Информационно-аналитического обеспечения водного хозяйства



Скачать 218.71 Kb.
Дата11.08.2016
Размер218.71 Kb.

Федеральное агентство водных ресурсов

Проект


(вторая редакция)

Концепция


информационно-аналитического обеспечения

водного хозяйства

г. Москва

2005год

Состояние информационно-аналитического обеспечения водного хозяйства
Действующая система информационно-аналитического обеспечения водного хозяйства регламентируется рядом правовых и нормативных актов, регулирующих вопросы сбора и обработки информации о водных ресурсах:

В настоящее время в системе водного хозяйства функционируют:



  • территориально распределенная информационно-аналитическая система ведения Государственного водного кадастра;

  • территориально-распределенная информационно-аналитическая система ведения Российского регистра гидротехнических сооружений.

В стадии разработки находятся:

информационное обеспечение по регулированию и использованию водных ресурсов, по организации и проведению противопаводковых мероприятий;

информационная система ведения мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

система ведения паспортов трансграничных водных объектов.



Основными проблемами в области формирования и использования государственных информационных ресурсов в сфере водного хозяйства являются:

- недостаточность существующей нормативно-правовой базы системы сбора, хранения, анализа и доведения до потребителя информационных ресурсов;



- отсутствие реального организационно-финансового механизма формирования рынка информационных ресурсов;

- низкий уровень парка компьютерной техники территориальных органов и подведомственных организаций, отсутствие волоконно-оптической линии связи между Агентством и его территориальными органами. Уровень автоматизации рабочих процессов служащих (обеспеченность СВТ составляет 30% от необходимого уровня), компьютеры, находящиеся на балансе на 70% не соответствую современным требованиям, из-за чего в деятельности Агентства невозможно применение современного программного обеспечения;

-отсутствие, или слабая развитость сетевой инфраструктуры агентства в целом, из-за чего тормозятся процессы обработки и выпуска документов;

-отсутствие унифицированного программного обеспечения, исключающего несогласование и несоответствие выпускаемых и получаемых электронных форматов документов;

-недостаточное использование потенциала глобальной сети Интернет, что исключает широкое применение электронной почты, справочных систем, новейшей информации, международном опыте и др.

- слабая развитость системы информационной безопасности в целом по агентству может приводить к безвозвратной потере ценных данных, накапливаемых в течение длительного промежутка времени. В целом, система безопасности на местах ограничивается применением простых антивирусных программ (не всегда лицензионных, из-за чего не своевременно обновляемых антивирусных баз данных и как последствие – заражение вирусами), на аппаратном уровне слабо применяются системы брандмауэров, построение местных локальных сетей так же не предусматривает комплексной защиты ресурсов.

- программное обеспечение, применяемое в деятельности агентства, за редким исключением, является нелицензионным, что противоречит информационной политике Российской Федерации;

- отсутствует комплексная система электронного документооборота в целом по Агентству и в частности по центральному аппарату и его территориальным органам;

- не существует программы комплексной информатизации Федерального агентства.

Особенностью водных, водохозяйственных и других объектов (реки, озера, каналы, водохранилища, гидротехнические сооружения) является их существенная протяженность и распределенность по всей территории России и сопредельных государств. Причем наличие информации о точном местоположении объектов, их взаимном расположении и взаимосвязи существенно влияет на качество управленческих решений, принимаемых и реализуемых на различных уровнях: федеральном, бассейновом, территориальном и местном.

В связи с этим, при выборе подходов к созданию современного информационного обеспечения предприятий, учреждений и органов Федерального агентства водных ресурсов всех уровней необходимо ориентироваться на геоинформационные технологии, которые позволяют организовать обработку и представление пространственной информации как в традиционном виде набора чисел и текстов, так и в форме электронных карт территорий. Поэтому все блоки информации должны содержать как описательную (атрибутивную) информацию (наименование, количественные характеристики, административную принадлежность и др.), так и пространственную информацию, характеризующую местоположение объекта на поверхности земли.

В целях обеспечения перехода Росводресурсов на качественно новый уровень информационной поддержки деятельности агентства требуется разработать концепцию информационно – аналитического обеспечения водного хозяйства. В программе работ по реализации Концепции следует обеспечить унификацию процедур получения исходных данных, создание распределенной (но связанной через Интернет) базы этих данных и результирующее представление информации на основе геоинформационных технологий.

  1. Общие положения

Информационно-аналитическая система водного хозяйства (ИАС–Вода) - организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов и технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующая информационные процессы по обеспечению подготовки и принятия управленческих решений в области регулирования водопользования, обеспечения безопасности водохозяйственных систем и ГТС на основе интеграции информационных потоков и создания единого информационного пространства.

Информационно-аналитическая система водного хозяйства создается в соответствии с положениями Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", Водного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1244-р от 27 сентября 2004 г., Основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2004 № 742-р иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного от 16 июня 2004 г. № 282.

  1. Основные направления

Информационно-аналитическая система водного хозяйства призвана обеспечить следующие основные направления государственного управления водным фондом:

государственное регулирование и координация работ по изучению, охране, воспроизводству и использованию водных ресурсов;

управление государственным водным фондом, обеспечение качества водных ресурсов;

реализация задач, поставленных подпрограммой «Водные ресурсы и объекты» ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.2001 № 860;


  • информационное обеспечение разработки и реализации ведомственных целевых программ: «Обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах»; «Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод»; «Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений» (разрабатываются в соответствии с приказом Федерального агентства водных ресурсов от 06.07.2005 № 100 «О разработке ведомственных целевых программ»), схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР), а также других программ и схем, связанных с вопросами водопользования;

функционирование государственной системы лицензирования и договоров пользования водными объектами, а также водохозяйственной экспертизы;

осуществление государственного мониторинга водных объектов;

государственный учет и государственная регистрация работ по изучению и использованию водно-ресурсного потенциала страны;

обеспечение ведения государственного водного кадастра и российского регистра ГТС;

обеспечение сбора, учета, сохранности и упорядочения использования водохозяйственной информации, полученной за счет государственных средств и других источников финансирования.


3.Цели создания Информационно-аналитической системы водного хозяйства


Информационно-аналитическая система водного хозяйства создается в целях:

информационно-аналитического обеспечения основных групп потребителей водохозяйственной информации (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также водопользователей, общественных организаций и населения);

создания государственных информационных ресурсов водного хозяйства, необходимых для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, достижения планов удвоения ВВП страны;

ускорения процедур прохождения информации от стадии сбора первичной информации территориальными отдела Бассейновых управлений и учреждений до анализа преобразованных сведений на федеральном уровне;

повышения качества обработки и обеспечения надежности хранения водохозяйственной информации;

достижения открытости, прозрачности и управляемости информационных процессов в системе водного хозяйства страны.



4.Основные задачи Информационно-аналитической системы водного хозяйства

Функционирование «ИАС–Вода» должно обеспечить решение следующих основных задач:


создание единой нормативно-правовой, методической, организационной, метрологической и технологической основы формирования и использования информационных ресурсов водного хозяйства;

осуществление координации деятельности по созданию, обеспечению функционирования и совершенствования систем государственного мониторинга состояния водных объектов и использования водных ресурсов;

формирование фондов государственных информационных ресурсов водного хозяйства на федеральном и бассейновом уровнях, включающих кадастровые и иные данные о состоянии водных ресурсов, об их использовании и охране;

обеспечение сбора, накопления, обработки, анализа и распространения данных для оценки состояния водных объектов и прогноза их изменений под влиянием различных факторов, а также социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов и подведомственных организаций Росводресурсов;

развитие и стандартизация автоматизированных технологий мониторинга состояния водных объектов, подготовка и распространение регламентированной водохозяйственной информации в установленном порядке и режиме;

обеспечение связи с Российским фондом информации и Ситуационным центром МПР России, иными ведомственными информационными системами и центрами данных, и обеспечение доступа к информационным ресурсам отраслевого фонда водохозяйственной информации («Акваинфотека») и иных держателей отраслевой информации в установленном порядке;

обеспечение безопасности и устойчивости функционирования информационных технологий, а также защиты информационных ресурсов.

5. Основные принципы




Основными принципами создания Информационно-аналитической системы водного хозяйства являются:


создание и разработка системы должны проводиться с использованием средств и технологий обработки информации на основе соответствующих государственных стандартов;

корпоративный характер Информационно-аналитической системы водного хозяйства, обусловленный местом Росводресурсов в структуре органов федеральной власти и управления;

учет и сбалансированность интересов Российской Федерации в целом, ее субъектов, производителей, владельцев и пользователей водохозяйственной информации;

открытость Информационно-аналитической системы водного хозяйства, ее взаимодействие и информационный обмен с отечественными (федеральными, ведомственными, региональными и др.) и зарубежными природно-ресурсными и экологическими информационными системами и банками данных;

преемственность и управляемость перехода от действующей системы сбора и хранения водохозяйственной информации в бассейновых водных управлениях и федеральных учреждениях к информационной компьютерной системе, базирующейся на современных информационных технологиях и программно-технических средствах;

использование научных и практических результатов ранее выполненных работ по созданию систем мониторинга водных объектов и оценки водных ресурсов, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса;

информационная совместимость элементов «ИАС–Вода» на основе стандартизации и унификации программно-технического и нормативно-правового обеспечения ее создания и функционирования;

этапность проектирования и внедрения «ИАС–Вода» и ее элементов с целью минимизации затрат, эффективного использования выделяемых ресурсов и оперативного внедрения разработок, включая максимальное использование средств и ресурсов, имеющихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации;

широкое использование новых технических средств и современных высокоэффективных информационных технологий;

активное участие Росводресурсов, его территориальных органов и подведомственных организаций в разработке и внедрении Информационно-аналитической системы водного хозяйства на всех уровнях;

управление информацией о состоянии водных объектов и использования водных ресурсов, в соответствии с согласованными регламентами получения, обмена и распространения данных и информационной продукции.

6.Организационная структура Информационно-аналитической системы водного хозяйства



Система имеет иерархическую многоуровневую структуру:

уровень организаций, формирующих исходную информацию, представлен информационными службами, архивами (фондами), системами мониторинга организаций-производителей водохозяйственной информации, занимающихся изучением и использованием водных ресурсов (объектов);

территориальный уровень представлен территориальными и бассейновыми фондами водохозяйственной информации, находящимися в ведении территориальных органов Росводресурсов;

федеральный уровень представлен: отраслевым фондом водохозяйственной информации (ФГУ «Акваинфотека), Информационно-аналитическим центром Росводресурсов, Центром регистра и кадастра и иными организациями, обеспечивающими формирование и ведение банков данных федерального значения, интеграцию информационных ресурсов в Информационно-аналитическую систему водного хозяйства.




7. Организация передачи информации
Передача информации между уровнями и элементами Информационно-аналитической системы водного хозяйства с целью ее сбора, хранения и использования осуществляется на основе:

нормативно-правовых актов по вопросам информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды;

нормативно-правовых и методических документов МПР России, Росводресурсов, включая регламенты взаимообмена информацией на различных уровнях Информационно-аналитической системы водного хозяйства;

соглашений между Росводресусами и федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями;

лицензионных условий и/или договоров на водопользование.

8.Информационная инфраструктура и программно-технические средства

8.1.Создание информационной инфраструктуры и программно-технических средств в Информационно-аналитической системы водного хозяйства предполагает:

упорядочение системы сбора, учета, хранения и использования первичных материалов о водном объекте и водохозяйственной ситуации;

формирование и развитие баз и банков данных водохозяйственной информации (включая формирование архивов в виде каталогов и электронных баз данных) с учетом действующих в сфере информатики международных и российских нормативов и стандартов, а также единой системы справочников, классификаторов и кодификаторов используемых в автоматизированных системах Росводресурсов;

развитие системы фондов водохозяйственной информации на основе современных информационных технологий, создание базы данных научно-технической информации по водопользованию и охране водных ресурсов;

разработку комплекса моделей для анализа и прогноза основных параметров состояния водных объектов (опасные ледовые явления, половодья, паводки);

развитие информационных систем государственного регулирования использования водных ресурсов, включая автоматизированные системы лицензионно-разрешительной деятельности Росводресурсов и государственного водного кадастра;

формирование программно-технических средств, геоинформационных систем и технологий, специализированных комплексов обработки водохозяйственной информации включая картографические данные;

программно-аппаратное и технологическое обеспечение информационных систем, входящих в структуру Информационно-аналитической системы водного хозяйства, модернизацию средств информационно-вычислительной техники в территориальных органах и подведомственных организациях Росводресурсов;

создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы мониторинга состояния водных объектов, и использования водных ресурсов на ГИС основе, разрабатываемой во взаимодействии с федеральными агентствами и службой МПР России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

совершенствование технологий сбора, обработки и использования водохозяйственной информации, получаемой с отечественных и зарубежных космических систем (включая малые спутники) дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), создание распределенной сети для приема и обработки данных ДЗЗ;

создание ведомственной корпоративной телекоммуникационной системы водного хозяйства, основанной на использовании проводных и спутниковых каналов связи с применением современных высокоэффективных технологий обмена данными;

создание Информационно-аналитического центра Росводресурсов с современным программно-аппаратным комплексом;

создание локальных вычислительных сетей с выходом в Internet, наличием необходимых баз данных в подразделениях центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Росводресурсов.

8.2.Создание Информационно-аналитического центра Росводресурсов, который будет базовым элементом всей информационной системы и предназначен для:


  • сбора и отображения пространственно временной информации о состоянии водных объектов и окружающей природной среды с применением больших цифровых экранов и геоинформационных технологий;

  • информационного обеспечения руководства Агентства по вопросам рационального водопользования, в том числе осуществления оперативного контроля хода различных производственных процессов в водном хозяйстве;

  • информационной поддержки процессов принятия решений руководством Агентства, как в обычных условиях, так и в режиме прохождения паводков, половодий и чрезвычайных ситуаций;

  • организации и обеспечения проведения селекторных совещаний с территориальными органами на основе использования техники аудио и телеконференции.

  • координации информационной деятельности и информационно-аналитической поддержки функционирования Бассейновых водных управлений.

  • обеспечения информационного взаимодействия с Ситуационным центром МПР России, РФИ МПР России, а также с информационными центрами Росгидромета, МЧС России и других органов исполнительной власти федерального уровней и территориального уровней.

Важным фактором успешного создания информационной системы Агентства является тесная координация работ по ее созданию с работами, проводимыми в рамках ФЦП «Электронная Россия на 2002-2010 г.г.», что позволит активно использовать результаты уже выполненных проектов, ускорить решение многих системо-технических задач на базе типовых решений и наилучших практик, значительно сократить накладные расходы и риски на обеспечение межведомственного информационного взаимодействия.

9. Финансирование создания Информационно-аналитической системы водного хозяйства


В современных условиях ведущие фирмы мира инвестируют в информатизацию своей деятельности не менее 15% годового бюджета, а на защиту информации - до 10% затрат. В министерствах и ведомствах развитых стран компьютерное оборудование и программное обеспечение полностью обновляется в течение двух лет.

Для достижения оптимального уровня информатизации в Федеральном агентстве водных ресурсов с применением современного лицензионного программного обеспечения необходимо предусмотреть в расходах на информатизацию осуществляемых за счет средств федерального бюджета:

- финансирование поставок СВТ на уровне достаточном для замены устаревшей морально и физически действующей техники;

- финансирование закупки системного и офисного лицензионного программного обеспечения (при норме 40% от стоимости аппаратного обеспечения);

- финансирование закупки, разработки и поддержки специализированного программного обеспечения;

- финансирование внедрения сетевых технологий, обеспечивающих как работу отдельных сетевых сегментов, так и функционирование в целом;

- финансирование комплекса мероприятий по защите информационных систем, включая внедрение систем резервного копирования;

- финансирование разработки и внедрения информационных систем по различным направлениям деятельности Росводресурсов.

Проектирование, создание и эксплуатацию «ИАС-Вода» финансирует Росводресурсы. Возможно привлечение средств заинтересованных федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также предприятий, организаций и институтов, занимающихся изучением и использованием водных ресурсов.

В целом источниками покрытия затрат на создание информационной системы отрасли могут быть средства:

федерального бюджета;

бюджетов субъектов Российской Федерации;

внебюджетных фондов;

коммерческих и других негосударственных структур;

международных фондов и финансовых организаций (ТАСИС, ГЭФ и пр.).

В целях обеспечения методологической связи осуществляемых Агентством работ по информатизации с идеологией и мероприятиями Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1244-р от 27 сентября 2004 г.) необходимо выделить ряд работ, которые целесообразно реализовать в рамках ФЦП «Электронная Россия на 2002-2010гг.».

Состав мероприятий, сроки их осуществления и объемы финансирования определяются программой работ на 2006-2008гг. и до 2010 года по созданию и развитию Информационно-аналитической системы водного хозяйства.

Применительно к услугам по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности, плата должна устанавливаться в размере, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных расходов водохозяйственных организаций на сбор, обобщение, хранение и подготовку к использованию водохозяйственной информации, а также прямых затрат на оказание данной услуги

10. Этапы создания Информационно-аналитической системы водного хозяйства



На первом этапе (2004-2005гг.) осуществляется:

разработка концептуальных документов, инструкций, методик и регламентов, в том числе:

концепция Информационно-аналитической системы водного хозяйства;

программа работ по созданию и развитию Информационно-аналитической системы водного хозяйства на 2006-2008 гг. и до 2010 года;

приказ Росводресурсов по вопросу создания и развития Информационно-аналитической системы водного хозяйства;

документы, определяющие функционирование отраслевого и бассейновых фондов информации по водным ресурсам;

положение о многофункциональной информационной системе центрального аппарата Росводресурсов (МИС Росводресурсы);

регламент представления оперативной и текущей информации водохозяйственного назначения;

положение об Информационно-аналитическом центре Федерального агентства водных ресурсов;

положение об Интернет-портале Росводресурсов.

положение об Интернет-портале территориальных органов Росводресурсов;

-перечень услуг, предоставляемых территориальными органами ФАВР и подведомственными организациями в части водохозяйственной информации;

-проект Порядка предоставления водохозяйственной информации заинтересованным организациям и населению;

подготовка предложений по совершенствованию и пересмотру форм государственной и ведомственной статистической отчетности.

создание информационной инфраструктуры и развитие программно-технических средств:

развитие материально-технической и производственной базы информационно-аналитической системы водного хозяйства;

подготовка системного проекта автоматизированной информационно-коммуникационной системы управления водными ресурсами;

развитие информационного обеспечения регулирования использования водных ресурсов, организация и проведение противопаводковых мероприятий;

создание автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных экономической, финансовой, бухгалтерской, кадровой отчетности и системы электронного делопроизводства;

создание Интернет-портала Росводресурсов, его территориальных органов и подведомственных организаций;

создание Информационн-аналитического центра Росводресурсов, а также центров на базе бассейновых водных управлений;
На втором этапе (2006-2007 гг.) осуществляется:

запуск и отработка «ИАС-Вода» на федеральном и бассейновом уровнях;

внедрение дополнительных программно-технических комплексов, обеспечивающих полноценное функционирование информационной системы;

установка информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями.



На третьем этапе (2007-2010 гг.) достигается устойчивое функционирование и дальнейшее развитие Информационно-аналитической системы водного хозяйства в интересах отраслей экономики и населения предусматривающее:

создание единого информационного пространства в сфере водопользования и на основе реализации проекта создания и развития Информационно-аналитической системы водного хозяйства;

многоуровневое и межведомственное информационное взаимодействие в сфере водопользования и охраны водных ресурсов.

11.Результаты внедрения Информационно-аналитической системы водного хозяйства



Ожидаемым результатом создания и внедрения Информационно-аналитической системы водного хозяйства является формирование повышение эффективности государственного управления водным фондом.

Внедрение Информационно-аналитической системы водного хозяйства позволит обеспечить:


формирование единого информационного пространства в сфере водопользования и охраны водных объектов в рамках общей системы информационной поддержки принятия управленческих решений на государственном уровне;

улучшение качества и сокращение сроков подготовки и принятия решений Росводресурсов, его территориальных органов, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам использования и водных ресурсов;

повышение эффективности использования водохозяйственной информации за счет оптимизации процесса прохождения данных от первоисточника к потребителю и снижения затрат на их сбор и обработку;

повышение оперативности и качества представления информации о ходе выполнения федеральных и ведомственных целевых программ в области использования и охраны водных, эффективности их реализации.



Информационно-аналитической системы водного хозяйства даст возможность обеспечить оперативной и достоверной природно-ресурсной информацией следующие группы потребителей:

федеральные органы государственной власти;

органы межрегионального управления (федеральные округа);

органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

водопользователи (предприятия, организации);

общественные организации, юридические и физические лица, заинтересованные в получении водохозяйственной информации.



*****






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница