Исследовательская работа по русскому языку Искусственные языки в массовой культуре Работу



Скачать 144.4 Kb.
Дата17.07.2016
Размер144.4 Kb.
ТипИсследовательская работа
ГБОУ гимназия №540 Приморского района г.Санкт-Петербурга

Интегрированная исследовательская работа по русскому языку

Искусственные языки в массовой культуре

Работу выполнил

Еренков Вадим, учащийся 9 «Б» кл.

Руководитель: Кравченко А.Е.,

учитель русского языка и литературы


СПб, 2015 г.

Оглавление


Вступление 3

История искусственных языков 3

1. Lingua Ignota 3

2. Утопический язык Томаса Мора 3

3. Проекты интернациональных языков 4

4. Мифы Ктулху 5

5. Языки Толкиена 5

Вымышленные языки в кино и телевидении 6

1. Клингонский язык (сериал «Звездный Путь») 6

2. Дотракийский язык (сериал «Игра Престолов») 7

Вымышленные языки в литературе 7

1. Синдарин (Легендариум Джона Р. Р. Толкиена) 7

2. Парселтанг («Гарри Поттер») 8

Вымышленные языки в компьютерных играх 8

1. Симлиш (игра «The Sims») 8

2. D’ni (игра «Myst») 9

Заключение 9

Библиография 11




Вступление

С развитием массовой культуры, а также повсеместным распространением интернета, искусственные языки стали набирать все большую популярность. Писатели изобретают новые языки для своих произведений, телепродюсеры нанимают лингвистов, которые создают языки для фильмов, а любители, собираясь в специальных сообществах конглангеров (от англ. conlang construction language), пачками штампуют конланги, зачастую просто для развлекательных целей.

Данная тема приобретает все большую актуальность, и в этой работе сделана попытка отразить влияние искусственных языков на массовую культуру, проследить историю их развития и подробно изучить некоторые из них.

Что такое искусственный язык?



Искусственный язык – это язык, лексика, фонетика и грамматика которого были специально разработаны человеком для определенных целей. Важное отличие таких языков от естественных – они не появились «своим ходом», а были изобретены искусственно.

Вымышленный язык – искусственный язык, который якобы существует во вселенной какого-то произведения. Необязательно проработан подробно и профессионально, может быть всего-навсего упомянут где-либо.

Вселенная произведения – вымышленный мир, в котором происходит действие определенного произведения (книги, фильма, сериала etc.). Вселенная произведения включает в себя все: планету или целый мир, в котором происходит действие, устройство местных государств, историю, мифологию, обычаи, традиции и языки местных народов.

Чтобы подробнее изучить искусственные языки и выяснить, почему они оказывают такое влияние на культуру, обратимся к их истории.



История искусственных языков




1. Lingua Ignota


Самым первым зафиксированным искусственным языком, целиком и полностью созданным человеком, является Lingua Ignota (лат. «неизвестный язык»). Он был описан в трактатах аббатисы Хильдегарды Бингенской, жившей в XII веке. Вероятнее всего, она использовала его для своих обрядов мистицизма. Неизвестно, был ли язык создан ее рукой или она всего лишь описала чьи-то чужие труды, однако кроме Хильдегарды, им не пользовался больше никто.

До нашего времени сохранился один-единственный текст и глоссарий в тысячу слов. Что интересно, в тексте лишь одно слово является частью этого глоссария: очевидно, большая часть трудов Хильдегарды была утеряна.




Алфавит Lingua Ignota



Единственный сохранившийся текст

2. Утопический язык Томаса Мора


Одним из самых первых языков, созданных для использования в художественной литературе считается утопический язык, описанный Томасом Мором в романе «Утопия» в 1516 году. Утопия – это остров, на котором установилось идеальное, по мнению Мора, государство (впоследствии слово «утопия» стало нарицательным для миров, в которых царит всеобщее счастье и процветание). В этом идеальном мире существует специально сконструированный для нового мироустройства язык. Мор приводит его алфавит, дает развернутое описание, пару правил грамматики и одно четверостишие. Однако у утопического языка нет полной грамматики и синтаксиса, его нельзя назвать по-настоящему полноценным языком. Мор не преследовал цели сконструировать идеальный язык, ограничившись лишь его общим описанием – ровно настолько, насколько это было необходимо.



Алфавит утопического языка

3. Проекты интернациональных языков


В конце XIX века были предприняты попытки создать международный язык, чтобы люди из разных стран могли общаться между собой без каких-либо языковых барьеров. Это были волапюк и эсперанто. Волапюк (vol (видоизмененное английское «world») + pük (видоизмененное английское «speak»)) был создан Иоганном Шлейером в 1879 г. и представлен как язык для международного общения. Фонетика была сконструирована таким образом, чтобы не представлять сложностей для народов, у которых отсутствуют некоторые звуки европейских языков. Правила произношения и постановки ударений были значительно упрощены, став схематичными; основная лексика была взята из английского и французского языков, но радикально переработана, чтобы избежать омонимии.

Волапюк практически сразу стал очень популярен, многие писатели видели в нем будущее и писали на нем книги. Однако ему было не суждено стать интернациональным языком: заботясь о придании волапюку оригинальности, Шлейер до неузнаваемости изменил лексику языка, сделав его чужеродным для стран Европы. К тому же он яростно отрицал необходимость развития и внесения изменений, вследствие чего многие сторонники языка перешли на эсперанто, более простой и логичный язык. С приходом к власти нацистов изучение искусственных языков было запрещено, что окончательно похоронило волапюк.

Более успешен был эсперанто, искусственный язык, созданный Л. Заменгофом в 1887 г. В отличие от волапюка, эсперанто был направлен исключительно на упрощения, вследствие чего стал гораздо более популярным: ударение фиксировано на предпоследнем слоге, один звук соответствует одной букве, произношение не зависит от расположения буквы в слове. Лексика была основана на европейских языках романского и германского происхождения, в результате чего получился некий «усредненный» европейский язык, который было легко понять любому европейцу уже через недолгое время изучения. Рекорд по времени изучения эсперанто установил полиглот И. Бодуэн де Куртене – 20 часов.

Автор языка утверждал, что изучение эсперанто поможет в будущем изучать естественные языки намного легче из-за его сходств с европейскими и из-за того, что второй язык учить всегда очень сложно. Простой язык, такой, как эсперанто, мог помочь преодолеть этот барьер.

Но несмотря на все достоинства эсперанто, у него имелись довольно существенные недостатки в грамматике: Заменгоф не был лингвистом, и в эсперанто оставались области, непонятные ему самому (к примеру, неразбериха, вызванная существованием лишь двух падежей – именительного и винительного). Несмотря на то, что язык по-прежнему популярен (на нем говорят примерно от 100 тыс. до 1 млн. человек), он так и не достиг своей цели – стать международным языком общения, а потому сегодня его почти не рассматривают всерьез.

4. Мифы Ктулху


Одним из первых известных вымышленных языков современности является язык Ктулху, р’лайский язык, созданный фантастом Говардом Лавкрафтом. Впервые он был упомянут в романе «Хребты безумия» в 1931 г., хотя сама вселенная Мифов Ктулху появилась несколько раньше. У этого языка не придуманы грамматика, морфология и синтаксис, однако дан небольшой лексический набор и фонетика. Лавкрафт подчеркивает, что этот язык звучит очень ломано и необычно для человеческого слуха. Самой знаменитой фразой из него является «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», часто мелькающая в произведениях как часть служебных мантр культистов, почитающих морского бога тулху.

5. Языки Толкиена



В 1954 г., когда был издан «Властелин Колец», вымышленные языки вступили в свой расцвет. Филолог по образованию, Толкиен еще в студенчестве создал множество языков, многие из которых позже использовал в своих произведениях по миру Средиземья. Все началось с создания голдогрина и эльфина – гномьего и эльфийского языков соответственно. Именно тогда у Толкиена появились первые идеи насчет мира Средиземья, эльфийских и гномьих народов. После же он вернулся к подростковым замыслам и серьезно доработал эти наречия. Толкиен хотел, чтобы его языки выглядели живыми, похожими на естественные, и продумывал историю развития всех диалектов. На его счету свыше двадцати языков, и самым масштабным трудом из них считается создание целой эльфийской языковой семьи, в которую входят эльдарин, квенья, аварин, синдарин и многие другие.


Синдарин, записанный латиницей


Кирт, алфавит гномов

Типы вымышленных языков


Какие же существуют вымышленные языки? Их можно условно разделить на две категории: полноценные и упоминаемые. Упоминаемые языки являются языками лишь формально: автор просто дает понять, что где-то в его мире существует такой-то язык. Зачастую алфавиты таких языков – это английский алфавит с перерисованными символами или иероглифами. В качестве примера можно взять аурек-беш, межгалактический язык, фигурирующий в киносаге «Звездные Войны». Аурек-беш – тарабарщина, созданная для того, чтобы имитировать инопланетный, чуждый человеческому уху язык. Большинство надписей, например, вывесок, в этом фильме написаны на аурек-беше.



Алфавит аурек-беша

Полноценные же языки не имитируют чужеродную речь. Они являются полностью проработанными языками, которые при желании можно выучить. Так созданы, к примеру, клингонский язык для сериала «Звездный Путь», дотракийский для сериала «Игра Престолов» или те же самые эльфийские языки Толкиена. Мы рассмотрим три категории языков: в кинематографе и телевидении, в литературе и в компьютерных играх.


Вымышленные языки в кино и телевидении




1. Клингонский язык (сериал «Звездный Путь»)


Клингонский язык – язык одной из инопланетных рас, встречающихся в сериале. Для его создания продюсерами сериала был приглашен лингвист Марк Окранд. Так как клингонцы, что очевидно, не люди, то и язык у них должен быть совершенно другой, не похожий на человеческие. Отталкиваясь от этого, Окранд, конструируя клингонский, делал все, чтобы максимально отдалить его от человеческих. За основу фонетики были взяты некоторые звуки из языков американских индейцев, звучащие довольно необычно для европейского человека, а фонемы специально были составлены так, чтобы их было очень сложно выговорить (к примеру, слова, почти целиком состоящие из согласных). Алфавит клингонского тоже был создан с расчетом на преобладание острых углов, не похожих на письменности распространенных на Земле языков.

Проработанный и реалистичный язык пришелся по нраву фанатам сериала, и его начали активно продвигать. Для поддержки и развития языка был создан специальный Институт клингона. На клингонском выходят книги и журналы, поют песни (американская группа Stovokor) и ставят оперы (опера «Вселенная» театра Zeebelt, Гаага). Существуют разделы Википедии и Гугла на клингонском языке. Таким образом, созданный для развлекательного сериала язык стал вполне самостоятельным серьезным трудом, который изучается и развивается.

В дальнейшем Марк Окранд продолжал работать над языками для кинопроектов. Позднее он создал вулканский язык для того же Звездного Пути, а после его рукой был написан атлантский язык для мультфильма «Атлантида: Затерянный мир». В его создании Окранд, напротив, отталкивался от идеи протоязыка, от которого после произошли индоевропейские языки. Поэтому он получился похожим на все европейские языки сразу, а также приобрел мягкость звучания.

Что характерно, главный герой этого мультфильма – ученый-лингвист, и художники буквально срисовали его образ с Окранда.




Клингонский алфавит

2. Дотракийский язык (сериал «Игра Престолов»)


Дотракийский язык впервые был упомянут в первом томе саги «Песнь Льда и Пламени» Д. Мартина, однако писатель не продумывал этот язык, лишь иногда помечая, где герои говорят на иностранном. Когда же было принято решение об экранизации, продюсеры будущего сериала задумались о том, как же они покажут язык степных кочевых народов.

Был устроен конкурс, по результатам которого был выбран Д. Питерсон из американского сообщества конлангеров «Language Creation Society» (англ. «сообщество создания языков»). В работе Питерсон опирался на ранние свои разработки, частично основанные на восточно-европейских языках, а также на немногочисленные имена собственные из книжной серии.

У дотракийского языка есть несколько интересных особенностей. Он был составлен с учетом того, что его носители – кочевые народы, которые не представляют себе жизнь без степи. Их язык получился сухим и грубоватым.

В дотракийском довольно необычная система одушевленных и неодушевленных существительных, основанная на менталитете их народа: к примеру, слово «равнина» является одушевленным, в то время как слово «ребенок» - нет. Очевидно, суть такого необычного деления в самих кочевниках, для которых степи, травы и равнины – как живые существа.

На данный момент в дотракийском языке свыше трех тысяч слов, и он продолжает развиваться. 7 октября 2014 вышел учебник дотракийского, составленный Питерсоном, и постепенно его труд становится все более и более коммерческим.

Вымышленные языки в литературе




1. Синдарин (Легендариум Джона Р. Р. Толкиена)


Синдарин – один из эльфийских языков, разработанных Толкиеном в процессе работы над миром Средиземья; вероятно, наиболее известный его язык. Синдарин - некий «средний» язык, его использовали в Средиземье для общения различных эльфийских народов между собой. Многие люди и гномы так же знали синдарин, и он часто использовался как переговорный язык для разных рас. Вероятно, именно из-за этого Толкиен проработал синдарин наиболее подробно.

По истории Средиземья, синдарин произошел от общего телерина, когда среди эльфийского народа телери произошел раскол, и эльфы синдар отказались от Великого похода. После синдарин также делился на диалекты в зависимости от места обитания синдар на протяжении трех эпох. Толкиен прорабатывал каждый из них, прослеживая историю развития языков в зависимости от происходящих событий у эльфийского народа.

У синдарина нет своего собственного алфавита, он записывается способом, называемом тенгвар – письменности многих эльфийских языков. Тенгвар отличается изяществом, отражающим красоту и певучесть эльфийских языков и частыми закруглениями, на нем довольно удобно писать, не отрывая ручку от бумаги.

Синдарин также стал довольно популярен в среде фанатов. Довольно часто именно его учат поклонники творчества Толкиена, иногда даже для общения между собой. При экранизации Властелина Колец был приглашен специальный консультант для написания диалогов на синдарине. Язык стал довольно известным, и теперь он – что-то вроде визитной карточки Средиземья.





Тенгвар

2. Парселтанг («Гарри Поттер»)


Парселтанг (англ. «parseltongue») – вымышленный язык, фигурирующий в серии романов «Гарри Поттер». Парселтанг – язык, на котором говорят змеи; его могут понимать некоторые из волшебников. Самым известным носителем парселтанга был печально известный Салазар Слизерин, черный маг, а потому этот язык часто связывали с темными искусствами, хоть это и было заблуждение. Именно поэтому, когда у главного героя обнаружился дар разговаривать со змеями, к нему начали относиться с подозрением.

Парселтанг – язык звуковой: т.к. это змеиный язык, у него нет письменности. Грамматика парселтанга тоже очень бедна: все смысловые конструкции обычно передаются длиной и интонацией звучания различных шипящих звуков.

Хотя искусство владения парселтангом является врожденным, вероятно, его все же возможно выучить: некоторые герои книги повторяли услышанные ранее звукосочетания, и им удавалось довольно убедительно подражать змеиному языку.

Вымышленные языки в компьютерных играх




1. Симлиш (игра «The Sims»)


Симлиш – язык персонажей из игр вселенной «The Sims». Он интересен тем, что этот язык, несмотря на детальную проработку и большую работу, над ним проведенную – полная тарабарщина. Уилл Райт, разработчик, не хотел, чтобы настоящая речь персонажей отвлекала игроков от самой игры, а потому принял решение создать новый, непереводимый язык. Для создания симлиша был даже выделен специальный отдел компании. За основу симлиша были взяты французский, финский, украинский и тагальский языки, а также латынь и навахо. О значении многих слов симлиша можно догадаться по интонации актера озвучки, так как им была предоставлена довольно большая свобода при озвучании персонажей.

На симлиш также перевели некоторые известные песни, многие из них были включены в игру. Некоторые знаменитые певцы, такие, как Кэти Пэрри, Лилли Аллен и другие, включили песни на симлише в свой репертуар.




Алфавит симлиша

2. D’ni (игра «Myst»)


Dni – язык, созданный для серии компьютерных игр «Myst». Язык не является полноценным конлангом: это язык-загадка, лингвистический шифр, созданный Р. Ватсоном, одним из членов команды разработчиков для придания игре нужной загадочной и таинственной атмосферы.

По сюжету игры D’ni – это язык инопланетной расы, вторгшейся на Землю когда-то давным-давно. Все, чем представлен язык – это обрывки речи персонажей и надписи на стенах. О значении этих слов игроку предложено догадываться самому. Однако язык, тем не менее, не является тарабарщиной: фанаты игры постепенно разгадывают его секреты, опираясь на появляющиеся в игре надписи и на книги, выпущенные по мотивам игры.

Также создатель языка, Р. Ватсон, ведет в интернете лингвистическую игру по этому языку, совместно с фанатами разгадывая значение зашифрованных надписей и развивая D’ni. Язык по-прежнему популярен в среде фанатов даже спустя столько лет, хотя он не так известен за пределами их сообщества.


Алфавит D’ni

Заключение

В заключение можно с уверенностью сделать вывод, что вымышленные языки имеют огромное значение не только для массовой культуры, но и для лингвистики. Синтетические языки являются довольно важным элементом при изучении языков вообще. Многие конлангеры изучают естественные языки путем экспериментов с искусственными, перебирая различные вариации грамматики и фонетики. Существует Международная ассоциация вспомогательных языков, которая занимается изучением и распространением искусственных языков, ее силами создан международный язык Интерлингва.

Как говорил Вяземский, «язык есть исповедь народа». Народы, владеющие вымышленными языками, например, эльфы Толкиена или клингонцы, остались бы без огромного пласта культуры и своей истории, если бы у них не было этих языков. Без сомнения, все фантастические и фэнтезийные вселенные потеряли бы большую часть атмосферы, которую зачастую задает то, как звучат языки местных народов. Кто не рад услышать грубую, агрессивную речь клингонцев или мелодичную музыку синдарина? Языки оказывают большое влияние как на произведение, так и на его поклонников, и, без, сомнения, эта тема более чем достойна изучения и развития.

Библиография


Лавкрафт Г. Мифы Ктулху. – М.: АСТ, 2009

Мор Т. Утопия. - М.: Либроком, 2011. - 312с.

Ролинг Дж. К. Гарри Поттер. – М.: РОСМЭН, 2007

Толкин Д. Р. Р. - Полная история Средиземья. – М.: АСТ,2014. - 1405 с.



Фильмография

Атлантида: Затерянный мир/ Режиссер Г. Трусдейл, К. Вайз

Властелин Колец / Режиссер П. Джексон

Звездные Войны/ Режиссер Д. Лукас

Звездный Путь / Режиссер Д. Родденберри

Игра престолов/ Режиссер Д. Бениофф, Д. Вайс



Компьютерные игры

Myst


The Sims

Электронные ресурсы

Клингонский язык //https://ru.wikipedia.org/wiki/Клингонский_язык

Language Creation Society //http://en.wikipedia.org/wiki/Language_Creation_Society

Искусственный язык //https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_язык

Шувалова О.Н. Вымышленные языки как предмет «наивной» и научной лингвистики//http://www.portal-slovo.ru/philology/47340.php

Вымышленные_языки_Толкина //https://ru.wikipedia.org/wiki/Вымышленные_языки_Толкина

Л.Н. Мясников Общий язык в утопии//Человек. - № 4-5, 1999//http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/UTOLANG.HTM

Эсперанто// https://ru.wikipedia.org/wiki/Эсперанто

Волапюк// https://ru.wikipedia.org/wiki/Волапюк

Хильдегарда Бингенская //https://ru.wikipedia.org/wiki/Хильдегарда_Бингенская



Атлантийский язык //https://ru.wikipedia.org/wiki/Атлантийский_язык

Дотракийский язык //https://ru.wikipedia.org/wiki/Дотракийский_язык
Каталог: storage3 -> article
article -> Кто сказал мяу?
article -> Своеобразие творчества Тэффи и Аркадия Аверченко. Сатира и юмор. Интегрированный урок (2часа)
article -> Дополнительного образования детей города Кургана
article -> Конкурс исследовательских работ, посвященных 70-летию Великой Победы
article -> Казаки-партизаны в Первой мировой войне
article -> Учитель русского языка и литературы Комарова Людмила Николаевна, Воспитатели Ромнова Галина Анатольевна, Андреева Светлана Владимировна, Горскова Надежда Андреевна оау с(К)О школы-интерната III-IV вида
article -> Методическая разработка урока здоровья для учащихся 3-4 классов
article -> Их боль воспримем как свою
article -> Занятие По берегам Байкала Занятие Лимнология (озероведение) Байкала


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница