Исторические аспекты изучения речевой деятельности человека



Скачать 30.75 Kb.
Дата20.07.2016
Размер30.75 Kb.
Задание № 2+

Исторические аспекты изучения речевой деятельности человека

Исторический период

Концептуальные положения

Ученые, авторы, исследователи

Античные времена

Речь как процесс говорения, деятельность, опосредованная человеческим сознанием. Речь имеет знаковую природу. Семантика и синтаксис речевого общения. «Процесс говорения»- отработка артикуляции.

Аристотель

Средневековье и эпоха Возрождения

Интерес к семантическим компонентам речи, процессам усвоения и выражения смыслового содержания высказывания. Впервые выдвинуты идеи об универсальной грамматике, «внутреннем слове».

Августин Гиппонский, Фома Аквинский.

Новая история

Идея создания универсального языка.

Речь как универсальная психическая функция.

Индивидуально-психологический подход к изучению речевой деятельности.

Изучение и преодоление речевых нарушений.



Ф. Бэкон, Р. Декарт, А. Арно, К. Лансло.

В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф.

Г. Штейнталь, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене.

Ф. Галл, К. Вернике, А. Куссмауль.



Новейшая история

Теория врожденных языковых знаний.

Когнитивная теория освоения языка.



Семиотическая теория языкового развития.

Ф. Соссюр, Л.В. Щерба, К. Бюллер, Л. Блумфилд, Г. Хэд и др.

Задание № 3+

Сравнительная характеристика основных теорий усвоения языка.

Теория усвоения языка

Основная движущая сила языкового развития

Механизм овладения языком

Теория врожденных языковых знаний

ребенок с рождения обладает генетически обусловленным «механизмом овладения языком».

Интуитивный – ребенок извлекает правила грамматики на основе сравнения воспринятых высказываний с врожденными грамматическими структурами.

Когнитивная теория освоения языка

Познание окружающего мира + большая роль саморегуляции.

Взаимодействие ребенка со взрослыми + на основе развития его предметной познавательной деятельности. Оперирование языковыми единицами.

Семиотическая теория языкового развития

Предшествующее интеллектуальное развитие ребенка. Имитация, символизация.

Переработка новых языковых явлений, полученных от взрослых в процессе общения, и их включение в предшествующие языковые схемы.

Задание № 4+

Эссе «Концептуальные положения теории внутренней речи Н.И. Жинкина».

Основные концептуальные положения теории:

Язык и мышление не являются тождественными, поскольку структура их единиц характеризуется специфическими особенностями. Н. И. Жинкин вводит понятие «кода». Он определяет наличие языкового кода и кодов внешней речи. Их взаимосвязь с мышлением осуществляется посредством особого смешенного кода внутренней речи. Он представляет собой универсальную систем у непроизносимых знаков. Смешенный код внутренней речи имеет сложную структуру и включает в себя знаки предметно-образного кода, а также элементы языкового кода. В ходе онтогенеза у ребенка формируется два языка – внешний и внутренний. Процесс связи речи и мышления осуществляется в результате поэтапного кодирования речевого высказывания. Восприятие внешней речи представляет собой процесс поэтапного декодирования речевого сообщения. Важнейшим механизмом речи является механизм осмысления. А механизм речевой памяти позволяет сохранить и активизировать знания и представления, необходимые для осуществления речевой деятельности.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница