Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях сибири и северо-востока СССР



страница1/6
Дата01.08.2016
Размер0.84 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4   5   6
ВСН 137-77
----------------------
Минстансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ЗИМНИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА СНЕЖНОМ И ЛЕДЯНОМ ПОКРОВЕ В УСЛОВИЯХ СИБИРИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА СССР

     


Дата введения 1977-07-01

УТВЕРЖДЕНЫ Главным техническим управлением Министерства транспортного строительства 11 марта 1977 г., приказ N 8


ВНЕСЕНЫ Государственным Всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии)

           

ВЗАМЕН "Технических указаний по строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" ВСН 137-68
ПРЕДИСЛОВИЕ

"Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" разработана Омским филиалом Государственного Всесоюзного дорожного научно-исследовательского института (Союздорнии).

В "Инструкции" приводятся технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели вновь строящихся и реконструируемых автозимников, указания по изысканиям, проектированию, строительству и содержанию сухопутных и ледовых автозимников и автозимников с продленными сроками эксплуатации на территории Сибири и Северо-Востока СССР.

"Инструкция" разработана на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации зимних автомобильных дорог, результатов исследований, проводившихся в последние годы Омским филиалом Союздорнии с использованием научно-технического отчета докт. техн. наук И.А.Золотаря и материалов проектных, строительных и научно-исследовательских организаций (Главтранспроекта, Союздорпроекта, Гипродорнии и его филиалов, Дальстройпроекта, СибЦНИИСа, Якутавтодора, Магаданавтодора, Якутдортранса, Ушосдора объединения "Северовостокзолото" и др.).

"Инструкцию" разработали кандидаты технических наук Н.Ф.Савко и Н.М.Тупицын при участии кандидатов технических наук Г.В.Бялобжеского (Гипродорнии) и И.Л.Борщука, канд. геогр. наук В.Р.Алексеева (Институт географии Сибири и Дальнего Востока) и инженеров А.П.Казакова, Н.К.Ланецкого и Е.В.Константинова (Якутдортранс).

           


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая "Инструкция" распространяется на проектирование, строительство и содержание вновь строящихся и реконструируемых зимних автомобильных дорог на территории Сибири и Северо-Востока СССР, где выделено четыре основных района со специфическими природными особенностями. Краткая географическая характеристика районов и основные климатические показатели зимнего периода на указанной территории, требующиеся для экономических и технических расчетов, приведены в приложении 1.

"Инструкция" может быть использована также при проектировании и строительстве зимних автомобильных дорог на европейской части СССР с устойчивым и продолжительным зимним периодом, с корректировкой на местах отдельных положений "Инструкции" в соответствии с природно-климатическими особенностями района строительства.
1.2. К зимним автомобильным дорогам - автозимникам - относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта.
1.3. Автозимники подразделяются:

а) по продолжительности эксплуатации:

на регулярные, возобновляемые каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе;

временные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов;

разового пользования, служащие для разового пропуска колонн автомобилей;

б) по расположению на местности:

на сухопутные, прокладываемые по суше;

ледовые, прокладываемые по льду рек, озер или морей.

Примечание. Разновидностью ледовых автозимников являются переправы по льду через водотоки на сухопутных автозимниках;
в) по продолжительности использования времени года:

на автозимники, предназначенные для эксплуатации только в период с устойчивыми отрицательными температурами воздуха;

на автозимники с продленными сроками эксплуатации, обеспечивающие проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года.
1.4. Автозимники в зависимости от размеров расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения подразделяются на две категории:

I категория - автозимники с перспективной (на 3-5 лет) грузонапряженностью свыше 50 тыс. т нетто в год или с расчетной интенсивностью движения, приведенной к автомобилю грузоподъемностью 5 т, свыше 150авт/сутки;

II категория - автозимники с перспективной грузонапряженностью 50 тыс. т нетто в год и менее или с расчетной интенсивностью движения до 150 авт/сутки.
1.5. Автозимники надлежит проектировать в комплексе с выбором рациональных типов транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов на складах и организации перевозок во времени с учетом изменения несущей способности полотна автозимника.

При обосновании проектных решений необходимо учитывать, что автозимники должны отвечать следующим требованиям:

сооружаться быстрыми темпами при максимальной механизации работ;

выдерживать расчетные нагрузки и обеспечивать необходимую пропускную способность всех видов транспортных средств (колесные, гусеничные, санные поезда);

быть устойчивыми и прочными в течение требуемого времени эксплуатации;

легко восстанавливаться после разрушения от воздействия транспортных средств.

При строительстве автозимников следует максимально использовать местные строительные материалы.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1. Автозимники должны обеспечивать безопасное, бесперебойное и удобное движение автомобилей с заданными расчетными скоростями и нагрузками.

Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей регулярных и временных автозимников следует принимать по табл.1.

Расчетные скорости, установленные в табл.1 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать при соответствующем обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка автозимника.


Таблица 1













Категория автозимников

Расчетные скорости, км/ч

 

основные

допускаемые для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей на трудных участках местности

 

 

пересеченной

горной

I

60

40

30

II

50

30

25

Примечания. 1. В табл.1 для расчета элементов плана и продольного профиля приведены наибольшие возможные скорости движения одиночных автомобилей исходя из безопасности движения при коэффициенте сцепления колес с покрытием автозимника .
2. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или недостаточно устойчивыми склонами.
Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей временных автозимников при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается уменьшать против соответствующих значений, приведенных в табл.1, но не более чем на 20%.
2.2. Расчетные скорости движения для автозимников разового пользования не нормируются. Элементы плана, продольного и поперечного профилей таких автозимников назначают из условия обеспечения при минимальных объемах и стоимости строительства, безопасного пропуска автомобилей на пределе их технических возможностей.
2.3. Основные параметры поперечного профиля регулярных и временных автозимников в зависимости от их категории следует принимать по табл.2.
Таблица 2










Наименование параметров

Основные параметры поперечного профиля для автозимников

 

I категории

II категории

Число полос движения, шт

2

2

Ширина полосы движения, м

3,5

3

Ширина проезжей части, м

7

6

Ширина обочин, м

1,5

1,5

Ширина полотна автозимника, м

10

9

           

Примечания. 1. Ширина полосы движения в табл.2 дана для расчетного автомобиля шириной 2,75 м. Если ширина расчетного автомобиля превышает 2,75 м, ширину полосы движения  следует устанавливать расчетом по формуле



 м,

где  - ширина расчетного автомобиля, м.


2. Ширину обочин на участках автозимников, где тракторный путь автозимника совмещается с основной дорогой, следует принимать не менее 4 м.

2.4. В условиях пересеченной и горной местности регулярные автозимники II категории и временные автозимники допускается проектировать с одной полосой движения шириной 4,5 м при ширине полотна не менее 6м. В этих случаях необходимо предусматривать устройство разъездов длиной не менее 50 м и шириной не менее 8м. Расстояние между разъездами устанавливают в горной местности в пределах видимости встречного автомобиля, а в равнинной и пересеченной местности - 400-500 м.


2.5. План и продольный профиль автозимников надлежит проектировать из условия наименьшего ограничения скоростей, обеспечения безопасности движения и наилучшей защиты дороги от снежных заносов.

Во всех случаях, когда по условиям местности представляется технически возможным и экономически целесообразным, в проектах следует предусматривать:

продольные уклоны - не более 40‰;

радиусы кривых в плане - не менее 150 м;

расстояние видимости поверхности дороги - не менее 150 м;

радиусы вертикальных выпуклых кривых - не менее 5000 м и вертикальных вогнутых кривых - не менее 2000м.


2.6. В случаях, когда по условиям местности не представляется возможным выполнить требования п.2.5 или выполнение их вызывает существенное увеличение объемов работ и стоимости строительства автозимника, при проектировании допускается необходимое снижение норм на основе технико-экономического сопоставления вариантов по стоимости строительства, затратам на ремонт и содержание, себестоимости перевозок, степени безопасности движения и изменениям производственных условий обслуживаемых автозимником хозяйств. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл.3, исходя из расчетных скоростей движения по категориям автозимников, приведенных в табл.1.
Таблица 3

























Расчетная скорость,км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Расчетные расстояния видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м

 

 

поверхности дороги

встречного автомобиля

в плане

в продольном профиле

 

 

 

 

 

выпуклых

вогнутых

 

 

 

 

 

 

основные

в исклю-
чительных случаях

60

50

100

200

125

2500

1500

600

50

60

85

170

100

1500

1200

400

40

80

75

150

60

1000

1000

300

30
и менее

90

60

120

30

600

600

200

2.7. При определении наибольших продольных уклонов на автозимниках, рассчитанных на движение автопоездов, следует учитывать указания табл.4.


Таблица 4







Колесная формула транспортных средств

Наибольшие продольные уклоны, ‰

4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х6

80

8х4

60

6х2

40

8х2

30

2.8. При радиусах кривых в плане менее 350 м необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин так, чтобы ширина обочин на кривых была не менее 1 м.



Величины полного уширения двухполосной проезжей части автозимников на закруглениях следует принимать по табл.5. Для однополосных дорог величину полного уширения проезжей части уменьшают в два раза по сравнению с нормами табл.5.
Таблица 5

























Радиусы кривых в плане, м

Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с м

 

одиночных при м 
и автопоездов 
при  м

13

15

18

20

23

25

300-350

0,6

0,8

0,9

1,1

1,5

1,6

2,1

200-250

0,8

1,0

1,1

1,5

2,0

2,2

2,8

125-150

0,9

1,4

1,5

2,2

2,7

3,0

-

100-90

1,1

1,8

2,0

3,0

3,5

-

-

80

1,2

2,0

2,3

3,5

-

-

-

70

1,3

2,2

2,5

-

-

-

-

60

1,4

2,8

3,0

-

-

-

-

50

1,5

3,0

3,5

-

-

-

-

40

1,8

3,5

-

-

-

-

-

30

2,2

-

-

-

-

-

-

Примечание.  - расстояние от переднего бампера до задней оси автомобиля, полуприцепа или прицепа.
При недостаточной ширине обочин для размещения уширений проезжей части с соблюдением указанных условий следует предусматривать соответствующее уширение полотна автозимника. Уширение проезжей части начинают на прямой и постепенно увеличивают пропорционально расстоянию от начала переходной кривой, чтобы у начала круговой кривой оно достигало величины, указанной в табл.5.

В горной местности, в виде исключения, допускается размещать уширение проезжей части автозимников частично с внешней стороны закругления.

Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более чем на 2-3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройство таких уширений.

Устройство виражей и поперечных уклонов проезжей части на автозимниках не предусматривают.


2.9. При совпадении наибольших продольных уклонов с кривыми радиусом 50 м и менее необходимо предусматривать следующее снижение продольных уклонов против норм, указанных в табл.3:





















Радиусы кривых в плане, м

Величины снижения наибольших продольных уклонов, ‰










50

10







45

15







40

20







35

25







30

30




2.10. Переломы проектной линии продольного профиля при алгебраической разности уклонов 20‰ и более следует сопрягать вертикальными кривыми, обеспечивающими плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей. Наименьшие радиусы вертикальных кривых принимают по табл.3.

Расстояние между вершинами переломов продольного профиля должно обеспечивать размещение вертикальных кривых и составлять в равнинной и пересеченной местности не менее 100 м, а в горной местности - не менее 50 м.


2.11. На подходах к мостам и ледяным переправам длиной более 6 м в обе стороны от них назначают не менее чем на 20 м такие же элементы плана (прямая или кривая), как и на самом мосту или переправе.

Продольные уклоны на малых и средних мостах не должны превышать норм, приведенных в табл.3 и 4.


2.12. Ширина просеки определяется шириной полотна автозимника.

Для обеспечения видимости на кривых ширину просеки с внутренней стороны кривой увеличивают по расчету.


2.13. Автозимники проектируют в две стадии. На первой стадии (этапе) составляют технико-экономическое обоснование, на второй - техно-рабочий проект.

До полевых изысканий в подготовительный период предусматривают сбор и изучение литературных, фондовых материалов в проектных, строительных и эксплуатационных организациях, в организациях гидрометеослужбы и геологических управлениях:

а) топографических карт, планов и данных съемок местности, выполненных различными ведомствами и учреждениями в районе строительства;

б) сведений о природно-климатических условиях: режиме снегового покрова, продолжительности санного пути, частоте и интенсивности метелей, изменении температуры воздуха, режиме рек (сроки ледохода и ледостава, толщина льда, наличие наледей, полыней и пр.); о почвенно-грунтовых условиях, болотах, судоходных реках и т.д.;

в) материалов, отражающих опыт строительства и эксплуатации автозимников, автомобильных и железных дорог в районе проектирования или других, аналогичных по природным условиям, районах;

г) сведений о месторождениях и наличии строительных материалов, ресурсах рабочей силы и механизмов для строительства автозимника.

При технико-экономическом обосновании выявляют структуру грузов и пункты их концентрации, целесообразное направление трассы, устанавливают категорию автозимника и основные технические нормативы, расчетный тип подвижного состава, конструкцию и время эксплуатации автозимника; определяют экономическую целесообразность строительства, реконструкции или продления сроков службы автозимника в соответствии с приложением 2.

После рассмотрения и утверждения материалов технико-экономического обоснования выполняют технические изыскания и составляют техно-рабочий проект на строительство автозимника.



Рис.4 Карта средних наибольших декадных высот снежного покрова на зиму (см)

4) средних дат замерзания рек (рис.5) и средних дат вскрытия рек (рис.6), позволяющих судить о сроках эксплуатации ледовых автозимников и ледяных переправ, начале работ по усилению ледяных переправ, а также о сроках подготовки к пропуску паводковых вод.

Рис.5 Карта средних дат замерзания рек 




Рис.6 Карта средних дат вскрытия рек

Приложение 2

 


Каталог: default -> download
download -> Генеральный директор
download -> Технологическая карта на бетонные и железобетонные работы
download -> Программа студийных занятий с детьми Часть 1 Человек определяется тем, что он любит и как он любит. И. А. Ильин
download -> Занимаемая должность Уровень образования
download -> Бетонирование перекрытия типового этажа монолитного здания
download -> Производство работ по укладке бетонной смеси при устройстве монолитных железобетонных конструкций
download -> Проект производства работ
download -> Типовая технологическая карта (ттк) автоматическая сварка на трассе одиночных стальных труб д 1420 мм в нитку с применением комплекса crc-evans aw


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница