Комитет по науке и высшей школе



Скачать 193.94 Kb.
Дата08.06.2016
Размер193.94 Kb.
ТипРеферат
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

Заочное отделение



Специальность 120714 Земельно-имущественные отношения


(номер название)

КОНТРОЛЬНАЯ работа № _1__

по дисциплине



«БеЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(название)

студента группы 22602

зачетная книжка № 13-6-061

ФИО студента Орлова Наталья Владимировна

Адрес СПб. В.О. 21 линия д.16 к.3 кв.31

E-mail: orlov-79@list.ru

телефон: 8-921-418-63-43

2012 год
Вариант №1
Содержание контрольной работы:
1. Главные чрезвычайные ситуации 20 века

2. Оказание первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током



1. Главные чрезвычайные ситуации 20 века

Содержание:

1.1. Введение

1.2. Основная часть

1.2.1 Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация

1.2.2 Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения

1.2.3 Последствия аварий и катастроф

1.2.4 Крупнейшие аварии и катастрофы XX века

1.3. Заключение

1.4. Список использованных источников

1.1. Введение

Человек всегда связан с природой, но его опасное вмешательство в окружающий мир резко усилилось и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. Аварии и катастрофы ведут к гибели людей и создают в свою очередь социальную напряженность (Чернобыльская авария). На Земле эксплуатируются тысячи опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести сильные потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.



1.2. Основная часть

1.2.1 Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов. Оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

Техногенные чрезвычайные ситуации - это ситуации, происходящие в большинстве своем в техносфере и связанные, как правило, с производственной деятельностью человека, приводящей к авариям или катастрофам, в результате которых нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Специалисты разделяют техногенные чрезвычайные ситуации на 10 типов по объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения:

В свою очередь, каждый тип аварий (катастроф) подразделяют на отдельные виды:

Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на

АЭС, 60% - при авиакатастрофах и 80% - при катастрофах на море.

Наиболее вероятными являются аварии на больших технологических системах, что обусловлено увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно-опасных объектов.



1.2.2 Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения

Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.

Авария - происшествие в технической системе, которое приводит к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно-химических опасных веществ (АХОВ).

Катастрофа - происшествие в технической системе; крупная авария, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофы сопровождаются разрушением зданий, различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.

Основными факторами возникновения опасностей и ЧС техногенного характера являются:

* нарушение трудовой и технологической дисциплины;

* ошибки при проектировании и строительстве;

* грубое нарушение регламентированных требований безопасности (промышленной, пожарной, санитарно-эпидемической и т. п.);

* использования плохого качества конструкций, материалов и сырья;

* износ оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств и основных производственных фондов;

* увеличение количества потенциальных опасных объектов;

* кризисные явления в экономике и спад производства;

* концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

* нехватка квалифицированных кадров, обладающих культурой безопасности на производстве и в быту;

* усложнение технологий и режимов управления современными производствами;

* конструктивные недостатки и неисправность оборудования;

* существенное ухудшение материально-технического снабжения;

* недостаточный уровень предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, снижению риска их возникновения.

Перечисленные факторы повышают риск возникновения опасных ситуаций, аварий и катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

1.2.3 Последствия аварий и катастроф

техногенная чрезвычайная ситуация авария катастрофа

Характер последствий аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария, как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются здания, повреждается техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Особую опасность представляют взрывы на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.

Возникающие при авариях и катастрофах пожары могут вызвать взрывы, которые в свою очередь могут быть вторичной причиной пожара. Знание причин возможных производственных аварий на том или ином предприятии и всесторонняя оценка опасности, которую может представлять предприятие в случае аварии для рабочих и служащих и проживающего вблизи населения, позволяют:

- правильно определить мероприятия по предупреждению аварий;

- предусмотреть необходимые меры по защите людей и снижению ущерба в случае возникновения аварии.

Большое значение имеют своевременность и полнота проведенных оргмероприятий по предупреждению аварий и катастроф. К таким мероприятиям относятся:

- организация устойчивости системы управления в любых возможных условиях обстановки;

- на каждом объекте должен быть разработан план ликвидации возможных аварий, организована подготовка рабочих и служащих к работе в аварийных условиях, предусмотрен резерв сил и средств для ликвидации последствий аварии.

Разработка этих мероприятий позволяет заблаговременно подготовить необходимые силы и средства, обеспечивающие успешную ликвидацию аварий в кратчайшие сроки.



1.2.4 Крупнейшие аварии и катастрофы XX века

Аэрокосмические катастрофы

9 сентября 1913г. - вблизи острова Гельголанд потерпел крушение немецкий «цеппелин» L-1. Большая часть экипажа утонула.

4 декабря 1933г. - упал в воду и разрушился американский дирижабль «Акрон». Это самая страшная катастрофа дирижабля, при которой погибли 73 человека.

30 января 1934г. - стратостат «ОСОАВИАХИМ-1», установивший мировой рекорд высоты 22 км, потерпел аварию. Погиб экипаж из трех человек.

18 мая 1935г. - восьмимоторный агитационный самолет «Максим Горький» («АНТ-20») столкнулся с самолетом сопровождения. Погибли 80 человек пассажиров и 8 членов экипажа.

3 мая 1953г. - во время сильной бури разбился первый в мире реактивный лайнер «Комета-1 G-ALYV». Место катастрофы - Калькутта, Индия. Погибли 43 человека.

16 марта 1969г. - самолет «DC-9» разбился после взлета из Маракайбо, Венесуэла. 155 человек погибли.

30 июня 1971г. - разгерметизация станции «Союз-11» при возвращении на Землю. Сгорели три советских космонавта: Волков, Добровольский и Пацаев.

3 марта 1974г. - турецкий «DC-10» разбился недалеко от Парижа из-за разгерметизации грузового отсека. 346 человек погибли.

3 августа 1976г. - «Боинг-707» врезался в склон горы недалеко от Агадира, Марокко. Погибли 188 человек.

27 марта 1977г. - два «Боинга-727» столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Количество жертв - 582.

25 мая 1979г. - «DC-10» разбился после взлета в международном аэропорту «О'Хара», Чикаго, США. 275 погибших.

19 августа 1980г. - самолет «Тристар» Саудовских авиалиний сгорел после аварийной посадки в Эр-Рияде. 301 человек погиб.

12 августа 1985г. - японский «Боинг-747» врезался в гору Огура, Япония. 520 погибших.

28 января 1986г. - космический корабль «Челленджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. 7 астронавтов сгорели в считанные секунды.

11 июля 1991г. - нигерийский «DC-8» разбился при посадке в Джидде. 261 жертва.

12 ноября 1996г. - после взлета из аэропорта Дели (Индия) «Боинг-747» Саудовской авиакомпании столкнулся с «Ил-76» компании «Казахские авиалинии», заходившим на посадку. Погибли 372 человека.

6 декабря 1997г. - сразу же после взлета с Иркутского аэродрома транспортный самолет «Руслан» рухнул на близлежащие дома, жители которых и экипаж погибли.

2 сентября 1998г. - аэробус «Макдонел-Дуглас» упал в море недалеко от Галифакса, Канада. 229 человек погибли.

Взрывы

10 марта 1906г. - страшная катастрофа начала века в Европе. От взрыва на руднике «Курьерс», Франция, погибли 1060 человек.

6 декабря 1917г. - самый страшный в мировой истории случайный взрыв в гавани Галифакса, Канада. Жертв - 1654 человека.

12 февраля 1931г. - взрыв на шахте в Маньчжурии. Погибли более 3000 человек.

26 октября 1935г. - взрыв на арсенале в Лянчжоу, Китай. Более 2000 убитых.

25 апреля 1942г. - взорвалась угольная шахта «Хонкейко», Маньчжурия, Китай. 1549 погибших.

29 ноября 1949г. - урановый рудник в Йоханнгеоргендштадте, ГДР. По приблизительным сведениям погибло около 3700 человек.

17 августа 1956г. - конвой с динамитом в Кали, Колумбия. 1100 человек.

2 ноября 1982г. - при взрыве туннеля Саланг, Афганистан, погибли от 1000 до 3000 человек.

3 июня 1989г. - взрыв газопровода в Башкирии, СССР. 650 человек погибших.



Железнодорожные катастрофы

22 мая 1915г. - Гретна (Шотландия), страшная железнодорожная катастрофа. Жертвы - 227 человек.

12 декабря 1917г. - Модан (Франция), самая страшная железнодорожная катастрофа в мировой истории. 800 погибших.

9 июля 1918г. - два пассажирских поезда столкнулись на дороге между Нашвиллом и Сент-Луисом (шт. Теннесси, США), самая страшная железнодорожная катастрофа в истории страны. Погиб 101 человек.

2 марта 1944г. - крушение поезда под Салерно, Италия. 521 погибший.

3 апреля 1955г. - Гвадалахара, Мексика. Количество жертв - более 300.

6 июня 1981г. - Бихар, Индия. Около 500 человек погибло.

13 января 1985г. - Эфиопия, самая страшная железнодорожная катастрофа на Африканском континенте: 392 погибших.

24 января 2000г. - Норвегия, самая страшная железнодорожная катастрофа за всю историю страны. Погибли 30 человек.

Катастрофы на воде

15 июня 1904г. - прогулочный пароход «Генерал Слокум» сгорел на Ист-Ривер, шт. Нью-Йорк, США. 1030 человек погибли.

14-15 апреля 1912г. - после столкновения с айсбергом в Северной Атлантике затонул пассажирский лайнер «Титаник». Погибли 1517 пассажиров и членов экипажа.

28 сентября 1912г. - японский пароход «Кисемару» затонул у берегов Японии. По официальным сведениям, 1000 погибших.

29 мая 1914г. - британский пароход «Императрица Ирландии» затонул после столкновения с норвежским углевозом на реке Святого Лаврентия. Количество жертв - 1012.

26 февраля 1916г. - французский крейсер «Прованс» затонул в Средиземном море. Около 3100 погибших.

6 декабря 1917г. - французский грузовой корабль с боеприпасами «Монблан» и бельгийский пароход «Имо» столкнулись в гавани Галифакса, Канада. В результате количество жертв более 1600.

18 марта 1921г. - пароход «Гонконг» затонул в Южно-Китайском море. 1000 погибших.

14 апреля 1944г. - «Форт Стайкин», груженный боеприпасами, взорвался в гавани Бомбея, Индия. Жертв - более 1300.

Ноябрь 1948г. - эвакуационный корабль китайской армии затонул недалеко от Маньчжурии. Погибли 6000 пассажиров.

26 сентября 1954г. - японский паром «Тоя Мару» затонул в проливе Цугару. 1172 жертвы.

20 декабря 1987г. - филиппинский паром «Дона Паз» и танкер «Виктор» столкнулись в проливе Таблас. Более 3000 погибших.

7 апреля 1989г. - советская атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула у берегов Норвегии. 42 моряка погибли.

28 сентября 1994г. - эстонский пассажирский паром «Эстония» затонул в Балтийском море. Погибли 852 человека.



Пожары

30 декабря 1903г. - театр «Ирокез» в Чикаго, США. Количество жертв - 602 человека.

14 октября 1913г. - каменноугольная копь в Мид-Гламоргане, Уэльс, Великобритания. 439 человек погибли.

12 октября 1918г. - лесной пожар недалеко от Клоке, шт. Миннесота, США. Жертв - около 400.

28 ноября 1942г. - ночной клуб в Бостоне, США. Погиб 491 человек.

2 сентября 1949г. - пожар в трущобах Чунцина, Китай. Около 1700 погибших.

20 августа 1978г. - загорелся кинотеатр в Абадане, Иран. От травм и ожогов скончались 422 человека.

Экологические катастрофы

28 января 1969г. - на нефтяной платформы в канале Санта-Барбара (шт. Калифорния, США) произошел выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около тысячи тонн нефти. Платформа продолжала протекать в течение нескольких лет.

2 июня 1969г. - в Рейне начала гибнуть рыба. За два года до этого в реку попали две 25-килограммовые канистры с инсектицидом «Тиодан». Катастрофа вызвала мор нескольких миллионов рыб.

10 июля 1976г. - в результате взрыва на химической фабрике в Севезо (Италия) произошел выброс ядовитого облака диоксина. Через две недели было эвакуировано все население. Город в течение 16 месяцев был необитаем.

Апрель 1979г. - в Институте микробиологии и вирусологии в Свердловске произошел выброс спор сибирской язвы. Согласно независимым источникам, был заражен регион в радиусе 3 км и погибло несколько сотен человек.

3 июня 1979г. - авария на нефтяной платформе «Иксток-1» на юге Мексиканского залива, произошел выброс в море 600 тыс. тонн нефти. Мексиканский залив в течение нескольких лет был зоной экологического бедствия.

3 декабря 1984г. - на заводе пестицидов в Бхопале (Индия) произошла утечка смертельного газа метилизоцианата.

1 ноября 1986г. - в результате пожара на складе фармацевтической компании «Сандоз» (Базель, Швейцария) произошел выброс 1 тыс. тонн химических веществ в Рейн. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

1970-1990-е гг. - постепенное исчезновение Аральского моря (Казахстан, СССР).

24 января 1991г. - Ирак начал сливать сырую нефть из кувейтских нефтяных скважин в море. Персидский залив стал зоной экологического бедствия.



Ядерные аварии

1957г. - взрыв емкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР).

28 марта 1979г. - самая тяжелая авария на территории США на реакторе «Тримайл-Айленд» в Мидлтауне (шт. Пенсильвания, США).

11 февраля 1981г. - разлив 400 тыс. литров радиоактивного охладителя на заводе «Секвойя-1» в шт. Теннесси (США).

26 апреля 1986г. - авария на Чернобыльской АЭС (Украина, СССР). В результате взрыва четвертого реактора в атмосферу было выброшено несколько миллионов кубических метров радиоактивных газов.

1.3. Заключение

Причины технологических катастроф требуется исследовать и изучать, это поможет свести к минимуму последствия этих катастроф. Технологические катастрофы становятся все более масштабными, их количество и ущерб от них растет. Наиболее опасные события происходят из-за того, что принимаются ошибочные решения, и люди неправильно действуют в сложных ситуациях.

Таким образом, кроме изучения и рассмотрения технологической стороны катастроф стоить обратить внимание именно на человеческий фактор.

1.4. Список использованных источников

Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2006. - 476 с.

Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. 7-е изд. - М.: Высш.шк., 2007. - 616 с.

Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: 2004. - 244 с.

Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2007. - 153 с.

Макашев В.А., Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие. - М.: «ЭНАС», 2008. - 191 с.

Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. - М.: «Дрофа», 2009. - 375 с.

Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб.пособие для вузов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. - 750 с.




2. Оказание первой помощи пострадавшему при поражении

электрическим током

Содержание:

2.1. Введение

2.2. Освобождение пострадавшего от тока

2.3. Первая помощь пострадавшему

2.4. Проведение искусственного дыхания

2.5. Наружный (непрямой) массаж сердца
2.1. Введение

Поражение электрическим током происходит в случае, если через тело человека проходит ток 0,06 А и более. Ток 0,1 А для человека смертелен.


Сопротивление человека воздействию электрического тока - величина переменная и зависит от многих факторов, в том числе от усталости человека, его психического состояния. Среднее значение этого сопротивления находится в пределах 20-100 кОм. При особо неблагоприятных обстоятельствах оно может снизиться до 1 кОм. В этом случае окажется опасным для жизни человека напряжение 100 В и ниже.
Величина тока, проходящего через человека, зависит от сопротивления его тела. При низких напряжениях сопротивление в основном зависит от состояния кожи. В СНГ за расчетную величину электрического сопротивления тела человека принято сопротивление, равное 1,0 кОм.
Сопротивление тела человека зависит и от частоты тока. Наименьшим оно бывает при частотах тока 6-15 кГц.
Особенно опасным является прохождение тока через сердце. Значительная часть его проходит через сердце по следующим путям: правая рука - ноги - 6,7%; левая рука - ноги - 3,7; рука - рука - 3,3; нога - нога 0,4% от общего поражающего тока.
Постоянный ток является менее опасным, чем переменный. Так, постоянный ток до 6 мА почти не ощутим. При токе 20 мА появляются судороги в мускулах предплечья. Переменный ток начинает ощущаться уже при 0,8 мА. Ток 15 мА вызывает сокращение  мышц рук.
Опасность поражения постоянным и переменным током изменяется с увеличением напряжения. При напряжении до 220 В более опасным является переменный ток, а при напряжении выше 500 В опаснее постоянный ток.
Чем больше протекает ток, тем меньше становится электрическое сопротивление тела и больше величина тока. Если действие тока не будет быстро прервано, может наступить смерть.
На степень поражения значительное влияние оказывает также сопротивление в месте соприкосновения человека с землей. В случае прохождения тока через пострадавшего от руки к ногам существенное значение имеет материал и качество обуви.
Электрический ток может вызвать тяжелое поражение, вплоть до остановки сердца и прекращения дыхания. Поэтому нужно уметь оказывать помощь пострадавшему до прибытия врача.

2.2. Освобождение пострадавшего от тока

Прежде всего необходимо быстро освободить пострадавшего от действия электрического тока, т.е. отключить цепь тока с помощью ближайшего штепсельного разъема, выключателя (рубильника) или путем вывертывания пробок на щитке.


В случае отдаленности выключателя от места происшествия можно перерезать провода или перерубить их (каждый провод в отдельности) топором или другим режущим инструментом с сухой рукояткой из изолирующего материала.
При невозможности быстрого разрыва цепи необходимо оттянуть пострадавшего от провода или же отбросить сухой палкой оборвавшийся конец провода от пострадавшего.
Необходимо помнить, что пострадавший сам является проводником электрического тока. Поэтому при освобождении пострадавшего от тока оказывающему помощь необходимо принять меры предосторожности, чтобы самому  не оказаться под напряжением: надеть галоши, резиновые перчатки или обернуть свои руки сухой тканью, подложить себе под ноги изолирующий предмет - сухую доску, резиновый коврик или, в крайнем случае, свернутую сухую одежду.
Оттягивать пострадавшего от провода следует за концы его одежды, к открытым частям тела прикасаться нельзя. При освобождении пострадавшего от тока рекомендуется действовать одной рукой.
Если он находится на стремянке, подставке или каком-либо ином приспособлении, надо принять меры, чтобы предотвратить ушибы или переломы при падении.
Если человек попал под напряжение выше 1000 В такие меры предосторожности недостаточны. Необходимо обратиться к специалистам, которые немедленно снимут напряжение.

2.3. Первая помощь пострадавшему

Меры первой помощи зависят от состояния пострадавшего после освобождения от тока.


Для определения этого состояния необходимо:
- немедленно уложить пострадавшего на спину;
- расстегнуть стесняющую дыхание одежду;
- проверить по подъему грудной клетки, дышит ли он;
- проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее;
- проверить состояние зрачка (узкий или широкий).
Широкий неподвижный зрачок указывает на отсутствие кровообращения мозга.
Определение состояния пострадавшего должно быть проведено быстро, в течение 15 - 20 секунд.
1. Если пострадавший в сознании, но до того был в обмороке или продолжительное время находился под электрическим шоком, то ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача и дальнейшее наблюдение в течение 2-3 часов.
2. В случае невозможности быстро вызвать врача необходимо срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
3. При тяжелом состоянии или отсутствии сознания нужно вызвать врача (Скорую помощь) на место происшествия.
4. Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться: отсутствие тяжелых симптомов после поражения не исключает возможности последующего ухудшения его состояния.
5. При отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании, пострадавшего надо удобно уложить, создать приток свежего воздуха, давать нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой, растирать и согревать тело. Если пострадавший плохо дышит, очень редко, поверхностно или, наоборот, судорожно, как умирающий, надо делать искусственное дыхание.
6. При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя считать пострадавшего мертвым. Смерть в первые минуты после поражения - кажущаяся и обратима при оказании помощи. Пораженному угрожает наступление необратимой смерти в том случае, если ему немедленно не будет оказана помощь в виде искусственного дыхания с одновременным массажем сердца. Это мероприятие необходимо проводить непрерывно на месте происшествия до прибытия врача.
7. Переносить пострадавшего следует только в тех случаях, когда опасность продолжает угрожать пострадавшему или оказывающему помощь.

2.4. Проведение искусственного дыхания

Искусственное дыхание начинают делать немедленно после освобождения от электрического тока и проводят непрерывно до появления положительного результата или бесспорных признаков действительной смерти (трупные пятна и окоченение).Наблюдались случаи, когда после поражения током люди были возвращены к жизни лишь через несколько часов непрерывного оказания помощи. Целесообразность продолжения принимаемых мер определяет врач.


Прежде чем непосредственно приступать к выполнению процедуры, необходимо быстро освободить пострадавшего от всего, что стесняет дыхание: расстегнуть ворот, ослабить пояс и т.д.; быстро освободить рот от слизи и посторонних предметов, например от съемных зубных протезов. Если челюсти в результате спазмов оказались крепко стиснутыми, четыре пальца обеих рук ставят позади углов нижней челюсти под ушами и, упираясь большими пальцами в челюсть снизу, выдвигают ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди верхних. Если этим способом не удается раскрыть рот, осторожно, чтобы не сломать зубы, между задними коренными зубами вставляют дощечку, металлическую пластинку, ручку ложки или другой подобный предмет и с их помощью разжимают челюсти.
Техника вдувания воздуха в рот или в нас заключается в следующем. Пострадавший лежит на спине. Оказывающий помощь до начала искусственного должен обеспечить свободное прохождение воздуха в легкие через дыхательные пути. Голову пострадавшего надо запрокинуть назад, для чего подкладывают одну руку под шею, а другой рукой надавливают на лоб. Этим обеспечивается отхождение корня языка от задней стенки гортани и восстановлении проходимости дыхательных путей. При указанном положении головы обычно рот раскрывается. Если во рту есть слизь, ее вытирают платком или краем рубашки, натянутым на указательный палец, еще раз проверяют, нет ли во рту посторонних предметов, которые должны быть удалены, после чего приступают к вдуванию воздуха в рот или нос. При вдувании воздуха в рот оказывающий помощь плотно (можно через марлю или платок) прижимает свой рот ко рту пострадавшего, а своим лицом (щекой) или пальцами руки, находящейся на лбу, зажимает ему нос, чтобы обеспечить поступление всего вдуваемого воздуха в его легкие.
При невозможности полного охвата рта пострадавшего следует вдувать воздух в нос, плотно закрыв при этом рот пострадавшего. Затем спасающий откидывается назад и делает новый вдох, а в это время грудная клетка пострадавшего опускается и он делает пассивный выдох.
Во время проведения искусственного дыхания надо следить, чтобы при каждом вдохе у пострадавшего расширялась грудная клетка, а также внимательно наблюдать за его лицом: если пошевелятся губы или веки или будет замечено глотательное движение, проверяют, не произойдет ли самостоятельного вдоха; если после нескольких мгновений ожиданий окажется, что пострадавший не дышит, искусственное дыхание немедленно возобновляют.
Вдувание воздуха производят каждые 5-6 сек, что соответствует частоте дыхания 10-12 раз в минуту. После каждого вдувания ("вдоха") освобождают рот и нос пострадавшего для свободного выхода воздуха из его легких.

2.5. Наружный (непрямой) массаж сердца

Наружный (непрямой) массаж сердца поддерживает кровообращение как при остановившемся сердце, так и при нарушенном ритме его сокращений.


Для проведения непрямого массажа сердца пострадавшего следует уложить на спину на жесткую поверхность (скамью или пол). Обнажить у него грудную клетку: вся стесняющая одежда, пояс расстегиваются или снимаются. Оказывающий помощь становится сбоку от пострадавшего так, чтобы иметь возможность наклониться над ним (если пострадавший лежит на полу - становятся рядом на колени).Определив местоположение нижней трети грудины, накладывают на нее основание ладони (подушечку) разогнутой кисти. Ладонь другой руки накладывают поверх первой и начинают ритмично надавливать на нижний край грудины.
Надавливать на грудину надо резкими толчками: при этом грудина смещается вниз (к спине) в сторону позвоночника на 3-5 см. Сердце сдавливается, и из его полости выдавливается кровь в кровеносные сосуды. Надавливание необходимо повторять примерно 1 раз в секунду.
Следует остерегаться надавливания на окончания ребер, так как это может привести к их перелому. Нельзя надавливать ниже края грудины на мягкие ткани: этим можно повредить расположенные в брюшной полости органы и в первую очередь печень.
Обязательным условием обеспечения организма кислородом при отсутствии работы сердца является одновременное с массажем сердца проведение искусственного дыхания. Поскольку надавливание на грудную клетку затрудняет ее расширение при вдохе, вдувание воздуха проводится во время паузы, которая специально соблюдается через каждые четыре-шесть надавливаний на грудину.
Как правило, проводить оживление должны два специально обученных человека, каждый из которых может поочередно проводить искусственное дыхание и массаж сердца, меняя друг друга через каждые 5-10 мин. Это менее утомительно, чем беспрерывное проведение одной и той же процедуры (в особенности массажа сердца).
В крайнем случае помощь может быть оказана и одним человеком, который чередует искусственное дыхание и массаж сердца в следующем порядке: после двух-трех глубоких вдуваний воздуха в рот (или в нос) пострадавшего, он проводит 15 надавливаний на грудину (массаж сердца), после чего вновь производит два-три глубоких вдувания воздуха и приступает к массажу сердца и т.д.
В результате правильного проведения искусственного дыхания и массажа сердца у пострадавшего появляются признаки улучшения: серо-землянистый с синеватым оттенком цвет лица сменяется розоватым; начинают устанавливаться самостоятельные, все более равномерные дыхательные движения; сужаются зрачки. Узкие зрачки указывают на достаточное снабжение мозга кислородом, а начинающееся расширение - об ухудшении кровоснабжения. Тогда необходимы более эффективные меры, например поднять пострадавшему ноги на 40-60 см, чтобы способствовать лучшему притоку крови в сердце из вен нижней части тела. Для поддержания ног в поднятом положении под них подкладывают какой-либо сверток.
Искусственное дыхание и массаж проводят до появления самостоятельного дыхания и восстановления деятельности сердца. Однако появление слабых вдохов даже при наличии пульса не дает оснований для прекращения искусственного дыхания. О восстановлении работы сердца судят по появлению собственного, не поддерживаемого массажем регулярного пульса. Для проверки прерывают массаж на 2-3 с и, если пульс не обнаруживается, массаж немедленно возобновляют.
После появления первых признаков улучшения наружный массаж сердца и искусственное дыхание продолжают еще в течение 5-10 мин, чтобы вдувание совпадало по времени с собственным вдохом.
Каталог: new cite -> rus -> works -> arhiv -> 22602
22602 -> Контрольная работа №2 по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
arhiv -> Контрольная работа №05 по дисциплине Философия (название) студента группы 12601 зачетная книжка №11-2-095
22602 -> Комитет по науке и высшей школе
arhiv -> 1. Психоло́гия наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, а так же психологических особенностей отдельных людей либо их групп
22602 -> Контрольная работа №1 по дисциплине Безопасность жизнедеятельности студента группы 22602 зачетная книжка №12-6-071


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница