К началу 1941 г. Дб-3 в значительной мере уже исчерпал свой потенциал. На 1940 г для дальних бомбардировщиков планировалось достичь скорости 500-550 км/ч, а дб-зф не дотягивал и до 450 км/ч



Скачать 71.26 Mb.
страница1/401
Дата06.06.2016
Размер71.26 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   401
1941

Авиапромышленность:
К началу 1941 г. ДБ-3 в значительной мере уже исчерпал свой потенциал. На 1940 г. для дальних бомбардировщиков планировалось достичь скорости 500-550 км/ч, а ДБ-ЗФ не дотягивал и до 450 км/ч. В связи с этим ставку сделали на перспективные самолеты нового поколения - ДБ-4 Ильюшина и ДБ-240* Ермолаева. План по ДБ-4 дали московскому заводу № 39 (100 машин на 1940 г.), а освоение ДБ-240 (Ер-2) поручили заводу в Воронеже. Первый проект плана на 1941 г. (от 11 ноября 1940 г.) предусматривал выпуск 1480 ДБ-240 и всего 350 ДБ-ЗФ (в Комсомольске). Радиостанция РСБ На ДБ-240 хотели перевооружить 24 полка с машин Ильюшина. Но трудности с освоением бомбардировщика Ермолаева вынудили уже через месяц изменить цифры на 100 ДБ- 240 и 750 ДБ-ЗФ. На ДБ-240 теперь решили перевести поначалу всего два полка.

Но и при этом выпуск ДБ-ЗФ постепенно сворачивался. Тем не менее, совершенствование конструкции продолжалось, хотя очень немногое из опробованного тогда попало в серию. Работа шла в двух основных направлениях: мотоустановка и оборудование.

Установка моторов большей мощности могла поднять скорость самолета. Проработали вариант с двумя двигателями М-89. Этот мотор, сделанный под руководством Е.В. Урмина, представлял собой дальнейшее развитие того же "Гном-Рона". Его мощность доходила до 1300 л.с. Серийный выпуск ДБ-ЗФ с этими моторами планировался на 1941 г. Пара М-89 испытывалась на ДБ-ЗФ в Запорожье в марте-мае 41-го. Никак не могли справиться с перегревом головок цилиндров. Затем началась война. Рассматривался вопрос о применении на ДБ-3 еще одного потомка GR 14К, дизеля М-87Д, обещавшего за счет уменьшения расхода топлива увеличить дальность полета, но этот двигатель не дошел даже до стадии опытного образца (12021).
К 1941 г. испытательная карьера "дублёра" ТБ-7 закончилась, и его ждала утилизация. С началом войны о нём вспомнили. Его осмотрел М.В. Водопьянов (теперь уже командир авиадивизии), приказав привести машину в порядок и использовать в качестве тренировочной. В этом качестве "дублёр" и служил в Коврове и Кратове, где базировались части АДД, вооружённые ТБ-7. В 1942 г. завод № 22 в Казани провёл ремонт этого самолёта, одновременно заменив моторы АМ-34ФРН на АМ-35А. АЦН-2 при этом демонтировали, а в освободившийся отсек поместили дополнительный бензобак. Вооружение не меняли, но затем, уже в 890-м полку, установили кормовую пушку ШВАК вместо пулемётов ШКАС, а в мотогондолах - пулемёты УБ вместо ШКАС. Потери в частях, воевавших на ТБ-7, были серьёзными, каждая машина была на счету, поэтому модернизированный "дублёр" сра зу по приходу с завода включили в боевой состав. Самолёт ухитрился провоевать - до весны 1944 г. ТБ-7 дублер выполнил более 120 боевых вылетов (больше, чем любой другой), с него на головы немцев сбросили около 500 т бомб и почти миллион листовок. Летали на этой машине в глубокий тыл противника для выброса разведывательных и диверсионных групп. Апофеозом его карьеры стал пролёт в качестве флагмана парада над Москвой 1 мая 1945 г. Вскоре после войны "дублёр" списали и пустили на слом (11996).
К 1941 г., выпустив 968 СБ, завод №125 превратился в зрелую самолетостроительную "фирму" со своей производственной школой. Главное заключалось в том, что у технологов и конструкторов сложилось четкое представление возможностях станочного парка и выучке рабочих. Это давало возможность без раскачки осваивать новые, более совершенные и более сложные изделия, которые буквально "стучались в двери".

Несмотря на свои превосходные тактические качества и последовательное совершенствование силовой установки, СБ не содержал значительного модернизаци- онного ресурса. Прочность планера, предельно облегченного в угоду скорости, препятствовала нанесению ударов из пикирования, необходимых для уничтожения точечных хорошо защищенных целей. Попытки усиления конструкции успеха не принесли, как и создание на базе СБ глубоко модернизированных машин типа Ар-2. На повестке дня стоял новый тип ударного самолета - пикирующий бомбардировщик. Им стал Пе-2, который во время войны стал основной боевой машиной советской фронтовой бомбардировоч ной авиации (12037).


К началу 1941 года эксплуатировалось около 2000 самолетов, представлявших семь модификаций одномоторного учебного биплана Н.Н. Поликарпова У-2 (Самарский филиал РГАНТД. Ф. Р-4. Оп. 1-6. Д. 10. Л. 21.). Это был самый массовый самолет гражданской авиации, который вряд ли можно считать полноценной пассажирской машиной. Ситуация медленно стала меняться только в связи с закупкой в США лучшего в мире пассажирского самолета Дуглас ДС-3 и лицензии на него (11710,358).
К началу 1941 года пять самолетов ПС-7 (гражданская версия ГСТ) эксплуатировались в Главсев-морпути и в Управлении гражданской авиации (Самарский филиал РГАНТД. Ф. Р-4. Оп. 2-1. Д. 291. Л. 2.) (11710,446).
Выполнение плана:




1939







1940










план

факт

%

план

факт

%

самолеты

9091

19758

118

13864

10586

76

- бомбардировщики

3611

2744

76

6090

3674

60

- истребители

3875

4150

107

5800

4657

80

бомбы

9000283

8550300

95

9228000

7691000

78

танки

3278

2986

91

3370

2790

83

(1566,129).
К 1941:

Приложение 11

Удельный вес основных советских авиазаводов в авяавыпуске в 1939—1941 гг. (Самолетостроение в СССР... Кн. 1. С. 432—435; Кн. 2. С. 235—237)

Завод

Доливавив-

вьшускс


Осиовнав продукции

№1 (Москва)

23%

Первоначально специализировался на производстве испребителей- бипланов И-15бис и И-153, однако, по мере угасания интереса высшего руководства к истребителам-бипланам, был переориевсирован ва истребитель МиГ-3. Некоторое врем» на этом завода выпускали ближний бомбардировщик Як-4

№292 «Сартмбайн» (Саратов)

3,9%

Свернул производство Р-10. Долгое время судьба завода была неопределённой. В связи с тем, что завод № 1 сконцентрировал усилия на производстве истребителей, «Саркомбайн» рассматривался как головной в массовом производстве лёгких деревянных к металлических самолётов поля боя. Однако с типом такого самолёта руководство ВВС долгое врема определили не могло. На смену Р-10 прочили сперва ХАИ-51, затем ББ-21 конструкции Кочериги. В конце концов завод стал головным в производстве истребителей Як-1

№ 301 (Химки)

1.9%

Свернул производство учебных самолетов УТ-2, освоил производство истребителей Як-1 и Як-7

№18 (Вороне*)

9%

Первоначально был перепрофилирован с произведена бомбардировщика ДБ-3 на новый бомбардировщик того же класса Ер-2, и после принятия ва вооружение штурмовка Ил-2, стал головным предприятием в производстве штурмовиков

№381 (Ленинград)

0,1%

Этот завод был передан НКАПу только в 1940 г. и начал освоение производства штурмовика Ил-2

№39 (Москва)

2,4%

Перешёл от производства бомбардировщиков ДБ-3 к производству бомбардировщиков Пе-2

№124 (Казань)

0,4%

В1937—1940 гг., пытачсь освоить последовательно 6 типов самолетов, завод реально не освоил ни одного — довоенный выпуск предприятия ограничился лишь небольшой серией ТБ-7 и штучным производством ДБ-А и ПС-124. В результате отлично оснащённое предприятие так и не сыграло заметной роли в довоенном авиавыпуске

№125 (Иркутск)




Свернул производство бомбардировщик» СБ и освоил выпуск пикирующих бомбардировщиков Пе-2

№84 (Химки)

0,8%

Освоил производство амеряшоого (производим но лицензии) транспортного самолёта DC-3 (Ли-2)

№81 (Москва)

0,3%

Пытался освоить производство лёгкого бомбардировщика Як-4, выпуская его малой серией, в свази со снятием Як-4 с производства прекратил авиавыпуск

№387 (Ленинград)

3,7%

Был передан в ведение НКАП в 1940 г. и вскоре освоил серийный выпуск учебного самолёта У-2

№116 (с. Семёновское Уссурий- ского края)

0,3%

Бывший авиаремонтный завод, с 1940 г., освоил выпуск учебно-тренировочного самолёта УТ-2

№ 47 (Ленинград)

3,4%

Бивший авиаремопный. Авиавыпуск начал в 1934 г. Учебные самолёт УТ-1 и УТ-2

№23 (Ленинград)

8,6%

Свернул производство учебных самолётов (У-2 и УТ-2), и переключили на производство истребителей ЛАГГ-3. В рамках спурта 1940 г. рассматривался как весьма перспективный объект в плане форсированного производства боевых самолётов. Руководство НКАП рассчитывало, что на этом завода можно будет выпускать по 1200—1500 деревянных и композитных одномоторных машин в год. Рассматривался также вариант организации там производства 400—500, а в случае проведения крупномасштабной модернизации—до 1200—1500 лёгких пикирующих бомбардировщиков

№153 (Новосибирск)

3%

Первоначально планировалось свёртывание выпуска истребитеелй И-16 и освоение ЛАГТ-3, однако уже после начала выпуска нового истребителя было решено переключить завод на производство истребителя Як-7

№21 (Горький)

16%

Производил истребители, до 1940 г.—И-16. Далее предполагался переход на И-180. После отказа от производства нового поликарповского истребителя некоторое время обсуждалась возмосжность производства на этом предприятии И-200, однако в итоге завод перешёл ва выпуск ЛАГГ-3

№31 (Таганрог)

2%

Постепенно производство гидросамолётов МБР-2 и МДР-6 было свёрнуто, завод переключился на производство истребителей ЛАГГ-3

№126 (Ком- соаюяьск н/ Амуре)

1,7*

Начиная с 1938 осваивал выпуск ДБ-3. В результате к 1941 г., когда заводы европейской части страны начали сокращать производство данного вида бомбардировщика, завод №126 стал крупнейшим производителем ДБ-3

№135 (Харьков)

2,8*

Выпускал легкие бомбардировщики Р-10 и Су-2. Предполпгалось, что вместе с «Саркомбайном» завод № 135 станет основой дм крупномасштабного производства самолётов поля боя. Это позволило бы полвостью освободить завод №1 дяя выпуска истребителей -бипланов семейства И-15

№207 (Москва)

0,3%

Лёгкие бомбардировщики Су-2. Первоначально был основным в СССР центром дирижаблестроения, затем планировался к персоборудованию в опытный завод (как аналог № 156), в ходе предвоенного спурта был переведён на серийное производство

№22 (Фили)

13*

Фронтовые бомбардировщики СБ, затем Пе-2



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   401


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница