Из истории русского монашества на Святой Горе Афон



Скачать 87.58 Kb.
Дата16.06.2016
Размер87.58 Kb.
Глазкова Г. В.,

заведующая библиотекой

Екатеринбургской духовной семинарии
Из истории русского монашества на Святой Горе Афон

(к 1000–летию Русского Афона)

Есть на свете немало гор, называемых святыми. Однако, когда разговор идет о Святой Горе, всем становится ясно, что имеется в виду именно та, парящая над северными водами Эгейского моря. Есть на свете горы и выше, но нет более значимой в истории человечества, чем эта, Святая. У ее подножия уже более 1000 лет обитают особые люди, не похожие на нас. Они живут как будто вдали от мира, но одновременно на него влияют. Их главное дело – приблизиться к Богу ради спасения себя и мира.

По-славянски таких людей зовут иноками, то есть иными, другими. И все в истории и облике Афона иное, загадочное для непосвященных. Все здесь полно чудесами.

Как в нашей просвещенной Европе уцелела такая горячая вера? Что это: монашеская республика или же монархия с Царицей Небесной на престоле? А можно ли говорить о русском Афоне? Ведь Святая Гора – это сокровищница всего православного мира. Здесь живут монахи самых разных национальностей.

И все-таки говорить о русском Афоне можно и нужно, чтобы люди, живущие в России, знали об истоках русского монашества на Святой Горе Афон.

Самый первый русский инок, вошедший в Святцы как преподобный Антоний Киево-Печерский, принял постриг именно на этом полуострове. И вслед за ним его ученики внедрили в самую душу Древней Руси благоговейную любовь к Афону. Так начало нашей христианской жизни получило благословение со Святой Горы.

Если идти по Афону от Антониевой пещеры морем, то следующей остановкой станет красивый Ватопедский монастырь. В нем принял постриг греческий юноша Михаил Триволис, ставший впоследствии русским духовным писателем, преподобным Максимом Греком.

Преподобный Максим – один из тех мостов, что соединили Русь с Афоном. Не всегда Русь была милостива к святому, но упокоился он в Русской земле. Михаил Триволис родился около 1471 г. в г. Арта в Албании. Его родители были греческого происхождения, поэтому он именуется Греком.

Окончив образование у Ласкариса, своего соотечественника, отправляется в Венецию для изучения древних языков. Таким образом, получив образование на Западе, Михаил усвоил глубокие сведения в богословии и философии, в истории и словесности, основательно изучил древнегреческий, латинский, французский и итальянские языки.

Около 1507 г. Михаил прибыл на Афон и поступил в братство Благовещенской Ватопедской обители, где и принял постриг в монашество с именем Максим в честь преподобного Максима Исповедника. Здесь и прожил святой Максим более половины своей жизни – сорок с лишним лет, хотя неоднократно, в виде послушания, на него возлагалось поручение отправляться собирать милостыню, так как в то время Ватопедская обитель не могла содержаться собственными средствами. Хотя и прискорбно было монаху Максиму разлучаться с ученой деятельностью, но, как истинный послушник, для блага и пользы ближних он пускался в странствования и, проходя из города в город, собирал от доброхотных жертвователей изобильную милостыню, а сам проповедовал им слово назидания и чистоту православной веры. Однако этот период был лишь преддверием самого важного этапа его церковно-общественной деятельности, связанной с переездом в Россию.

В начале 1518 г. прибыл преподобный Максим по приглашению великого князя Московского Василия Иоанновича в Москву для перевода древних греческих рукописей, находящихся в его палатах. Преподобный Максим долгие годы трудился над переводами, сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправлял, по поручению князя, богослужебные книги: Триодь, Часослов, Праздничную Минею, Апостол. Оставаться келейным книжником в среде тогдашней русской жизни человек таких познаний и религиозных воззрений, как Максим Грек, не мог, и столкновение его с новой средой было неизбежно.

Много трудностей перенес преподобный на русской земле. В последние годы участь Максима Грека была несколько смягчена: ему разрешили посещать церковь и приобщаться Святых Таин, а в 1553 г., по ходатайству некоторых бояр и Троицкого игумена Артемия, он был переведен на житие в Троицкий Сергиев монастырь. В 1556 г. преподобный Максим Грек умер.

Преподобный Максим Грек канонизирован для общецерковного прославления в 1988 г. на основании святости жизни и значимости его ученой просветительской деятельности, а также на основании чудотворной от него и его святых мощей.

В 1997 г. здесь произошло замечательное событие: Русская церковь прислала в дар Ватопеду ковчег с частицей мощей преподобного: «Максим вернулся домой»1 – говорили растроганные иноки.

Московский митрополит святитель Киприан (1395 – 1406 гг.) также начал свое служение на Афоне. В тяжкое время – и для Руси, и для Византии – он сделал необыкновенно много для укрепления Православия.

Нельзя переоценить значение духовного опыта старца Нила Сорского, приобретенного им в 1460 – 1480 г. на Афоне и послужившего основой для его учения о нестяжательстве. Как райская пчела, пишется в «Афонском патерике»2, носился он среди дивных старцев афонских и подарил наше русское иночество опытом скитского жития. Если преподобного Антония мы называем первоначальником иночества в России, то преподобного Нила, по всей справедливости, можно назвать первенцем скитского подвижничества. Не только вычитанные им из древнемонашеских уставов скитского безмолвия, но изученная собственным опытом скитская жизнь укрепила преподобного в правильности созидания скита на родной Русской земле.

В XVIII веке подвиг совершил старец Паисий Величковский, который основал Ильинский скит. Он организовал перевод греческих рукописей, которые стали основополагающими для иноческого возрождения в России.

Конец XIX – нач.XX вв. ознаменовался появлением великого русского подвижника – Силуана Афонского. Силуан Афонский, вышедший из бедной крестьянской семьи, ставший из грешника, которым он был, чистой молитвой, отважный ходатай за всех людей и за всю тварь. Монах – свидетель абсолютной любви Бога, сын святой Руси. Он был совершенно безграмотным, но полным кротости и мудрости. В 1892 г. Семен поступает в русский монастырь Святого Пантелеймона на Афоне с именем Силуана.

Его великие слова: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» - что же они означают? Вникая в учение святого Силуана, не следует искать в нем систематического пособия по стяжанию Божественной благодати. Это учение присутствует в его сочинениях повсюду, но не собрано им воедино, оно раскрывается старцем Софронием вместе со многими другими темами духовной жизни. Оно было и плодом его собственного духовного опыта, и изложенном для пользы и назидания тех, кто желает быть наставленным в духовной жизни.

Это золотой период русского монашества, в особенности на Афоне. В 1910г. число русских монахов на Святой Горе достигает трех с половиной тысяч. Святая Гора была местом преодоления человеческих слабостей – и прежде всего местом умной молитвы и аскетической жизни.

В Афонском Геронтиконе упоминаются русские подвижники: Лаврентий, «воздержаннейший и препростый», монахи Пантелеимоновской обители Серапион, «который питался только хлебом и водой», Савин, который «целых семь лет не спал на ложе», Досифей, которй был «образцом» послушания, Анатолий, «имевший дар покаяния»3.

В Геронтиконе упоминаются и русские аскеты: иеромонах Серапион (†1930 г.), ранее бывший монахом монастыря святого Пантелеимона и проживший жизнь в афонских пещерах. Старец Зосима, в прошлом офицер царской армии из Карулии, изготовлявший корзинки и терпеливо практиковавший умную молитву, монах Серапион (†1974 г.) из Карулии, который «достиг больших успехов в сердечной умной молитве и, несмотря на многие испытания, лишения и невзгоды, стойко переносил все искушения, проистекающие от равнодушия и маловерия»4.

Старец Феодосий из Карулии (1868 – 1937) считается последним заметным представителем традиции старца Паисия Величковского, работы которого он переводил преподобного Никодима Святогорца. Он соединял в себе книжную образованность с аскетизмом, строгость со способностью к различению.

Неблагоустроенная Карулия привлекла много русских подвижников таких, как Иннокентий, Парфений, Никон, Гавриил и многих других. Согласно реестру Великой лавры, в 1934 г. в Карулии было 19 келий с 24 русскими монахами, а в 1940 г. – 28 монахов.

В келье св. Георгия подвизался замечательный старец Никодим (†1984 г.) и иеромонах Серафим. В безводных лачугах жили монах Нил, который, выкопав себе могилу и совершая в ней свое молитвенное правило, был найден мертвым в молитвенной позе с четками в руке, и Иоиль – постник и великий подвижник.

В одной из пещерных келий Карулии жил и старец Софроний (1896 – 1993 г.), постоянно повторявший единственную молитву «Отче наш» и писавший житие преподобного Силуана Афонского (†1938 г.). Он родился в Москве в 1896 г., после изучения различных наук и многих путешествий изучал богословие. Впоследствии он говорил: «Все говорили о Боге, но Бога я там не видел – а когда отправился на святую Гору, никто не говорил о Боге, но все здесь являло присутствие Божие»5.

В 1925 г. он прибыл на Святую Гору и поступил в обитель святого Пантелеимона, в которой жило много его соотечественников. Здесь он с усердием проходил послушание и различные поручения.

Через пять лет после поступления в монастырь старец Софроний встретился со святым Силуаном. Эта встреча стала наиболее значимым событием в его жизни. В личности преподобного «он увидел отражение подлинных измерений христианской жизни»6. В течение восьми лет он был связан со святым и после кончины последнего (†1938) ушел в пустынь на Святой Горе. Был духовником святых обителей святого Павла, Григория, Симонопетры, Ксенофонта, различных скитов и келий. В общей сложности он провел на Святой Горе 22 года – в горячих молитвах, непрестанных трудах и смиренном подвижничестве. В 1947 г. он переехал во Францию, а в 1959 г. основал в английском графстве Эссекс святую обитель Честнаго Предтечи, где и скончался и был погребен. Он был крупным и знающим богословом своего времени.

И, наконец, хотелось бы закончить краткий рассказ о русских подвижниках на Святой Горе Афон последним великим старцем Тихоном, горячим почитателем Богородицы, достойным слугой Всевышнего, человеком любви и молитвы.

Старец Тихон (в миру Тимофей Голенков) родился в 1884 году в Сибири в деревне Новая Михайловка. Он обошел около 200 русских монастырей, побывал на Синае и в Палестине и пришел на Святую Гору в 1908 г. Скончался в келье Честного Креста при обители Ставроникиты 10 сентября 1968 г. Он проявил себя как строгий аскет, возлюбивший Небеса, помнящий о смерти, проникнутый светлой печалью, благодатью и духовной радостью. Во время молитвы он обильно ронял к ногам Распятого свои слезы. Спал он на досках, носил заштопанную одежду, водил дружбу с горными зверями. Он сам выкопал себе могилу: смерти он не боялся и постоянно славил Бога.

В 1966 г., спустя полвека, афонская братия вновь пополнилась русскими насельниками: по договоренности между духовными и светскими властями в Пантелеимонов монастырь поступило пять монахов. С тех пор Московский Патриархат стал официально считаться ктитором обители, получив реальную возможность ей помогать. С начала 1990–х годов эта помощь, как и помощь жертвователей из России и Украины, возросла: численность братства несколько увеличилась. Сейчас проживает в монастыре около 50 человек. Отстраиваются и реставрируются монастырские здания. В российской столице возродилось Пантелеимоновское подворье.

Много было русских подвижников на Святой Горе, но в этом кратком обзоре не удалось и половины упомянуть, поэтому для интересующихся прилагается список литературы для книжной выставки о русском монашестве, подвизавшихся на Афоне.




Список использованной литературы

  1. Кадас С. Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища / С. Кадас. – Афины: Изд-во EKDOTIKE ATHENON, 2011. 200 с.

  2. Кеселопулос Анестис. Преподобный Силуан Афонский и старец Софроний (Сахаров) Эссекский / А. Кеселопулос // Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. – Москва, 1 – 4 октября 2006. Москва: ПСТГУ, 2008. С. 154 – 158.

  3. Крупин Вл. Афон: история и современность Святой Горы / Вл. Крупин. – Москва: «Вече», 2008. – 344 с.

  4. Моисей Святогорец (Маврикис), мон. Русские духовные старцы на Святой Горе в XX в. / мон. Моисей Святогорец (Маврикис) // Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. – Москва, 1 – 4 октября 2006. Москва: ПСТГУ, 2008. С. 149 – 154.

  5. Отец Тихон: последний великий русский старец на Афоне / сост. и пер. с греч. иером. Иоанн (Коган). Сергиев Посад: СТСЛ, 1997. 44 с.

  6. Талалай М. Русский Афон: путеводитель в ист

  7. орических очерках / М. Талалай. Москва: Паломник, 2003. 190с.




1 Талалай М. Русский Афон: путеводитель. М., 2003. С.6.

2 Крупин В.Н. Афон: история и современность Святой Горы. М., 2008. С. 38.

3 Моисей Святогорец (Маврикис),мон.Русские духовные старцы на Святой Горе в XX в. // Россия - Афон: тысячелетие духовного единства»: Материалы международной научно-богосл. конф. Москва, 1-4 окт. 2006. М., 2008. С. 150.

4 Там же С. 150.

5 Там же. С. 151.

6 Там же. С. 151.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница