Использование энергосберегающих технологий в транспортном комплексе Новгородской области



Скачать 79.33 Kb.
Дата31.07.2016
Размер79.33 Kb.
Использование энергосберегающих технологий в транспортном комплексе Новгородской области

Стремительный рост количества передвижного состава во всем мире, и в России в частности, требует увеличения добычи и экспорта нефти. При этом возникающий дефицит традиционных нефтяных топлив влечет за собой повышение цен на них. Это в свою очередь обуславливает тот факт, что во всем мире идет поиск альтернативных видов моторного топлива. Большое внимание уделяется постоянной замене используемых производственных технологий и энергопотребляющего оборудования на более энергоэффективные технологии и оборудование, в том числе в транспортном комплексе. При этом немаловажное влияние на политику энергосбережения оказывают экологические факторы, в т.ч. связанные с так называемым «парниковым эффектом». Рассматриваются варианты с водородным топливом, использованием солнечной энергии, электроэнергии. Однако, в настоящее время наиболее «подготовленным» к использованию является природный газ.

Более чем в 80-ти странах мира природный газ является наиболее распространенным видом альтернативного моторного топлива.

Причем независимо от состояния экономики страны, наличия собственных углеводородов, является ли она импортером или экспортером энергоресурсов.

Следует различать компримированный природный газ (КПГ, англ. Compressed natural gas), основным компонентом которого является метан и сжиженный углеводородный газ (СУГ), основными компонентами которого являются пропан и бутан.

Компримированный природный газ:

• Природное ископаемое, запасы которого во много раз превышают запасы нефти;

• Природный газ легче воздуха и при утечке стремится вверх, быстро "растворяясь" в атмосфере, предел взрываемости – 5-15% от объема, температура воспламенения – 537-600ºС (бензина – 300ºС) следовательно более безопасен чем другие виды моторных топлив;

• При использовании в качестве моторного топлива - отсутствует возможность хищения;

• 1м³ компримированного природного газа эквивалентен 1 литру бензина.

Сжиженный углеводородный газ:

• Является продуктом переработки нефти либо сопутствующим газом при ее добыче;

• Тяжелее воздуха, скапливается в приямках, предел взрываемости – 2,1-9,4% от объема, температура воспламенения – 365-450ºС в зависимости от процентного содержания пропана и бутана.

• При использовании в качестве моторного топлива линейная норма расхода увеличивается на 5 - 15%.



Компримированный природный газ дешевле традиционного топлива, а вызываемый продуктами его сгорания парниковый эффект меньше по сравнению с обычными видами топлива, поэтому он безопаснее для окружающей среды. Компримированный природный газ производят путем сжатия (компримирования) природного газа в компрессорных установках. Хранение и транспортировка компримированного природного газа происходит в специальных накопителях газа под давлением 200—220 бар. Также используется добавление к компримированному природному газу биогаза, что позволяет снизить выбросы углерода в атмосферу.

Сжатый природный газ как топливо имеет целый ряд преимуществ:

  • Метан (основной компонент природного газа) легче воздуха и в случае аварийного разлива он быстро испаряется, в отличие от более тяжёлого пропана, накапливающегося в естественных и искусственных углублениях и создающего опасность взрыва.

  • Не токсичен в малых концентрациях;

  • Не вызывает коррозии металлов.

  • Компримированный природный газ дешевле, чем любое нефтяное топливо, в том числе и дизельное, но по калорийности их превосходит.

  • Низкая температура кипения гарантирует полное испарение природного газа при самых низких температурах окружающего воздуха.

  • Природный газ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД. Отводимые дымовые газы не имеют примесей серы и не разрушают металл дымовой трубы.

  • Эксплуатационные затраты на обслуживание газовых котельных также ниже, чем традиционных.

Еще одной особенностью сжатого природного газа является то, что котлы, работающие на природном газе, имеют больший КПД — до 94 %, не требуют расхода топлива на предварительный его подогрев зимой (как мазутные и пропан-бутановые).

Производство КПГ осуществляется на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Природный газ, основным компонентом которого является метан, поступает по газопроводу на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию, где очищается от механических примесей, сжимается до 25 МПа, охлаждается, очищается от масла и влаги, накапливается в аккумуляторах газа и реализуется через заправочные колонки потребителям в виде компримированного природного газа.

Мировыми лидерами по численности метановых автомобилей является Пакистан, Аргентина, Бразилия, Иран, Индия, Япония, Китай. Среди стран Европы можно выделить Италию, Германию, Болгарию, Швецию, Великобританию. В лидерах среди стран постсоветского пространства находится Россия, Украина, Армения, Узбекистан. За последние несколько лет мировой парк автомобилей на метане значительно вырос и составляет около 12 млн. единиц (по данным Международной ассоциации использования природного газа на транспорте).

Новгородская область является лидером среди регионов Северо-Западного федерального округа по количеству автомобильного транспорта общего пользования, использующего компримированный природный газ в качестве моторного топлива. В настоящее время на городских линиях Великого Новгорода эксплуатируются 227 автобусов большой и особо большой вместимости, 148 из которых работают на газовом топливе. В общей сложности из 580 автобусов, которые осуществляют перевозки пассажиров и багажа по территории области, 195 единиц используют газомоторное топливо (в том числе 165 единиц – компримированный природный газ). Автотранспортные предприятия, использующие автобусы, которые работают на КПГ: ОАО «Автобусный парк», ООО «Автопрокат», ООО «АТП-3» (работают на городских линиях), ООО «Межмуниципальное ПАТП-1», ООО «Городское ПАТП» (работают на городских и пригородных маршрутах на территории Новгородского муниципального района). Предпочтение было отдано отечественным автобусам (рис.1, рис.2), а газовое топливо поставляет «Газпромнефть». В результате повышена экологичность, комфортность и надежность автобусов - основного вида транспорта в Великом Новгороде. Мы рассчитываем, что повысится их привлекательность и для тех, кто пока пользуется личным транспортом. Это еще один шаг в борьбе с пробками. Автопредприятиями области в 2014 – 2015 годах планируется переоборудование и приобретение более 70 автотранспортных средств на КПГ.



Рис. 1 Газовая модификация автобуса ПАЗ-320412



Рис. 2 Газовая модификация автобуса НЕФАЗ-5299-30-31

Во многих городах Европы ежегодно выбираются «зеленые столицы». Основная суть «зеленых решений» в развитии городской инфраструктуры, повышении качества жизни горожан и одновременно - охране окружающей среды, что тоже сказывается на качестве жизни. Уже можно говорить, что Великий Новгород присоединяется к европейскому проекту «зеленых решений».

Новгородская область – активно развивающийся регион. Мы не боимся экспериментов и с готовностью перенимаем технологии, в особенности те, которые позволяют сохранять уникальную экологию региона и способствовать освоению культурно-исторического наследия.



Наши намерения:

постепенно перевести автотранспорт общего пользования на компримированный природный газ – метан.



Выгодность использования природного газа перед бензином или дизельным топливом очевидна.

Во-первых, благодаря тому, что метан в 2,5 раза дешевле, снижаются затраты на автомобильный транспорт общего пользования и сокращаются убытки. Затраты на топливо – одна из самых больших составляющих в себестоимости производимой продукции и оказании транспортных услуг. Использование природного газа в качестве моторного топлива на транспорте позволяет снизить транспортно-эксплуатационные затраты и себестоимость перевозимой продукции за счет того, что при эксплуатации автомобилей на бензине затраты на топливо составляют 25-30% в себестоимости перевозки, а при использовании КПГ – 10-15%, что дает экономический эффект и сказывается на конечной стоимости продукции. Экономическая эффективность применения природного газа в качестве моторного топлива во многом определяется возможностью его использования без химической переработки. Поэтому во всем мире стоимость компримированного природного газа по отношению к нефтяным топливам гораздо ниже.

Во-вторых, газовое топливо безвредно для окружающей среды. По мнению экспертов, использование в качестве моторного топлива, не бензина (дизельного топлива), а компримированного природного газа поможет снизить вредное воздействие от автомобилей на экологию. Предполагается, что суммарная токсичность выхлопных газов уменьшится в 1,5-2 раза, поскольку высокое содержание водорода в компримированном природном газе обеспечивает более полное его сгорание, что способствует снижению уровня угарного газа в выхлопах автомобилей.

Правда, газовые автобусы и другой автотранспорт с газовым двигателем, стоит дороже, чем обычные. Но, по мнению экспертов, через 2-3-5 лет все расходы окупаются, и эффективность использования газа становится очевидна.

Еще одно немаловажное преимущество использования КПГ в качестве моторного топлива – отсутствие возможности хищения.

Кроме того, мы выполняем рекомендации нормативных правовых документов в сфере энергосбережения и энергоэффективности.



Сдерживающим фактором перевода автотранспортных средств на газ метан в области является недостаточное количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В настоящее время в области действует всего одна такая станция в Великом Новгороде. Но мы надеемся, что на основе частно-государственного партнерства эта проблема будет успешно решена.

Правительство области тесно сотрудничает с ОАО «Газпром», ООО «Газпром газомоторное топливо». Между Правительством Новгородской области и ООО «Газпром газомоторное топливо» заключено соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. Соглашение предусматривает, в том числе строительство на территории области новых АГНКС.

Уже сейчас определено место для строительства еще одной АГНКС для заправки сжатым природным газом газобаллонных автомобилей и передвижных автозаправщиков на территории области. В настоящее время победителем конкурса (ООО «Газпром газомоторное топливо») на право аренды земельного участка под строительство АГНКС проводятся работы по получению технических условий на подключение к инженерным сетям и по согласованию проектно-сметной документации. Планируемый срок начала строительства – 2015 год.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №767-р и в целях расширения использования компримированного природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива на территории Новгородской области 13 декабря 2013 года принято распоряжение Правительства Новгородской области № 241-рг «О мероприятиях по переводу автомобильного транспорта, сельскохозяйственной техники и транспорта жилищно-коммунальных служб на использование природного газа в качестве моторного топлива на территории Новгородской области».



Таким образом, в Новгородской области планомерно реализуются мероприятия в области энергосбережения и энергоэффективности, в первую очередь, в секторе организации регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования.
Заместитель руководителя департамента

транспорта Новгородской области В.М. Карпунин


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница