Исследовательская работа учеников 8-10 «а» класса Михайловой Марины, Тупицыной Анастасии мбоу сош №3



Скачать 314.48 Kb.
Дата04.06.2016
Размер314.48 Kb.
ТипИсследовательская работа

Русская природа в лирике поэтов 19-начала 20вв.


Исследовательская работа учеников 8-10 «а» класса Михайловой Марины, Тупицыной Анастасии МБОУ СОШ № 3

г. Кашина, выполненная в 2010-2012уч. году. Руководитель работы Хренова Ольга Ефимовна, учитель русского языка и литературы.


Пояснительная записка.

Цель исследования:


  1. Выяснить, как изображали природу русские поэты 19-20вв.

  2. Подготовиться к самостоятельному анализу лирических текстов.

Объект исследования: стихи из сборника «Времена года»

Проблема исследования:


  1. Какими художественными приемами пользовались русские поэты19-начала 20 века для передачи красоты природы и своего состояния в природе?

  2. Какова символика цвета в стихах русских поэтов о природе, меняется ли она в зависимости от того, какому времени года посвятил поэт свое стихотворение?
Методика исследования:

1)Прочтение всех стихов, входящих в сборник.

2) Деление их по временам года.


3)Параметры сравнения

4) Внесение сравнительных данных в таблицы.

А-таблица 1-общий анализ (автор, название, время года, место действия, художественные приемы)

Б- таблица 2- «цветной» анализ текста ( «цветные» слова, слова, содержащие цвет, слова, ассоциативно обозначающие цвет

Результаты анализа исследования (поэтапные) :


Для исследования были взяты 40 стихотворений.

Авторы первого цикла «Осень»..

1.А.С.Пушкин. «Осень»

2 Н. Карамзин. . «Осень»

3 Ф.Тютчев. . «Есть в осени первоначальной».

4 А.С.Пушкин. «Зимнее утро».

5А.Фет. «Осень»

6А.Плещеев. . «Осень наступила»

7 И.Тургенев. «Осень».

8 А.Блок. . «Осенняя радость».

9И.Бунин. . « Листопад».

10а.Майков. «Осень».

11 С.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы».

12 К.Бальмонт «Поспевает брусника».

13Е.Трутнева « Улетает лето».

14Т.Собакин «До будущего лета».


Цикл 2 – «Зима»..

Авторы:


1А.С.Пушкин. «Зимнее утро».

2 А Фет. Еще какая ночь».

3 Л. Чарская «Скачи , мой конь».

4К Случевский «Славный снег»

5 С. :Есенин « Поет зима, аукает».

6 С.Есенин «Белая береза»

7 И. Никитин. «Встреча зимы»

8Ф.Тютчев. «Чародейкою зимою»

9 И. Тургенев «Зима»

Авторы третьего цикла « Весна»..

1А Плещеев. Ст. «Весна»

2А.Майков.ст. «Поле зыблется цветами».

3А Блок «Ветер принес издалека»

4И.Никитин «Полно, степь моя»

5А.Толстой «Колокольчики мои..»

6С.Есенин «Весенний вечер»

7Ф Тютчев «весенние воды»

8И.Бунин «Догорел апрельский светлый вечер»

9И Тургенев. «Весенний вечер»

10Н.Языков «Весна»

11В Жуковский « Приход весны»

12А.С.пушкин «Гонимы вешними лучами».

Авторы четвертого цикла «Лето».

1 И.Бунин «На просеке»

2 А.Фет « зреет рожь над жаркой нивой»

4С. Черный «Летом»

5С.Есенин «С добрым утром»

5И.Никитин «Утро

6»Ф.Тютчев «В небе тают облака»

7В.Брюсов «Летняя гроза»

8А.Блок «Летний вечер»

Таблица №1(Осень)






автор

Названии ст.

Место действия

ИВС

1

А.С.Пушкин.

Осень.

Лес

Эпитеты унылая пора, прощальная краса, волнистая мгла, седая зима.

Метафоры: пышное природы увяданье, зимы узоры.

Сравнение: мглой волнистою покрыты небеса.


2

Н.М.Карамзин.

Осень.

Дубравы, поле , сад, долины.

Эпитеты: мрачные дубравы, седые туманы. Бледная осень, взор унылый

Метафора: снова природа встанет в брачной одежде.

Олицетворение6 сетуют холмы.


3

Ф.Тютчев.

Есть в осени первоначальной.

Праздная борозда.

Эпитеты: праздная борозда. день хрустальный, чистая и теплая лазурь. отдыхающее поле.

4

А.Фет.

Осень.

Гора, дом, двор, поле.

Олицетворение: ветер злится и стучит в окно.

Сравнение6 перекати-поле прыгает, как мяч.



5

А.Плещеев.

Осень наступила.

Луга, поля, быстрый ручей.

Олицетворение: уныло глядят кусты.

6

И.Тургенев.

Осень.

Лес, небо.

Эпитеты:тихий день, ленивая мечта, тихая грусть.

Метафора: холодный блеск разлит на траве,

Олицетворение6 сосны задумчиво шумят.

Сравнение: словно стадо птиц огромных ветер прошумит.



7

А.Блок.

Осенняя радость.

Небо, старый дом.

Метафора: разговор гусиных стай.

Сравнение: осень сумрачным пером широко реет.



8

И.Бунин.

Листопад.

Лес.

Сравнения: лес, точно терем расписной, березы желтою резьбой блестят, паутина, как сеть из серебра. Мотылек, словно белый лепесток.

Метафоры: листва янтарный отблеск льет, последние мгновенья счастья.

Эпитеты: веселая стена, мертвое молчанье. Глубокий и немой покой.


9

А.Майков.

Осень.

Лес.

Эпитеты: лист золотой. кудрявые грузди.

Метафоры: ночи мороз ляжет на землю, холодно глядит ясность прозрачных небес.



10

С Есенин.

Нивы сжаты, рощи голы.

Нивы, рощи, река, дорога.

Сравнения: колесом за сини горы солнце тихое скатилось, рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани.

Олицетворение: дремлет взрытая дорога.

Эпитеты: чаща звонкая, солнце тихое.


11

К.Бальмонт

Поспевает брусника.




Олицетворение: солнце реже смеется, скоро осень проснется и заплачет спросонья

12

Т.Собакин.

До будущего лета.




Эпитет: серебряная мушка.

Метафора : лето, одетое в листву, осень, одетая в туман.



Таблица 1 (Зима)






автор

название

Место действия

ИВС

1

А.С.Пушкин

Зимнее утро.

Поля, луга, леса, небеса, луна, дом, печь.

Эпитеты: день чудесный, мутное небо, мрачные тучи.

Сравнение: луна, как бледное пятно, великолепными коврами снег лежит, комната янтарным блеском озарена.

Олицетворение: вьюга злилась, мгла носилась.


2

А.Фет

Еще какая ночь.







3

К. Случевский

Славный снег.







4

С.Есенин

Поет зима, аукает.

Лес, дом, небеса, ставни, окно.

Эпитеты: мохнатый лес, тоска глубокая, прекрасная весна.

Метафора: рев вьюги бешеный.

Олицетворение: зима аукает, лес баюкает. Вьюга стучит по ставням.

Сравнение: метелица ковром стелется. Воробушки, как детки сиротливые.



5

С Есенин

Белая береза.

Дом, сад, береза.

Эпитеты: сонная тишина, золотой огонь, новое серебро

6

И.Никитин

Встреча зимы.




Метафора: наша русская кровь на морозе горит.

7

И.Тургенев

Зима

Лес, поле, изба

Эпитеты: чудная шапка, злой мороз, сердитый.

Сравнение: поле забелело, точно пеленою, лес что шапкой принакрылся, труженик-крестьянин.

Олицетворение: лес заснул крепко, непробудно, ветер проник сквозь щели.


8

Ф.Тютчев

Чародейкою зимою…

Лес.

Метафоры: зимой лесок околдован, лес окутан и окован легкой цепью пуховой, лес вспыхнет и заблещет ослепительной красой.

Эпитеты: чудная жизнь, легкая пуховая цепь, ослепительная краса.



Таблица 1 (Весна)






автор

Название стих.

Место действия

ИВС

1

А.Плещеев

Весна

Лес, ручей

Олицетворение: лес оденется листвою, унесла зима заботы

Метафоры: природы обновленье, в окно повеяло весною.

Эпитеты: метели злые.


2

А.Майков

Поле зыблется цветами

Поле , небеса.

Метафоры: в небе льются света волны, взор мой тонет в блеске полдня, надежды молодые тешат сердце мне приветом.

Эпитеты: голубые бездны. Молодые надежды.



3

И.Никитин

Ветер принес издалека

Полно, степь моя



Степь, дорожка безлюдная, ручьи,овраг.

Эпитеты: дорожка безлюдная, краса ненаглядная, яркое золото дня.

Метафора: сохнет скатерть дорожки безлюдной, в ярком золоте день утопает

Олицетворение весна, пробудись и умойся весною.

Сравнение: как невеста, в цветы нарядись, журавли караваном летят.



4

А.Блок

Ветер принес издалека

Земля и небо

Эпитеты: бездонная лазурь, звездные сны.

Метафора: ветер принес издалека песни весенней намек, плакали зимние бури, реяли зимние сны, плакали струны мои.



5

А.Толстой

Колокольчики мои…

Поле

Эпитеты: ленивый ветер, бессонный лист.

Метафоры: звезда дрожит в огнях заката, любви прекрасная звезда.



6

С.Есенин

Весенний вечер

Река, горы, поле .избушка пахаря, небо, земля.

Эпитеты: река серебристая, песни глубокие.

Метафор: рог золотой выплывает луны. слушает песни заря.



7

Ф.Тютчев

Весенние воды

Поля, река. берег

Олицетворение: воды будят сонный берег, воды гласят во все концы

8

И.Бунин

Догорел апрельский светлый вечер

Роща, луга, поля,

Эпитеты: озябший чернозем. Осторожная гурьба.

Метафоры: струится звездный свет. Ждет заря , дыханье затая. По лугам холодный сумрак лег.



9

Н.Языков

Весна

Луг

Эпитеты: великолепный день.сладостная прохлада. Волшебное забытье.чувство дивное.

Метвфоры: чувства надо мной веселые летают. Чистейший воздух в грудь мою стремится



10

В.Жуковский

Приход весны

Нивы

Олицетворение: рощи лепет

11

А.С Пушкин

Гонимы вешними лучами

Небо , лес, долины, ручьи

Сравнение: леса пухом зеленеют,

Метафоры: синея, блещут небеса.

Эпитет: мутные ручьи


12

И Тургенев

Весенний вечер

Поле ручей долины лес

Эпитет: тучи золотые отдыхающая земля.

Олицетворение: звезда дрожит , молчит и млеет лес

















Таблица1 (Лето)





автор

название

Место действия

ИВС

1

И.Бунин

На просеке

Степь, поля, полевая дорога, проселочный путь

Олицетворение:солнце реже смеется, скоро осень проснется и заплачет спросонья

2

С.Есенин

С добрым утром

Небо, затон

Эпитеты6 звезды золотые, сонные березки, крапива шепчет

Метафоры: брезжит свет. и румянит сетку небосвода, горят серебряные росы.



3

И.Никитин

Утро

Луг, тропинка, шалаш, лес, пашни

Эпитеты: чуткий камыш, золотые потоки.

Метафоры: от зари алый свет разливается. Ветерок воду морщит-рябит.

Сравнение6 солнце золотыми потоками хлынуло


4

Ф.Тютчев

В небе тают облака

Река,дубравы, поле

Эпитеты: лучистая река, немые дубравы,

Сравнение: река, словно зеркало стальное

Метафора: тень ушла к немым дубравам, пройдут века…будут в вечном строе, течь и искриться река и поля дышать на зное


5

В.Брюсов

Летняя гроза

Земля и небо

Эпитеты6 чистые дали. Страшные тени. Тяжелые слезы. Испуганный мак. Буйное лето

Метафоры:

Говор негромкого грома. Веет истома от неостывшей земли. В небо выходит не полк ли сумрачных старых теней, неба тяжелые слезы клонят испуганный мак


6

А.Блок

Летний вечер

Некошеное поле, роща. луговые дали

Метафоры: замирает песня жницы. Последние лучи заката лежат на поле

7

С Черный

Летом

Картофельное поле за селом, дубняк. пруд. ивы. солнце. облака.

Сравнение: пруд синеет круглой чашей. Солнце брызнуло полоской, тени вьются, словно дым, ветер-самолет.

8

К.Бальмонт

Поспевает брусника

Дереья, лес

Олицетворение: солнце реже смеется, скоро осень проснется и заплачет спросонья

Исследуя стихи из данного сборника , мы пришли к следующим выводам:

1 Местом действия в стихах являются привычные русским поэтам места средней полосы России. Именно эти пейзажи всегда привлекали русских поэтов любой эпохи своей скромной прелестью, раздольем, спокойствием, степенностью, величием, строгостью и чистотой.

2 Основные средства изобразительности -это олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения. Удивительно то, что использовались. как правило, обычные, простые, слова, но каждый поэт наполнял их «новым содержание», углубляя тем самым лексическое значение слова за счет переносного его значения, а также многозначности.

3 При чтении стихов « погружаешься» в атмосферу жизни и понимаешь, что незаметно становишься неотъемлемой частью природы и жизни человека любой поры.

4Появляется чувство родимой земли, неотделимое от восприятия родного дома как «большого дома»-Отчизны.

Таблица 2

№1


Автор


Название


«цветные слова»

Слова , содержащие цвет.

Лексика, содержащая ассоциативное восприятие цвета

Основной цвет

1

А.С Пушкин

Осень.

Седая зима, в багрец и золото одетые леса




Мгла небес, редкий солнца луч.

Красный,золотой, серый.

2

Ф. Тютчев.

Есть в осени первоначаль-ной.

Чистая лазурь

Лечезарны вечера.

Бодрый серп луны, падал колос.

Голубой,желтый.

3

А.Фет

Осень.







Ласточки, грачи, снег.

Черный, белый.

4

А.Плещеев

Осент наступила







Голые кусты высохли, туча небо кроет.

Зеленый, черный. Коричневый.

5




Осень наступила.

Зеленеет осень

Темные сосны, сучья темные.




Зеленый,темно-коричневый.

6

А.Блок

Осенняя радость.




Неба осветлен-ный край,дым-

ные пятна,сумрачное перо осени






Голубой, серый.

7

А Майков

Осень.

Пурпур брусничных листьев.

Ясность прозрачных небес

Кудрявые грузди. орех свернул последний лист

Темно-красный, голубой.коричне-вый.белый.

8

С.Есенин

Нивы сжаты…

Синие горы,рыжий жеребенок, седая зима





Солнце скатилось

Синий , серый.оранже-во-красный. Серый, желто-коричневый.

9

И.Бунин

Листопад.

Лиловый лес, голубая лазурь, мотылек, как белый лепесток. Янтарная листва.синяя вышина.синеют просветы неба. желтая резьба берез.

Елочки темнеют. Дуб, сосна, ткани блестят




Зеленый, голубой, синий. Желтый. Белый.

10

Н.Карамзин

Осень.

Желтые листья, седые туманы.




Мрачные дубравы, горные пределы, бледная осень

Желтый,серый. Черно-коричневый.

11

К Бальмонт

Поспевает брусника.

Синее море, разноцветный убор




Брусника, солнце раннее смеется, осень проснется

Красный, желтый, синий. Зеленый.

12

Т , Собакин

До будущего лета.

Листьев желтых ворох, серебряная мушка,




Лето, одетое в листву,парное молоко, осень, одетая в туман.

Желтый, серебряный, серый, белый.

13

И.Никитин

Встреча зимы.




Русская кровь.

Гостья –зима коры расстилает

Белый. Красный.

14

Ф.Тютчев

Чародейкою зимою




Снежная бахрома, вспыхнет и заблещет солнце зимнее

Легкая пуховая цепь.

Белый. Красный.

15

К.Случевский

Славный снег.

Седая мгла

Светлые покровы

Ткань снегов

Белый , серый

16

С.Есенин

Поет зима…

Седые облака




Метелица ковром стелется, в улыбке солнца, ясная красавица весна

Белый, серый, розовый.

17

С.Есенин

Береза.

Белая береза, золотой огонь, новое серебро,

Снежная кайма.

Заря принакрылась снегом, точно серебром

Белый, розовый, желтый.

18

А.С.Пушкин

Зимнее утро.

Голубые небеса, кобылка бурая, ель зеленеет

Кобылка бурая, солнце, луна, как бледное пятно

Звезда севера, мутное небо. великолепные снега, зимнее поле,леса

Голубой, зеленый.желтый.

19

А.Блок

Снег да снег.

Черные стены, снег белеет

Снежный простор, великан из снега




Белый и черный

20

Ф.Тютчев

Весенние воды.

Белеет снег

Румяныц хоровод

Воды шумят, блещут

Красный, белый.

21

Н.Языков

Весна.

Зеленый луг, небесная синева,




Мягкая мурава, ни облачка

Зеленый, синий.

22

В.Жуковский

Приход зимы.

Зелень нивы,




Сверканье вод. Рощи лепет

Зеленый

23

А.Пушкин

Гонимы вешними лучами.

Синея блещут небеса, леса пухом зеленеют




Вешние лучи. Мутные лучи. Долины сохнут

Синий, зеленый.темно-серый.

24

А.Плещеев

Весна .

Чиста небесная лазурь




Лес оденется весною, пора метелей

Синий зеленый белый.

25

А.Майков

Поле зыблется цветами

Голубые бездны неба




Поле зыблется цветами

Голубой.

26

И.Бунин

Догорел апрельский…вечер.

Зеленеющая роща

Пахнет зеленями.

Озябший чернозем, грачи, звездный свет, заря

Зеленый, черный, розовый

27

И.Тургенев

Весенний вечер.

Тучи золотые, зеленый лес.

Листья осины.

Поля блестят. Звезда дрожит, отдыхающая земля

Зеленый. Желтый.

28

А.Фет

Еще какая ночь.







Царство льдов,звезды. Лист полупрозрачный

Белый, зеленый..

29

А.Толстой

Колокольчики мои.

Темно-голубые




Некошеная трава, поле открытое

Темно-голубой, зеленый.

30

С.Есенин

Весенний вечер.

Река серебристая, зеленая весна, золотой рог луны, розовая лента заката




Солнце, горы лесистые. Чаща березовая. Звезды далекие

Зеленый, желтый, розовый. Белый.

31

И.Бунин

На проселке.

Бирюзовый лес зеленеют овсы.серебрится ячмень, сизые ржи

Трава-мурава, васильки.повилика-трава, поелвые хлеба




Зеленый, желтый.серебристый. синий.

32

С.Есенин

С добрым утром.

Звезды золотые, зеленые сережки, яркий перламутр

Румянит сетку небоклона, горят серебряные росы

Небосклон, заросшая крапива, зеркало затона, сонные березки,

Белый, алый, зеленый, желтый, синий.

33

И.Никитин

Утро.

Белый пар, алый свет, золотые потоки. Серебристые потоки

Зеркальная вода, восток горит-разгорается, солнце встает

Кудри лозняка,лес улыбается,поля, луга

Белый, алый, желтый. Зеленый.

34

Ф.Тютчев

В небе тают облака.

Белеющие поля




Облака, дубравы

Белый.зеленый.

35

В.Брюсов

Летняя гроза.

Зеленый ветви. Бело-молочный, синие дали




Сумрачные страшные тени, испуганный мак, молнии резкий зигзаг, солнца мель

Зеленый, белый. Синий. Черный,красный.

36

А.Блок

Летний вечер.

Красный диск луны, дремота розовая.

Последние лучи заката

Трава, туман. Ночь. луна

Красный, розовый. Зеленый, черный.

37

С.Черный

Летом.

Лиловенькое, пруд синеет

Рябинка, дубняк. Картофельное поле, ивы.березки

Студеный пруд, облака. Солнце брызнуло полоской.

Лиловый, синий, красный, зеленый, белый, желтый.

38

К.Бальмонт

Поспевает брусника.

Синее море,разноцветный узор

Брусника.

Солнце смеется. Осень проснется

Синий, кранный, желтый, зеленый.

39

Е.Трутнева

Улетает лето.

Платье золотое у березы

Калина, рябина,георгины

Двор, как солнечных лучах.скрипач-кузнечик. Листья сыплются дождем

Желтый. Красный. Зеленый.

40

Т.Собакин

До будущего лета.

Серебряная мушка, листьев желтых ворох,

Лето,одетое в листву, не выпитая кружка молока.

Осень, одетая в туман

Белый, желтый.

Продолжив исследование, мы получили следующие результаты ( таблица2):

1 Основные цвета в стихах - это красный со всеми его оттенками (алый, багровый, пурпурный, розовый ), зеленый, синий ( голубой ),белый. желтый(золотой), черный, реже коричневый и серый.

Белый цвет повторяется 21раз, красный-18. зеленый-19,желтый-17, голубой-19,черный-5. коричневый-3. серый-7.

2 Данные цвета имеют оттенки – от светлых до темных, густых.

3 В цикле стихов «Весна» основными цветами являются синий, белый, зеленый, красный.

В разделе «Лето» самыми употребляемыми оказались зеленый, желтый, синий. От весны достался почти весь «набор», и только белый цвет сменился на желтый.

Основные цвета осенней лирики - желтый, красный, зеленый. Почти все стихи подчиняются «правилу» белого цвета , символизирующего чистоту.

Цвет помогает понять внутренний мир героя . прочувствовать его состояние.

Стихи поэтов 20 века отличаются сравнительной скупостью на краски. Все чаще появляется серый и черные цвета.

Самым выделяющимся цветом в «зимней лирике» стал белый цвет

Слова , содержащие цвет и ассоциативно напоминающие цвет, также совпадают с этими основными цветами.

Такое наблюдение заставило задуматься о символике цвета.


Каждый из нас по-своему воспринимает мир, окружающий нас. Мир мы слушаем, видим, чувствуем. Иногда это восприятие длится лишь миг, на уровне ощущения, которое улавливается интуитивно, неосознанно. Часто так мы воспринимаем музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который, как море, имеет свои глубины и

неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков- от тончайших и нежных- до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.

Что же может означать цвет?

Носителем каких настроений он является?

Какие чувства передает?

В поисках ответов на эти вопросы нам сможет помочь такая наука , как психология.

Для определения символики цвета мы использовали материалы Интернет-сайтов, ст Я.Л.Обухова «Символика цвета»,Г.Кудия «Влияние цвета на человека».

Символика цвета.
Желтый. Первые ассоциации на желтый цвет- это солнечный цвет. Лучи солнца, золото, звезды и созвездия. По утверждению Гете, этот цвет наивысшей чистоты с природой светлого начала. Он обладает радостными, нежно чарующими свойствами.

Но желтый цвет определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны. Это холодный и резкий (блеклый, бледный )цвет болезни. А с другой стороны, это теплый цвет жизни(желто-золотой), связан с теплом, с просветлением , с чем-то приятным.

В славянской мифологии богиня жизни- прародительница Жива-, иначе называемая Сива -и богиня судьбы и плодородия Мокошь связаны с этим цветом.

А в христианской живописи желтый цвет связан с архангелом Гавриилом при благовещении, когда он сообщает Марии о рождении Христа. Святой Дух проявляется в сиянии золотого нимба вокруг головы архангела Гавриила.



Красный. Этот цвет оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. Он- самый теплый -вызывает любовь, страсть, вдохновение, но и опасность, чувственность, жизнеутверждающее начало.

В христианстве красная роза связана с крестом. Она указывает на пролитую кровь и раны Христа , на чашу, принимающую « святую кровь. Поэтому роза символизирует возрождение.

Красный цвет представлен серафимами –огненными ангелами. Образ Божественной Мудрости- Софии-представлен в красном цвете, несущем любовь и космическое единство.

Синий. Говоря о синем, мы ассоциативно вспоминаем небо, море, которые символизируют безграничные дали и глубины. В повседневной речи мы используем такие распространенные выражения, «голубой цветок», « синий туман», « голубые дали». В природе много дикорастущих голубых и синих цветов. Многие из них связаны с весной. Синий ирис как бы передает одухотворенную сущность синего цвета.

В христианской культуре синий цвет опосредует связь неба и воды с ее глубиной.

Связь синего цвета с воздухом , ветрами, облаками символизирует мечтание, фантазии.

Также синий цвет-это цвет верности, стремление к чему-то таинственному и чудесному.

Голубой цветок- поэтический символ романтики.

Зеленый. Зеленый цвет символизирует юность, надежду. веселье, незрелость, несовершенство, спокойствие, духовность. Он ассоциируется с природой и жизнью. Этот цвет- середина спектра. Зеленый- не радостный, не печальный. Он никуда не зовет, никуда не движется (тоска зеленая). Это цвет раздумий. Он выражает состояние напряжения и одновременно волю к действию, упорство, настойчивость, поэтому этот цвет -воплощение твердости, постоянства, но в то же время готовности к переменам( буйное цветение весной). Зеленый цвет символизирует напряжение, сдерживающее соблазны внешних раздражителей. Это усиливает чувство гордости, сознания превосходства над другими людьми своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять, и человек стремится установить контроль над своей жизнью.

Белый. Восприятие этого цвета связано с двумя понятиями- свет и начало. Белый символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, исцеление, победу над злыми духами. Он ассоциируется с небом, дневным светом, небесными светилами, водой. Он связывается с божеством, духовностью. Ясностью, мудростью, святостью. Белой была одежда жрецов, белые птицы и животные у всех народов –священны. В христианстве белый голубь с оливковой веточкой. Белые одежды ангелов, святых – это символ чистоты, символ перехода в другую жизнь. Он может иметь и противоположное значение, так как выражает и сияние снега, и холод льда. По своей природе белый как бы нейтрализует все другие цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью. Ледяным безмолвием, со смертью, с вечностью. Итак, белый цвет – это чистота, целомудрие, ясность, мудрость, духовность, святость. Сочетание голубого( синего) и белого добавляет духовность, высоту.

Черный. Это самый темный цвет и по сути является отрицанием цвета. В психологии он ассоциируется с мраком и землей, поэтому черный- эмблема скрытного, тайного, неизвестного колдовства. Ночь роднит черное со сном.

Черное символизирует также неуверенность и отстраненность от жизни. Черный цвет – это тьма, неизвестность, тайна, страх, смерть, конец, протест, агрессия, разрушение, горе.



Серый. Ученые относят этот цвет к бесцветным цветам.

И хотя выражение «бесцветные цвета» звучит парадоксально, на самом деле чистые цвета – понятие идеальное. В реальности мы всегда наблюдаем их с той или иной долей посторонних «цветных» примесей.

Вот и серый – в идеале определяют как переходной цвет от черного к белому, хотя он может включать в себя и цветной оттенок (например, синий).
Промежуточное положение придает серому нейтральный характер. Символика этого цвета нередко совпадает с символикой коричневого. Серую одежду, как и коричневую, в Европе поначалу не любили, но постепенно она стала символом деловитости, консерватизма, скромности, смирения (вспомним «мышиные» костюмы чиновников, серые рясы монахов, или одеяние волшебника Гэндальфа Серого из «Властелина Колец»).

Как и коричневый, серый широко распространен в природе. Это цвет камня и металла, грозовых туч и пелены тумана, цвет теней и надвигающихся сумерек, цвет пыли, пепла и седины.

Как и коричневый, серый может очень быстро наскучить. Недаром он стал символом однообразия, приспособленчества, невзрачности, банальности («серая масса», «серость», «серая мышка»). Маскирующие и неприметные черты серого также породили выражение «Серый кардинал», означающее особу очень влиятельную, но скрытую от глаз публики.

Обилие серого обычно навевает «пасмурное» настроение – меланхолию, печаль, тоску, безнадегу. Особенно много этого цвета в городах, где господствует камень и асфальт.

.Вообще «характер» цвета очень сильно зависит не только от его оттенка, но также и от источника или носителя данного цвета. Так в позднем Возрождении серые бархат, парча и атлас стали считаться модными и красивыми. Сильно возвышала серый цвет и его связь с «благородным» серебром.

Коричневый. Несмотря на то, что понятие «коричневый цвет» широко употребляется людьми, его положение в колористике крайне неопределенное. К бесцветным

цветам он, конечно, не относится, но и в спектральную гамму его не включают. Он не имеет конкретной частоты, поэтому никто не видел коричневый свет.

Неудивительно, что существует масса определений коричневого. Одни считают его затемненным желто-красным, другие – оранжевым с чернотой, третьи – просто смесью нескольких цветов (зеленого и красного, желтого и пурпурного, оранжевого и серого, оранжевого и синего). В результате и оттенков у этого цвета великое множество – шоколадный, бурый, каштановый, медный, ржавый, медовый и т.д.

Оттенки очень сильно влияют на «характер» коричневого цвета. Красноватый оттенок делает его «теплым», зеленоватый – «холодным», бежевый – «нежным».

Само русское слово «коричневый» связано с хорошо всем известной красно-бурой пряностью – корицей, которую получали, измельчая кору тропического дерева cinnamomum. Собственно, «корица» – это и есть уменьшительное производное от слова «кора».
Цвет коры, древесины, сухой или увядшей растительности, песка, почвы сделали коричневый одним из самых распространенных цветов окружающей нас среды. Да и наша кожа в разной степени несет в себе этот оттенок, благодаря пигменту меланину (именно он активно вырабатывается во время загара). Древние египтяне коричневый цвет высоко ценили, связывали его с почвой, а свою темную кожу считали очень красивой.

В Европе подобную эстетику сперва не разделяли. Этот «нечистый» цвет считали уродливым и мерзким. Серые и коричневые одежды носил в основном низкий люд – поэтому эти цвета стали символом бедности и убожества. Коричневый связывали с грязью, нечистотами, прахом, тленом, увяданием.

Отношение к коричневому в Европе стало меняться, когда на мировую сцену вышел новый социальный класс – буржуазия. Ранние буржуа ценили такие качества, как умеренность и практичность. В их одежде, как бы в пику ярким нарядам дворян, всё чаще появлялся немаркий и неброский коричневый цвет. В XVI веке он даже входит в моду, и постепенно за коричневым закрепляются эпитеты «солидный», «спокойный», «уверенный». Вместе с серым коричневый становится основным цветом мужского костюма – однотипной униформы, призванной не отвлекать солидных людей от работы.

Впрочем, в сочетании с определенным материалом коричневый мог стать и цветом роскоши – если это замша, бархат или кожа.

Немало положительных качеств коричневого связано и с тем, что это цвет древесины, которая постоянно окружала человека в жилищах. Это и стены изб, и мебель, и теплый деревянный пол. Недаром коричневое окружение и фон у многих ассоциируется с уютом, комфортом, безопасностью, теплом. Не стоит забывать и о приятных ассоциациях с хлебом и пирожками. При этом широкая распространенность коричневого в природе имеет и другую сторону – в больших количествах он может сильно наскучить.
В качестве эксперимента мы пронаблюдали за ст. А.Плещеева «Осень наступила».

Исходя из содержания( цветовой эффект поначалу не берется) несложно понять, что речь в стихотворении идет об осени, поздней осени. Уныние и тоска овладевает читателем при прочтении этого стихотворения. Ассоциативно возникает в воображении картина увядания природы. Цветопись стихотворения -тусклые, бледные- желтый, серый, черный- цвета подчеркивают уныние. Кстати, прислушайтесь к звукам этого стихотворения- ветер воет, дождик моросит- и картина поздней осени будет полной, «цветозвучной». Понять состояние лирического героя несложно. Несмотря на любовь к родному краю, он грустит, печалится в преддверии зимы- в эти последние дни поздней осени.

Следовательно, символика цвета действительно играет большую роль в стихах и помогает понять состояние лирического героя.

Алексей Плещеев "Осень"

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.


Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.


Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..


Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.



Итог. В процессе работы мы получили много ценной информации и получили новые знания, которые пригодятся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и на уроках литературы. Работу по данной теме можно продолжать, исследуя другие аспкты исследования данного сборника, например звукопись.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница