Головин А. Понятие принципа права: некоторые вопросы //Арбитражный и гражданский процесс. 2009. №4. Понятие принципа права: некоторые вопросы



Скачать 171.75 Kb.
Дата26.03.2016
Размер171.75 Kb.
Головин А. Понятие принципа права: некоторые вопросы //Арбитражный и гражданский процесс.- 2009. - №4.

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА ПРАВА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ


А. ГОЛОВИН
Головин А., соискатель кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии.
В статье автор обосновывает, что принципы права - это общие, руководящие положения права, закрепленные в нормативных актах и сформулированные на основе цивилизационных особенностей, а именно: социальных, культурных, экономических, политических, правовых факторов, существующих на территории страны действия права, а также на основе взаимного влияния различных национальных, международных правовых систем.

Понятие принципа, как и многое другое в современном праве, рецепировано из римского законодательства. Так, термин "principium", или "принцип", переводится с латинского языка как закон, основа, первоначало. Древние римляне придавали особое значение понятию принципа, говоря, что "принцип есть важнейшая часть всего (principium est portissima pars cujuque rei)". В юридической науке данный термин понимается в смысле руководящих начал, основных положений той или иной отрасли права. Термин "принцип права" в научной литературе упоминается как принципы права, юридические принципы, основополагающие идеи, отправные начала, руководящие положения. В частности, многие исследователи определяют принципы права как основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004 (СПС "КонсультантПлюс").
В целом устоявшаяся в юридической науке концепция свидетельствует о том, что под принципами права следует понимать его основополагающие начала, идеи, исходя из которых право функционирует как единый социальный организм. Указанное понимание рассматриваемой юридической категории можно встретить у большинства исследователей как прошлого, так и настоящего <2>. Такой подход нашел отражение и во многих толковых словарях русского языка. В частности, В.И. Даль определяет принцип как научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которого не отступают <3>.

--------------------------------



<2> См.: Чернобель Г.Т. Законотворчество и юридическая наука // Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Формула права, 2000. С. 60.

<3> См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Т. 3. С. 431.
В то же время нельзя не заметить, что определение принципов права исключительно как основополагающих начал или руководящих положений является верным, но неполным определением принципов права. Так, не учитываются свойственные принципам права такие характеристики, как нормативная закрепленность, императивность и социальная обусловленность. Кроме того, можно сказать, что изучение указанных характеристик и может дать возможность сформулировать определение принципов права.

Так, одни ученые рассматривают принципы права как принципы действующего права, которые выступают как отправные положения (правила), непосредственно входящие в его содержание и определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений <4>. Они нормативно закреплены в праве в качестве основных идей, сформулированных в виде норм-принципов, реально выраженных в правовых нормах <5>. При этом в принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву. Так, С.С. Алексеев <6> разграничивает принципы на две большие группы: общесоциальные (социально-экономические, политические, идеологические, политико-национальные и нравственные начала) и специально-юридические. В числе специально-юридических выделяются общие для системы права в целом, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных институтов права. С.С. Алексеев не относит общесоциальные принципы к числу правовых, но не исключает их учета при правоприменении. В целом аналогичного деления специально-юридических принципов придерживаются и многие другие исследователи <7>.

--------------------------------

<4> См.: Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко М., 2007. Т. 2. С. 95.

<5> См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1963. С. 151.

<6> См.: Там же. С. 151.

<7> См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. N 3. С. 4.
Другие авторы определяют правовые принципы как исходные юридические положения и идеи, которые не вошли в содержание действующего права, соответственно не зафиксированы в нормах права и свойствами нормативности не обладают <8>.

--------------------------------



<8> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч.
По нашему мнению, можно сказать, что понятие принципа права неразрывно связано с его нормативной закрепленностью, поскольку отсутствие последнего лишает нас предмета разговора, приводит к размыванию писаного права как социального фактора. Исчезает не только принцип права, но и само право, которое как социальный феномен возможно только при его закреплении в письменной форме. Достаточно странной нам представляется ситуация, при которой право признается писаным, а его принципы - нет. Но указанная проблематика, по нашему мнению, была разрешена научным сообществом, в подавляющем большинстве своем пришедшем к мнению о необходимости нормативного закрепления принципов права <9>.

--------------------------------



<9> См.: Бутакова Н.А. О понятии принципов права // История государства и права. 2007. N 16 (СПС "КонсультантПлюс").
Признание нормативной закрепленности принципа права в качестве элемента его содержания позволяет поставить вопрос о связи права и социальной реальности. Проблема социальной обусловленности наиболее полно была разработана в советский период развития отечественной юридической науки. Так, была выявлена социальная обусловленность права, основанная на классовом подходе. Было сформулировано следующее определение принципа права: правовые принципы - это такие "качественные особенности, которые составляют идейно-политические начала, классовую определенность права, его конкретный социальный тип. Именно в них наиболее глубоко проявляется отличие права одной общественно-экономической формации от права другой формации" <10>.

--------------------------------



<10> Юдельсон К.С. Советское гражданское процессуальное право. М., 1965. С. 35.
Кроме того, зачастую понятие принципа права раскрывалось через понятие принципа какой-либо определенной отрасли права. Так, К.С. Юдельсон дал следующее определение принципов советского гражданского процессуального права, а именно принципы - это "выраженные в нормах и объединяющие все институты этой отрасли права такие ее качественные особенности, которые отражают социалистический характер и специфические свойства советского гражданского процессуального права, а следовательно, и гражданского судопроизводства, определяют перспективы развития данной отрасли права и обеспечивают выполнение задач гражданского судопроизводства в период развернутого строительства коммунизма" <11>.

--------------------------------



<11> Там же.
Схожее определение было дано и в работах В.М. Семенова: "...принципы советского гражданского процессуального права - это воплощенные в нормах идейно-политические руководящие начала, которые составляют качественные особенности данной отрасли права, выражают социалистический характер и специфические свойства советского гражданского процессуального права и гражданского судопроизводства, определяют перспективы развития отрасли и обеспечивают выполнение задач гражданского судопроизводства в период развернутого строительства коммунизма" <12>.

--------------------------------



<12> Гражданское судопроизводство / Под ред. В.М. Семенова. Свердловск, 1974. С. 25 - 26.
Так, в учебнике по гражданскому процессу С.Н. Абрамов называет отраслевые принципы "общими началами", которые "определяют весь строй процесса в целом и всю систему гражданско-процессуальных действий и отношений... в соответствии с задачами социалистического правосудия" <13>.

--------------------------------



<13> Абрамов С.Н. Гражданский процесс: Учебник. М., 1948. С. 20.
А.Ф. Клейнман в учебнике по советскому гражданскому процессу более широко рассматривает сущность принципов, подчеркивая социалистический демократизм, который "пронизывает основные принципы советского процесса" <14>.

--------------------------------



<14> Клейнман А.Ф. Советский гражданский процесс: Учебник. М., 1954. С. 42.
Специально исследовал вопрос о понятии принципов гражданского процессуального права П.П. Гуреев, который рассматривает их как "основные правовые начала организации и деятельности советского суда, содержащиеся в Конституции СССР, выражающие идеи, взгляды Коммунистической партии в области осуществления правосудия, характеризующие социалистическую сущность гражданского процесса и обеспечивающие установление истины судом при рассмотрении и разрешении гражданских дел, охрану прав граждан и юридических лиц, защиту интересов Советского государства" <15>.

--------------------------------



<15> Гуреев П.П. Судебное разбирательство гражданских дел. М., 1958. С. 23.
Существенный вклад в исследование проблемы принципов советского гражданского процессуального права внес М.А. Гурвич, который дает им следующее определение: "Принципы советского гражданского процессуального права представляют собой руководящие положения, имеющие определяющее значение для всей системы процессуальных институтов и выражающие наиболее существенные черты данной отрасли права. По своему содержанию принципы являются правовыми взглядами советского народа и руководящей им Коммунистической партии на задачи, средства деятельности советского суда по разбирательству и разрешению гражданских дел; обязательное действие принципов закреплено законом" <16>.

--------------------------------



<16> Щеглов В.Н. Принципы искового производства // Вопросы теории и практики гражданского процесса. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1976. С. 32.
В.Н. Щеглов рассматривает принципы советского гражданского процессуального права как "общие, руководящие положения, закрепленные в законе. Они определяют природу процесса, весь его строй, обеспечивающий быстрое и правильное рассмотрение гражданских дел и реальную защиту действительно нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов" <17>. В этом определении даны не все, но некоторые существенные признаки содержания и понятия принципов гражданского процессуального права.

--------------------------------



<17> Щеглов В.Н. Указ. соч. С. 32.
Многие другие исследователи давали определения понятия принципов права как основных руководящих положений, определяющих методы осуществления целей процесса.

Можно с уверенностью сказать, что основы для понимания понятия принципов права были заложены советской юридической школой. Так, было научно доказано, что выработка принципов права производится не только из права, но и из жизни, из содержания общественных отношений. Было выявлено, что принципы права неизбежно отражают особенности существующего общественного строя.

Таким образом, под "принципами права понимаются теоретические положения, выражающие необходимость определенных способов и форм правового регулирования общественных отношений государством, обусловленных объективными закономерностями общественного развития" <18>.

--------------------------------



<18> Юдельсон К.С. Указ. соч. С. 32.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что юридической наукой в советский период были выработаны следующие особенности определения понятия принципа права:

- социальная обусловленность;

- нормативная закрепленность принципа как общего единого правила;

- выражение в нем качественных особенностей права;

- обеспечение всестороннего осуществления целей и задач отрасли права.

Вместе с тем необходимо отметить, что общественные науки в советское время развивались исключительно на основе формационного подхода, признающего исключительно значение социального строя как основы для формирования права, определения его принципов. Смена социального строя в нашей стране в начале девяностых годов прошлого века поставила под сомнение и методологию общественных дисциплин, в том числе и права. В общественных науках возникла проблема методологии. Зачастую многие исследователи приходили к выводу об отрицании всякой ценности формационного подхода. В то же время необходимо помнить, что нормы права - это лишь одна из форм проявления права, основой же его существования, безусловно, выступают правоотношения. Правоотношения базируются на социальной основе. Поэтому говорить об отрицании научной ценности формационного подхода было бы крайне ошибочным. Тем не менее нельзя не отметить, что формационный подход не может быть признан в качестве единственно верной, безальтернативной основы научного познания, скорее является одним из его направлений. Достижения классиков отечественной юридической науки являются базой для дальнейшего научного развития. Таким образом, такая задача современной правовой науки, как формулирование четкого определения и концепции правового принципа, невозможна без адекватной оценки современной социальной, правовой действительности, а также поиска новой методологии.

Так, XX в. показал, что развитие человечества не идет по линейному пути и, как следствие, далеко не всегда может быть названо прогрессивным. Предпринимаются попытки утвердить общие ценности, а именно общечеловеческие ценности провозглашаются в качестве мерила действий всех стран и социальных групп. В то же время очевидно определенное возвращение к традиционным ценностям. В качестве одного из примеров может быть названа исламская революция в Иране конца XX в.

Одним из методологических подходов, предлагаемых исследователями, выступает цивилизационный подход, ориентирующийся на изучение развития мира в социокультурном, цивилизационном аспекте. Философский энциклопедический словарь приводит три значения термина "цивилизация": 1) синоним культуры; 2) уровень или ступень общественного развития материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством <19>. Смысл этого понятия менялся на протяжении последних двух столетий: от цели общечеловеческого развития к пониманию цивилизации как определенной человеческой общности.

--------------------------------

<19> См.: Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. С. 765.
Под цивилизацией можно понимать сообщество людей, объединенное основополагающими цивилизационными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу <20>. Основоположники теории цивилизации давали этим общностям различные наименования: Н.Я. Данилевский называл их "культурно-историческим типом", О. Шпенглер - "большими культурными суперсистемами" и т.д. <21>.

--------------------------------



<20> См.: Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994. С. 37.

<21> См.: Сокольщик И.М. Первые философско-правовые чтения памяти академика В.С. Нерсесянца // Право и политика. 2006. N 12 (СПС "КонсультантПлюс").
На основе вышеизложенного можно сказать, что мир воспринимается как многообразие культур, ценностей, религий, каждая цивилизация которого развивается по своим законам, определяя место и роль человека в общественных связях и отношениях, обусловленных характером культуры.

В основе цивилизационного подхода лежит социокультурный код цивилизации. Последний может быть сформулирован при помощи обращения к объективным условиям существования общества. Под ними следует понимать природные, антропологические, социальные, экономические факторы. Черты кода и выступают в качестве базовых, неизменных особенностей каждой цивилизации. Например, религиозно-этические начала лежат в основе Исламской декларации прав человека. Китайская цивилизация построена на выработанных Конфуцием и его последователями положениях справедливого социального устройства.

В то же время каждой из цивилизаций свойственна способность к заимствованию, которая позволяет последней взаимодействовать с другими цивилизационными системами и, соответственно, развиваться. К элементам, способным к изменению, следует отнести и право. Право в контексте цивилизационного подхода является не только объектом воздействия, как это было предусмотрено формационным подходом, но и само воздействует на социальную реальность. Право как элемент культуры одной страны в глобальном мире воздействует на право и иные элементы культуры других стран.

Взаимодействие элементов духовной культуры наиболее ярко проявилось в таком феномене, как глобализация. Глобализация, по мнению В.С. Нерсесянца, - "сложное социальное явление, охватывающее самые разные аспекты современной общественной жизни (юридический, экономический, политический, культурологический и т.д.)" <22>. Также он отмечает особое место юридической глобализации, под которой "понимается универсализация и унификация права в рамках национальных правовых систем и в международном масштабе" <23>.

--------------------------------

<22> Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. 2005. N 5. С. 40.

<23> Там же. С. 40.
Глобализация оказывает свое влияние и непосредственно на формирование понятия принципа права. Так, российская судебная система также предпринимает шаги к формулированию понятия принципа права на основе взаимного влияния национальных и межнациональных правовых систем. В Постановлении от 10 октября 2003 г. Верховный Суд России сформулировал определение общепризнанных принципов и норм международного права. Верховный Суд Российской Федерации выделил отдельно общепризнанные принципы и заявил, что под ними "следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо" <24>. Но сформулированное Верховным Судом России определение может быть применено с целым рядом известных оговорок. Так, крайне трудно определить, что именно можно назвать международным сообществом, и назвать нормы права, которые обладают свойством императивности для всех государств мира.

--------------------------------



<24> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 12 (СПС "КонсультантПлюс").
Вместе с тем нельзя не отметить, что взаимодействие правовых систем имело место и до эпохи глобализации. Взаимодействие таких элементов культуры, как правовые системы разных государств, не является чем-то новым для юридической науки. Так, общеизвестным в истории права является такой процесс, как рецепция римского права законодательством Средневековой Европы. Рецепция, или заимствование, определяется как процесс добровольного восприятия чужого права. В частности, понятие рецепции права одной страной основывается только на добровольном восприятии права другой стороны. Заимствование права - процесс традиционный и, более того, процесс для права характерный. Так, римским правом были заимствованы Законы XII Таблиц. Согласно легенде децемвиры добыли указанные законы в греческих общинах. В дальнейшем само римское право было заимствовано средневековой Европой. Рецепция права характерна и для современного права. При этом исследователями подчеркивается, что для рецепции права характерна определенная трансформация воспринятых норм и институтов. В частности, происходит приспособление норм права к социально-экономическим, политическим, культурным условиям общества. Таким образом, возможность рецепции определяется и уровнем развития как передающего, так и самого заимствующего общества <25>.

--------------------------------



<25> См.: Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2007. Т. 2. С. 95.
Причем факт этого влияния не только не отрицается, но и прямо признается, даже допускается действующим российским законодательством. Так, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Кроме того, Федеральный закон о международных договорах фактически определил равную юридическую силу договорных и обычных норм: "Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы" <26>.

--------------------------------



<26> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", принятый ГД РФ 16 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757 (СПС "КонсультантПлюс").
В качестве примера рецепции принципа права в современных условиях может быть названо заимствование ряда принципов прав человека. В ряде международных документов, в частности Венской декларации и Программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека в 1993 г., подчеркивается, что процесс поощрения и защиты прав человека должен носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий. Такая позиция объясняется тем, что в основу международно-правовых стандартов была положена Европейская концепция прав человека и европоцентристский подход стал на долгие годы определяющим в оценке положения дел с правами человека во всех регионах мира <27>. Такое понимание проблемы общего блага в целом было закреплено в российской Конституции 1993 г. <28>.

--------------------------------



<27> См.: Сокольщик И.М. Указ. соч.

<28> См.: Нерсесянц В.С. Проблема общего блага в постсоциалистической России // Российское правосудие. 2006. N 4. С. 5.
Необходимо подчеркнуть, что заимствование вышеуказанных принципов не происходит автоматически и оспаривается многими силами как внутри России, так и за ее пределами. В частности, идеологи коммунистической партии всегда исходили из принципа доминирования интересов коллектива над личностью. Существуют также и подходы, утверждающие приоритет государства над гражданином, или что право народов выше права человека. Русская православная церковь, "от имени самобытной русской цивилизации" провозгласила на X Всемирном русском соборе, что "такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество", должны рассматриваться не ниже "прав человека". В юридической среде прозвучали тезисы о том, что в рамках российской конституционной модели преодолевается западный индивидуализм и утверждается не меньшая значимость коллективных интересов, чем интересы отдельной личности" <29>.

--------------------------------



<29> Хабриева Т.Я. Российская конституционная модель и развитие законодательства // Конституция и законодательство. По материалам международной научно-практической конференции (Москва, 29 октября 2004 г.). М., 2004. С. 9.
Таким образом, налицо столкновение различных социальных, политических групп, стран, их сообществ даже в отношении признания значимости принципа прав человека как основополагающей ценности современного права, подтверждающее цивилизационную обусловленность самой возможности рецепции норм права одной страны другой. Подобное разночтение показывает и значимость собственно российского цивилизационного фактора в процессе формирования национального права.

Особого внимания в этом контексте в качестве примера "незаимствования" заслуживает концепция цивилизма, основанная на закреплении больших социальных гарантий отдельной личности со стороны гражданского общества государства. Концепция цивилизма остается невостребованной российской политико-правовой практикой. Между тем на Западе сейчас появляются идеи, созвучные данной концепции.



Мы обращаем внимание на тот факт, что целью настоящей работы является не доказывание приоритетной ценности того или иного принципа права, а именно прав человека по отношению к правам отдельной социальной группы, а рассмотрение механизма формирования того или иного принципа права и, как следствие, определение понятия принципа права. На основе вышеизложенного можно сказать, что принципы национального права, как и права в целом, формируются, в частности, на основе механизма рецепции, обусловленного цивилизационными особенностями национального права. В последнее время все чаще возникает вопрос о реальности действия этих прав, их приживаемости в ряде регионов мира, особенно в странах традиционного права.

Таким образом, принципы права - общие, руководящие положения права, закрепленные в нормативных актах и сформулированные на основе цивилизационных особенностей, а именно социальных, культурных, экономических, политических, правовых факторов, существующих на территории страны действия права, а также на основе взаимного влияния различных национальных, международных правовых систем.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница