«икт как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников»



Скачать 69.91 Kb.
Дата10.03.2016
Размер69.91 Kb.
«ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников»

«Человек образованный — тот,


кто знает, где найти то,
чего он не знает»

Георг Зиммель

В настоящее время в большинстве развитых стран происходит стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Роль информационных технологий должна проявляться не только в системе школьного образования, но и в системе дошкольного образования, где одними из основных участников воспитательного - образовательного процесса являются родители воспитанников, с которыми ДОУ взаимодействует как непосредственно, так и опосредованно. Современные родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь и родителям и педагогам приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства, основанные на применении современных ИКТ.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов.

Средства ИКТ в детском саду:



  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер

  • Видеомагнитофон

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • Фотоаппарат

  • Видеокамера

Использование ИКТ расширяет возможности и педагогов, и родителей и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность социального взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Однако на сегодняшний день существует большое количество нерешенных вопросов в нашем дошкольном учреждении по данному вопросу: не заменит ли внедрение нового подхода  социального взаимодействия существующие традиционные формы взаимодействия педагога с семьёй; какое содержание, какие формы и методы нужно и можно использовать, применяя современные средства ИКТ в процессе взаимодействия с родителями воспитанников, как повысить компетентность педагога в области использования средств ИКТ. Именно поэтому на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении актуальна следующая тема: «ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников».

С позиции общения ДОУ и семьи многие учёные (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Е.С. Евдокимова и др.) взаимодействие рассматривают как процесс организации такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга. Если говорить о социальном взаимодействии, то его принято рассматривать как взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе  которого передается социально значимая информация  или осуществляются действия, ориентированные на другого.

Одной из первостепенных задач ДОУ является создание своего сайта, содержащего различные разделы. Наличие у ДОУ собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, режиме дня, планируемых мероприятиях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. Кроме этого сайт ДОУ или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации образовательного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Кроме того, на сайте нашего дошкольного учреждения созданы разделы отдельно по возрастным группам. Каждая группа имеет свое название, девиз, фото. Родители, заходя на сайт, сразу могут перейти в раздел своей группы, посмотреть фотографии, узнать о предстоящих мероприятиях, конкурсах, касаемых конкретно их группы.  

Общение в социальной сети или по электронной почте (e-mail), использование коммуникаторов (к примеру, «Mail.ruАгент») не заменят индивидуальной беседы, но это также способ доведения до родителей важной информации, привлечения их внимания к какой-либо проблеме. Оперативность получения информации об успехах ребенка, возможность получать своевременную информацию на расстоянии являются плюсами общения в сети Интернет. Получение, прочтение и скорейшая реакция на полученное на электронное письмо  повышает ответственность родителей. Педагог становится частью социума, возникающего в социальной сети, а иногда и ключевой фигурой в звене родитель – ребенок. Электронную почту можно использовать не только как средство индивидуального консультирования, но и для осуществления рассылки информации. В этом случае отправитель значительно экономит время, предварительно создав автоматизированный список адресатов. Рассылки могут охватывать большой спектр тем. К примеру, рассылка на тему «Благодарности» является поддержкой для инициативных родителей, помогающих организовать мероприятия в ДОУ.

Есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.

Как правило, виртуальные контакты родителей с педагогом, родителей между собой формируют неформальное общение участников педагогического процесса, что способствует реализации принципа комплексности и обеспечивает прочную взаимосвязь образовательных  и воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.

ИКТ  позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успехи своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в воспитании и обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с детьми в группе.

Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Для этих целей задействованы мобильная почта, SMS-сообщения, ну и конечно, обычный звонок родителю. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников.

Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Во время проведения родительских собраний большую помощь могут оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса.

Также на одной из возрастных групп создана страница в социальных сетях, на которой каждый родитель может узнать мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На странице родитель может задать любой вопрос, касающийся своего ребенка, через сообщения, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе. Данная страница закрыта от других участников социальных сетей. С каждого родителя было взято заявление об обработке персональных данных.

Как правило, на сайте ДОУ и странице группы размещаются не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.

Эффективность использования ИКТ обусловлена следующими возможностями: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; компьютерная визуализация информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкий доступ пользователя к банкам данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения. Кроме того, компьютерные телекоммуникации создают уникальную среду интерактивного взаимодействия представителей различных групп пользователей независимо от их места нахождения. Таким образом можно говорить, что компьютерные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями. Однако на сегодняшний день недостаточно разработан алгоритм применения компьютерных технологий в организации процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи.



Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Сайт группы «Теремок» ГБДОУ № 51 приморского района г. Санкт-Петербург: http://vk.com/club104678041
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Итого олимпиады по пдд (2 – 4 классы) 2 классы
2016 -> I вариант Какой ученый впервые ввел термин
2016 -> Программа XXXV городской открытой научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся
2016 -> Положение о совете по инклюзивному образованию в ргу имени с. А. Есенина смк-по
2016 -> Сочинение 1 Русский филолог Ф. И. Буслаев утверждал: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница