Как механизм социализации учащихся



страница1/6
Дата06.06.2016
Размер1.17 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»

Д.К. Титов

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ,

ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС



Учебно-методический комплект

Якутск

2011
УДК 373.5.014.53(075.9)

ББК 74.202 я75

Т45

Рекомендовано к печати научно-учебно-методическим

советом ИРО и ПК


Титов, Дмитрий Кириллович.

Социокультурная модернизация образования как механизм социализации учащихся, при введении ФГОС : учеб.-метод. комплект / Д.К. Титов ; М-во образования Респ. Саха (Якутия), ГОУ ДПО «Ин-т развития образования и повышения квалификации РС(Я)». — Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2011. — 96 с.

Агентство CIP НБР Саха

Учебно-методический комплект раскрывает актуальную проблему по организации и координации деятельности педагогов по социализации учащихся в рамках реализации Концепции социокультурной модернизации образования РС(Я) и введения новых ФГОС. УМК может быть использован как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы руководителей ОУ, специалистов муниципальных управлений образования, методистов, педагогов, классных руководителей.

УДК 373.5.014.53(075.9)

ББК 74.202 я75

© Титов Д.К., 2011

© ИРО И ПК, 2011



Пояснительная записка
В учебно-методическом комплекте «Социокультурная модернизация образования как механизм социализации учащихся, при введении ФГОС» раскрываются современные подходы к проблеме воспитания и социализации учащихся в системе общего образования, цели и задачи воспитательной работы в образовательных учреждениях. За последние годы в системе общего образования происходят изменения, которые требуют комплексного изменения системы воспитательной работы на основе социокультурного подхода. Для этого необходимо проведение всестороннего анализа социокультурной, образовательной среды развития личности учащегося. Проведение на основе анализа социокультурных ситуаций (СКС) совместных действий по организации воспитательной деятельности по социализации образовательных учреждений, органов местного самоуправления и социума.

Цель: создание условий для профессионального роста педагогических и руководящих кадров муниципальной системы общего образования по анализу социокультурных ситуаций и их влияния на развитие и социализацию учащихся.

Задачи:

• сформировать базовую систему знаний педагогов по социализации учащихся при введении новых федеральных государственных образовательных стандартов;



• сформировать у слушателей знания, умения и навыки работы по анализу социокультурных ситуаций образовательной среды;

• сформировать у слушателей профессионально-педагогические умения, педагогическую рефлексию, творческие способности.




Утверждаю:

Директор ИРО и ПК

_________________

Г.И. Алексеева

«__»_________2011 г.
Учебный план
Цель: создание условий для профессионального роста педагогических и руководящих кадров муниципальной системы общего образования по анализу социокультурных ситуаций и их влияния на развитие и социализацию учащихся.

Категория слушателей: главы, заместители глав администраций, руководители органов управления образования, специалисты по организации общего и дополнительного образования, руководители образовательных учреждений, заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители, учителя предметники, педагоги дополнительного образования.

Срок обучения: 72 час.

Форма обучения: очно-заочная.





Наименование тем и разделов

Всего

ЛЗ

ПЗ

СРС

1

Программа социализации

обучающихся и социокультурная среда развития личности.















1.1

Общее понятие о социализации.

4

4







1.2

Организационно-методические подходы и принципы социализации

учащихся. Результаты духовно-нравственного развития воспитания и социализации школьников.



8

2

2

4

1.3

Цели и задачи социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

8

2

2

4

1.4

Планируемые результаты

социализации обучающихся.



2

2







1.5

Основные направления и формы педагогической поддержки социализации средствами учебно-воспитательной, общественной, коммуникативной и трудовой деятельности.

4

4







1.6

Социальное проектирование

подростков как ведущая форма социализации подростков.



10

4

2

4

2

Социокультурная модернизация образования Республики Саха (Якутия).













2.1

Концепция СКМО РС(Я).

4

4







2.2

Социокультурная образовательная среда на местах.

10

2

2

6

2.3

Анализ СКС как способ выявления проблем воспитания и социализации учащихся.

10

4

4

2

2.4

Система воспитательной работы в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы развития.

12

4

4

4




Итого:

72

32

16

24


Глава I. Программа социализации обучающихся и социокультурная среда развития личности

    1. Общее понятие о социализации

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы


социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими


социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений


через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.



    1. Организационно-методические подходы и принципы социализации учащихся

Программа социализации (адаптации к социокультурной среде) общего образования при введении новых федеральных образовательных стандартов в образовательных учреждениях должна основываться на Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития, программы формирования и развития универсальных учебных действий. Возможность ее успешной реализации в высокой степени зависит от того, насколько полно на начальной ступени общего образования у обучающихся были развиты такие личностные качества, как готовность и способность к саморазвитию, мотивированность к учению и познанию, а также сформированы исходные ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, начальные социальные компетентности, основы российской гражданской идентичности. Кроме того, предполагается, что в начальной школе учащимися освоены универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), а в ходе изучения учебных предметов приобретен опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Не менее, важным позитивным фактором при реализации данной программы является возможность опоры на результаты, достигнутые на начальной ступени общего образования в духовно-нравственном развитии обучающихся. К моменту начала реализации данной программы образовательное учреждение уже в течение четырех лет вело целенаправленную работу по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации юных российских граждан XXI века, достигнутые результаты следует рассматривать как стартовую площадку для осуществления ее следующего этапа. Образовательному учреждению рекомендуется соотнести свои результаты с контрольными, заявленными Программой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования (см. таблицу 1), поскольку для успешной деятельности в этой сфере на ступени основной и старшей школы важны все указанные позиции: без их достаточного освоения невозможно введение новых, связанных с расширением и усложнением духовно-нравственного мира подростка.
Таблица 1

Результаты духовно-нравственного развития воспитания и социализации младших школьников



1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:




• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:




• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные появления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:




• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.



4

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):




• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


5

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):




• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Теперь, на этапе интенсивного взросления, исключительно важно продолжить и расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.

Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся:

«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

Последовательная и полная реализация системой образования этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если система образования проведет данную работу строго адресно, исчерпывающе полно и всестороннее зная базовые характериологические особенности как своих воспитанников, так и той социокультурной среды (образовательного пространства), в котором осуществляется их социализация. Это исключительно важно, поскольку этот сложнейший и многомерный процесс центрируется, в конечном счете, на подростке, переживающем в этом возрасте (12-15 лет) глубочайшую гормональную перестройку, влияющую на все сферы жизнедеятельности организма и существенно изменяющую характер его социально-психологических связей и отношений с внешней средой. Как известно, именно на начало этого возрастного периода приходится бурный рост показателей правонарушений и преступности, употребление табака, алкоголя, а несколько позже – наркотиков. Именно в этом возрасте у некоторых подростков начинается активная и беспорядочная половая жизнь. Именно в этом возрасте подростки начинают создавать свои «субкультурные сообщества», нередко асоциального и криминального толка. Нет сомнений, что характер и интенсивность подобных проявлений напрямую связаны с издержками их предшествующей социализации, с качеством уже усвоенных духовно-нравственных идеалов и ориентиров, диктуемых социокультурной средой.

А завершение периода основной школы знаменуется для каждого девятиклассника первым в его жизни социальным самоопределением: продолжать ли получение полного общего образования в школе или выбрать иную образовательную траекторию, поступив в учреждение начального или среднего профессионального образования. Речь идет о выборе человеком собственного будущего, и очень многое здесь также зависит, помимо много прочего, именно от качества его социализации в социокультурной среде.

Социализацию в качестве категории общественного бытия можно определить как процесс операционального овладения индивидом набором программ деятельности и поведения, характерных для культурных традиций, существующих в актуальном для него жизненном пространстве, а также усвоение им выражающих эти традиции знаний, ценностей и норм, необходимых для взаимодействия и сотрудничества с окружающими на основе толерантности и межкультурного диалога.

Важно понимать, что на финальном отрезке подросткового возраста (14-15 лет) происходит бурное предъявление индивидом обществу своих качеств, почти латентно складывавшихся в течении более чем десятилетней социализации в семье, детском саду, школе и социуме. Подросток нуждается в общественном признании накопленного к этому времени своего жизненного опыта и требовательно предпринимает первую в жизни сознательную попытку социального самоутверждения. Он ощущает силу и право открыто и во всей полноте продемонстрировать своё отношение к миру – через поступки, суждения и выбор поведенческих стратегий. Ступень основного общего образования, таким образом, принимает взрослеющего человека в драматический момент перехода многих до поры скрытых процессов его становления в явные. Именно на эту ступень приходится момент взрывоподобной «самопрезентации» подростка в качестве юного взрослого.

Но не только подросток, – само общее образование находится сегодня в состоянии глубоких качественных перемен. Будучи живым государственно-общественным организмом, оно, образно говоря, тоже переживает своеобразный период социализации. Этот процесс обусловлен множеством факторов, действующих как в самом современном российском образовательном пространстве, так и вне его: в мире происходит становление постиндустриального информационного общества и возникают совершенно новые социально-экономические, социокультурные и иные реалии, требующие от образования нового отношения к обучающимся – прежде всего как к субъектам-носителям человеческого капитала, способным к самоопределению и саморазвитию в условиях, которых в реальности еще нет и судить о которых сегодня можно только прогнозно.

Есть и еще объективный фактор, исключительно важный для понимания проблемной области социализации подростков. Это – многомерность самого цивилизационного пространства России, в разных своих частях по-разному реагирующего на такие объективные вызовы эпохи, как глобализация, свободная циркуляция информационных и миграционных потоков, повышение конкурентоспособности человеческого капитала, столкновение традиционности и новационности во всех областях жизни и связанные с этим межпоколенные разрывы в социально-культурных нормах и системах ценностей. И система образования должна найти и использовать такие формы и методы детских и детско-взрослых деятельностей, которые обеспечили бы процесс формирования индивидуальности, максимально адекватной задачам самоактуализации и самореализации молодых людей в этих непростых, порой крайне противоречивых обстоятельствах. Поэтому исключительно важно как можно полнее учитывать индивидуальные вариации типов личности обучающихся, обусловленные как различием врожденных психологических особенностей и задатков, так и многообразием конкретно-частных реакций на реальные и возможные социокультурные ситуации.

Из сказанного следует, что социализация обучающихся на ступенях общего образования – не некая изолированная деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в развитии у обучающихся универсальных компетентностей, и в их собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях, социокультурных ситуациях. Она осуществляется просто в жизни ребенка. Именно в степени развитости у подростков способности к рефлексии оснований собственной деятельности и собственных отношений к действительности фиксируется критическая точка как их социализации в целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них определяются именно зрелостью их социальных представлений и компетентностей, воплощаемых в поведении.

При реализации программы социализации на ступени общего образования необходимо постоянно иметь в виду и такой фактор, как доверие подростков к педагогам и другим лицам, общающихся с ними и участвующих в совместной деятельности. Чувство доверия младших к старшему строится не только на искренней озабоченности воспитателя судьбами обучающихся, но и на убедительности для них его жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных актуальных ситуаций. Важно учитывать, что собственный социальный и социально-культурный опыт подростков ограничен, а нередко и драматически деформирован, вследствие чего они часто резко негативно настроены к «душеспасительным разговорам». Это значит, что от воспитателя, претендующего на роль «значимого взрослого», помимо обширной эрудиции (в том числе общекультурной и психологической), требуется высочайший педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации. А главное – он должен испытывать чувство отеческой любви к внимающим ему младшим современникам, глубоко сознавая, что им придется жить в огромном, очень сложном и непредсказуемо меняющемся мире.



Каталог: files -> 2011 12
2011 12 -> Й. Ф. Борисов Игтисади нязяриййя (русъа)
2011 12 -> Урок по дисциплине «История» в гр. Ооп-101. Нетрадиционная форма урока-конференции по теме: «Реформы Петра-1: движение вперед или…»
2011 12 -> Общероссийская Конференция «Инновационные технологии в строительстве – путь к модернизации россии»
2011 12 -> Монография посвящена исследованию проблемы социокультурной модернизация образования в Республике Саха (Якутия) в ее первоначальной постановке, принятии последующих проектных решений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница