Исследование наличия электрического напряжение в растениях



Скачать 231.24 Kb.
Дата19.06.2016
Размер231.24 Kb.
ТипИсследование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»

Залегощенского района Орловской области

«Электричество в жизни растений»

Авторы:

Аброськина Екатерина Руслановна, обучающаяся 8Б класс МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2» Залегощенкого района Орловской области

Никитушкин Сергей Анатольевич, обучающийся 8Б класс МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2» Залегощенкого района Орловской области

Руководитель:

Гусакова Ольга Петровна, учитель физики МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2» Залегощенкого района Орловской области

пгт. Залегощь – 2016


Содержание

Стр.

  1. Введение

3

    1. Цели и задачи исследования

3

    1. Степень изученность влияния электрического поля и тока на растения. Анализ изученной литературы.

3

    1. Актуальность исследования

6

    1. Место и сроки проведения исследования

7

  1. Методика исследования

7

    1. Исследование наличия электрического напряжение в растениях

7

      1. Эксперимент №1 (с лимонами)

7

      1. Эксперимент №2 (с яблоками и помидором)

8

      1. Эксперимент №3 (с листьями растения)

9

    1. Исследование влияния электрического поля на прорастание семян

9

    1. Создание конструкции «Электрический стимулятор роста»

12

    1. Исследование влияния электрического тока на прорастание семян и рост растений

13

  1. Выводы

15

  1. Заключение

15

  1. Список используемых источников и литературы

16

6. Приложение

17








«Как ни удивительны электрические явления, присущие неорганической материи, они не идут ни в какое сравнение с теми, которые связаны с жизненными процессами».

Майкл Фарадей

1. Введение

В данной работе мы обращаемся к одному из самых интересных и перспективных направлений исследований – влиянию электричества на растения.

На уроке физики, изучая тему «Электрические явления», мы узнали, что ток могут создавать и растения. Нас заинтересовало, откуда в растениях электрический ток.

Начиная с конца января и начала февраля месяца в нашей школе на кружке «Природа и мы» обучающиеся выращивают рассаду цветов и овощей для пришкольного учебно-опытного участка. И мы решили выяснить, может ли ток влиять на рост семян и растений и, тем самым, оказать помощь в подготовке рассадного материала.



1.1. Цели и задачи исследования

Цель - исследование наличия биоэлектрического напряжения у растений, влияния электричества на прорастание семян и рост растений.

Задачи:

  1. Изучение литературы по данному вопросу.

  2. Проведение экспериментов по обнаружению и наблюдению биоэлектрического напряжения у растений и плодов

  3. Создание конструкции для подведения тока к органам растений «Электрического стимулятора роста»

  4. Проведение экспериментов по наблюдению влияния электрического поля и электрического тока на прорастание семян и рост растений



1.2. Степень изученность влияния электрического тока на растения. Анализ изученной литературы.

Электрические явления играют важную роль в жизни растений. В ответ на внешние раздражения в них возникают очень слабые токи (биотоки). В связи с этим можно предположить, что внешнее электрическое поле может оказать заметное воздействие на темпы роста растительных организмов.

Можно предположить, что растения определенным образом реагируют на изменение электрического напряжения окружающей среды.

Более двухсот лет назад французский аббат П. Берталон заметил, что возле громоотвода растительность пышнее и сочнее, чем на некотором расстоянии от него. Позднее его соотечественник ученый Грандо выращивал два совершенно одинаковых растения, но одно находилось в естественных условиях, а другое было накрыто проволочной сеткой, ограждавшей его от внешнего электрического поля. Второе растение развивалось медленно и выглядело хуже находящегося в естественном электрическом поле. Грандо сделал заключение, что для нормального роста и развития растениям необходим постоянный контакт с внешним электрическим полем. [12]

Однако до сих пор в действии электрического поля на растения много неясного. Давно замечено, что частые грозы благоприятствуют росту растений. Правда, это утверждение нуждается в тщательной детализации. Ведь грозовое лето отличается не только частотой молний, но и температурой, количеством осадков.
А это факторы, оказывающие на растения весьма сильное воздействие. Противоречивы данные, касающиеся темпов роста растений вблизи высоковольтных линий. Одни наблюдатели отмечают усиление роста под ними, другие - угнетение. Некоторые японские исследователи считают, что высоковольтные линии негативно влияют на экологическое равновесие. Более достоверным представляется тот факт, что у растений, произрастающих под высоковольтными линиями обнаруживаются различные аномалии роста. Так, под линией электропередач напряжением 500 киловольт у цветков гравилата увеличивается количество лепестков до 7-25 вместо привычных пяти. У девясила - растения из семейства сложноцветных - происходит срастание корзинок в крупное уродливое образование.
[9]

Не счесть опытов по влиянию электрического тока на растения. Еще И В. Мичурин проводил эксперименты, в которых гибридные сеянцы выращивались в больших ящиках с почвой, через которую пропускался постоянный электрический ток. Было установлено, что рост сеянцев при этом усиливается. В опытах, проведенных другими исследователями, были получены пестрые результаты. В некоторых случаях растения гибли, в других - давали небывалый урожай. Так, в одном из экспериментов вокруг делянки, где росла морковь, в почву вставили металлические электроды, через которые время от времени пропускали электрический ток. Урожай превзошел все ожидания - масса отдельных корней достигла пяти килограммов! Однако последующие опыты, к сожалению, дали иные результаты. По-видимому, исследователи упустили из виду какое-то условие, которое позволило в первом эксперименте с помощью электрического тока получить небывалый урожай. [11]


Изучая литературу по данному вопросу, мы узнали, что ленинградскому профессору П. П. Гуляеву с помощью высокочувствительной аппаратуры удалось установить, что слабое электрическое поле окружает любое живое существо, будь то растение, насекомое, животное или человек.

«Если 500 пар половинок горошин собрать в определенном порядке в серии, то конечное электрическое напряжение составит 500 вольт… Хорошо, что повар не знает об опасности, которая ему угрожает, когда он готовит это особенное блюдо, и к счастью для него, горошины не соединяются в упорядоченные серии». Это высказывание индийского исследователя Дж. Босса базируется на строгом научном эксперименте. Он соединял внутренние и внешние части горошины с гальванометром и нагревал до 60°С. Прибор при этом показывал разность потенциалов 0,5 В. [10]

Более того, на сегодняшний день точно установлено: собственной «электростанцией» обладает каждая живая клетка. И клеточные потенциалы не так уж малы. Например, у некоторых водорослей они достигают 0,15 В.

Каким образом это происходит? На каком принципе работают живые генераторы и батареи? Заместитель заведующего кафедрой живых систем Московского физико-технического института кандидат физико-математических наук Эдуард Трухан считает, что один из самых главных процессов, протекающих в клетке растения, - процесс усвоения солнечной энергии, процесс фотосинтеза. В его ходе происходит не только разделение молекул воды на кислород и водород, но и сам водород в какой-то момент оказывается разделенным на составные части – отрицательно заряженные электроны и положительно заряженные ядра…

Так что, если в тот момент ученым удастся «растащить» положительно и отрицательно заряженные частицы в разные стороны, то, по идее, мы получим в свое распоряжение замечательный живой генератор, топливом для которого служили бы вода и солнечный свет, а кроме энергии, он бы еще производил и чистый кислород.

Возможно, в будущем такой генератор и будет создан. Но для осуществления этой мечты ученым придется немало потрудиться: нужно отобрать наиболее подходящие растения, а может быть, даже научиться изготавливать хлорофилловые зерна искусственно, создать какие-то мембраны, которые бы позволили разделять заряды. Оказывается, живая клетка, запасая электрическую энергию в природных конденсаторах – внутриклеточных мембранах особых клеточных образований, митохондрий, потом использует ее для произведения очень многих работ: строительства новых молекул, затягивания внутрь клетки питательных веществ, регулирования собственной температуры… И это еще не все. С помощью электричества производит многие операции и само растение: дышит, движется, растет. [8]

Лемстрем (1902) подвергал растения действию ионов воздуха, располагая их под проволокой, снабженной остриями и подключенной к источнику высокого напряжения (1 м над уровнем земли, ток ионов 10-11 – 10-12 А/см2), и он нашел увеличение в весе и длине больше, чем на 45% (например, морковь, горох, капуста). [9]

Эксперименты с семенами растений также проводил Ворден. Он нашел, что прорастание зеленых бобов и зеленого горошка становилось более ранним при увеличении уровня ионов любой полярности. Конечное процентное отношение проросших семян было более низким при отрицательной ионизации по сравнению с контрольной группой; прорастание в положительно ионизированной группе и контрольной было одинаковым. По мере роста сеянцев контрольные и положительно ионизированные растения продолжали свой рост, в то время как растения, подвергавшиеся отрицательной ионизации, в большинстве чахли и погибали. [9]



Изучая литературу, нам стало известно‚ что…

  1. Одностороннее освещение листа возбуждает электрическую разность потенциалов между освещенными и неосвещенными его участками и черешком‚ стеблем и корнем. Эта напряжение выражает реакцию растения на изменения в его организме‚ связанные с началом или прекращением процесса фотосинтеза.

  2. Прорастание семян в сильном электрическом поле (например‚ вблизи коронирующего электрода) приводит к изменениям высоты и толщины стебля и густоты кроны развивающихся растений. происходит это в основном благодаря перераспределению в организме растения под влиянием внешнего электрического поля объемного заряда.

  3. Поврежденное место в тканях растений всегда заряжается отрицательно относительно неповрежденных участков‚ а отмирающие участки растений приобретают отрицательный заряд по отношению к участкам‚ растущим в нормальных условиях.

  4. Заряженные семена культурных растений имеют сравнительно высокую электропроводность и поэтому быстро теряют заряд. Семена сорняков ближе по своим свойствам к диэлектрикам и могут сохранять заряд длительное время. Это используется для отделения на конвейере семян культурных растений от сорняков.

  5. Значительные разности потенциалов в организме растений возбуждаться не могут‚ поскольку растения не имеют специализированного электрического органа. Поэтому среди растений не существует «древа смерти»‚ которое могло бы убивать живые существа своей электрической мощностью.[6]


1.3. Актуальность исследования

Изучение электрической жизни растений может принести пользу сельскому хозяйству. Большое значение имеет предпосевная подготовка семян овощных культур, особенно в условиях короткого лета Предпосевная обработка семян – важнейший элемент агротехники, позволяющий повышать их всхожесть, а в конечном итоге – урожайность растений.

Методика предпосевной обработки семян электрическим полем, предложенная в данной работе, может использоваться для выращивания рассады цветов, овощей для пришкольного учебно-опытного участка и всеми желающими, у кого есть огород.

Материал данной работы может быть использован на уроках физики и биологии, так как в учебниках этот важный вопрос не освещается. Презентацию, размещенную на сайте школы с увлечением посмотрит любой школьник и все желающие. Созданный нами «Электрический стимулятор роста» позволит «реанимировать» растения в школе и дома.

1.4. Место и сроки проведения исследования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2" Залегощенского района Орловской области

Январь 2015 года – март 2016 года



2. Методика, результаты исследования

2.1. Исследование наличия электрического напряжение в растениях

Инструменты и материалы: 3 лимона, 3 яблока, лист растения, 6 блестящих медных монет, 6 оцинкованных винтов, провода, с зажимами на концах; небольшой нож; несколько клеящихся листочков; гвоздь, шило; мультиметр.

2.1.1. Эксперимент №1 (с лимонами)

Методика выполнения эксперимента.

  1. Помяли все лимоны. Это делается для того, чтобы внутри лимона появился сок.

  2. Вкрутили в лимон оцинкованный винт приблизительно на треть его длины. При помощи ножа осторожно вырезали в этом же лимоне небольшую полосу - на 1/3 его длины. Вставили в щель в лимоне медную монету таким образом, чтобы половина ее осталась снаружи.

  3. Подключили мультиметр и измерили напряжение (фото. 1)

  4. Вставили таким же образом винты и монеты в другие два лимона. Затем подключили провода и зажимы, соединили лимоны таким образом, чтобы винт первого лимона подключался к монете второго и т.д. Подключили провода к монете из первого лимона и винту из последнего.

  5. Подключили мультиметр и измерили напряжение.(фото. 2)

Фото. 1

Фото . 2

6. Результаты эксперимента №1 (с лимоном) занесли в таблицу 1.



Таблица 1.

Напряжения в лимонах

№ п/п

Количество лимонов

Напряжение U, В

1

1(без меди и цинка)

0,1

2

1 (с медью и цинком)

0,43

3

3 (с медью и цинком)

0,60

Лимон работает как батарейка: монета - положительный (+) полюс, а винт - отрицательный (-). К сожалению, это очень слабый источник энергии. Но его можно усилить, соединив несколько лимонов. Со временем напряжение на полюсах лимонной батареи уменьшится. Заметили, насколько хватит лимонной батареи. Через некоторое время лимон потемнел возле винта. Если удалить винт и вставить его же (или новый) в другое место лимона, то можно частично продлить срок работы батареи.
2.1.2. Эксперимент №3 (с яблоком и помидором)

Методика выполнения эксперимента

  1. Яблоко разрезали пополам, удалили сердцевину.

  2. Если оба электрода, отведенных к мультиметру, приложить к наружной стороне яблока (кожуре), мультиметр не зафиксирует разности потенциалов.

  3. Один электрод перенесли во внутреннюю часть мякоти, и мультиметр отметит появление тока повреждения.

4. Результаты измерений поместили в таблицу 2.

Таблица 2

Напряжения в яблоках и помидоре

№ п/п

Условия проведения

Разность потенциалов

1

Оба электрода на кожуре яблока

0 В

2

Один электрод на кожуре, другой – в мякоти яблока

0,21 В

3

Электроды в мякоти разрезанного яблока

0‚05 В

4

Электроды в мякоти помидора

0‚02 В


2.1.3. Эксперимент №2 (с листьями растения)

Методика выполнения эксперимента.

Фото . 3

Отрезали лист растения со стеблем (фото 3) .



  1. Измерили токи повреждения у срезанного стебля на различном расстоянии между электродами.

  2. Результаты измерений поместили в таблицу 3.


Таблица 3.

Напряжение в листьях растения

№ п/п

Расстояние между электродами, см

Напряжение, В

1

3,5

0,01

2

7,5

0,03

3

11

0,05


Выводы.

  1. В любом растении можно обнаружить возникновение электрических потенциалов.

  2. Электрический потенциал зависит от вида и размеров растений, от расстояния между электродами.


2.2. Исследование влияния электрического поля на прорастание семян

Инструменты и материалы: семена гороха, бобов по 10 шт., чашки Петри, обкладки конденсатора, провода, электрофорная машина, часы, вода.

Методика выполнения эксперимента: взяли семена гороха, фасоли замочили в чашках Петри. Одну чашку Петри с семенами помещали в электрическое поле в течении 6 дней на 5-10 минут; вторую чашку помещали в магнитное поле на 30 мин (фото. 4), еще одна чашка была контрольной. Каждый день увлажняли семена и наблюдали, когда семена проклюнутся (фото. 5). Результаты опытов поместили в таблицы 4,5,6,7 и сделали анализ

в виде диаграмм 1, 2.



Фото. 4

Фото. 5

Таблица 4.

Хронометраж опытов влияния электрического поля в течение 10 мин на прорастание семян гороха

Сроки

Наблюдения

Горох

Опытная чашка (помещение с ионизатором)

Контрольная чашка (помещение без ионизатора)

06.02.

Замачивание семян

Замачивание семян

07.02.

Набухание семян

Набухание семян

08.02.

Прорастание 6 семян

Без изменений

09.02.

Прорастание еще 4 сем

Прорастание 8 семян

(5 не проросли)



10.02.

Увеличение ростков

у 10 семян (3 не проросли)



Увеличение ростков

11.02

Увеличение ростков

у 10 семян (3 не проросли)



Увеличение ростков

12.02.

Увеличение ростков

Увеличение ростков


Таблица 5.

Хронометраж опытов влияния электрического поля в течение 10 мин на прорастание семян фасоли

Сроки

Наблюдения

фасоль

Опытная чашка

Контрольная чашка

06.02.

Замачивание семян

Замачивание семян

07.02.

Набухание семян

Набухание семян

08.02.

Набухание семян

Без изменений

09.02.

Прорастание 7 семян

Без изменений

10.02.

Увеличение ростков семян

Прорастание 3 семян

(4 не проросли)



11.02.

Увеличение ростков семян

Прорастание 2 семян

(2 не проросли)



12.02.

Увеличение ростков семян

Увеличение ростков семян

Диаграмма 1.

Диаграмма прорастание семян гороха и фасоли при воздействии на них электрического поля в течение 10 мин

Таблица 6.

Хронометраж опытов влияния электрического поля в течение 30 мин на прорастание семян гороха

Сроки

Наблюдения

горох

Опытная чашка (помещение с ионизатором)

Контрольная чашка (помещение без ионизатора)

01.02.

Замачивание семян

Замачивание семян

02.02.

Набухание семян

Набухание семян

03.02.

Без изменений

Без изменений

04.02.

Без изменений

Прорастание 8 семян

(4 не проросли)



05.02.

Без изменений

Увеличение ростков

06.02.

Прорастание 2 семян

(10 не проросли)



Увеличение ростков

07.02.

Увеличение ростков

Увеличение ростков

Таблица 7.

Хронометраж опытов влияния электрического поля в течение 30 мин на прорастание семян фасоли

Сроки

Наблюдения

Фасоль

Опытная чашка

Контрольная чашка

01.02.

Замачивание семян

Замачивание семян

02.02.

Набухание семян

Набухание семян

03.02.

Без изменений

Без изменений

04.02.

Без изменений

Без изменений

05.02.

Без изменений


Прорастание 3 семян

(4 не проросли)



06.02.

Прорастание 2 семян

(5 не проросли)



Прорастание 2 семян

(2 не проросли)



07.02.

Увеличение ростков

Увеличение ростков


Диаграмма 2.

Диаграмма прорастание семян гороха и фасоли при воздействии на них электрического поля в течение 30 мин
Вывод: прорастание семян более быстрое и успешное под действием электрического поля непродолжительного времени. Более длительное воздействие электрического поля отрицательно подействовало на прорастание семян. Они проросли позже и не столь успешно
2.3. Создание конструкции «Электрического стимулятора роста»

Для исследования влияния тока на рост растений нам необходимо изготовить конструкцию «Электрический стимулятор роста».



Приборы и материалы: источник тока (гальванический элемент), провода, миллиамперметр, электроды (гвозди)

Фото . 6

мА

Рис. 1

Электрическая схема конструкции (рис.1. и фото. 6.)

2.4. Исследование влияния электрического тока на прорастание семян и рост растений

Инструменты и материалы: семена трех растений: горох-20 шт, овес-3 гр., фасоль-20шт; «стимулятор роста»- 3 шт, цветочные горшки с землей – 6 шт.

Методика исследования

Посадили все семена в шесть горшков. В три горшка воткнули электроды «Электрического стимулятора роста» (фото 7), а три оставили для контроля. За всеми семенами ухаживали одинаково, одновременно поливая их и создавая им одинаковые условия (фото 8).

Снимали показания каждый день в течение месяца и результат заносили в журнал наблюдений за влиянием электрического тока на прорастание семян (фото 9 – фото 12) и дальнейший рост растений. Данные журнала нами обобщены и помещены в таблицу 8.


Фото 12

Фото 11

Фото 10

Фото 9
Фото 7 f:\для гусаковой\dscn6275.jpg

Фото 8.

f:\для гусаковой\dscn6059.jpgf:\для гусаковой\dscn6054.jpgf:\для гусаковой\dscn6248.jpg


Таблица 8




Фасоль экспериментальная

Фасоль образец

Горох экспериментальный

Горох образец

Овес экспериментальный

Овес образец

Прорастание

Через 2 дня

Через 3 дня

Через 2 дня

Через 3 дня

Через 2 дня

Через 3 дня

Всходы

Через 4 дня

росточки выросли на 10 см.



Через 6 дней

росточки выросли на 8 см.



Через 4 дня

росточки выросли на 4 см.



Через 6 дней

росточки выросли на 4 см.



Через 6 дней

Через 7 дней

Ветвление стебля, кущение

Появились усики.

Через 12 дней активно увеличилось количество листьев



Через 14 дней появились листья и усики

Появились усики

Через 12 дней активно увеличилось количество листьев



Через 14 дней появились усики

Через 11 дней.

Побеги тонкие и бледные



Через 13 дней

Побеги тонкие и бледные



Бутонизация

Через 15 дней

Через 13 дней

Через 15 дней

Через 13 дней







Цветение

Через 4 недели появились первые цветы

Через 5 недель появились первые цветы

Через 3 недели появились первые цветы

Через 5 недель появились первые цветы







Выход в трубку













После 11 дней началось вымётывание метёлки

После 13 дней началось вымётывание метёлки

Обобщенные результаты влияния электрического тока на прорастание семян и дальнейший рост растений

4. Выводы


  • В любом растении можно обнаружить возникновение электрического напряжения, которое зависит от вида и размеров растений, от расстояния между электродами.

  • Обработка семян электрическим полем в разумных пределах приводит к ускорению процесса прорастания семян и более успешному их прорастанию.

  • После обработки и анализа экспериментальных и контрольных образцов можно сделать предварительный вывод – увеличение времени облучения электрическим полем действуют угнетающе, так как качество прорастания семян ниже при увеличении времени воздействия электрическим полем.

  • Электрический ток малой величины благоприятно воздействует на всхожесть семян и дальнейший рост растений.


5. Заключение

В настоящее время вопросам влияния электрических токов на растения посвящены многочисленные исследования ученых. Влияние электрических полей на растения до сих пор еще тщательно изучается.

Исследования, выполненные в Институте физиологии растений, позволили установить зависимость между интенсивностью фотосинтеза и значением разности электрических потенциалов между землей и атмосферой. Однако еще не исследован механизм, лежащий в основе этих явлений.

Приступая к исследованию, мы ставили перед собой цель: определить влияние электрического поля и электрического тока на семена и дальнейший рост растений.

Выводы, полученные в нашей работе нашли практическое применение. Мы смогли реанимировать с помощью «Стимулятора роста» несколько растений (фото 13 и 14 Приложения), смогли повысить всхожесть семян капусты, помидор, цветов и улучшить их рост в виде рассады для нашего пришкольного учебно – опытного участка и школьных клумб (фото 15, фото. 16 и фото. 17. Приложения). В результате мы заняли 1 место в муниципальном смотре пришкольных учебно – опытных участков и 3 местов областном смотре природоохранных объединений школьников, учебно –опытных участков. Мы считаем, что в этом есть и наша заслуга, так как наши исследования способствовали улучшению роста рассадного материала.

С результатами наших исследований мы выступили на школьной конференции (фото 18 и 19 Приложения), проводимой школьным научным обществом «Шаг в будущее», выступили перед родителями (фото 20), выпустили информационный бюллетень «В помощь огородникам» (Приложение 1) и распространили его среди родителей и педагогов школы.. Материалы нашего исследования разместили на страницах школьной газеты «Планета детства» и на сайте нашей школы http://www.залегощенская-школа2.рф и подготовили материал для районной газеты «Маяк».


Мы считаем, что данная работа не закончена, так как получены только первые результаты. Мы планируем продолжить наши исследования в этой области и использовать благоприятное действие электрического тока на физиологическое состояние растений для лечения поврежденной коры деревьев, раковых образований и т., а так же создание устройства «Электрогрядка».


6. Список использованных источников и литературы

  1. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. - М.: Наука, 1986. 144 с.

  2. Шидловская И.Л. Влияние электрического поля и ионов воздуха на минеральное питание и обмен в растениях кукурузы/И.Л.Шидловская,З.И. Журбицкий// Физиология растений. – 1966. – Т.13,No4. –С.657–664

  3. Воротников А.А. Физика – юным. – М: Харвест, 1995-121с.

  4. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М: Просвещение, 1971-158с.

  5. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М: Наука, 1976-432с.

  6. Артамонов В.И. Занимательная физиология растений. – М.: Агропромиздат, 1991.

  7. Арабаджи В. И. Загадки простой воды.- М.: «Знание», 1973.

  8. http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/163.html

  9. http://www.npl-rez.ru/litra/bios.htm

  10. http://www.ionization.ru

  11. http://www.1958ypa.ru/abd.html

  12. http://goldname.by/index.php/scientific-activities/elektrichestvo-i-rost-rastenij

  13. Беркинблит М.Б., Глаголев Е.Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука, 1988;

  14. Книги, открывающие мир / Сост. Б.Г.Володин. М.: Книга, 1984;

  15. Оприотов В.А. Электрические сигналы у высших растений // Соросовский образовательный журнал. 1996. №10;

  16. Зорин Н.И. Элементы биофизики. М.: Вако, 2007;

  17. Боголюбов Н.С. «Электричество и растения», М.: Наука, 2007.

  18. Глазков О.В. «Электростимуляция растений», М.: Просвещение, 2004.

  19. http://www.lib.ua-ru.net/

  20. http://www.electroscheme.org/

  21. http://www.popmech.ru/

  22. http://www.edu.ru/



7. Приложение

«Реанимированные» растения.c:\users\школа№2\desktop\103km863\103_2336.jpgc:\users\школа№2\desktop\103km863\103_2343.jpg


Фото 14

Фото 13

Фото 13

Растения, выращенные из экспериментальной рассады. f:\конкурс электричество в жизни растений\цветы, плоды\dsc07718.jpg http://school2-zaleg.ucoz.ru/_tbkp/novaia/uchastok.jpg


Фото 16

Фото 15


f:\конкурс электричество в жизни растений\цветы, плоды\фото3508.jpg

Фото 17



Выступление на школьной конференцииc:\users\школа№2\desktop\103km863\103_2312.jpg



Фото 18


c:\users\школа№2\desktop\103km863\103_2289.jpg


Фото 19


Выступление перед родителями

c:\users\школа№2\desktop\103km863\103_2305.jpg


Фото 20


Приложение 1




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница