Грейвс, Р. Мифы Древней Греции



Скачать 237.1 Kb.
Дата25.06.2016
Размер237.1 Kb.
c:\users\user\desktop\germes2.gif c:\users\user\desktop\hermes1.jpg

c:\users\user\desktop\germes-bog-sobaka.gif

Бог Гермес с собакой, переодетой свиньей.



c:\users\user\desktop\germes-psikhopomp.gif

Гермес Психопомп («душеводитель») с двумя душами перед богами царства мертвых — Аидом и Персефоной.



Грейвс, Р. Мифы Древней Греции

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕЯНИЯ ГЕРМЕСА


Когда в пещере Киллены родился Гермес, его мать Майя запеленала его и оставила лежать в колыбели. Однако он рос невероятно быстро, и не успела она отвернуться от него, как он вскочил и отправился на поиски приключений. Прибыв в Пиерию, где паслось прекрасное стадо коров Аполлона, он решил украсть их. Однако испугавшись, что по следам коров их легко можно найти, он ободрал кору упавшего дуба, привязал ее сплетенной травой к копытам коров и поздно вечером погнал их по дороге. Аполлон обнаружил пропажу, но хитрый Гермес обманул его. В поисках коров Аполлон дошел на западе до Пилоса и на востоке до Онхеста, но безрезультатно. В конце концов, он был вынужден объявить о награде тому, кто задержит вора. Жадные до награды Силен и сатиры разбрелись в разные стороны и провели много времени в бесплодных поисках. Наконец, блуждая по дорогам Аркадии, они услышали приглушенные звуки музыки, никогда не слышанной ими ранее. Нимфа сообщила им из пещеры Киллены, что недавно здесь родился на редкость способный ребенок, к которому она взята в няни. Недавно он смастерил необыкновенную музыкальную игрушку, использовав панцирь черепахи и натянув на него струны из коровьих кишок, да так хорошо стал играть на ней, что даже усыпил свою мать.

b. "А кто дал ему коровьи кишки?" - насторожившись, спросили сатиры, заметив две коровьи шкуры, растянутые у входа в пещеру. "Неужели вы хотите обвинить бедного ребенка в краже?" — вопросом на вопрос ответила нимфа, и началась перебранка.

с. В этот момент появился Аполлон и распознал вора по подозрительному поведению вещей длиннокрылой птицы. Войдя в пещеру, он разбудил Майю и сердито заявил ей, что Гермес должен вернуть украденных коров. Майя указала на лежащего в пеленках и мирно спящего ребенка и воскликнула: "Какое нелепое обвинение!" Но Аполлон уже признал висящие шкуры. Зевс и мысли не допускал, что его только что родившийся сын оказался вором; он даже пытался намекнуть Гермесу, чтобы тот не признавал своей вины. Но Аполлон не унимался, и испугавшийся Гермес в конце концов рассказал все, как было.

— Ладно, пойдем со мной, — сказал он Аполлону, — и я верну тебе стадо. Я зарезал только двух коров, разделив их на двенадцать равных частей для жертвоприношения двенадцати богам.

— Двенадцати богам? — переспросил Аполлон. — Кто же, интересно, двенадцатый?

— Ваш покорный слуга, господин, — скромно ответил Гермес. — Хотя я был очень голоден, но съел всего лишь двенадцатую часть, а остальные должным образом сжег.

Так впервые мясо было принесено в жертву богам.

d. Оба бога вернулись в пещеру Киллены. где Гермес, поздоровавшись с матерью, извлек из-под овечьей шкуры какой-то предмет.

— Что это у тебя? — спросил Аполлон.

Вместо ответа Гермес показал сделанную им недавно лиру и, пользуясь им же изобретенным плектром, сыграл на ней столь чарующую мелодию, восхваляя в песне благородство, ум и щедрость Аполлона, что тот сразу же его простил. Играя всю дорогу, Гермес проводил восхищенного и довольного Аполлона до Пилоса, где и вручил ему оставшихся коров, спрятанных в пещере.

— Давай меняться! — воскликнул Аполлон, — Ты берешь коров, а я — лиру.

— Согласен, — ответил Гермес, и они ударили по рукам.

е. Пока голодные коровы паслись, Гермес срезал камышинку, сделал из нее пастушью свирель и заиграл новую мелодию. Аполлону она опять так понравилась, что он воскликнул: "Меняю! За твою свирель я отдам тебе свой золотой жезл, с которым пасу мое стадо, а в будущем ты станешь богом всех скотоводов и пастухов".

— Твой жезл не стоит моей свирели, — ответил Гермес, — но я согласен меняться, если ты обучишь меня гаданию, поскольку, сдается мне, это очень полезное искусство.

— Ничем не могу тебе помочь, — сказал Аполлон, — но если ты обратишься к моим старым няням фриям, которые живут на Парнасе, они обучат тебя гаданию на камешках.

f. И они опять ударили по рукам. Аполлон, вновь отнеся дитя на Олимп, рассказал Зевсу обо всем, что произошло. Зевс предупредил Гермеса, что отныне тот должен уважать право собственности и воздерживаться от откровенной лжи. Однако вся эта история его очень позабавила: "Да, ты весьма изобретателен, говоришь красноречиво и убедительно, крошка бог", — сказал он.

— Тогда сделай меня своим глашатаем, отец, — ответил Гермес, — и я буду отвечать за сохранность всей собственности богов и никогда не солгу, хотя и не обещаю всегда говорить всю правду.

— Этого от тебя никто и не требует, — сказал с улыбкой Зевс. — Но в твои обязанности будет входить заключение договоров, развитие торговли, соблюдение права свободного прохода для путешественников по всем дорогам мира.

Гермес принял эти условия, и Зевс вручил ему жезл-кадуцей с белыми лентами, который каждый обязан был уважать, а также дал сыну широкополую шляпу от дождя и крылатые золотые сандалии, которые могли переносить его со скоростью ветра. Тут же он был принят в семью олимпийских богов, которых научил искусству получения огня с помощью быстрого вращения специальной палочки.

g. После этого фрии показали Гермесу, как предсказьюать будущее по полету камня, брошенного над гладью воды, а потом он сам изобрел игру в кости и способ гадания по ним. Своим глашатаем сделал его и Гадес: теперь Гермес должен был ласковой и успокоительной речью провожать души умерших в Аид, возлагая свой золотой жезл на их очи [1].

h. Затем Гермес помог трем богиням судьбы в составлении алфавита, изобрел астрономию, музыку, искусство кулачного боя и гимнастики, меры и веса, которые, однако, некоторыми приписываются Паламеду, а также научил, как выращивать оливковые деревья [2].

i. Некоторые утверждают, что у изобретенной Гермесом лиры было семь струн, другие говорят, что струн было только три или четыре — по числу времен года и что Аполлон довел количество струн до семи [3].

j. У Гермеса было множество сыновей, включая глашатая аргонавтов Эхиона, разбойника Автолика и изобретателя буколической поэзии Дафниса. Дафнис был прекрасным сицилийским юношей, которого его мать-нимфа родила в лавровой роще на Герейских горах. Вот почему он носит такое имя, данное его приемными родителями-пастухами. Пан научил его игре на свирели, он пользовался расположением Аполлона и частенько охотился с Артемидой, которой нравилась его музыка. Он любовно ухаживал за своими многочисленными стадами, в которых были животные той же породы, что и у Гелиоса. Любившая Дафниса нимфа по имени Номия заставила его поклясться в том, что он никогда не будет ей изменять, в противном случае она ослепит его. Однако ее соперница Химера ухитрилась соблазнить Дафниса, когда тот был пьян, и Номия, в исполнение своей угрозы, выколола ему глаза. Какое-то время Дафнис утешал себя слаганием грустных стихов о потерянном зрении, но прожил он недолго. Гермес обратил его в камень, который до сих пор показывают в городе Кефаленитане, и сделал так, что в Сиракузах забил источник, названный Дафнис, у которого ежегодно устраиваются жертвоприношения богам [4].

1 Гомеровский гимн к Гермесу 1-543; Софокл. Фрагменты из "Следопытов"; Аполлодор III. 10.2.

2 Диодор Сицилийский V.75; Гигин. Мифы 277; Плутарх. Застольные вопросы IX.3.

3 Гомеровский гамн к Гермесу 51; Диодор Сицилийский I.16; Макробий, Сатурналии I.19; Каллимах. Гимн Делосу 250 и сл.

4 Диодор Сицилийский IV.84; Сервий. Комментарий к "Буколикам" Вергилия V.20; VIII.68; Х.26; Филаргирий, Комментарий к "Буколикам" Вергилия V.20; Элиан. Пестрые рассказы X. 18.

* * *


1. Миф о детстве Гермеса сохранился только в поздней литературной форме. Набеги на соседей с целью угона скота, совершавшиеся ловкими жителями Мессены (см. 74. g и 171. h), а также договор, положивший конец этим набегам, вероятно, мифологически объединились с повествованием о том, как варвары-эллины, действуя от имени заимствованного ими бога Аполлона, восприняли достижения крито-элладской цивилизации* (с которой они столкнулись в центральной и южной Греции) и переняли у местных племен культуру поведения. Кулачный бой, меры и весы, музыка, астрономия, культура выращивания оливковых деревьев — все это относится к доэллинской эпохе.

2. История бога Гермеса восходит к каменным фаллосам, вокруг которых отправлялись местные доэллинские культы плодородия, а его быстрый рост можно объяснить игривой непристойностью Гомера. В нем также прослеживаются черты Божественного Дитяти, фигурировавшего в доэллинском календаре (см. 24.6; 44.1; 105. 1; 171.4 и т.д.), египетского бога мудрости Тота, а также Анубиса — проводника душ в потусторонний мир.

3. Геральдические белые ленты на жезле Гермеса позднее ошибочно толковались как змеи, поскольку он был глашатаем Гадеса; отсюда имя Эхион. Фрии - это мусическая триада горы Парнас, а их гадание по полету брошенного камня практиковалось даже в Дельфах (Mythographi Graeci: Appendix Narrationum 67*). Изобретение гадательной кости, изготовленной из бабки, приписывалось Афине (Зенобий. Пословицы V.75). "Длиннокрылой птицей" Аполлона, возможно, был журавль, посвященный Гермесу. Гермес, который в древности считался покровителем гаданий, литературы, часто испытывал "набеги на свою территорию" со стороны аполлонического жречества. Аналогичным образом его собственные жрецы приписывали ему то, что традиционно относилось к Пану, музам и Афине. Добывание огня трением также приписывается Гермесу, поскольку трение палочки о доску воспринималось сквозь призму мужского и женского начала и предполагало фаллическую магию.

4. Силен и его сыновья сатиры были общепринятыми комическими персонажами аттической драмы (см.83.5); они восходят к грубым горцам северной Греции. Одна из нимф называет Силена автохтоном или сыном Пана (Нонн. Деяния Диониса XIV.97.XXIX.262).

5. Романтическая история Дафниса сложилась вокруг фаллического столба в Кефаленитане и источника в Сиракузах; возможно, в каждом из этих мест была лавровая роща, в которой пели песни в честь покойного слепца. Дафнис, естественно, был возлюбленным Аполлона, который заимствовал лавр у оргиастической Темпейской богини* (см. 21. 5.).

С сайта www.zaumnik.ru


Бог ГЕРМЕС

Тип и атрибуты бога Гермеса


Бог Гермес (в римской мифологии — бог Меркурий), является, по мифам древней Греции, воплощением обмена, передачи и перехода из одного состояния или положения в другое.

Небесный посол, бог Гермес передает богам молитвы людей, а людям — благодеяния богов. Как проводник душ, бог Гермес олицетворяет переход от жизни к смерти. Бог красноречия и договоров, Гермес передает другим мысли оратора или посланника.









Гермес — бог гимнасиев (школ борцов), потому что борьба состоит в передаче сил. Гермес — бог воров и торговли, потому что предмет, украденный или купленный, переходит из одних рук в другие.

На памятниках архаического искусства древней Греции, в особенности на вазах и сосудах, бог Гермес изображен в расцвете лет, с густой остроконечной бородой, с длинными вьющимися волосами, в дорожной низкой шляпе, с крылатыми сандалиями и держащим в руке кадуцей, который иногда на статуях походит на скипетр.

На античных гравированных камнях более поздней эпохи бог Гермес иногда изображен с бородой, но эти изображения, несомненно, — подражание древним памятникам, потому что в эпоху золотого века греческого искусства тип бога Гермеса совершенно иной.

Бог Гермес изображен высоким, стройным юношей, всегда безбородым, с коротко остриженными волосами, представляя таким образом идеальный тип юноши, посещающего школы борцов (гимнасии). Лицо Гермеса не выражает величия Зевса или гордости Аполлона, но в лице Гермеса часто отражается лукавство, присущее этому хитроумному и ловкому богу.

Низкая крылатая шляпа и кадуцей — главные атрибуты бога Гермеса (Меркурия). Даже когда Гермеса изображают с обнаженной головой, то на голове у Гермеса крылья.

Кадуцей бога Гермеса, или жезл, — палка, которую обвивают две змеи.

Иногда у Гермеса на пятках — крылья или крылатые сандалии. Богу Гермесу (Меркурию) часто придают и другие атрибуты, сообразно с его различными обязанностями и должностями. Гермес исполняет обязанности божественного пастуха, и тогда Гермеса изображают с бараном или козой. Как изобретатель кифары, бог Гермес изображается в сопровождении черепахи, из которой Гермес сделал первую кифару. Петух придается богу Гермесу как атрибут бога гимнасиев (школ борцов). Кошелек в руке Гермеса указывает на то, что Гермес — бог торговли.

Этот последний атрибут (кошелек) встречается чаще всею на античных памятниках римского происхождения, так как у древних римлян бог Меркурий был по преимуществу бог торговли.

 

Гермес — изобретатель кифары и бог воров


Бог Гермес (Меркурий), сын Зевса (Юпитера) и Майи, дочери Титана Атланта, родился в пещере на горе Киллене в Аркадии.

Немногие из богов упоминаются так часто в античной мифологии, как этот бог. Роль Гермеса очень важная, хотя он считается второстепенным богом, но во многих случаях Гермес, подобно лакею в комедии, оказывается главным лицом, руководящим ходом всего дела в античных мифах.

Бог Гермес изобрел кифару в тот же день, как появился на свет. Сбросив с себя пеленки, в которые завернула его заботливая мать Майя, Гермес выбежал из пещеры. У входа в пещеру младенец Гермес увидал черепаху, медленно и важно прогуливающуюся по мягкой траве. Новорожденный бог Гермес схватил черепаху, вытащил животное из его жилища (панциря), натянул бараньи струны и покрыл твердый черепаший остов бычьей шкурой.

Так появилась первая в мире кифара. Окончив свою работу, Гермес ударил по струнам кифары и пришел в восторг от звуков, издававшихся его новым инструментом. Обрадованный своим изобретением, бог Гермес импровизирует тотчас же несколько гармонических стихов, которые тут же распевает в честь своего изобретения.

Бог Гермес (Меркурий) с самого раннего возраста проявляет качества, доставившие ему впоследствии почетное звание бога воров. В первый же день своего появления на свет Гермес крадет трезубец бога Посейдона (Нептуна), стрелы бога Эрота (Купидона), меч бога Ареса (Марса), пояс богини Афродиты (Венеры). Желая достойно закончить столь удачно начатый день, бог Гермес отправляется в Пиерию и крадет там стадо быков, принадлежащее Аполлону.

Принимая всевозможные предосторожности, чтобы запутать и скрыть следы, младенец Гермес ведет стадо Аполлона в Пилос, приносит двух коров в жертву олимпийским богам, а остальных прячет в пещере.

Возвратясь в пещеру на гору Киллену, бог Гермес ложится как ни в чем не бывало в свою люльку и закутывается в пеленки. Мать Майя, заметившая отсутствие Гермеса, спрашивает, где он пропадал и что делал, и грозит Гермесу, что сын Латоны (Аполлон) сумеет его найти и разоблачить его хитрости, но Гермес дерзко отвечает: «Мать, не старайся меня запугать, точно я слабый ребенок, который сделал какую-то шалость и трусит даже голоса своей матери. Я же хочу и буду заниматься таким искусством, которое прославит и тебя, и меня» (гомеровский гимн «К Гермесу»).

Между тем бог Аполлон, обладающий всеведением пророка, узнает тотчас же, кто украл его коров. Аполлон отправляется в пещеру к Гермесу. При виде разгневанного бога Гермес еще тщательнее завертывается в свои пеленки и вначале дерзко отрицает покражу хитро прибавляя: «Я не обладаю еще силой человека, способной увести целое стадо. Да притом это не мое ремесло, у меня другие обязанности, я еще нуждаюсь пока в материнском молоке и в ее заботах о моих пеленках. И смотри не говори никому о нашей теперешней ссоре, подумай, с каким недоверием и сомнением отнеслись бы бессмертные к твоим словам, если бы ты вздумал раз сказать им, что ребенок, едва родившийся, отправился в твое жилище и увел твое стадо» (гомеровский гимн «К Гермесу»).

Но бога Аполлона было нелегко провести. Аполлон взял маленького бога Гермеса и понес его к Зевсу, прося его возвратить ему коров, украденных его сыном. Гермес и тут хочет отрицать свое преступление, но Зевс, который все знает и видит, приказывает Гермесу возвратить коров их владельцу.

Бог Гермес повинуется и ведет Аполлона в пещеру, где находятся коровы. Пока Аполлон занят тем, что пересчитывает стадо, Гермес начинает играть на кифаре. Аполлон приходит в такой восторг от его игры и инструмента, что хочет купить кифару. Гермес, как будущий бог торговли, понимая, что он может заключить выгодную сделку, соглашается отдать кифару, но требует за нее коров. Аполлон соглашается. Пока Аполлон только приспособляется играть на ней, бог Гермес уже придумывает другой музыкальный инструмент — пастуший рожок — и в обмен за него получает от Аполлона кадуцей.

 

Гермес — бог торговли, бог гимнасия и педагог


Дерзость и наглость, с которой бог Гермес лгал в первый день своего рождения, и талант, который Гермес обнаружил в защите такого дурного и неправого дела, заставили признать и почитать бога Гермеса как покровителя и патрона всех адвокатов.

Бог Гермес с первых же дней обнаружил такие способности при обмене и продаже, что все его стали почитать как бога торговли.

Античное искусство тогда изображает бога Гермеса с кошельком в руках. Ту же эмблему кошелька придают ему, когда Гермес олицетворяет бога воров, но в первом случае Гермес изображается в виде стройного, статного мужчины, как бы размышляющего и взвешивающего свои поступки, а во втором случае Гермесу придают вид ребенка, лукаво и хитро улыбающегося, как бы вспоминающего свои похождения.

Гермес — бог школы борцов и покровитель всех гимнастических упражнений в палестрах. Тогда бога Гермеса изображают статным, сильным эфебом, с коротко остриженными волосами и с петухом и пальмой — эмблемами борьбы, силы и выносливости.

Бой петухов был одним из любимых зрелищ древних греков, которые избрали эту птицу символом борьбы.

Во всех древнегреческих гимнасиях можно было найти изображение Гермеса, чаще всего в виде головы этого бога, поставленной на пьедестал. Такое изображение Гермеса называют герма. И бог Гермес сам посмеивается над такими изображениями — гермами. «Меня зовут, — говорит он, — быстроногим Гермесом. Так не ставьте же меня в палестрах лишенным ног и рук. Стоя на пьедестале без рук и без ног, как могу я быть быстроногим и ловким борцом?!»

Так как письмена служат для передачи мыслей и идей людей между собой, то Гермес, как бог обмена и передачи, является изобретателем азбуки и научает людей искусству передачи их идей и мыслей посредством письма.

К богу Гермесу обращаются с просьбами и молитвами учителя, общественные писцы и все занимающиеся писанием. Все инструменты, которые употребляются при писании, а также и для геометрии, посвящены богу Гермесу. Кроме того, согласно мифам древней Греции, бог Гермес изобрел цифры, меры и весы.

Бог Гермес находится в постоянном общении с человеческим родом. Гермес любит принимать участие в жизни людей, их невзгодах и благоденствии. Гермес олицетворяет производительную силу природы и является посредником между природой и человечеством. Гермес заботится о плодородности полей и, как бог-пастух, охраняет стада. В Аркадии, пастушеской стране по преимуществу, культ Гермеса был очень распространен.

 

Бог Гермес — охранитель дорог, путешественников и мореплавателей


Гермес, как бог торговли, является естественным покровителем путешественников и мореплавателей, охранителем дорог и водяных путей.

В эпоху греческой архаики на перекрестках дорог складывали в кучу камни. Кучи камней на перекрестках изображали жертвенники бога Гермеса, и каждый прохожий должен был прибавлять свой камень к этому примитивному памятнику.

Впоследствии стали воздвигать богу Гермесу жертвенники иной формы.

Гермес — бог красноречия, посланник богов и проводник душ в Аид


На памятниках античного искусства, изображающих Гермеса как бога красноречия, ему придан особенный жест: у Гермеса поднята правая рука, как будто бы он хочет что-то разъяснить. Искусство передавать мысли посредством речей — одно из многочисленных качеств бога Гермеса, и в его обязанности входило обучение людей этому искусству. К богу Гермесу обращались, когда желали испросить у него дар памяти и уменье говорить.

В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях этого бога: «Любимый сын Майи и Зевса, бог путешественников, посланник бессмертных, обладатель обширного сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убийца Аргуса, бог с крылатыми ногами, друг человечества, покровитель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу, переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покровитель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои молитвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия».

Одна из главнейших и важнейших обязанностей Гермеса — служить посланником богов и посредником между ними и человечеством. Бог Гермес по преимуществу посол Зевса (Юпитера), исполнитель всех его повелений. У бога Гермеса крылатая шляпа и крылатые сандалии, как бы для того, чтобы быстрее исполнять поручения богов.

Кадуцей, всегдашняя принадлежность Гермеса-Меркурия, имеет различное значение. Первоначально кадуцей Гермеса просто олицетворял жезл герольдов. Впоследствии кадуцею Гермеса стали придавать чудесную силу. Так, например, Гермес усыпляет при помощи кадуцея бдительного Аргуса, желая спасти от него несчастную Ио.









Сохранилась прекрасная бронзовая статуя Джованни да Болонья во Флоренции «Меркурий, отправляющийся исполнять повеления Юпитера».

На боге Гермесе лежала специальная обязанность провожать души умерших в царство Аида (Плутона). В этой функции душеводителя бог Гермес называется Психопомп — «проводник душ» в переводе с древнегреческого языка. На многих памятниках античного искусства Гермес изображается исполняющим эту обязанность, а на одной античной фреске бог Гермес представлен вручающим богу Плутону, в присутствии Персефоны, две души.


Жалобы бога Гермеса

Из всех богов Олимпа Гермес является самым неутомимым деятелем. На долю бога Гермеса выпало столько разнообразных трудов и обязанностей, что при всем своем трудолюбии он не может удержаться, хоть изредка, от жалоб.

По словам древнегреческого писателя Лукиана, Гермес говорит: «Нет бога несчастнее меня: у меня у одного столько дела и такое множество самых разнообразных обязанностей! С утра я должен вымести зал, где пируют боги; приведя там все в порядок, я отправляюсь к Зевсу выслушивать его приказания и поручения и затем, выполняя их, ношусь точно скороход между Олимпом и землей».

С сайта www. myfhology.info

Гермес, греч.  - сын Зевса и Майи, внук Атланта, прадед Одиссея, вестник богов, покровитель путников и путешественников, проводник душ умерших. Гермес может переноситься с Олимпа в любой конец земли с помощью крылатых сандалий. Он покровительствует также торговле и посылает людям богатство. Он изобрел меры, числа и азбуку. Он бог красноречия, но также изворотливости, обмана и воровства. Когда маленький Гермес лежал еще в пеленках, он уже отличался хитростью и сообразительностью. Однажды он покинул свою колыбель, отправился в Пиерию и украл коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он приспособил им на ноги сандалии и пригнал их в Пилос. Часть коров он укрыл в пещере. Около пещеры находилась большая черепаха, из ее панциря он сделал основание для лиры, а из тонких кишок убитых коров — струны. Аполлон в поисках коров прибыл в Пилос и стал расспрашивать местных жителей. Те отвечали, что видели мальчика, гнавшего коров, но куда он их загнал неизвестно — следов нет. Тогда Аполлон подумал и догадался, кто это сделал. Он пришел к Майе и обвинил Гермеса в краже. Но мать показала ему ребенка, лежащего в пеленках. Аполлон схватил его и отнес к Зевсу, отец стал расспрашивать мальчика, но тот все отрицал. Аполлон настаивал, тогда Гермес показал ему, где коровы, а сам сел неподалеку и начал играть на лире. Аполлон знал толк в музыке, он попросил лиру в обмен на коров. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлон захотел иметь и этот инструмент и предложил свой жезл в обмен на свирель. Так у Гермеса появился жезлкадуцей, неизменный атрибут его путешествий. Гермес использует жезл, чтобы усыплять людей или чтобы их будить. Это он часто делает тогда, когда ему надо передать послание от бога кому-нибудь из смертных, чаще всего это делается во сне. У Гермеса игривый характер. Однажды он в шутку украл у Зевса скипетр, у Посейдона — трезубец, у Аполлона — стрелы и лук, у Ареса — меч. Иногда он выполняет поручения богов, например Зевса; когда Зевсу понадобилось украсть у Геры корову, в которую превратилась его возлюбленная Ио, он обратился к Гермесу. Он убил тысячеглазого Аргоса, стерегущего Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла царице Лидии Омфале, выполняя предсказание оракула о том, что Геракл излечится от тяжелой болезни, если будет продан в рабство и. отслужит 3 года. В поздние времена Гермеса стали величать Трисмегистом («трижды величайший») в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний. В римской мифологии почитался как Меркурий. Гомер сочинил гимн «К Гермесу». (См. файл Гомеровы гимны К Гермесу) 



Гермес - Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. ????- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» - «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых (Hom. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274-287). Г. - вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. Ill 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону  Г. вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Hom. Od. X 227-306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Т. охраняет героев во время странствий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339-447), причём здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom. Ill 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка (Hom. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2).
Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан-сын Г. - бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из её панциря семиструнную лиру и пел под её аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. Ill 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения.
Г. почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших.

С сайта www.mify.org



Гермес

        Бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрел меры, числа, азбуку и обучил людей.

Сын Зевса и Плеяды Майи. Родился в гроте горы Киллены (Аркадия).

Отец Абдера, Автолика, Гермафродита, Еврита, Пана и Эфалида. Прадед Одиссея.

Никто не мог превзойти его в ловкости, хитрости и воровстве. Первое воровство совершил еще будучи в пеленках – покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятнадцать коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (вариант – приспособил сандалии) и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. А сам тем временем из панциря большой черепахи и из тонких кишок убитых коров сделал лиру. Аполлон же в поисках коров прибыл в Пилос и, расспросив местных жителей, узнал, что коров угнал мальчик, но следов найти никто не смог. Догадавшись, кто это сделал, Аполлон пришел к Майе и обвинил Гермеса в краже. Мать показала ему ребенка, лежащего в пеленках. Тогда Аполлон отнес его к Зевсу, и Гермес после расспросов отца показал Аполлону, где находятся коровы, а сам сел неподалеку и стал играть на лире. Аполлону игра на лире очень понравилась и он предложил Гермесу обменять коров на лиру. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлону захотелось иметь и этот инструмент, и он предложил свой жезл в обмен на нее.

Так у Гермеса появился традиционный крылатый жезл вестника — кадуцей (от греч. "посох вестника"), способный мирить врагов. Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей – для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне.

Другими атрибутами Гермеса служат широкополая шляпа и крылатые сандалии. Как покровитель стад изображался с ягненком на плечах ("добрый пастырь").

А однажды Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса.

Первоначально Гермес - фаллическое божество, изображавшееся гермами. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчеркнутыми половыми органами. Устанавливались гермы на перекрестках дорог и наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. В 415 г. до н.э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.

Гермес часто исполняет поручения Зевса. Так, по его поручению, Гермес украл у Геры корову, в которую превратилась возлюбленная Зевса Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла в рабство царице Омфале.

В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом (“трижды величайший”) в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний.

Гермесу соответствует римский Меркурий.


С сайта www.greekroman.ru

Гермес (E r m h z) · вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Гермес - сын Зевса и плеяды Майи, одной из дочерей Атланта, рожденный ею в Аркадии в пещере Киллены. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения.

На фетишистскую древность Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греч. - "груда камней" или "каменный столб", которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес "привратный" - "Пропилей"). Повреждение герм, которые обычно ставились на перекрестках и скрещениях дорог, было страшным святотатством. Он также бог входа и выхода и всех тех, кто покидает дом, - путников (считалось, что их сопровождает Гермес, и на бортах повозок обычно изображали его силуэт).

Фетишистские рудименты бога обнаруживается в таких непременных атрибутах Гермеса, как "амбросийные" (букв. "бессмертные") золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы. В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, "психопомпа" или помощника на пути в царство мертвых. Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти, он посредник между богами и людьми, при этом к его образу добавляется еще одна функция - он посвящен в тайны подземного мира, которые не доступны людям и другим олимпийским божествам.

Однако за ним остается и его основная функция: Гермес - бог-гонец, вестник войны и мира, но также разносчик информации, без которой немыслима торговля. Он ведет богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Гермес насылает на людей сны с помощью своего жезла. Водительство Гермеса на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи. Основателю Фив Амфиону Гермес вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города. Персею он дает меч для убийства Медузы, Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы тот спасся от колдовства Кирки. Гермес спас бога Ареса от козней Алоадов, он же охраняет героев во время странствий. Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла, причем здесь сказалось умение Гермеса открывать незримо любые узы.

Хитрость и ловкость Гермеса делают его богом торговли и одновременно - покровителем плутовства и воровства, ибо кто лучше, чем Гермес, знает, где и что плохо лежит и как наилучшим образом укрыть похищенное. Описание воровских подвигов Гермеса и история кражи младенцем прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском "Гимне Гермесу". Гермес обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери, хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка. Благодаря хитрости и обману Гермес освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, он ловко убил одного из гигантов. Быстрота и расторопность, характеризующие Гермеса-младенца, определили изменения, которые претерпел его образ в греческой поэзии. В "Илиаде" волю Зевса возвещала Ирида (Радуга). В "Одиссее" самые деликатные его поручения выполняет Гермес.

Функция Гермеса как покровителя пастушества, охраняющего и умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой, вторична, однако его часто изображали с ягненком на плечах. Когда пропадало животное, обращались к Гермесу, веря, что он укажет место, куда оно забрело, или назовет похитителя.

Гермес и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Обычно пастухи были музыкантами. Используя свободное время, они играли на свирели или других самодельных инструментах. Это послужило основанием приписать именно Гермесу изготовление лиры. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Гермесом) найдя черепаху, именно этот бог впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в и обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл (кадуцей) и был им научен искусству гадания. В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.

Вся эта кипучая деятельность оставила Гермесу мало времени для любовных похождений. И все же у него были встречи с нимфами, увеличившие число героев. Он имел длительную связь с двумя дочерями афинского царя Кекропса и стал отцом Керикса, родоначальника элевсинцев.



Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. Также Аполлону и Гермесу посвящался первый день каждого месяца. Этот же день считался днем вступления в должность.
Каталог: download -> version -> 1414735447 -> module
module -> Άπόλλων, в греческой мифологии сын Зевса и Лето
module -> Томас Роллестон Мифы, легенды и предания кельтов
module -> Легенда о Граале. Вступление
module -> Поэма датируется второй половиной II тыс до н э. По всей вероятности, она являлась богослужебным текстои новогоднего праздника
module -> Ролло Мэй Раненый целитель Сегодня я собираюсь поговорить с вами о том, что мне очень близко, о том, о чём «я думаю сердцем»
module -> Философско-мифологический Клуб
module -> Информация об Одиссее. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
module -> Анализ Сновидения Семинары Введение
module -> Роберт Грейвс Мифы Древней Греции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница