Исследование конкурентоспособности предприятия «Канцтоварищ»



Скачать 104.58 Kb.
Дата06.06.2016
Размер104.58 Kb.
ТипИсследование


УДК 658 А.Ш. Бегиева

Л.М. Фидарова

Т. А. Хозиев

Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия «Канцтоварищ»
Бегиева Аида Шмеловна – доцент кафедры менеджмента факультета управления ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ e-mail: 547818@mail.ru

Фидарова Лариса Магометовна – доцент кафедры таможенного дела Владикавказского института управления ЧОУ ВО, г. Владикавказ e-mail: larisafidarova@mail.ru

Хозиев Тамерлан Артурович – магистр 2 года обучения ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ e-mail: skhozieva@mail.ru
Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия «Канцтоварищ»

В статье представлены материалы маркетингового исследования сети предприятий розничной торговли РСО – А. Результаты исследования позволяют определить конкурентные преимущества предприятия «Канцтоварищ», отношение различных категорий населения к организации деятельности компании.



Ключевые слова: конкурентоспособность, клиенты, предпочтения, критерии, оценка.

Marketing research of enterprise competitiveness "Kantstovarish"

The article presents the materials of the marketing research network of retailers RNO – A. the results of the research allow to determine the competitive advantages of the enterprise "Kantstovarish", the attitude of various categories of the population to the organization of the company.


Keywords: competitiveness, customers, preferences, criteria, assessment.
Современный бизнес немыслим без использования инструментов маркетинга. Концепция маркетинга определяет стратегию фирмы в решении ею задач разработки, производства, продажи и послепродажного обслуживания товаров [1]. При этом влияние маркетинга на всем жизненном производственном цикле оказания услуги должно быть определяющим [2].
Предприятие розничной торговли «Канцтоварищ» представляет собой сеть из 5 магазинов, четыре из которых специализируются на продаже канцтоваров, третий – являет собой художественный магазин, ассортимент которого представлен широким выбором товаров для творчества детей и художников.

С целью исследования конкурентоспособности предприятия рассмотрим экономические показатели хозяйственной деятельности за последние три года.

Таблица 1

Основные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия «Канцтоварищ»





ПОКАЗАТЕЛИ

Ед. измерен.

Фактические значения

Показатели динамики

прирост (+,-)

прирост %

2013

2014

2015

13-14

14-15

13-14

14-15

1

Товарооборот в фактических ценах

тыс.руб.

13860,67

12814,75

20266 ,69

-1045,92

+7451,94



-7,5

+58


2

Валовый доход от реализации

тыс.руб.

4158,2

3844,4

6133,5

-313,8

+2289,1


-7,5

+59


3

Налоги

тыс.руб.

52,96

52,8

64,5

-0,15

+117,3


-0,28
+22

4

Численность работников

чел.

15

15

22

0
+7

0
+46

5

Количество постоянных договоров

шт.

27

34

63

+7
+29

+20
+85

Анализируя данные таблицы 1 за 2013-2015 гг., можно сделать следующие выводы: товарооборот в 2014 году сократился по сравнению с 2013годом на 7,5%. На этот фактор повлияла отрицательно сложившаяся конъюнктура рынка.

Предприятию пришлось вести жесткую конкурентную борьбу. В непосредственной близости с магазином «Учколлектор» в конце 2013 г. был открыт филиал фирмы «БумагаС» г.Ставрополь. Для получения конкурентного преимущества руководством предприятия было принято решение о временном, но ощутимом снижении цен, на ряд товаров, вплоть до точки рентабельности. В особенности, это касалось товаров, призванных создавать имидж ценовой политике фирмы, товаров группы А (необходимые товары).

Таблица 2

Показатели товаров группы А


Необходимые товары (А) Бумага для офисной техники

Необходимые товары (А)

Тетради.


Объемы продаж большие ,7% наименований формирует 35% оборота

Объемы продаж большие, но носят сезонный характер. 10% наименований формирует 50% товарооборота

Показатели прибыли низкие. 35%

товарооборота формирует около 4% прибыли



Показатели прибыли низкие. 50%

товарооборота формирует около 10% прибыли



Показатели

оборачиваемости товарных запасов высокие



Показатели

оборачиваемости товарных запасов высокие, носят ярко выраженный сезонный характер



Обеспечивают основной поток корпоративных клиентов в магазин

Обеспечивает основной поток клиентов в «школьный» сезон

Данная акция длилась вплоть до конца 2014г. В новогодний сезон началось планомерное, постепенное повышение цен на некоторые позиции до прежнего уровня. Благодаря принятию данных мер удалось не только удержать прежних клиентов, но и, в течение 2014г., заключить 13 договоров с новыми клиентами на обслуживание офисов.

Следует отметить, что в 2014г. значительно увеличился фонд заработной платы. Данный результат – следствие процесса мотивирования персонала бюджетными методами.

Исходя из данных таблицы, можно увидеть, что в 2015 году произошло увеличение показателей по всем параметрам. Увеличение товарооборота фирмы привело к увеличению показателей по валовому доходу. Причем данный прирост произошел по нескольким причинам.

Как видно из таблицы, значительно увеличилось количество корпоративных клиентов фирмы. В 2015 году заключено дополнительно29 договоров с различными организациями о поставке канцелярских товаров и аксессуаров для офисов.

Весьма полезна информация о прибыли от реализации в зависимости от вида торговой деятельности, представленная в виде таблицы.

Таблица 3

Темпы изменения % реализации по видам торговли.



Год

2013

2014

2015

Отношение

Объем реализации (руб.)

Прибыль %

Объем реализации

Прибыль, %

Объем реализации

Прибыль %

2014
2013

2015
2014

Розница

12059

82

9223

69

10944

54

- 16%

-22%

Корпоративная торговля

831

5

2563

23

8715

39

+ 360%

+ 70%

Оптовая торговля

970

13

1029

8

608

7

- 38%

- 12%

Итого

13860




12815




20267









Любую компанию можно рассматривать как совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности, с точки зрения потребителя. Эти характеристики помогают определить конкурентоспособность предприятия. К таким характеристикам относятся:



  • ассортимент товаров (его ширина – разнообразие товарных групп, его глубина – разнообразие внутри товарного ряда), мерчендайзинг;

  • комплекс услуг (помощь при выборе товара, объяснение принципов использования различных товаров, разного рода дополнительные услуги);

  • уровень цен и динамика их изменения в соответствии с изменением различных факторов внешней среды (цены конкурентов, сезонность и т.д.);

  • место расположения магазина, его доступность, график работы магазина;

  • уровень обслуживания (квалификация персонала, оформление интерьера);

Нами проведен анализ конкурентоспособности предприятия «Канцтоварищ» с учетом мнения покупателей. Данная методика позволяет проводить исследования собственными силами, без привлечения сторонних организаций и требует минимальных временных и финансовых затрат. Предлагаемая автором методика оценки магазина включает три этапа:

1. Анкетный опрос покупателей магазина.

2. Определение степени удовлетворенности покупателей на основе обработки анкет.

3. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина.

Результаты опроса можно считать положительными, если показатель оценки будет не ниже 55%.

Таблица 4.

Результаты обработки анкет



Название критерия

Важность

критерия для покупателя



Степень удовлетворенности

1.

Ассортимент

90.5%

72%

2.

Уровень цен

44%

44%

3.

Уровень санитарно-гигиенических факторов

51%

43.5%

4.

Уровень квалификации персонала

84.6%

56.4%

5.

Длина очередей

58%

16%

6.

Комплекс оказываемых услуг

90%

61%

Общее число розданных анкет

133




Общее число заполненных анкет

119



Как видно из таблицы, для покупателей магазина наиболее важны шесть критериев – требований к организации розничной торговли, причем, наиболее значимым для покупателей является как разнообразие ассортимента, так и комплекс услуг, предоставляемых предприятием.

Так как для значительного числа респондентов комплекс услуг, предоставляемых фирмой так же важен, как и широкий ассортимент, то возникает вопрос: какую категорию покупателей они представляют?

Результаты проведенной анкеты позволили провести анализ сегмента покупателей.


Диаграмма 3. Сегментация клиентов по возрасту за 2015 год.
Диаграмма 4. Сегментация клиентов по роду деятельности за 2015 год.
Приведем диаграмму сегментации по роду деятельности, проведенную в 2014году при проведении аналогичного исследования.
Диаграмма 4.1. Сегментация по роду деятельности за 2014 год
Проведем сравнительный анализ изменения качественного состава потребителей фирмы.

Диаграмма 5. Сравнение качественного состава покупательского сегмента

Очевидно, что сегменты – служащие и бизнесмены возможно объединить в один сегмент – корпоративные клиенты. Тогда становится ясно, что в 2015 году количество корпоративных клиентов фирмы значительно увеличилось.

Опираясь на проведенный анализ, можно сделать следующие выводы:



  • Работу с корпоративными клиентами необходимо выделить в отдельное направление.

  • Целесообразно создание отдела корпоративной торговли.

  • Для выяснения спектра услуг провести исследование в среде корпоративных клиентов.

  • Провести исследование деятельности конкурентов.

Основными конкурентами предприятия являются:

•магазин «Канцтовары», ул. Московская, 27

•ООО «Канцмир», ул. Владикавказская.

К сожалению, провести анализ товарооборота конкурентов не представляется возможным, т.к. данные сведения являются закрытыми. Поэтому воспользуемся сравнением по количеству и качеству предоставляемых услуг.

Таблица 5

Сравнительный анализ конкурентов предприятия «Канцтоварищ»




Наименование

Наличие отдела корпорат. тор.

Доставка

Услуги

Предост. предоплаты

Скорость поставки

Наличие каталога

Основные направлен. товарн. политики

Осн. клиенты по роду деятельн.

печат.

электр.

Канцтовары

Нет

+

+

Мах

30 Дней


-

-

Дешевые канцтовары для школы

Бумага для оргтехники

Дешевые товары

для офиса



Школьники

Корпоративные клиенты



Канцмир


да

+

+

До 2 месяцев

-

-

Канцтовары дешевой и средней ценовой категории Канцтовары для офиса

В основном корпоративные клиенты

Итак, можно сделать следующие выводы:



  • Обе конкурентные фирмы, в основном, специализируются на торговле в дешевом и, средней ценовой категории, сегментах.

  • Сроки поставок могут быть более оперативными.

  • У обеих фирм – конкурентов отсутствуют каталоги, необходимые для работы корпоративного отдела.

  • Однако налажена система доставки товара.

  • Обе фирмы предоставляют клиентам возможность приобретения товара с отсрочкой платежа.

Таким образом, преимущественными позициями фирмы «Канцтоварищ» являются:

  • Наличие широкого ассортимента товаров в широком ценовом диапазоне;

  • Высокая оперативность поставок – max 14 дней;

  • Выгодное местоположение;

  • Налаженные торговые связи.

Укрепление и развитие вышеобозначенных конкурентных преимуществ, на наш взгляд, может стать частью маркетинговой политики компании и служить дальнейшему повышению конкурентоспособности предприятия.


Литература

1. Бегиева А.Ш. Проблемы социально-экономического развития РСО-А. // Управление экономическими и социальными системами региона. Выпуск V: Сборник научных трудов. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2013. –С. 17-28.



2. Бегиева А.Ш., Дзакоева И.В. Основные направления и методы маркетинговых исследований, применяемые в управлении предприятием/ / Управление экономическими и социальными системами региона. Выпуск V: Сборник научных трудов. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2015. –С. 18-26.


Каталог: pdf -> 2016
2016 -> Царскосельские Императорские гаражи в городе Санкт-Петербурге. История
2016 -> Студентка 1 курса юридического факультета
2016 -> А. В. Суворов в Ставрополе. Значение его деятельности в укреплении позиций на Кавказе
2016 -> Охрименко Е. А, магистрант 2 курса юридического факультета Южного федерального университета Актуальные проблемы средств индивидуализации юридических лиц
2016 -> Пакарева А. И. 3 курс, Пятигорский государственный
2016 -> Бадулина Е. С
2016 -> Бадулина Е. С
2016 -> Праворадикальные партии в современной Европе: эволюция идеологии и рост электоральной популярности
2016 -> Захаров Олег Владимирович
2016 -> Мобильные роботы – технологии будущего


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница