Круглый стол «Доступ бездомных людей к медицинской помощи в Москве» 24 мая, 2013 года Участники: Елена Алексеевна Коваленко – руководитель проекта «Содействие развитию нко, работающих с социально исключенными категориями граждан»



страница1/4
Дата16.07.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4
Круглый стол «Доступ бездомных людей к медицинской помощи в Москве»

24 мая, 2013 года

Участники:

Елена Алексеевна Коваленко – руководитель проекта «Содействие развитию НКО, работающих с социально исключенными категориями граждан» Института экономики города

Евгения Михайловна Бродская - заместитель начальника Управления, начальник отдела организации защиты прав застрахованных, Московский городской фонд ОМС

Анна Николаевна Афанасьева - зам.директора дирекции ОМС в г. Москве ЗАО “Макс-М”

Александра Владимировна Мешкова - ведущий специалист АПП “Уполномоченного по правам человека в г. Москве”

Елена Игоревна Кондрахина - Координатор проекта “Доступность здравоохранения”, СПБОО “Ночлежка”

Алексей Варсопко - СПБОО “Ночлежка”

Зиля Ханифовна Гутова - зав. отделения для лиц БОМЖ ГП№5

Марина Елисеевна Боброва – социальный работник отделения для лиц БОМЖ ГП№5

Мизрахи А.А. - Ст. медсестра здравпункта для лиц БОМЖ ГП№5

Елена Евгеньевна Никульникова - зам. исп. Директора МОО “Справедливая помощь”

Максим Николаевич Новоселов - РОО ”Милосердие”

Елена Вячеславовна Петровская – старший социальный работник, Служба помощи бездомным в больницах, РОО “Милосердие”

Виктор Викторович Дрозд - ГКУ ЦСА “Люблино”

Алёна Корнеева, Дина Шагалова, А. Лапшина – волонтеры движения “Друзья на улице”

Наталия Викторовна Встовская - Фонд “Общее дело”

Евгения Сергеевна Генералова - ОКСФАМ

Александр Федотов и Анна Федотова, волонтеры движения “Курский вокзал. Бездомные, дети”

Илья Кусков – руководитель направления по помощи бездомным Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, директор БФ  «Помощник и покровитель»

Емилиан – руководитель Дома Трудолюбия «Ной»

СТЕНОГРАММА

Е. Коваленко (ИЭГ): Сначала будет представлен опыт Санкт-Петербурга, затем состоится дискуссия о том, как работает система обеспечения полисами ОМС бездомных граждан в Москве.

Е. Кондрахина (СПБОО «Ночлежка»): Я хочу поговорить об опыте нашей организации в содействии в оформлении медицинских полисов бездомным гражданам, и для начала очень коротко хочу остановиться на тех изменениях в законодательстве, которые произошли за последние 2 года. С принятием нового Федерального закона об обязательном медицинском страховании в 2010-м году, впервые медицинский полис смогли получить граждане России, у которых в том числе нет регистрации или нет документов, удостоверяющих личность. Сам порядок оформления полиса предусмотрен Правилами обязательного медицинского страхования. Эти правила утверждены Приказом Минздравсоцразвития № 158. Нас интересует в данном случае пункт 9-й. В соответствии с ним, те граждане, у которых есть паспорт, но нет регистрации не только в Москве, но и вообще на территории Российской Федерации, напрямую обращаются в пункт выдачи полисов, где они оформляют полис - теперь отсутствие регистрации не составляет для них никакой проблемы. В случае, если у гражданина отсутствует документ, удостоверяющий личность, то есть паспорт, при обращении в страховую медицинскую организацию необходимо предоставить ходатайство от учреждения социальной помощи. Это могут быть дома ночного пребывания, как у нас в Петербурге, в Москве это центры социальной адаптации. Образец такого ходатайства можно посмотреть в методических указаниях Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Приложение 2. То есть тут придумывать ничего не нужно, нужно просто это ходатайство распечатать и заполнить. Оно заполняется на бездомного человека с его слов (это предусмотрено Методическими рекомендациями ФФОМС). С этим ходатайством гражданин приходит в пункт выдачи полисов и по ходатайству оформляет полис ОМС. Закон предусмотрел возможность получения полиса ОМС абсолютно для любого гражданина Российской Федерации. Но, конечно, мы столкнулись с проблемами в Петербурге. Первое, с чем мы столкнулись, это отказы самих страховых компаний в оформлении полисов тем гражданам, у которых регистрации нет. Когда мы с этим сталкивались, мы обращались по телефону к руководителям страховых медицинских организаций, к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования, с которыми мы сотрудничаем уже несколько лет. После нескольких таких обращений Территориальный Фонд направил информационные письма в адрес страховых медицинских организаций, где сообщил порядок оформления полисов гражданам при отсутствии регистрации либо при отсутствии документов, удостоверяющих личность. Отказы случаются и сейчас, но мы это решаем также в рабочем порядке: мы звоним, просим информировать, и ситуации решаются положительно. С этим проблем нет.

Кроме того мы, конечно, сталкивались с тем, что государственные учреждения социальной помощи не давали ходатайства бездомным гражданам. Если такие ситуации у нас случались, мы обращались в Комитет по социальной политике города Санкт-Петербурга с просьбой информировать сотрудников подведомственных им учреждений. Комитет по социальной политике связывался с домами ночного пребывания и сообщал социальным работникам, что необходимо такое ходатайство бездомному гражданину предоставить. После ряда таких обращений Комитет по социальной политике утвердил методические рекомендации по организации работы с лицами без определенного места жительства, и направил их в свои структурные подразделения, то есть в нашем случае это дома ночного пребывания. Также мы сталкиваемся иногда с тем, что социальные работники не информированы с этим порядком, и звоним в Комитет по социальной политике, который уже обязывает сотрудников своих подразделений оформлять такие ходатайства. Всего в 2012-м году у нас было выдано 2074 полиса для граждан с паспортом без регистрации и 1575 полисов тем гражданам, у которых нет паспорта (по ходатайству).

У нас была актуальна проблема оформления полиса тем бездомным гражданам, которые уже поступили в стационар, то есть, как правило, речь идет об экстренной госпитализации. Человек поступает на отделение, и уже, находясь на отделении, он прийти в социальное учреждение за ходатайством не может, и возникает проблема с качественным оказанием медицинской помощи. Мы, СПбБОО «Ночлежка», вместе с Комитетом по социальной политике обратились с предложением к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, чтобы утвердить следующий порядок работы. При поступлении бездомного пациента представитель больницы, любой медицинской организации, может позвонить в Дом ночного пребывания соответствующего района, где эта больница находится, и попросить прийти социального работника, и уже прямо на месте оформить ходатайство. Это позволяет избежать как трудностей для пациента с получением качественной медицинской помощи, так и трудностей для самой больницы, которая может возместить свои расходы на лечение. То есть ему в этот же день оформляется полис. Те 1575 человек, которые у нас смогли получить полис без паспорта в 2012 году, в большинстве оформили сам полис уже в стационаре. У нас в скоропомощных больницах, в некоторых крупных больницах, куда, как правило, поступают бездомные пациенты, есть социальные работники. И сами эти социальные работники по своей инициативе стали ходатайствовать прямо от больницы, то есть за этим ходатайством не обращались в дом ночного пребывания, а прямо от больницы писали ходатайства на имя территориального фонда, это не усложняло цепочку, и они получали полисы. Из вот этого общего числа, которое я назвала, - 1575 человек, 1524 человека оформили полис прямо в стационаре. То есть в дом ночного пребывания пришлось обращаться только в 50-ти случаях. Это очень внушительная цифра, мне кажется, и она свидетельствует о том, что ситуация изменилась к лучшему. Мы смогли этим людям помочь, мы работаем над этим постоянно.

Елена Коваленко (ИЭГ): Спасибо большое, Елена. Мне бы хотелось попросить сначала представителей ТФОМС Москвы прокомментировать то, как у нас устроена система в Москве. И дальше коллеги, те, кто именно оформляют полисы, уже могли бы рассказать об опыте оформления полиса, как это происходит на практике.

Е. Бродская (МГФОМС): Полис обязательного медицинского страхования выдается в соответствии с законодательством. В законе № 326-ФЗ четко определены категории граждан, которые имеют право на полис ОМС. Это все россияне, за исключением военнослужащих, и лиц, которые приравнены к ним; это иностранные граждане, постоянно проживающие или временно проживающие, то есть либо у них есть вид на жительство в России, либо есть разрешение на временное проживание (это штамп в паспорте на 3 года). А также те, кто имеет право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом о беженцах, 4 категории.

Дальше в развитие этого Федерального закона есть Правила обязательного медицинского страхования, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России № 158н от 28 февраля 2011-го года. По этим правилам четко определено, какие документы граждане должны предъявлять при выборе страховой компании, для того, чтобы получить полис. Для иностранных граждан все очень четко, только 2 категории граждан, постоянно и временно проживающие [имеющие подтверждающие документы] могут получить полис. Поэтому речь вести можно о лицах без определенного места жительства, которые являются исключительно гражданами Российской Федерации. Граждане Российской Федерации должны предъявить следующие документы: до 14 лет - это свидетельство о рождении, паспорт законного представителя; старше 14-ти лет – паспорт, а также еще СНИЛС при наличии. Дальше они заполняют типовое заявление в страховой компании, или законный их представитель, о выборе страховой компании, и заказывают полис. В день обращения они получают временное свидетельство. Сам полис будет изготовлен примерно через 30 рабочих дней.



Предусмотрено Правилами, что если есть вот такая социально незащищенная категория граждан, то учреждение социальной защиты населения (это дома ночного пребывания, социальные приюты и т.д.) имеют право оформлять ходатайства на этих граждан. Но прежде всего, оформляется ходатайство об идентификации в качестве застрахованного лица. Надо понять он есть ли человек уже в системе обязательного медицинского страхования, в регистре застрахованных лиц на территории Москвы или в Федеральном. И вот таких ходатайств об идентификации в качестве застрахованного лица у нас за 2012 год прошло около 100 тысяч. Очень многие были найдены либо в нашем регистре, либо в федеральном регистре застрахованных лиц. И раз есть человек в регистре застрахованных лиц Российской Федерации, не важно в Москве это или не в Москве, то медицинское учреждение может формировать счет. Дальше счет этот выставляется, если в Москве страхуется, - московской страховой компании, если застрахован на другой территории, то наш Фонд оплачивает медицинскому учреждению и дальше формирует счет и направляет на ту территорию. Было несколько десятков вот таких ходатайств, которые поступили в отношении лиц, которые находятся в учреждениях социальной помощи, и у них были удостоверяющие личность документы, и удалось заказать на этих граждан полисы.

Что касается медицинской помощи, есть возможность говорить сейчас не только о полисном обеспечении, надо говорить о том, что в целом у них доступ к медицинской помощи, конечно, есть. Очень часто, и во многом, нуждаются в экстренной медицинской помощи, потому что они попадают в такие ситуации, в такие жизненные коллизии, которые требуют экстренности. По нашему законодательству, экстренная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, она оказывается безотлагательно государственной муниципальной системой, стационарными, амбулаторными учреждениями, службой скорой помощи безотлагательно и независимо от полиса. И вот в этой ситуации у нас таких граждан очень много. Москва привлекательный город для очень многих категорий людей, и они получают эту медицинскую помощь, в общем-то, бесплатно. Мы обращались в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования специальным письмом, о том, как это должно финансироваться, потому что, когда вышел этот закон, число этих граждан не уменьшилось по сравнению с прошлым периодом, их достаточно много, особенно много их страдает в холодное время года. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ответил нам соответствующим письмом. Я захватила кусочек этого письма, не столь важно какой у него номер, но мы получили ответ за подписью председателя Федерального Фонда ОМС о том, что если человек не идентифицирован в системе обязательного медицинского страхования, медицинская помощь, которая ему оказывается, должна финансироваться за счет бюджетных средств.



Е. Коваленко (ИЭГ): Я хотела все-таки уточнить, были ли ходатайства по поводу тех, кто без паспорта, и случаи оформления полиса людям бездомным, у которых не было паспорта? Или таких случаев в Москве вообще пока еще не было?

Е. Бродская (МГФОМС): Нет, почему, и такие случаи бывают, но дальше социальная организация занимается, у которой есть функции не только по обеспечению полисом ОМС. В первую очередь, это восстановление для этих граждан документов. И организация медицинской помощи.



В. Дрозд (ЦСА «Люблино»): Я, как представитель государственной организации хочу сказать, что оформление полиса выходит на второй план после оформления документов. Человек, попав в государственную структуру, первое, что ему начинают - восстанавливать документы. Если он нуждается в неотложной помощи, то никогда отказов нет. Вот, у нас, слава Богу, за последние 3 дня ни одной госпитализации из всех центров не было. А так, как правило, 2-3 человека госпитализируются из находящихся, принятых, на пребывание в Центр. В центрах проводится работа по оформлению, отказов со стороны страховых компаний никогда нет. Вот, у меня единственный вопрос, какой срок ответа на запрос по идентификации. Сколько дней проходит?

А Афанасьева (ЗАО «МАКС-М»): Это бывает по-разному. Это зависит от того, как работает связь, какой период месяца. Потому что в начале месяца идут запросы со всей Российской Федерации к центральному сегменту регистра застрахованных Российской Федерации. Тогда это, действительно, может затянуться до двух-трех дней, а вот сегодня, например, мы отправляли запрос, обрабатывая очередное количество ходатайств. Мы получили через 30 минут ответ.

В. Дрозд (ЦСА «Люблино»): Я хочу отметить, что проблемы как таковой не существует. Если человек нуждается в медицинской помощи, как правило, она экстренная. Здоровых людей на улице нет, они все больные. Они все нуждаются в плановом, длительном, как правило, лечении. Оно поддерживающее, уже паллиативно, чтобы просто сохранить жизнь данного человека. Когда человек приходит с улицы, да, он получает неотложную помощь, нуждается в госпитализации. Та же структура «социальный патруль», в каждом патруле есть фельдшер, и на месте принимается решение: есть необходимость везти человека для размещения на ночлег, на пребывание, восстановление документов, или есть необходимость сначала оказать медицинскую помощь. То есть вызывается скорая помощь и, как правило, это завершается госпитализацией, но в наших лечебных учреждениях есть социальные работники, которые берут на себя оргвопросы учреждения лечебного. Человек получает необходимое лечение, потом выписывается, поступает уже в Центр социальной адаптации. И где возникает, как правило, вопрос. Очень много находящихся на улицах Москвы являются иностранными гражданами. Граждане, которые приехали из азиатских Республик, вот из Украины очень много. С гражданами азиатских республик пока еще проблема. Сейчас ведется работа с УФМС, чтобы идентифицировать и потом благодаря уже Комиссии, как правило, за границу мы не можем людей… [вероятно, речь шла о Комиссии по церковной социальной деятельности, РОО «Милосердии», которые помогают с оплатой отправки]

Е. Коваленко (ИЭГ): Немножко мы уходим от темы уже…

В. Дрозд (ЦСА «Люблино»): Медицинская помощь она оказывается в городе. Есть система, есть работа. Как бы проблема возникает в том, что в связи с нынешней ситуацией людям, которые приходят в государственные органы, после восстановления документов идет поликлиническая помощь. Здесь уже сталкиваемся с тем вопросом, что это очереди, это записи. Но полисы восстанавливаются.

И. Кусков (Синодальный отдел): Вот это письмо об идентификации в этом реестре. Оно отсылается в любую страховую компанию, да? Может ли это ходатайство отсылать не какое-то государственное учреждение, а, допустим, НКО, которое единовременно работает в области помощи бездомным? То есть я так понимаю, что какая разница кто инициирует: чтоб это было юрлицо, чтобы оно имело регистрацию. Оно просто возбуждает вопрос об установлении этого человека в регистре, есть он там или нет. То есть, имеет разница, допустим, какое-то НКО в запросе, вот как, допустим, мы в Питере «Ночлежка», или это в запросе государственное обязательно учреждение.

Е. Бродская (МГФОМС): У нас в Постановлении Правительства определены организации социальной защиты.

Е. Коваленко (ИЭГ): Елена просто рассказывала тоже, что «Ночлежка» обращается именно в дома ночного пребывания Санкт-Петербурга, чтобы они давали ходатайства, а не сама «Ночлежка».

И. Кусков: Просто лишнее звено.



Е. Коваленко: Лишь бы хоть так, у нас-то никак не работает, я так понимаю…

Е. Бродская (МГФОМС): Лишние, не лишние, но эти организации определены Правилами обязательного медицинского страхования. Мы не можем ничего тут с Вами другого сказать.

И. Кусков: Официальное письмо от НКО не будет рассматриваться? Какая будет судьба?

Е. Бродская (МГФОМС): Почему? Надо попробовать, наверно. Направить письмо в Министерство здравоохранения, кто утверждал в первую очередь правила обязательного медицинского страхования. С просьбой прояснить положение или расширить.

Е. Кондрахина («Ночлежка»): Мы обращались в Минздравсоцразвития и в Федеральный Фонд ОМС с просьбой пояснить, можем ли мы направлять такие ходатайства. Нет, мы не можем. Также, допустим, медицинская организация не может ходатайствовать о регистрации в качестве застрахованного лица. Хочу акцент на этом сделать, потому что мы сейчас обсуждали ходатайство об идентификации в регистре застрахованных лиц, но я говорила именно о ходатайстве о регистрации бездомного человека в качестве застрахованного. То есть у нас порядок такой: бездомный человек, если у него нет паспорта, если у него нет состояния, угрожающего его жизни. Если он болеет, если у него что-то болит и у него при этом нет паспорта, он может прийти в дом ночного пребывания, не важно, живет он там или нет, не важно была у него регистрация в Петербурге или нет. Ему социальный работник выписывает ходатайство о регистрации в территориальный фонд, оно заполняется. Бездомный человек берет это ходатайство, приходит в страховую компанию и получает полис. И пока он восстанавливает свой документ, паспорт, он может обращаться в поликлинику также за консультацией врачей, специалистов, если ему это необходимо.

Е. Коваленко: И это все делается быстро очень, в один день, да?

Е. Кондрахина: В один день это делается. То есть он приходит в дом ночного пребывания, получает ходатайство, получает полис.

Е. Бродская (МГФОМС): Я хочу обратить внимание немножечко на другой аспект. Давайте отойдем от полисного обеспечения, потому что полис – это документ отчетности определенной. Человек попадает в регистр, в регистре должны быть обязательно данные о документе, удостоверяющем личность. Регистр на федеральном уровне формируется. Это такая структурированная, жесткая, выверенная система, формируется с помощью программного комплекса Федерального фонда, который собирает со всех регионов Российской Федерации. А у этих учреждений социальной защиты, государственного звена, у них есть функция по организации доврачебной помощи, дезинфекционной помощи и организация необходимой медицинской помощи в сфере здравоохранения. Вот функция обеспечивать их полисами она как-то не прописана. Выправить документы, удостоверяющие личность – да, и организовать им медицинскую помощь есть. И вот у нас в Москве это предусмотрено, какие-то специальные амбулатории, какие-то подразделения в медицинских учреждениях. Кроме того, еще раз повторяю, в случае необходимости экстренной неотложной помощи, она оказывается незамедлительно вне зависимости от полиса. Скорая помощь с 13-го года работает в системе обязательного медицинского страхования. Полис при этом не требуется, несмотря на то, что скорая работает в системе ОМС. Городской бюджет города Москвы все средства на содержание скорой помощи передал Фонду обязательного медицинского страхования, и скорая помощь финансируется в полном объеме из Фонда ОМС с учетом прежних лет, прежней нагрузки, нагрузка не уменьшилась, не увеличилась, остается в среднем такой же. Любое лицо, обратившееся за скорой неотложной помощью получает эту медицинскую помощь в необходимом объеме, любое лицо, повторяю. Поэтому тут вопрос полисного обеспечения, наверное, на сегодняшний день не самый главный, не самый основной. Вопрос в организации медицинской помощи.

Е. Коваленко: Мне кажется все-таки, что он как раз очень важный.

З. Гутова (отделение для лиц БОМЖ Поликлиники №5): А у меня вот вопрос, потому что, конечно, не все так просто. Просто мы с этим сталкиваемся каждый день и работаем непосредственно по оказанию лечебной помощи лицам без определенного места жительства. Конечно, полностью согласна, что всю экстренную неотложную помощь беспрепятственно наши больные получают. Но больные, которые являются лицами БОМЖ, они нуждаются также и в плановом обследовании и лечении. И тут у нас возникают очень большие проблемы, потому что до 1 января 2013-го года мы направляли своих больных в Департамент здравоохранения, где они получали розовые талоны. Соответственно из бюджета города финансировалось, обеспечивалось лечение больного. С первого января 2013 года у нас возникли проблемы, потому что, вот, вопросы еще не решены. То есть вот это плановое лечение, обследование, направление в хосписы, наркологические больницы и так далее.

Е. Бродская (МГФОМС): Хосписы, наркологические больницы, некоторые другие учреждения, в системе ОМС, в системе обязательного медстрахования не работают, противотуберкулезные диспансеры, исключительно бюджетные.

З. Гутова: Противотуберкулезные диспансеры – это все нормально.

Е. Бродская (МГФОМС): Это не ОМС. Хоспис – это не программа ОМС. Это исключительно финансирование бюджета.

М. Боброва: Простите, каким образом мы больного онкологического можем отправить в хоспис, если нет документа? И говорить о том, что можно восстанавливать какие-то документы, когда у него последняя стадия. Что нужно делать?

Е. Бродская (МГФОМС): Это не вопрос к Фонду ОМС, потому что в принципе хосписы не входят в систему обязательного медицинского страхования, финансируется из бюджета.

З. Гутова: Допустим, наши больные получат эти полисы. Не будет ли такого предвзятого отношения к нашему контингенту больных. Будут ли выдерживаться все сроки госпитализации полностью, получит ли больной полностью весь курс лечения?

Е. Бродская (МГФОМС): Если есть у человека полис, то у него есть защитник в системе обязательного медицинского страхования, конкретная страховая компания, которая полисы выдает. И она обязана по обращению этого человека контролировать медицинскую помощь и по его жалобе, по его заявлению, или даже, скажем, в плановом порядке его медицинский документ может попасть под контроль.

З. Гутова: Просто в своей работе мы неоднократно сталкивались, больной требует лечения, восстановления в течение длительного времени и он поступает по скорой помощи, но, там, не проходит одного-двух дней, как его выписывают. Естественно, мы вызываем повторно скорую помощь, повторно договариваемся о стационарном лечении, потому что просто за 2 дня практически не может, не могут исчезнуть симптомы и болезни. Не окажется ли так, что вот эти полисы, которые получают наши бездомные, просто осложнят их жизнь, лечение. Такое ведь возможно?





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница