Исследовательская работа «Влияние информационных потоков на гимназистов»



Скачать 286.97 Kb.
Дата07.07.2016
Размер286.97 Kb.
ТипИсследовательская работа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»









Исследовательская работа


Автор: Абелян Кристина, 10 класс

Руководитель: Фомина В.Л.




г. Торжок

2009г.

Абелян Кристина

Исследовательская работа «Влияние информационных потоков на гимназистов» - Торжок, МОУ «Гимназия №7», 2009г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»




Исследовательская работа

Автор: Абелян Кристина, 10 класс

Руководитель: Фомина В.Л.


г. Торжок

2009г.

Актуальность темы исследования
Существует точка зрения, согласно которой СМИ являются основой демократического общества, некой «четвертой властью», которая информирует население, представляет всю полноту информации и тем самым предотвращает возможность действовать «в обход» общественного мнения. Однако, это только одна сторона данного явления. Достаточно часто СМИ выражают интересы определенного органа или представителя общества (государство, бизнес или другие заинтересованные группы), в соответствии с которыми и подают информацию.

Изучая тему «взаимоотношения с четвертой властью» на уроках обществознания, я задумалась над тем, а какие же взаимоотношения с этой властью у нас, подростков, и какое влияние на нас оказывает ее информация.

Опыт свидетельствует, что самое большое влияние на ребенка сегодня оказывают не школа, не семья, не церковь, как ведущие воспитательные институты, а средства массовой информации, которые диктуют молодым людям моду на мысли, чувства, поступки, идеи.

Обычный подросток возвращается домой со школы, сразу включает телевизор, потом заходит в Интернет, читает молодежные журналы… Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Но на самом деле все не так просто. Мы живем в информационном обществе, все находятся во власти информации, ее потоки непрерывны и огромны. Проблема в том, что молодежь в силу небольшого жизненного опыта пока не в состоянии выбрать для себя нужное и полезное, и поэтому принимает все подряд. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит. Часто дети просто зависят от телевизора, журналов и Интернета. Бывает, что родители не обращают на это должного внимания, а потом, заметив резкие изменения в своих детях, хватаются за голову и не знают, что делать. Психика подростков слаба, поэтому, я думаю, нужно помочь им не попасть под негативное влияние информационных потоков. Но для того, чтобы знать, как помочь, и как отвлечь от пагубно влияющих на них СМИ, необходимо изучить их предпочтения, провести мониторинг влияния информационных потоков и спланировать деятельность семьи, педагогов, школьного управления.



Проблемой исследования является создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся дома, в школе, среди друзей и взаимодействия с современными СМИ. Для решения этой проблемы всем субъектам воспитательного процесса необходимо знать не только круг интересов молодежи, но и их увлечения определенными информационными потоками. Необходимо знать также особенности и законы средств массовой информации, уметь использовать возможности СМИ в своих воспитательных целях.

Цель исследования – изучить влияние информационных потоков на обучающихся гимназии.

Задачи:

  1. Изучит характер и специфику влияния информационных потоков на подростков

  2. Выявить зависимость социокультурной самореализации подростков от информационных потоков.

  3. Определить влияние СМИ на характер и степень устойчивости национального менталитета.

  4. Отследить психологические механизмы манипулирования общественным сознанием через СМИ.

  5. Определить зависимость ценностных установок подростков от политики СМИ и т.д.

  6. Изучить влияние сцен агрессии и жестокости на подростков.

  7. Исследовать активные действенные компоненты, агенты влияния СМИ на аудиторию

  8. Провести работу исследовательского характера

Объектом изучения выбраны содержание и формы СМИ

Предметом - влияние информационных потоков на развитие подростков

Гипотеза – эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет выше, если изучить влияние информационных потоков на подростков и использовать в воспитательной стратегии все возможности СМИ.

Теоретико-методологическими основами исследования являются литература, журналы, газеты, сборники научных трудов по данной проблеме.
Методы исследования:

  • Анализ литературы по теме исследования

  • Мониторинг влияния информационных потоков на обучающихся

  • Проведение и анализ анкетирования

  • Беседы с обучающимися, педагогами, родителями


Этапы исследования:
1 этап – анализ литературы по теме исследования

2 этап – разработка содержания мониторинга и реализация его на практике

3 этап – анализ результатов исследования, оформление работы
Теоретическая часть.

Начало ХХІ века характеризуется стремительным ростом информационных потоков, оказывающих влияние на формирование личности «Золотого века». Стремительный рост информационного потока обрушивает на человека шквал энергетической информации, которая оказывает воздействие не только на формирование личности, но и на здоровье человека.

Ученые предполагают, что в последующие 20 лет количество (поток) информации будет удваиваться каждые 73 дня, а количество изобретений станет больше, чем в предыдущие 30 000 лет. Следовательно, ХХІ век прогнозируется как век знаний, преобразующих нашу индустриальную экономику в интеллектуальную. Информационная осведомленность станет важной предпосылкой экономического роста и конкурентоспособности любого государства.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процесс «размножения» средств коммуникации. В XV ве­ке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап — изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно — широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютер­ные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая    связь.   Причем,   к концу   нашего   века  на первое  место    вышли    электронные средства  массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

Рассмотрим функции, которые выполняют средства массовой коммуникации в обществе, какие его потребности и потребности личности они удовлетворяют и каким образом. Рассмотрение этих функций и сравнение их провозглашаемой направленности и целей с теми, которые реализуются в повседневной жизни, поможет в понимании возможностей их негативного воздействия на психику человека.

Функции СМК можно разделить на три основные группы:

- удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности;

- удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы;

- удовлетворяющие потребности общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.

В связи с тем, что средства массовой коммуникации имеют публичный и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов общества в целом и различных социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций СМК как социальных, так и психологических и социально-психологических. В то же время, рассматривая подходы разных авторов, можно сделать вывод, что в основном по своему содержанию они совпадают, хотя имеются различия по количеству, названиям, основаниям и критериям их выделения. То же самое можно сказать и в отношении потребностей и целей обращения людей к средствам массовой коммуникации.

На основе имеющихся в настоящее время данных и их обобщения, возможно выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к СМК. Это потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации, потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на не, но не совпадающая полностью с ней, потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

При реализации потребности в отвлечении человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить определенную психоэмоциональную "стимуляцию" для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения.

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

- ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);

- развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;

- решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.);

- повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).

Рассмотрим, какие потребности социальных групп должны удовлетворяться средствами массовой коммуникации в цивилизованном демократическом обществе.



Во-первых, доведение до широких слоев населения и общества в целом интересов и позиций по различным вопросам разнообразных социальных субъектов. Данную функцию можно условно обозначить как публично-представительскую или презентационную.

Во-вторых, для привлечения и объединения на основе общих интересов единомышленников представители различных общественных групп должны иметь возможность доступа к средствам массовой коммуникации. Таким образом, масс-медиа должны осуществлять функцию формирования, конституирования различных социальных субъектов в обществе и способствовать нормальному их взаимодействию. Данную функцию условно можно обозначить как организационную или объединительно-конституирующую.

Одной из важнейших функции является обеспечение социального контроля в обществе. СМИ проводят собственные расследования, публично информируя об их результатах. Несмотря на отсутствие возможностей административных и экономических мер воздействия, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, контроль средств массовой коммуникации бывает не менее эффективен, так как он содержит моральную оценку и опирается на общественное мнение, роль которого в демократическом государстве достаточно высока, особенно в преддверии выборных кампаний. Средства массовой коммуникации, предоставляя доступ к использованию своих возможностей для различных социальных субъектов, в том числе оппозиции, осуществляют критику социально значимых действий различных государственных и общественных структур, формируют общественное мнение и тем самым реализуют функцию социального контроля в обществе.

На основании сведений в средствах массовой коммуникации могут создаваться парламентские и общественные комиссии, даваться государственными инстанциями поручения различным государственным органам, по опубликованным фактам заводятся уголовные дела.

   Большую роль играют СМК в развитии чело­века. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуника­ции вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оску­дение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посто­ронним знакам», в результате чего люди будут «казать­ся многознающими, оставаясь в большинстве невеж­дами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

  Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на раз­витие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследо­вания, проводимые во Франции, показали, что телесмот­рение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

  Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словар­ного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушате­ля, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъ­ектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального разви­тия. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо  не   пропущена    через фильтр    интеллекта  взрослых членов семьи или групповое общение со сверстникам

СМК выполняют и рекреативную роль, по­скольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК.   Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и диском­форту). Эти ребята могут, увеличив потребление про­дукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от непри­ятностей, заглушить или рассеять эмоциональную не­удовлетворенность.

  И здесь надо особо сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители — подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной про­дукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.

 В последнее время набирает силу тенденция превра­щения СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с пря­мым участием слушателей и зрителей. Развитие элек­тронных систем породило совершенно новый вид комму­никации и самореализации — участие человека во взаи­модействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет под­ключено много миллионов абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой элек­тронной среде.

  Космическое телевидение, видео, компьютеры стано­вятся все более массовыми, практически не контроли­руемыми источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значи­тельно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 Новая картина мира, складывающаяся у подрастаю­щих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология». А можно добавить еще и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин — например, технопсихология (далеко не самый удачный). Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь прежде всего о благе детей. Можем считать, что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленным фактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не из требований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и является сугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательно скрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока не говорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующая ТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников. Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть - ТВ "высокого класса". Это как иностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но ты всем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и было оно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения.

Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных ценностей младших школьников.

Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.

Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры — молодой человек начала 21 века — представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т.д.

К проблеме "масс медиа\молодежь” неоднократно обращаются как отечественные, так и западные исследователи. Общепризнанным является тот факт, что телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей современной молодежи.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу.

Низкий эстетический статус телевидения объясняется У. Эко таким образом: “Этот избыток предназначенного для удовольствия, повторения, отсутствия инновации ощущается как коммерческий прием, при помощи которого продукт мог бы соответствовать ожиданиям аудитории, а не как провоцирующее предложение нового и трудного для восприятия мировидения”.

Несомненно, наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Влияние видеокультуры на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация, как отмечалось выше, приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм (таких как, к примеру, "виртуальная реальность”) помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Кроме того, телевидение обладает мощным потенциалом знакомства молодежи с другими культурами и жизненными стилями, отличными от их собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками. На смену "авторитарности” IV образовательного канала пришла подвижная множественность развивающих/образовательных программ коммерческого телевидения.

Если в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами — возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. Картина, которую представляют собой наши медиа сегодня аморфна, расплывчата, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры”, совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. (К примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи “Спокойной ночи, малыши”). Этот кризис наиболее очевиден при анализе программ независимых телестанций, которые практически все эфирное время отдают музыкальным клипам и программам по заявкам. Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса.

Исчезновение "железного занавеса”, "шоковая терапия” в экономике привели к серьезнейшим последствиям и для отечественной культуры в целом и для телевидения в частности. Информационное поле нового типа быстрее всего повлияло на молодежь как на наиболее мобильную в культурном отношении группу, попавшую к тому же в ситуацию тотального разрыва с ценностями предшествующего поколения. Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

Именно разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели. В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство как со стороны институтов государства, так и широкой общественности.

Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в мультипликационных фильмах, которые показывает по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия каждые две минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных "мультиков” — Крошку Енота, Волка/Папанова, Кота Леопольда и т.д. К моменту окончания школы молодые американцы становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Наша видеопродукция приближается к этой ситуации по причине весьма тенденциозного отбора программ и фильмов, неразборчивого копирования далеко не первоклассной продукции.

Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени — второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

В нашей стране в течение долгого времени основным источником получения информации были газеты. В настоящее время роль прессы систематически вытесняется телевидением, которое превратилось в главное средство массовой информации: люди чаще смотрят телевизор, чем слушают радио или читают газеты.

Такое широкое распространение телевидения привело к изменениям в структуре газетно-журнальной периодики. Спад тиражей совпадает с увеличением числа наименований газет и журналов. Эти тенденции ведут к “рассеиванию” рынка и к невозможности как контролировать информационное поле прессы, так и проводить ту или иную последовательную издательскую политику, поскольку сам процесс потребления газетно-журнальной продукции приобрел спорадический характер.

По данным социологических исследований, молодежь предпочитает телепрограммы развлекательного характера, в последнее время наблюдается стабильный интерес к программам, посвященным экономике и бизнесу. Это связано с общим переструктурированием ценностных ориентаций молодежи, для которой все больше возрастают ценности потребления, как товарного, так и духовного, в то время как интерес к политике занимает невысокое место в шкале приоритетов.

Трудно отрицать формирующую роль видеокультуры в современном мире с его избыточной медиатизацией. Количество времени, затрачиваемого человеком конца XX века на потребление медиапродукции видеокультуры (так, утверждают, что средний американец смотрит телевизор около 7 часов в день) и резкое увеличение потребления медиа-технологий за последние годы дает возможность прийти к определенным выводам относительно тенденций в видеокультуре.

На основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы, выявить основные тенденции и перспективы в отношении воздействия телевидения на культурное бытие, на духовную жизнь, на эстетический мир современной молодежи:



От просвещения к рекреации.

Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. В результате на сегодняшний день происходит перенасыщение этой продукцией, значительная часть которой адресована непосредственно молодежи. В последние годы эта медленно вызревающая тенденция проявилась особенно ясно. До середины 80-х гг. новости стояли на втором месте после художественных программ, а между 1985 и 1995 г. они вышли на первое место по зрительским интересам с пиками в августе 1991 г. и в октябре 1993 г. в промежутках популярность новостей резко падала, уступая место "мыльным операм”.

Отмеченное возрастание потребительских тенденций в среде молодежи отражает определенные формообразующие моменты ее духовной культуры. Данные социологических исследований показывают, что уровень духовной культуры, интерес к ней достаточно низок у значительной части молодых людей, в то время как преобладает ориентация на материальные ценности.

2. Снижение популярности традиционных видов СМИ

В последнее время наблюдается снижение интереса молодежи к различным каналам (пресса, радио, телевидение) массовой информации. За 1993 г. он сократился соответственно: на 46% по отношению к периодической печати, на 32% — к телевидению и на 17% — к радио.

Инновации в видеокультуре и модернизация технологий

а) Стирание границ, амортизация жанров

Тенденцией в подаче материала на телевидении, является “смешение” жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Молодежная аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере. В программах такого рода интервьюеры нередко демонстрируют невежливость и разнузданность, намеренное употребление просроченных оборотов, фамильярность ради популярности у аудитории. Особенно ярко проявляется это в передачах, ориентированных на молодежь и подростков.



б) Технологическая модернизация среды

В последние годы наблюдается тенденция к нарастанию скорости распространения видеопродукции, что отражает динамику изменений в технологиях видеокультуры, особенно ярко проявляющуюся в контексте так называемых либеральных демократий западного мира.



в) Модернизация теле- и видеооснащения

4. Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

Расширение сферы видеокультуры ведет к изменению структуры досуга подростков и молодежи. Если еще в недавнем прошлом большую роль как в социализации, так и в воспитании творческой активности и духовно-эстетических качеств молодого поколения играли учреждения культуры, то с середины 80-х гг. стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях, а ко второй половине 80-хгг. изменившиеся жизненные условия придали свободному времени рекреационный характер. Это отражается и в сокращении числа массовых библиотек и клубных учреждений. Так, в 1991 г. в Российской Федерации насчитывалось 59,5 тыс. библиотек, в 1992 — 57,2 тыс., а к концу 1993 — 57 тысяч. Число клубных учреждений сократилось с 70,6 тыс. В 1991 г. до 63,7 тысяч в конце 1993 г..

В то же время "досуговая квалификация”, т.е. умение разумно распорядиться свободным временем, развивается крайне медленно. В результате СМИ мощно врываются в сферу досуга молодежи, становясь его основополагающим, структурирующим компонентом.

В наше время завершает существование и развитие один тип человека, и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Сейчас говорят о "втором коперниканском перевороте”, связанном с проникновением "новых технологий” во все сферы общественной жизни и об опасности ее дегуманизации. В этих условиях задачи воспитания молодежи непосредственно связаны с условиями формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Новые формы жизни, новый опыт общения и общежития во многом связаны и с развитием средств массовой информации и коммуникации, которые играют огромную, можно сказать, даже определяющую роль в формировании ценностных приоритетов и личностных качеств молодого поколения.

Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, — это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.


Исследовательская часть.

Учитывая теоретические моменты, мы провели исследование на тему «Влияние средств массовой информации на сознание и поведенческие установки учащихся гимназии»

Анализ состояния проблемы в теории позволил нам провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Было опрошено 140 гимназистов. Исследовалось влияние СМИ на детей из малообеспеченных и богатых семей, уровень СМИ-зависимости обучающихся в системе дополнительного образования.

На вопрос «Посещаете ли вы кружки, секции?» большинство ребят ответили положительно. Так распределилась их занятость в сфере дополнительного образования:

Это указывает на то, что значительная часть времени у ребят, посещающих кружки, секции, клубы, студии занята целенаправленным интеллектуальным или физическим трудом под руководством педагогов.


Какими средствами массовой информации пользуются чаще всего наши ребята:

Теперь мы видим, что даже, несмотря на занятость, гимназисты, выйдя из стен школы после учебного дня, живут в мощных информационных потоках, захлестывающих их. И как мы знаем, не всегда эта информация позитивна. Конечно, школа, семья не смогут блокировать их доступ к подобной информации, но, изучив их предпочтения, они смогут научить пользоваться ею, быть избирательным, критичным, уметь отделять правду ото лжи, понимая, кто и с какой целью выбрасывает ее на потребительский рынок. Анализ анкет показал, что 30% респондентов читают современные печатные издания, в основном это молодежные журналы:

«BRAVO» читают 25% гимназистов

«Игромания» 16%

«Футбол и др. спортивные 16%

«Лиза» 6%

«Cosmopolitan» 22%

Газеты: АиФ, Антенна 15%




Больше всего ребята любят читать:

Новости, сплетни, слухи о звездах – 33%

Новости спорта – 26%


Новости – 16%

Перелистав эти журналы, мы увидели, что их тематика не отличается научной познавательностью и разнообразием, их основные рубрики это музыка, мода, новости шоу-бизнеса, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности эти издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков всегда играло немаловажную роль в их общем развитии. И снижение интенсивности и качества юношеского чтения – большая социальная потеря.

Кроме того, язык современных молодежных журналов представляет собой смесь молодежного сленга с русской речью. Отсюда – ироничность молодежного арго, нарочитая грубость, заимствования слов из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность, массовое употребление нецензурных слов. Все это снижает уровень владения русским языком среди подростков.

Печатные СМИ также оказывают огромное влияние на подростков, когда речь заходит о выборе профессий, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях.

Несформировавшаяся личность ищет более надежную опору, вследствие чего подростки так подвержены влиянию извне и легко вступают во всякие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения. К этому ряду явлений можно отнести влияние молодежных печатных средств массовой информации.

Радиовещание – это также одно из средств массовой информации, имеющих «стремительную» историю развития, но менее используемую нашими респондентами. 61% ребят радио не слушают совсем, 14% - слушают ежедневно, и 25% очень редко.

Слушают подростки в основном музыкальные передачи – 53%, новости 21%, погоду 15%, спорт 11% и то, когда занимаются другими делами, не требующими особых интеллектуальных усилий: едут в автомобиле, убирают в квартире, отдыхают на природе.

Как показало исследование, роль радиовещания среди подростков гимназии значительно снизилась, это связано не только с развитием телевидения и появления Интернета, но и с существенными изменениями отношения работников радиовещания к реализации интересных программ.



Но как мы выявили, самым мощным средством информации среди гимназистов остается телевидение. Характерно признание 23% ребят, что они до 8 часов в сутки проводят у экранов телевизоров. Для 38% «телеманов» норма – 4-6 часов в день. 39% подростков ежедневно смотрят телевидение от 1 до 3-х часов.


Как мы видим, телевидение мощно вторгается в мышление и подсознание школьников, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде.

Теперь посмотрим, как распределились предпочтения гимназистов.

Процент «верящих всему, что показывают по телевидению» достаточно высок. Показательный факт: часто любимым фильмом называют на тот, что оставил глубокий след в сознании, а тот что был увиден последним. Это свидетельствует об отсутствии медиакультуры, базовых знаний и установок. Отсутствие у подростков критериев оценки в восприятии мультимедиа позволяют принимать за норму не то, что содержательнее, а то, что эффектнее, ярче, динамичнее.

Исследование показало, что зарубежные фильмы смотрят 51% респондентов, русские фильмы – 18%, и те и другие 32%.

Зарубежные фильмы ребята смотрят потому, что «у них смысл более им понятен», «эффектнее», «сняты здорово», «смешнее», «интереснее», «ярче, красивее», «современнее», «есть боевые сцены», «качественнее», «хорошая режиссура», «круче» и др.

Русские – «более понятен юмор», «смешнее», «интересней сюжет».

Как мы видим, телевидение привлекает подростков с одной стороны своей живостью, привлекательной режиссурой и красивыми съемками, а с другой заманивает в ловушку, увлекая их сценами злодеяний, насилия, опасности и секса. ТВ переполнено описанием преступлений, демонстрацией грубой силы, сексуальными эпизодами и не всегда приличными намеками. Это все по душе несформировавшейся личности. Психика же подростка очень ранима и впитывает любую информацию как губка. Потом они переносят то, что они увидели на экране, в жизнь. Дети воспринимают телевизор сейчас как члена семьи, как фон своей жизни. Многие едят, играют и засыпают под звуки телевизора.

Учителей, семью должна волновать эта ситуация. Они должны делать все, чтобы не превратить ребенка в придаток техники, и, прежде всего, развивать их творческую индивидуальность. Вероятно, что и общественность, правительство должны ставить вопрос если не о цензуре, то об ответственности кинопроката за качество демонстрируемой продукции.

Всю жизнь взрослые учат детей, как избежать опасности, которые таят в себе реки, дороги, незнакомые люди. Они рассказывают им о том, что можно утонуть, попасть под машину, упасть и т.д. А вот почему родители так часто оставляют своих детей по 7-8 часов с таким опасным телевидением? Наверное, им нужно над этим серьезно задуматься.

Во всем мире также серьезной проблемой стало злоупотребление плодами информационно-коммуникационных технологий, хотя Интернет создан, прежде всего, чтобы развивать способности детей, а не для того, чтобы делать из них «зомби».

82% опрошенных пользуются Интернетом. И только 18% - нет. Какая же информация больше всего интересует наших ребят?

На первом месте – общение (29%)

информация(26%)

музыка(12%)

спорт(12%)

игры(12%)

все подряд(9%)



Эти результаты нам указывают на то, что наши ребята нешироко используют информационную среду глобальной сети. «Киберпространство открывает перед подростком массу возможностей для самовыражения, исследования и экспериментирования в плане постижения собственной личности», - утверждает Джон Салер, доктор психологии.

Конечно, сеть приносит и много негативных факторов в жизни современных подростков. Но исследования психологов показывают, что Интернет детям скорее полезен, чем вреден. Другое дело, что открывать ребенку дверь в сеть нужно аккуратно, умеючи. С этой целью и создаются в школах информационные центры.
Вывод

Изучение теоретического материала и анализ анкет обучающихся показали, что мои сверстники не умеют оценивать количественные и качественные показатели получаемой информации. Предпочтение при отборе информации и средств ее получения отдают развлекательным программам, компьютерным играм, музыкальным радио- и телепередачам, мыльным операм, оказывающим влияние на формирование оценочных суждений, вкусов, предпочтений. Это свидетельствует о том, что всем субъектам образовательного процесса (родителям, учителям и самим ребятам) необходимо проводить серьезную воспитательную работу по повышению уровня информационной культуры учащихся. Шквал информации – естественное явление современности но не дать утонуть в нем подросткам, помочь им остаться собой, стать нравственным – вот что является важной задачей каждого.


Литература.

1. Фаткуллина Камиля Фаритовича. Выпускная квалификационная (дипломная) работа.Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся. www.5ballov.ru.

2. Роль информационного пространства в формировании личности
Соколова Л.Е., к.педаг.н., доц.
Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования, kirill.sokolov@pbank.com.ua

3. Силласте Г.Г. Сельская школа и село России в начале ХХI века. М., 2003.

4. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М–Новосибирск. 2001. С. 11–20.

5. . Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. - М.: МГИМО, 2000. 314 с.


6. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003. 378 с.








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница