Живописная музыка и музыкальная живопись



Скачать 52.02 Kb.
Дата14.03.2016
Размер52.02 Kb.
ТипУрок
Урок для 5-го класса по теме:

«Живописная музыка и музыкальная живопись»

Учителем музыки Макаровой О.М.

Тема урока: Живописная музыка и музыкальная живопись.

Цель урока: Показать детям взаимосвязь музыки и других видов искусств.

Задачи: 1) Показать детям на примере произведения Э. Грига и А. Алябьева

взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

2)Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное

состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека,

созвучные этим картинам природы.

3)Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты: природы,

живописи, музыки.

Тип урока: комбинированный.

Методы:


  • Объяснительно-иллюстративный

  • Сравнение, анализ, обобщение

  • Прием сопоставления с другими видами искусств.

  • Словесный: беседа

  • Наглядно-дедуктивный(сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждение к сопереживанию.

Приемы:

*Слушание

*Исполнение

Оборудование: компьютер, мультмедийный проектор, экран, музыкальный

центр, фортепиано.

Задание для учащихся:







Вид деятельности

Музыкальный

материал


Время

1

Организационный

момент


А. Алябьев «Зимняя дорога»

3 минуты


2

Слушательская

Деятельность и

Анализ

Слушательская



Деятельность и анализ

Э. Григ «Восход солнца»

А. Алябьев « Вечерний звон»



12 минут

10 минут



3

Певческая деятельность

распевание

Работа над песней


А. Варламов

«Горные вершины»

Г. Струве

« Моя Россия»




5 минут

12 минут



4

обобщение

Материал урока

4 минуты

Ход урока:

1 Организационный момент

Задача: Ввести в тему урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

У: Тема нашего урока « Живописная музыка и музыкальная живопись»

Музыка очень тесно связана с другими видами искусств . Какими?

Дети: Литературой, театром , изобразительным искусством.

Учитель: Действительно, великий итальянский художник Леонардо да Винчи

назвал музыку «сестрой живописи». Эти два вида искусств развивались

параллельно ,соприкасаясь не менее тесно , чем музыка и поэзия.

Красота природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов.

Музыка может вызвать в воображение слушателей какие-либо зрительные образы. , даже определенные картины.

Всматриваясь в картины , мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.



Слайд № 1 Портрет И. И. Шишкина (1832-1898)

Это портрет великого русского художника И. И. Шишкина .

Шишкин-пейзажист 19 века.

- Что такое пейзаж?

Ответы детей.

Сейчас мы увидим картину « Утро в сосновом лесу»



Слайд № 2 Картина « Утро в сосновом лесу»

У: Что такое утро?

Д : Это начало дня, начало жизни.

У: Что вы видите на картине?

Д: Раннее утро, лес. Сквозь ветви деревьев пробиваются лучи солнца.

У: Перед нами не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только восходит и его смелые лучи

уже позолотили верхушки деревьев и проникли в глубь чащи , еще не

рассеялся влажный туман .Проснулись обитатели леса.

Д: 3 медвежонка и медведица. Они довольны, неуклюже вертятся на сломанном стволе упавшей сосны , а медведица внимательно наблюдает за их игрой.

У: Могучая сосна , которую ураган выдернул когда-то с корнем и медвежье

семейство , все это рождает у нас ощущение отдаленности уголка дикой природы.

Слайд №3 Портрет великого норвежского композитора Э. Грига.

У: Чей это портрет?

Д: Великого норвежского композитора Э. Грига.

У: Хочу предложить вашему вниманию произведение Э. Грига

« Восход солнца» ( 5 минут)

У: Какое настроение передает музыка?

Д: Нежность, свет, радость.

У: Какие картины возникают в вашем воображение?

Д: Просыпающаяся природа, восход солнца, пение птиц, много света, радости, красота раннего утра.

Слайд № 4 Портрет И. И. Левитана(1860-1900)

У: На портрете вы видите великого русского художника И.И. Левитана.

Его называют самым « музыкальным художником»

Его картины поют и звучат.



Слайд № 5 Картина И.И. Левитана « Вечерний звон»

Что вы видите на картине?

Д: Это пейзаж. Закат солнца. Монастырь в лучах заходящего солнца.

Река, освещенная вечерними солнечными лучами.

Монастырь окружен осенним лесом , по небу плывут облака , все это отражается в глади спокойно текущей реки.

У: Какой характер , настроение картины?

Д: Умиротворенность, покой, тишина, безмятежность , красота природы.

Слайд № 6 Портрет А. Алябьева.

У: На портрете вы видите А. А. Алябьева, русского композитора, дирижера.

Сейчас мы послушаем песню А. Алябьева « Вечерний звон»( 2 минуты)

У: Созвучна ли песня картине?

Ответы детей.

У: Определите характер произведения.

Д: Мелодия напевная, широкая, мелодичная, созвучна картине И. Левитана.

У: Какое настроение передает песня?

Д: Умиротворенность, спокойствие , безмятежность, красота русской природы.

У: Какая картина возникает в вашем воображение?

Д: Похожая на картину И. Левитана.

У: Что является средством художественной выразительности в ИЗО?

Д: Краски. Цвет, цветовые сочетания, контур, тон.

У: А в музыке?

Д: Музыкальные краски. Лад, тембр, мелодия, динамика.

Певческая деятельность:

Распевание:

Задачи:


№1 Работать над пропеванием долгих звуков

№2 Следить за округлостью звука

№3 Следить за качеством певческого звука.

Работа над песней Г. Струве «Моя Россия»

Задачи:

№1 Добиваться кантилены

№2 Работать над строем и ансамблем

№3 Работать над выразительностью исполнения.

Обобщение:

№1 Какие картины мы видели?

№2 С какими художниками познакомились?

№3 Какие произведения и каких авторов мы слушали?

№4Созвучна ли эта музыка вашей душе?

Ответы детей.



У: Мир искусства прекрасен и удивителен. Дорога туда начинается в вашем сердце . в вашей душе.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница