Г. Тореза Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 2016 г



Скачать 184.14 Kb.
Дата17.07.2016
Размер184.14 Kb.
ТипКонспект
Общеобразовательная школа I-III ст. №18

г. Тореза


Конспект урока литературного чтения

в 3 классе






Тема: Н.А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»





2016 г.

Цель: совершенствовать навык вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Задачи:

Обучающая: 
- совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся;

- формировать умение понимать внутренний мир

- учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.

Развивающая: 
- способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении,

- способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.



Воспитывающая: 
- создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
- способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, сильнее азарта человеческое чувство - милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомить с рассказом  Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

- совершенствовать  технику чтения, развивать речь, расширять словарный  запас учащихся.

Метапредметные:

- излагать и аргументировать свою точку зрения;

- слушать собеседника и вести диалог;

- работать в группе, получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы.



Личностные:

- демонстрировать личностный смысл  учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок с применением ИКТ

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные  упражнения.



Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для работы в группах, паре, тест, листы самоконтроля, планшеты, выставка книг Некрасова.

2. Аудиозапись стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

3. Аудиозапись. Чайковский П.И.«Времена года-апрель».

4. Репродукция картины В. Волкова«Весеннее половодье»

5 Толковый словарь Ожегова

6. Иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Ход урока
I. Организационный момент (слайд)

1. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я друзья.

Вы хороший дружный класс,



Все получится у нас!

- садитесь, пожалуйста.



2. Эмоциональное настроение

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок

-Настроенье каково? (Во!) (слайд)

-Все такого мнения?

-Все без исключения!



3. Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится – стыдится (слайд)



4. Игра «Привет ,сосед» (слайд)

- Привет, сосед, улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтоб ты не грустил,

Всем улыбки свои ты дарил.

Учитель: Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы (слайд)

5. Девиз урока (слайд)

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

На чтении девиз : Хочу всё знать! (слайд)

6. Законы урока

Учитель: Давайте вспомнить законы урока



  • Вести себя спокойно

  • Не выкрикивать

  • Уважать друг друга

  • Быть терпеливым

  • Дать возможность высказываться своим товарищам

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- Что для этого надо? (стараться, много читать)



7. Мотивация учебной деятельности (слайд)

Я слышу – я забываю

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю

Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.



II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы начали путешествие в мир природы.

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Стихотворением Н.

А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»)

-Из какой поэмы взят этот отрывок? ( Мороз, Красный нос)



- Какой основной прием использовал автор при создании этого стихотворения? (олицетворение)

-А что такое олицетворение? (Слова, употребленные в переносном значении, которые характеризуют неодушевленные предметы как живые существа)



Тест (самостоятельно)

  1. Какие строчки принадлежат Н.А. Некрасову?

А) Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

Б) Солнце золотится, лютик – золотой

Речка серебрится и шалит водой

В) Веет от них красотою стыдливою,

Сердце и взору родные они



  1. Как поет назвал Мороза?

А) Старик

Б) Воевода

В) Красный нос


  1. Где бушевал ветер?

А) В лесу

Б) На реке

В) Над бором


  1. Какое слово пропущено в четверостишье?

Идет по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой ….

И яркое солнце играет

В косматой его бороде

А) реке

Б) земле


В) воде

5. Во что убирал Мороз своё царство?

А) В алмазы, жемчуг, серебро

Б) золото

В) бриллианты

Проверка (слайд) взаимопроверка

1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-а

- Поднимите руку, кто ответил на все вопросы правильно? (выставление оценок в листы самоконтроля.

ІІІ. Беседа об авторе

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о Н.А. Некрасове (дети рассказывают)

На берегу Волги, недалеко от города Ярославля, в селе Грешневе, стоял серый, скучный дом, где прошло детство русского поэта. (слайд) Детство его было невеселое. Маленький Коля часто убегал из дома, к крестьянским ребятишкам. Ему было с ними интересно(слайд) И в последствии поэт много времени проводил среди крестьян. Свои первые стихи будущий поэт написал в 7 лет. Он любил бродить по лесу

- Посмотрите на экран, где Некрасов изображен среди деревенских жителей.( слайд) Он знакомился с крестьянами, присматривался к их безрадостной жизни.

- Прочитайте двустишие. (слайд)

Все – то знакомый народ;

Что ни мужик, то приятель

- Всех сельских жителей поэт считал своими приятелями. Поэт любил слушать рассказы, рассказы крестьян, бывалых охотников об их жизни, записывал все, что его интересовало. Многие из этих рассказов стали стихотворениями



IV. Речевая разминка. (слайд)

- Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем про себя, тихо, громко, выразительно



Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то,



что нас окружает.)

V. Актуализация знаний

К вам на урок я пришла с замечательной книгой и не случайно. (cлайд)



1. Беседа

- Как называется книга? («Тайны»)

- А что такое тайна? (ответы детей) 

Толковый словарь Ожегова дает нам такое объяснение этому слову  (зачитать)

- Подберите синонимы к этому слову? (секрет, таинство, загадка)

- С каким словом связано слово тайна? (с открытием)

- В математике вы открываете какие тайны?

- Какие тайны вы открываете на уроках русского языка? литературы?



VI.  Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и ознакомимся еще с одним произведением Николая Алексеевича.

- Попробуйте сформулировать, что сегодня мы будем открывать?

(Попробуем приоткрыть тайны, спрятанные в стихотворении Н Некрасова)

- Давайте вспомним алгоритм работы над новым произведением (слайд)



1. Знакомство со стихотворением

2. Словарная работа

3. Анализ стихотворения

4. Подготовка к выразительному чтению

-Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем будет текст? (Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев; о дружбе; о доброте, любви к животным; о природе…) (слайд)



1. Работа по картине  (слайд)

- Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают

писатели и поэты. Художники кистью и красками,  музыканты – нотами.

- Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанную поэтом ситуацию, сначала давайте рассмотрим репродукцию картины В. Волкова «Весеннее половодье» и прослушаем отрывок из произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Художник-живописец очень точно описал то время

года и природные явления, которые мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». (отрывок в записи «Времена года»)

-Скажите, какое время года изображено?


(Это весна, потому что в роще деревья сейчас без листочков, но чувствуется, что скоро они появятся)

-Мы с нетерпением ждем весну. Почему?

С наступлением весны солнце начинает светить ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле.

- Но не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время

года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Почему же

мы говорим именно о весне? (Небо и вода такими чистыми и прозрачными бывают только весной)

- Где происходит действие картины? (на реке)

- Что произошло с рекой? (вышла из берегов)

- Когда реки выходят из берегов? (река разлилась, затопила берег…)

- Что тогда может произойти? (вода может затопить дома, гибнут в норках животные) 


- Почему это явление называется половодьем? (половодье– полная вода, много воды, землю покрывает полая вода)

- Как бы вы назвали картину? (Весна. Ранняя весна. Наводнение. Река разлилась.)

– В. Волков назвал свою картину «Весеннее половодье». Картина написана в холодных тонах – много синего, голубого, белого цветов. Именно эти цвета присущи весне

2. Знакомство с историей написания стих-я «Дедушка Мазай и зайцы».

- Сегодня мы с вами будем читать стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы»

- Историю, случившуюся в половодье и рассказал Н.А. Некрасов в своем стихотворении. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.

- В деревне Малые Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем.
Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу, на охоте
.(слайд) Деревня, где жил Мазай была особенная.( слайд) Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы.( слайд) Она

была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляла, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.(слайд) Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый

Мазай. Он знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь.(слайд) Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь. Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. На основе одной такой истории Некрасов и написал стихотворение.

VIІ. Работа над произведением

- Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении артиста Грибова ( Запись) (Дети следят по учебнику с карандашами и отмечают незнакомые слова)

- Что вас больше всего тронуло, удивило, рассмешило (слайд)

( Дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, потому что он был добрый человек)

- Какие чувства вы переживали, когда слушали его? (чувство страха за зайцев, их



было жалко…)

-. Какие слова для вас непонятны?

Так как стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые

требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в электронный толковый словарь

и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун, багор,силки (работа в группах) Правила работы в группе (слайд)

Проверка (слайд)

1. Словарная работа (работа в парах)

- Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас



попробуете сами определить их значение.(Работа в парах) Правила работы в паре (слайд)

Проверка (слайд)

1

3

разболтался в сарае

1

шумливая группа

2

1

гурьба

2

шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство

3

2

лопочут ушами

3

разговорился

4

5

гуторить

4

тот, с кем случилась беда

5

4

горемыка

5

разговаривать

6

8

тягота

6

забава, веселье

7

6

потеха

7

всходы посева засеянные осенью

8

7

озимь

8

тяжесть, груз

 

2. Выразительное чтение детьми( по частям)

.-(прочитать так, чтобы передать как Мазай осуждает своих односельчан за жестокое истребление дичи)

.-( показать, как дед Мазай беспокоился, когда увидел утопающих зайцев на островке и очень обрадовался, когда ему удалось их спасти)

3 ч.-( показать ласковое, доброе отношение к зайчишке на пне и зайчихе- толстухе. Дедушка накрыл зайчиху зипуном, чтобы согреть)

.-( передать, как дед Мазай удивился, когда увидел зайцев на бревне. Он был находчивый и спас их)

5ч. –(забавно было смотреть односельчанам, как дед Мазай плывет в лодке с зайцами и тащит за собой бревно)

6ч.-( передать беспокойство зайцев, когда увидели берег)

- Какую задачу мы выполнили с вами? Какая теперь своит задача перед нами? (анализ)



3. Открытие первой тайны (слайд)

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят)

- В каких словах звучит упрек жестоким людям? О какой совести он говорит? ( чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал)

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.
- И так , мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения

Физминутка (слайд)

4.Тайна человеческого сердца
- Попробуем  прикоснуться к тайне дедушки Мазая.

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам?

- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев? (купчиха, горемыка…)

- Жалко ли вам зайчиху? Почему? (ей было тяжелее других)

- Как вели себя зайцы при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами? ( Мазай с ними разговаривал спокойно. У них не было другого выхода, они понимали, что утонут.)

- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал зайца» горемыка»?

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)

- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?

- Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.

- Какие слова он им сказал на прощанье? Почему? (Но уж зимой зайцы не попадайтесь! Мазай- охотник, а зимой охота на зайцев  разрешена).

- Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?

- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья)



Физминутка для глаз (слайд)

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать начинаем

5. Работа в группах (повторение работы в группе) (слайд)

1 группа: Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю

(Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостный, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый)



2 группа: Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам. Как он их называл ласково?

(Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишка, горемыка, купчиха, дуру, находку, плуты косые)



3 группа: Составить синквейн (нерифмованное стихотворение) про Мазая

1 стр.: Тема (существительное)

2 стр.: Описание темы (2 прил.)

3 стр.: Описания действия (3 глаг.)

4 стр.: Фраза из 4 слов( целое предложение)

5 стр.: Синоним из 1 слова к теме



Проверка групп

6. Образное рисование (выборочное чтение) (слайды)

- Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая

- Мы должны нарисовать портрет человека, который спасал зайцев. У вас на парте карточки со словами. Их нужно соотнести друг с другом, чтобы получились пары слов.

Добрый руки

Добрая человек

Доброе душа

Добрые сердце

Проверка (хлопают в ладоши, если согласны)

-А теперь посмотрите на эту картинку.( слайд)

-К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее и зачитайте.

7.Найдите ошибки-опечатки  «Игра-тест»  (слайд) ( Работа в малых группах по 4 ч.)

В пятеро больше бы дичи велось,

Кабы мешками ее не ловили... (сетями)

Только осенние воды нахлынут… (весенние)

Сами ни с места: я взял одного,

прочим скомандовал: плывите за нами...(прыгайте сами)

... Только уселась команда босая,

весь островок пропал подводой…(косая)

Глядь, у куста копошится лосиха...(зайчиха)

мои зайчики точно сбесились,

Смотрят, на задние лапы встают,

Дружно кричат, грести не дают... (лодку качают)

За ночь соседи мои отогрелись, 

Высохли, выспались, плотно наелись... (больные)



Проверка групп

VIIІ. Рефлекия

- Какую же самую главную тайну открыли мы сегодня на уроке? (тайну человеческого сердца) Оно вот такое (показываю).(слайд)

- Какая основная мысль данного произведения?

Продолжим высказывания (слайд)

Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я почувствовал …

Мне захотелось чтобы …

- Напишите на сердечках, какими же качествами должен обладать человек с таким сердцем и прикрепите свои листочки к сердечку.(зачитывают)

- А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая?

-Что подсказал он своим поступком нам?

-У вас на партах смайлики, выберите и покажите (дети показывают)

ІХ. Домашнее задание (слайд)

(Дифференцированное)

1. Выразительное чтение стихотворения

2. Отрывок наизусть.

3. Составить рассказ на тему «Мы спасены!» Начни словами

«Однажды, мама Зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю…»

 

Используемые источники информации:

1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.:

ВАКО, 2006. – 320 с.

2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2007. Автор: Юрий Писаренко.

3. Репродукция картины В. Волкова «Весеннее половодье»

4. Чайковский «Времена года – апрель».

http://www.theseasons.ru/music/theseasons2007/tchaikovsky_april.mp3

5. Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Изд – во «Детская литература» - М., 1969.



– 20 с.: ил.

6. Слайд - фильм "Дедушка Мазай и зайцы"
Каталог: avatar
avatar -> А! Я вспомнил! маги явно внимательно слушали вопросы и понимали друг друга с полуслова. Мы пили! Много пили! Да! Но где и с кем?
avatar -> Мария Моисеевна
avatar -> Гладышева Жанна Михайловна, учитель русского языка и литературы маоу сош №21
avatar -> Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы егэ. Обществознание. Егэ-2012
avatar -> Урок по теме «Синус, косинус и тангенс угла треугольника»
avatar -> Контрольная работа по теме «Координатная плоскость»
avatar -> Презентация по материалам урока, отрывки из видео «Нобелевская речь С. Алексиевич»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница