хотя бы в самых общих чертах проследить становление сложной и противоречивой исторической общно­сти людей, которая получила название «русские».

У русского народа было немало близких и далеких предков, оставивших по се­бе самую разную память на огромном пространстве, где в IX в. образовалось госу­дарство Древняя Русь. Существует немало версий, вариантов, взглядов, связан­ных с проблемой этногенеза русского народа. Большинству авторов, несмотря на крайнюю скудость достоверных исторических свидетельств (археологических, письменных и т. д.), присущи категоричность суждений, резкое неприятие других точек зрения. Между тем достаточно очевидным представляется то, что создание строго научной концепции по данному предмету вообще вряд ли возможно.

В предыстории русского народа с известной степенью условности можно вы­делить два крупных этапа.

Первый этап в самой общей форме можно обозначить как праславянский, ирото-славянский или дославянский. Он охватывает одио-два тысячелетия до нашей эры и несколько веков нашей эры. В эту огромную историческую эпоху террито­рии, ныне входящие в состав Российской Федерации, прежде всего Европейскую часть России, населяли самые разные народы, оседлые и кочевые, оставившие след в истории или канувшие в Лету. Об этом уже говорилось выше. Истори­ческая наука располагает сведениями о греках, скифах, киммерийцах, сарматах, аланах, готах, гуннах, уграх, болгарах и др. Некоторые современные нации ведут свою родословную прямо от этих древнейших поселенцев Восточной Европы: осетины — от аланов (ясов), чуваши — от гуннов, венгры (мадьяры) — от угров и т.д.

Переход от праславяиского к славянскому этапу в этногенезе русского народа обозначить трудно. Так, праславянскими считают племена венедов. Время их по­явления на исторической арене относят к I—II вв. н. э. Во II-IV вв. происходил процесс формирования западных, южных и восточных славянских племенных обра­зований.

Древние славяне расселялись на территории от Эльбы и Одера на Западе, дви­гаясь в верхнее Приднестровье и среднее Поднепровье. С севера их соседями бы­ли германцы и балты, с востока — скифы и сарматы, с юга — фракийцы, иллирий­цы, ромеи (византийцы, римляне), с запада — кельты. Согласно одной из версий антропогенеза, лесистые, благодатные склоны Восточных Карпат были одним из мест, где протекал процесс сапиентации и появился «человек разумный».

Начало славянского этапа в формировании русского этноса можно более или менее уверенно датировать IV-V вв. н. э. В это время в исторических источни­ках получило отражение появление на юго-востоке Европы антов и склавинов. По-видимому, приобретает устойчивость и само общеродовое понятие «славяне». Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (наро­ды «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями). Западные исследователи предпочитают утверждать, что еще древние римляне, позже визан­тийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склавинами — от слова «склаве», что означает «раб». Веские основания приводятся в пользу объяснения более раннего написания племенного обозначения «словене» (напри­мер, ильменские словене, предки новгородцев) от самого слова «слово», «слуть». Другими словами, словяне, словене или славяне — это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.

В формировании русской нации главную роль сыграли анты, объединения восточных славянских племен, которые в VI-VIII вв. быстро заселили зна­чительные пространства между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. Основными занятиями антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводст­во, ремесло и торговля. Анты воевали и торговали с Византией, что не могло не найти отражения в трудах византийских авторов VI—VII вв. «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народо­правстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считает­ся делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизиь и узаконения одинаковы», — писал византиец Прокопий Кесарийский, рисуя жизнь непосредственных предков русского народа в VI в. У антов были свои во­жди: Боз (Бож, Бооз), Ардагост, Пирагост. Быстрый прирост населения обеспе­чивался за счет пленных наложниц, путем ассимиляции различных этнических групп.

Иногда в VII-VHI вв. между антами и восточнославянскими племенами, объ­единившимися в Древнерусское государство, «помещают» такие племена, как драгувиты, сагудаты, верзиты, северы и др. Также распространено мнение, в соответствии с которым греческое слово «анты» означает то же самое, что и славянское слово «поляне». По одной из последних версий, поляне — ни кто иные, как поляки, самоназвание которых был «лендзяне» (у русских «лядский», «ляхи»).

Вопрос о том, кем были «поляне», представляется весьма важным, так как именно они, жившие на реках Днепр и Рось вокруг Киева, долгое время считались тем ядром, вокруг которого сплотились еще 12 восточнославянских племенных союзов. Это: древляне, жившие по соседству с полянами; словене или ильменские словене, которые были не менее важным центром притяжения для других пле­мен, чем те же поляне; дреговичи между реками Припятью и Западной Двиной; кривичи вокруг Смоленска; полочане по берегам реки Полоты; радимичи в бас­сейне реки Сож; вятичи по реке Оке, а также уличи, тиверцы, дулебы, белые хор­ваты, располагавшиеся юго-западнее древлян и полян.

С древнейших времен с судьбами русского народа переплетаются историче­ские пути и линии этногенеза более чем 20 неславянских народов. Это: финны — емь, сумь, карела, эсты; балты — аукштайты, жемайты, земгалы, курши, латгалы, ливы, ятваги; поволжские племена — меря, мурома, мещера, черемиса; тюрские племена — печенеги, половцы, хазары; скандинавы — варяги и др. Независимо от того, как современные потомки исторических соседей восточных славян в силу современной политической конъюнктуры трактуют взаимоотношения своих пред­ков с предками русского народа, следует подчеркнуть преимущественно мирный характер этих взаимоотношений, торгово-экономических, культурных, брачно-семейных и др.

Вряд ли будет преувеличением утверждать, что русская нация (или древне­русская народность) изначально возникла как суперэтнос, вобравший, впитав­ший в себя, поглотивший и перемешавший десятки и сотни разрозненных и раз­нородных, близких и далеких племен, их союзов, различных этнических единиц, былых народов, размещавшихся на обширных территориях и прошедших стадию предгосударственных трансформаций. Сам характер русского этногенеза, в ходе которого происходила переплавка в единое целое множества экономических, культурных, этнических и других миров, способствовал формированию уникаль­ного набора качеств, характеризующих русскую цивилизацию, русскую менталь-ность. Это — жизнестойкость, умение терпеливо переносить лишения, бороться с трудностями. Это — восприимчивость к культурно-историческому опыту дру­гих этносов, поиск путей оптимизации собственных жизненных условий. Это — огромный творческий потенциал, в котором сочетались собственные усилия и кри­тический учет достижений других цивилизаций.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в ис­тории нашей страны является причиной многолетних дискуссий и различных спеку­ляций.

Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варяга­ми (викингами, норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили кня­жить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, при­глашенные для работы в Россию. Данную версию поддерживали многие дореволюци­онные историки, но, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали». Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в VIVIII вв. славянские племенные княжения объединялись в круп­ные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь. Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, советский академик Б. А. Рыбаков и другие счита­ли, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем раз­бойные скандинавы, и не нуждались в их услугах.

На Украине создателем украинского (не русского) государства считают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, па­дающего на добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).

Согласно карельской версии современного историка В. И. Паранина, государство восточных славян базировалось в VIVIII вв. на территории современного Карель­ского перешейка. Этот перешеек отождествляется Параниным с островом Рус, упо­минаемым в различных источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга — рекой Невой, с запада — Финским заливом, а с севера — сплошной в то вре­мя водной системой реки Вуоксы. Карельские русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», т. е. к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.



Каталог: UMP
UMP -> Федеральное бюю медико-социальной экспертизы
UMP -> Конспект лекций предназначен для преподавания дисциплины
UMP -> I. Основные группы кабельно-проводниковой продукции. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ
UMP -> Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине «Деловой иностранный язык» (английский) для студентов 1 курса
UMP -> Сборник практических заданий и упражнений
UMP -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «Международная экономика и внешнеэкономическая деятельность» Минск 2014 (076. 5)
UMP -> Е. В. Криволапова физическая и коллоидная химия учебно-практическое пособие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница