ГОгоаМЯтай



страница1/15
Дата03.06.2016
Размер3.58 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ГОгоаМЯтай

на тепловозе ЧМЭЗ



'Уч

Средства безопасности

[■F ^




на электропоездах









г




Школа молодого машиниста электрические передачи

Подготовка контактной сети ,: ? ’ $ под высокоскоростнбе движение

ШЩЖШИдй! ispw

И11шкр

r4 ' sA

&


kL/ ь^|

ISSN 0869-8147




814001 >

9 77086

9Грамотно и на высоком уровне готовить ло­комотивные бригады — одна из основных за­дач, стоящих сегодня перед руководителями железнодорожной отрасли. Главной составля­ющей в этом процессе является инструктаж ма­шинистов и помощников перед выездом на линию. Предупредить их о возможных не­штатных ситуациях в пути следования, осве­жить в памяти пункты инструкций и порядок действий обязаны руководители и команди­ры. Но для этого нужна основательная база. Требуются современные технологии, оборудо­вание и проработанные материалы для ад­ресного проведения инструктажа.

1У5;ир.tJL>J'J itUjbWitrj pLiZi'AbSHUiil -Щи ГтЬИИШ/ j! s&'JOA'J’.yh'Aj;u

На контрольные вопросы терминале АСЬ ответил помощник машиниста АЛЛ&поу

Фото В.А. Ермишина

Эту задачу по распоряжению вице-прези­дента — главного инженера Компании В.А. Га­пановича с дестью решили в депо Волховстрой Октябрьской дороги, создав образцовую ком­нату инструктажа локомотивных бригад. Про­сторное и светлое помещение специалисты компактно оснастили компьютерной техникой, наглядными пособиями и многим другим. Для машинистов и помощников комната инструк­тажа стала не только проверкой собственных знаний, но и хорошим подспорьем в повыше­нии мастерства, приобретении профессиональ­ных навыков. Здесь не сомневаются, что вло­женные средства окупятся, и новый подход к инструктажу локомотивных бригад позволит значительно повысить безопасность движения поездов на старейшей магистрали России (под­робный материал об этом читайте на с. 2 — 3).









НА КОНТРОЛЕ - БЕЗОиЛСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ



Ежемесячный производственно­технический и научно- популярный журнал

ИЮЛЬ 2007 г. № 7 (607)



Издается с января 1957 г.

г. Москва

ВАЙСБУРД А.С., КРУТОВ В.А. Инструктажу локомотивных бригад —



'РЕДАКЦИЯ: _ ——

ВИЛЕНСКАЯ О.Я.

(электрическая тяга)

ЕРМИШИН В.А.

(безопасность движения) ЖИТЕНЁВ Ю.А. (экономика) ЗАХАРЬЕВ Ю.Д. (орг отдел) ЛАЗАРЕНКО С.В.

(компьютерная верстка) СИВЕНКОВ Д.П.

(компьютерный набор)

Адрес редакции:

Л 2011 О, г. Москва, ул. Пантелеевская, 26, редакция журнала «Локомотив» Тел./факс: (405) 262-1 2-32; тел: 262-30-50, 262-44-03
Г УЧРЕДИТЕЛЬ: □АО «Российские

железные дороги»

Г’

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР БЖИЦКИЙ В.Н.

> <



РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

ГАЛАХОВ Н.А.

ГАПАНОВИЧ В.А.

КАРЯНИН В.И.

(редактор отдела тепловозной тяги)

КОБЗЕВ С.А.

КРЫЛОВ В.В.

НАГОВИЦЫН B.C.

НАЗАРОВ О.Н.

НИКИФОРОВ Б.Д.

ПОСМИТЮХА А.А.

РУДНЕВА Л.В.

[зам. главного редактора — ответственный секретарь) СЕРГЕЕВ Н.А.

[редактор отдела электрической тяги)

СОКОЛОВ В.Ф.

ФИЛИППОВ О.К.

ШАБАЛИН Н.Г.

> <



РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

Иоффе А.Г. (Москва)

Коссов B.C. (Коломна)

Коссов Е.Е. (Москва)

Кузьмин В.Д. (Москва)

Лозюк В.Н. (Ярославль) Овчинников В.М. (Гомель)

Ожигин В.И. (Минск)

Орлов Ю.А. (Новочеркасск)

Осяев А.Т. (Москва)

Ридель Э.Э. (Москва)

Феоктистов В.П. (Москва)

> — <



Г Нвш г? ИнтыЕНйте; л

www.lokom.ru: e-mail: info@lokom.ru i: Центральная станция^

|, -тал.: (49В) SBS-EB-ЙО

__ «РЖА»:

E-mail: lokomotiv@nod1.msk.mps


На 1-й с. обложки: новый электровоз для Приморья ЭП1П (моди­фикация ЭП1М). Благодаря повышенным тяговым характеристикам, изме­ненному отношению зубчатой передачи и усовершенствованному программ­ному обеспечению позволяет заменять два ЭП1 на тяжелом профиле пути. Фото И.И. БАШКОВА



Подписано в печать 28.06.07 г. Офсетная печать

Усл.-печ. л. 5,04 Уел. кр.-отг. 20,16 Уч.-изд. л. 10,5

Формат 84x108/16

Цена 50 руб., организациям — 100 руб.

Тираж 8521 экз.

Отпечатано «Финтрекс»

Телефон: (495) 325-21-66

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране куль­турного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21834 от 07.09.05 г

.

а

О «Локомотив», 200

7на контроле - безопасность движения

инструкыжу локомотивных стали — ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ



Опыт депо Волховстрой Октябрьской дороги убедительно свидетельствует, что при тщатель­но продуманной системе инструктажа локомотивных бригад можно избежать не только кру­шений и браков в работе, но и многих, даже мелких, неприятностей. Однако для этого необходи­мо иметь основательную техническую и материальную базу, хорошо подготовленные кадры.

Ш


Г

аким высоким требованиям в полной мере соответствует ком­ната инструктажа локомотивных бригад депо Волховстрой, обо­рудованная современной техникой. В распоряжении машинистов и помощников — светлое и просторное помещение, новенькие компь­ютеры с различными обучающими программами, сложнейшими те­стами и «подсказками» для действий в нестандартных ситуациях. Не­обходимость качественного предрейсового инструктажа продикто­вана самой жизнью. Хорошо известно выражение «Кто предупреж­ден — тот вооружен». В этом и есть смысл инструктажа — предуп­редить локомотивные бригады о возможных нештатных ситуациях в пути следования, освежить в памяти пункты инструкций и порядок действий, чтобы избежать ошибок.

Можно без преувеличения сказать, что подобных комнат инст­руктажа локомотивных бригад на сети дорог мы не встречали. Но и вложено в ее оснащение прилично — почти два миллиона руб­лей. Сумма внушительная, однако здесь твердо убеждены, что все затраты окупятся с лихвой. Это особенно подчеркнула в беседе с нами ведущий экономист депо Т.В. Калачко. Избегать браков в работе, а тем более крушений — вот одна из главных задач, сто­ящих сегодня перед локомотивщиками России. На ее решение и нацелились в Волховстрое.

О

днако все по порядку. Напряженная ситуация с обеспечением безопасности движения поездов вызывает серьезную озабочен­ность у руководства Компании. Столкновение пассажирского и гру­зового поездов, допущенное 17 июня текущего года на перегоне Лиски — Откос Юго-Восточной дороги, получило широкую огласку и общественный резонанс. А ведь избежать подобных неприятнос­тей можно, если умело готовить локомотивные бригады, в том числе и во время предрейсового инструктажа.

Об этом, в частности, говорилось на недавнем совещании у вице- президента — главного инженера ОАО «РЖД» В.А. Гапановича. Его участники отметили, что для инструктажа локомотивных бригад ис­пользуют значительное количество телеграмм всех уровней, зачас­тую даже не связанных с непосредственной работой машинистов и помощников. В результате локомотивные бригады явно перегру­жены излишней информацией, которая в отдельных случаях носит противоречивый смысл.

В некоторых депо внеплановый инструктаж по безопасности движения поездов, предусмотренный для командного состава, име­ет низкую эффективность. Требуются конкретика и адресность, а не




Начальник депо Волховстрой В.В. Кирбасов лично проверил новую технику



расплывчатые формулировки. Тогда локомотивным бригадам будут ясны цели и задачи во время работы на линии.

В.А. Гапановичем утверждены мероприятия, в которых обозна­чены конкретные действия руководителей и командиров всех уров­ней при проведении инструктажей. В частности, предложено на базе депо Волховстрой организовать образцовую комнату предрей­сового инструктажа локомотивных бригад, широко распространить передовой опыт во всех линейных подразделениях сети дорог.

М

ы приехали в депо Волховстрой ранним утром, однако здесь уже кипела работа. Специалисты практически вышли на фи­нишную прямую, заканчивая оснащение комнаты предрейсово­го инструктажа современной техникой. Главный инженер депо

В.В. Алехин и машинист-инструктор А.С. Егоров не скрывали своего удовлетворения, демонстрируя нам новенькие компьюте­ры и рабочие места для локомотивных бригад. Здесь было на что посмотреть. Инженер-технолог Е.И. Трухин и мастер электроап- паратного цеха С.В. Удельнов еще раз проверили всю оснастку и запустили компьютеры в действие.

Пришедшие машинисты и помощники заняли свои места, ос­тавшись один на один с техникой. На мониторах появились зада­ния и тесты. Все это скорее напоминало не экзамены, а хорошо отлаженную учебу. Люди не просто отвечали на поставленные вопросы, но и черпали для себя много полезного. При этом ма­шинист-инструктор может ввести в компьютер нештатную ситуа­цию на конкретном перегоне и проконтролировать действия ло­комотивной бригады.

Руководство депо пошло дальше задуманного и в дополне­ние закупило две современных панели, на которых будут воспро­изводиться видеоматериалы о допущенных ошибках машинис­тами и помощниками.

С

кажем несколько слов о депо Волховстрой — одном из лучших предприятий локомотивного хозяйства отрасли. Создавали его более века назад как паровозное веерное депо. Затем были слож­ные этапы становления.

В конце 2000 г. приписной парк депо стал меняться с тепловоз­ной на электротягу. Сегодня здесь около 300 электровозов посто­янного тока. Кстати, ещё в 1999 г. приняли решение о создании современной базы ремонта тягового подвижного состава Октябрь­ской дороги. При планировании электрификации участка Волхов­строй — Кошта было рассмотрено несколько вариантов. Выбор пал на депо Волховстрой. Здесь имеется квалифицированный штат ре­монтников, предприятие расположено на крупной узловой станции, обладает значительными производственными площадями и раз­витой инженерной инфраструктурой.

Видимо, неслучайно этому коллективу доверили организовать образцовую комнату предрейсового инструктажа локомотивных бригад. С поставленной задачей волховстроевские специалисты справились успешно. За основу здесь взяли Положение об органи­зации и проведении инструктажа по безопасности движения локо­мотивных бригад ОАО «РЖД». О нем следует сказать отдельно.

Существуют два вида инструктажей — предрейсовый и внеочередной. Первый проводят с целью ознакомления ло­комотивной бригады с особенностями предстоящей работы, из­менений в поездной обстановке, а также с поступившими те­леграммами и распоряжениями.

Предрейсовый инструктаж должен быть адресным и включать вопросы только предстоящей работы на данную смену (поезд­ку) и содержать материал о предупреждении возможных опас­ных факторов. Сюда же включают материалы в зависимости от вида движения и характера поездки:


  • проведение ремонтных работ на участке, варианты пропуска поездов, выдаваемые при этом разрешения и предупреждения, воз­можные ограничения скорости, максимального веса поезда, пониже­ния напряжения в контактной сети;

  • предстоящие метеоусловия на предполагаемом участке, по­рядок действий при возникновении негативных моментов;

  • особенности работы со специальным подвижным составом, под который выдается локомотив с бригадой, порядок его закреп­ления и пропуска по путям станций и перегонов;

  • порядок следования с поездом, имеющим в составе опасные грузы, действия при возникновении нестандартных ситуаций, исполь­зование аварийных карточек;

  • особенности следования с пассажирскими поездами, в состав которых включены вагоны с детьми;

  • материалы по охране труда, непосредственно относящиеся к деятельности локомотивных бригад.

Все материалы для инструктажа формируются в отдельные блоки (папки) как в электронном виде, так и на бумажных носи­телях, разделяемые по видам движения (маневровое, хозяйствен­ное, грузовое, пассажирское, пригородное, вывозное) При нали­чии АРМ инструктажа на бумажных носителях формируют мате­риалы по одной папке для каждого вида движения, при отсут­ствии АРМ инструктажа — по одной папке на 20 локомотивных бригад. Знакомиться с материалами инструктажа можно непос­редственно с монитора или в папке. Это зависит от того, как человек привык воспринимать информацию.

Обновляют тематические материалы не реже одного раза в ме­сяц, адресные и краткосрочные — по срокам и актуальности. Для более качественного усвоения инструктажа руководителю разреша­ется контролировать восприятие темы постановкой вопросов. Вре­мя на ознакомление с материалами и ответы не должно превышать

  1. мин и включаться в расчет норматива подготовительно-заключи­тельных операций. Например, один полный лист текста формата А4 с полуторным интервалом — 1 мин.

Для проведения инструктажа требуется помещение, которое дол­жно быть оборудовано ПЭВМ с программным обеспечением, позво­ляющим ввод материалов в электронном виде централизованно. Необходима отдельная ПЭВМ для ознакомления локомотивных бри­гад с ТРА станций обслуживаемых участков. Никак не обойтись без стендов для материалов, анализов нарушений безопасности движе­ния по сети дорог и депо, другой информации.

Централизованные материалы инструктажа обновляются автома­тически или заносятся инженером цеха эксплуатации с указанием даты и времени вынесения документа и его срока действия. Он же совместно с машинистом-инструктором по подготовке и обучению готовит контрольные вопросы.

Каждый член локомотивной бригады перед прохождением инст­руктажа должен ввести в ПЭВМ свой табельный номер (индивиду­альную смарт-карту). Инструктаж считается пройденным, если ма­шинист или помощник правильно ответили на все контрольные воп­росы. Если нет, то после трехкратного неправильного ответа допуск к работе разрешает заместитель начальника депо по эксплуатации или лицо, исполняющее его обязанности.

После инструктажа локомотивная бригада в установленные сроки отмечается у дежурного по депо, который проверяет наличие соот­ветствующих отметок, а при личном инструктаже ставит в предус­мотренном для этого разделе маршрута машиниста штамп о его прохождении и заверяет своей подписью.

В

неочередной инструктаж проводят по случаям допущенных кру­шений, аварий, столкновений, проездов запрещающих сигна­лов и других грубых нарушений безопасности движения в деся­тидневный срок. Это — прерогатива начальника депо, его заме­стителя по эксплуатации, главного инженера и других руководи­телей, имеющих соответствующий опыт поездной работы, а так­же машинистов-инструкторов.

В материалы внеочередного инструктажа включают телеграфные указания под роспись работников локомотивных бригад. К ним от­носятся распоряжения президента ОАО «РЖД», его заместителей, а также руководителей Департамента локомотивного хозяйства, Де­партамента безопасности движения, начальников дорог и др. Все остальные должностные лица не вправе давать указание о прове­дении инструктажа локомотивных бригад.

С момента получения телеграммы начальник депо, а при отсут­ствии его заместитель по эксплуатации обязаны в течение первого часа разработать график проведения инструктажа с учетом срока




Предрейсовый медицинский осмотр — одна из составляющих на­дежной работы локомотивщиков. Фельдшер Л.П. Григорьева удовлетворена состоянием здоровья машиниста электровоза Л.Г. Калякина перед поездкой

продолжительности. Если в телеграмме указаны другие работники, которые должны быть ознакомлены и проинструктированы (наряд­чики, техники-расшифровщики и др.), то их необходимо включить в список проведения инструктажа.

Г рафик должен предусматривать участие начальника депо в ин­структаже не менее трех часов в сутки во время наибольшего ко­личества локомотивных бригад, его заместителя по эксплуатации — не менее четырех часов. При этом, как правило, выделяется один день, совпадающий с производственным совещанием или техническими занятиями. Инструктаж проводят в пределах времени этих меро­приятий, а при необходимости выделяют дополнительное время с максимальным охватом работников. Г рафик инструктажа должен предусматривать участие руководителей депо во всех пунктах за­ступления локомотивных бригад на работу. В остальное время гра­фик предусматривает инструктаж командно-инструкторским соста­вом. Рекомендуемое количество работников для одновременного инструктажа — 10 — 12 человек. В помещении проведения инструк­тажа вывешивают схему-рисунок, облегчающую восприятие матери­ала, используют другие наглядные пособия.

Инструктаж считается усвоенным, если машинист или помощник законспектировали материал в техническом формуляре и правильно ответили на вопросы в ПЭВМ. Инструктируемая локомотивная бри­гада расписывается в журнале внепланового инструктажа. После этого руководитель депо ставит отметку и расписывается в журна­ле внепланового инструктажа и формуляре локомотивной бригады.

После перерыва в работе локомотивных бригад, связанных с нетрудоспособностью, после командировки, отпуска или перерыва в работе более 15 дней, инструктаж проводит заместитель началь­ника депо по эксплуатации или лицо, его замещающее.

Нужно сказать, что этот документ в ближайшее время будет ос­новательно доработан. С линии в Департамент локомотивного хо­зяйства ОАО «РЖД» поступают многочисленные отклики и предло­жения. Их авторы вносят существенные изменения и дополнения в некоторые разделы. Тем большую важность приобретает Положе­ние об инструктаже локомотивных бригад.

Б

заключение нам остается сказать, что в депо Волховстрой опе­ративно сработали, организовав действительно образцовую ком­нату предрейсового инструктажа локомотивных бригад. Хотелось бы увидеть такую же заботу о машинистах и помощниках во всех под­разделениях локомотивного хозяйства отрасли. Задача эта достаточно сложная и включает в себя не только оснащение современной тех­никой, но и пристальное внимание руководителей к подготовке ма­териалов и проведению инструктажа. Решение этих вопросов станет еще одним шагом к надежной безопасности движения поездов.

А.С. ВАЙСБУРД,

главный специалист Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД»,

В.А. КРУТОВ, спец. корр. журнала
НАВЕСТИ ПОРЯДОК — ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ

На оправдываться за доп/щанныа ошибки и просчеты, а добросовестно работать. Только так можно вы Лги из зоны критики и вернуть былой престиж локомотивных бригад.



Каталог: scb -> uploaded
uploaded -> Производственно
uploaded -> Учебно-методический кабинет
uploaded -> Электровозы нового поколения (виртуальная тематическая подборка) «Северо-Кавказская железная дорога»
uploaded -> Описание и работа системы в режиме автоведения Назначение системы
uploaded -> Микропроцессорная унифицированная система автоматической блокировки
uploaded -> Микропроцессорная система числовой кодовой автоблокировки
uploaded -> Аварийный режим возбуждения тягового генератора
uploaded -> Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава
uploaded -> Рекомендации по монтажу элементов системы автоматизации диагностироваия и контроля устройств сцб


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница