Информация о влиянии «налогового маневра» на нефтяной сектор экономики



Дата26.07.2016
Размер38.2 Kb.
Информация

о влиянии «налогового маневра» на нефтяной сектор экономики

из доклада Президенту Российской Федерации

«Налоговый маневр» направлен не на изыскание дополнительных источников бюджетных поступлений, а на кардинальную реформу налогообложения добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, предусматривающую перенос фискальной нагрузки с экспорта нефти на ее добычу за счет поэтапного снижения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат, снижением ставок акциза на нефтепродукты, а также предоставлением налоговой поддержки производителям в виде вычетов из обязательств по уплате акциза на нефтепродукты при реализации на внутреннем рынке отдельных нефтепродуктов (бензин и ароматические углеводороды для нужд нефтехимических производств, авиационный керосин).

Реформа налогообложения разработана в соответствии с проводимой политикой Правительства Российской Федерации, направленной на поэтапный отказ от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Кроме того, реализация налогового маневра при торговле в рамках Евразийского экономического союза позволяет сократить потери федерального бюджета.

Реализация с 1 января 2015 года предложенных мер по сравнению с условиями налогового и таможенно-тарифного регулирования 2014 года должна была способствовать росту маржи переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах Российской Федерации; усилению экономических стимулов к ускоренной модернизации отечественной нефтепереработки, направленной на максимальное сокращение выработки темных нефтепродуктов и увеличение выхода светлых нефтепродуктов; снижению фискальной нагрузки на добычу нефти, при добыче которой не предоставлено каких-либо льгот по налогу на добычу полезных ископаемых и (или) вывозной таможенной пошлине.

Проведенный Правительством Российской Федерации анализ влияния «налогового маневра» на экономические показатели хозяйствующих субъектов за январь – июнь 2015 года подтверждает достижение поставленных задач и показывает, что, несмотря на существенно изменившиеся макроэкономические условия (курс доллара к рублю, цена на нефть) по сравнению с параметрами, в которых разрабатывался «налоговый маневр», его реализация не привела к возникновению системных рисков в нефтяной отрасли (к снижению объемов добычи нефти, экспорта нефти и нефтепродуктов, производства нефтепродуктов, дефициту нефтепродуктов) и не оказала существенного влияния на финансово-экономические показатели хозяйствующих субъектов.

Так, в первом полугодии 2015 года показатели деятельности добывающих компаний по эксплуатационному бурению, вводу новых скважин, добыче нефти и производству автомобильного бензина указывают на положительную динамику относительно аналогичного периода 2014 года, за исключением производства топочного мазута. Это свидетельствует о положительном влиянии «налогового маневра» в нефтяной отрасли в отношении сокращения выпуска темных нефтепродуктов и увеличения выпуска светлых нефтепродуктов, в том числе моторных масел.

При этом наблюдается рост добычи нефти и газового конденсата за первое полугодие 2015 года относительно первого полугодия 2014 года на 0,2%.

В сегменте нефтепереработки влияние «налогового маневра» также положительное: несмотря на то, что маржа переработки нефтеперерабывающих заводов в действующих макроэкономических условиях в среднем ниже, чем в 2014 году, тем не менее она превышает маржу переработки при варианте введения 100-процентной экспортной пошлины на темные нефтепродукты с 2015 года, в среднем на 700 рублей за тонну.

При этом в соответствии с отчетностью компаний, составленной по международным стандартам финансовой отчетности, выручка добывающих компаний, выраженная в рублях Российской Федерации, в результате снижения мировых цен на нефть и девальвации рубля в первом полугодии 2015 года в целом соответствует показателям аналогичного периода 2014 года и, несмотря на изменение макроэкономических показателей, большинство нефтяных компаний продолжает осуществлять инвестиции на сопоставимом с первым полугодием 2014 года уровне, причем большая часть инвестиций приходится на сегмент «разведка и добыча», превышая значения понесенных капитальных затрат в этом сегменте в первом полугодии 2014 года.

Кроме того, несмотря на изменившиеся макроэкономические условия, нефтяные компании не отказываются от обязательств, взятых на себя в рамках четырехсторонних соглашений по модернизации нефтеперерабатывающих производств, предусматривающих производство конкретного количества нефтепродуктов, соответствующего определенным качественным характеристикам.

Так, за первое полугодие 2015 года фактически произведено: автомобильных бензинов, соответствующих техническому регламенту Таможенного союза 19324,6 тыс. тонн (99,8% от плана), дизельного топлива – 37588 тыс. тонн (94,8%), авиационного керосина – 4640,5 тыс. тонн. (80,8%).

При этом невыполнение заявленных объемов производства указанных нефтепродуктов к корректировке параметров четырехсторонних соглашений не привело.

Следует отметить, что в результате роста отпускных цен производителей автомобильного топлива в период с января по июнь 2015 года рост розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-95 составил в среднем 10%, что соответствует прогнозируемым последствиям «налогового маневра».

При этом основные потери при снижении цен на нефть в 2015 году несет государство: по сравнению с возможными доходами, рассчитанными в сценарных условиях подготовки «налогового маневра» – цена нефти 100 долларов США и обменный курс 38 рублей за доллар США (базовый сценарий) фактические доходы федерального бюджета Российской Федерации на один баррель нефти за январь-июнь 2015 года меньше на 22,2% и составляют 2059 рублей за баррель, или 32,2 доллара за баррель (ниже расчетных доходов по базовому сценарию на 49%.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница