Федеральное бюджетное учреждение российский федеральный центр судебной экспертизы



страница1/38
Дата06.06.2016
Размер5.34 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

И ОЦЕНКИ

(Методические рекомендации для судебных экспертов)



Печатается по решению научно-методического совета РФЦСЭ при Минюсте России

Москва

2013


УДК 343.148.63 ББК 67.99 (2) 94 И 85

Методические рекомендации подготовили:

Е.Л. Махнин, С.В. Федотов

(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России)

С.О. Галевский, М.А. Калинин, Д.М. Кошелев, С.Б. Суслов

(ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России)

И.В. Алексеев (ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России)

Г.О. Петров (ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России)

Научные руководители:

С.А. Смирнова - доктор юридических наук, профессор (ФБУ Российский федеральный центр

судебной экспертизы при Минюсте России)

В.Г. Григорян - кандидат технических наук (ФБУ Российский федеральный центр судебной

экспертизы при Минюсте России)

Д.М.Кошелев - ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России

И85 Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости

восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов - М.: НАЗВАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА, 2013. — 128 с.

Настоящие Рекомендации определяют общие положения, принципы, методы и порядок производства судебных автотехнических экспертиз (далее - экспертизы) и исследований по экспертной специальности «Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Предназначены для использования судебными экспертами при проведении судебных экспертиз и несудебных исследований, при профессиональной подготовке и повышении квалификации экспертов.

ISBN 978-5-91133-110-8 © Федеральное бюджетное учреждение

Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России), 2013


Содержание

Предисловие 6

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7

    1. Предмет и объекты экспертизы 7

    2. Задачи, решаемые экспертами 8

  2. ТЕРМИНОЛОГИЯ 9

    1. Технические термины 9

    2. Экономические, оценочные и юридические термины 12

  3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ 16

    1. Права и обязанности судебных экспертов 16

      1. Обязанности судебных экспертов 16

      2. Права судебных экспертов 16

    2. Судебные и несудебные экспертизы 17

      1. Судебные экспертизы 17

        1. Основание для назначения судебной экспертизы 17

        2. Заключение эксперта 18

        3. Сообщение о невозможности дать заключение 20

      2. Несудебные экспертизы 20

      3. Осмотр АМТС 21

Перечень сведений устанавливаемых при осмотре 21

Рекомендации по фотографированию объектов исследования 22

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ АМТС 23

    1. Общие положения по установлению величины затрат

на восстановительный ремонт АМТС 23

    1. Учет износа АМТС 23

    2. Определение объема ремонтно-восстановительных работ 23

    3. Определение стоимости запасных частей 25

    4. Определение стоимости ремонтно-восстановительных работ 25

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АМТС 27

    1. Общие понятия, подходы и методы при определении стоимости АМТС.

Исходные данные 27

    1. Определение эксплуатационного износа АМТС, его деталей

и оборудования при определении стоимости затратным подходом 29

    1. Определение рыночной стоимости АМТС сравнительным подходом 32

      1. Метод сравнительного анализа продаж 32

      2. Метод расчета таможенных платежей 32

    2. Определение стоимости АМТС затратным подходом 33

    3. Согласование результатов по подходам 34

    4. Определение стоимости АМТС в специфических условиях реализации 35

    5. Определение стоимости разукомплектованного АМТС 35

    6. Корректировка цены АМТС при наличии дефектов эксплуатации,

неисправностей, следов ремонта 36

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ 37

    1. Условия для расчета стоимости годных остатков 37

    2. Годные остатки АМТС 37

    3. Расчет стоимости годных остатков 37

    4. Порядок проведения экспертизы годных остатков АМТС 38

  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕМОНТА АМТС 40

    1. Понятие «утрата товарной стоимости», основания для начисления 40

    2. Рекомендации по расчету утраты товарной стоимости 41

Использованная литература 43


Содержание

ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Приложение 1. Порядок определения средней стоимости нормо-часа

ремонтно-восстановительных работ в регионе 46

Приложение 2. Методические рекомендации по применению Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, утвержденных

Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010 г. 47

Приложение 3. Рекомендации по ретроспективной оценке стоимости

запасных частей для восстановительного ремонта АМТС 51

  1. Прямой метод ретроспективной оценки стоимости запасных частей 51

  2. Косвенные методы ретроспективной оценки стоимости запасных частей. ... 51

Приложение 4. Виды перекосов кузова легковых автомобилей 53

Таблица П 4.1. Характеристики перекосов кузовов легковых автомобилей 53

Приложение 5. Коэффициенты утраты товарной стоимости 54

Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых

автомобилей и грузовых на их базе 54

Таблица П 5.2. Коэффициенты утраты товарной стоимости для грузовых

автомобилей и автобусов 56

Приложение 6. Веса элементов для определения стоимости годных остатков 58

Таблица П 6.1. Процентное соотношение стоимости узлов, агрегатов легковых автомобилей и малотоннажных грузовых на базе легковых к стоимости

автомобиля 58

Таблица П 6.2. Процентное соотношение стоимости не поврежденных

деталей грузовых автомобилей 60

Таблица П 6.3. Процентное соотношение стоимости узлов, агрегатов

мотоциклов и мопедов к их стоимости 63

Приложение 7. Показатели износа АМТС на 1000 км пробега 67

Таблица П 7.1. Показатели износа на 1 000 км пробега

для легковых автомобилей по категориям 67

Таблица П 7.2. Разделение легковых автомобилей производства

СССР, России, стран СНГ на категории 67

Таблица П 7.3. Разделение легковых автомобилей иностранного

производства на категории 68

Методика разделения легковых автомобилей по группам износа 86

Таблица П 7.3.1. Основные признаки групп износа легковых автомобилей 86

Таблица П 7.4. Показатели износа на 1 000 км пробега для мототехники 87

Приложение 8. Показатели износа (старения) АМТС за 1 год эксплуатации в

зависимости от среднегодового пробега 88

Таблица П 8.1. Показатели износа (старения) за 1 год эксплуатации

для легковых автомобилей 88

Таблица П 8.2. Показатели износа (старения) за 1 год эксплуатации

для мототехники 88

Приложение 9. Величина износа дорожно-строительной техники, % 89

Таблица П 9.1. Показатели износа (старения) по годам

для дорожно-строительной техники 89

Приложение 10. Среднегодовые пробеги. Рекомендации по расчёту

среднегодового пробега АМТС 90

Таблица П 10.1. Среднегодовые пробеги и пробеги с начала эксплуатации легковых автомобилей отечественного производства (Россия и СССР),

эксплуатирующихся на территории Российской Федерации 90

Таблица П 10.2. Среднегодовые пробеги и пробеги с начала эксплуатации

легковых автомобилей импортного производства, эксплуатирующихся на

территории Российской Федерации* 90

Таблица П 10.3. Значения среднегодовых пробегов грузовых автомобилей отечественного производства (Россия и СССР) для различных видов перевозок на территории Российской Федерации 91

4 Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости

восстановительного ремонта и оценки


Содержание

Таблица П 10.4. Значения среднегодовых пробегов грузовых

автомобилей в Германии 95

Таблица П 10.5. Среднегодовые пробеги автобусов

на территории Российской Федерации 95

Таблица П 10.6. Среднегодовые пробеги транспортных средств за рубежом 96

Таблица П 10.7. Среднегодовые пробеги для мототехники 96

Приложение 11. Коэффициенты приведения цен на модели АМТС, снятых с

производства, к ценам выпускаемых моделей АМТС 97

Таблица 11.1. Коэффициенты приведения цен на модели АМТС, снятых с

производства, к ценам выпускаемых моделей АМТС 97

Приложение 12. Пример определения стоимости легкового автомобиля 105

Таблица П 12.1. Описание объектов аналогов 106

Таблица П 12.2. Корректировка стоимостей объектов аналогов 107

Таблица П 12.3. Определение весов подходов 109

Приложение 13. Оценка шин 110

Определение износа шин в целях определения их стоимости 110

Маркировка шин 110

Таблица П 13.1. Скоростные индексы шин 111

Таблица П 13.2. Индексы грузоподъемности шин 111

Приложение 14. Идентификация АМТС 113

Приложение 15. Пример акта осмотра транспортного средства 115

Приложение 16. Пример заключения эксперта 117

Приложение 17. Пример сообщения о невозможности дать заключение 122

Приложение 18. Пример акта экспертного исследования 124

Приложение 19. Пример заключения о стоимости АМТС для органов нотариата. ... 127


Предисловие

к Методическим рекомендациям «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» (издание третье, переработанное и дополненное)

Методические рекомендации разработа­ны в рамках темы №8 Плана основных на­учно-исследовательских работ в области судебной экспертизы, выполняемых фе­деральными бюджетными судебно-экс­пертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации в 2012 году, утвержденным Приказом Минюста России от 24 февраля 2012 года за №21.

Настоящие Методические реко­

мендации по определению стоимости восстановительного ремонта и оцен­ки автомототранспортных средств (да­лее - «Рекомендации») устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе су­дебно-экспертных учреждений Мини­стерства юстиции РФ.

Рекомендации могут быть использо­ваны также другими экспертными орга­низациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстано­вительного ремонта и оценки стоимости автомототранспортных средств их узлов, агрегатов, деталей.

За основу настоящих Рекомендаций принято Методическое руководство [3], разработанное в 2007 году (его действие заканчивается одновременно с изданием нового), в которые внесены существен­ные изменения и дополнения.

Переработка методического руковод­ства вызвана следующими причинами:

  • частично устарели или стали недо­статочны по своему содержанию поло­жения предыдущего методического руко­водства;

  • утвержденные Постановлени­

ем Правительства РФ № 361 от 24 мая

  1. года «Правила установления раз­мера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой вы­платы в рамках ОСАГО» требуют рекомен­даций по применению в системе СЭУ Ми­нюста России;

  • за прошедший период произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значи­тельное количество новых моделей и мо­дификаций;

  • необходимостью дополнения ме­тодического руководства положением о методике расчёта стоимости годных остатков грузовых автомобилей и мото­техники;

  • за истекший период внесены изме­нения в ГПК РФ в части, регламентирую­щей права и обязанности судебных экс­пертов.

При разработке настоящих Рекомен­даций использовались результаты совре­менных научных исследований и практи­ческий опыт проведения автотехнических экспертиз в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Рос­сийской Федерации.

Авторы выражают свою искреннюю признательность экспертам Губаре­ву В.В. (ФБУ Челябинская ЛСЭ Минюста России) и Сабирзянову Р.Ф. (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России) за их вклад в под­готовку данных Рекомендаций.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Рекомендации разработаны в целях переработки Методического ру­ководства [3]. Рекомендации определя­ют общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехни- ческих экспертиз (далее - экспертизы) по специальности № 13.4: «Исследова­ние транспортных средств, в целях опре­деления стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Рекомендации разработаны с учетом требований Федерального закона «О го­сударственной судебно-экспертной де­ятельности в Российской Федерации» [1], приказа Министерства юстиции Рос­сийской Федерации «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, вы­полняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Миню­ста России, и перечня экспертных специ­альностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюд­жетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» [2], а также норматив­ной правовой и нормативно-технической документации по вопросам экспертной деятельности в отношении транспорт­ных средств, технической эксплуатации транспортных средств и безопасности дорожного движения.

Основными задачами Рекомендаций являются:

  • обеспечение проведения судебных и несудебных экспертиз на единой мето­дической основе;

  • обеспечение полноты, точности и доказательности результатов экспертиз и исследований.

Рекомендации разработаны на основе результатов современных научных иссле­дований по видам экспертной деятельно­сти в отношении транспортных средств, результатов статистического исследо­вания товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и ра­бот по ремонту транспортных средств. При разработке Рекомендаций учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-техни­ческой и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экс­пертной деятельности на транспорте,

технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зару­бежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.

Настоящие Рекомендации следует применять при производстве судебных экспертиз и исследований вместо Мето­дического руководства [3], действие ко­торого заканчивается.

Рекомендации предназначены для ис­пользования:

  • судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических экспертиз по специ­альности: «Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»;

  • в Системе добровольной сертифи­кации методического обеспечения су­дебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Миню­ста России;

  • при профессиональной переподго­товке и повышении квалификации судеб­ных экспертов.

Рекомендации содержат:

  • методику определения стоимости автомототранспортного средства (да­лее - АМТС) с учетом его технического состояния, износа, комплектности, нали­чия дефектов и т.д.;

  • методику определения затрат на восстановление АМТС;

  • методику определения стоимости годных остатков АМТС;

  • методику определения величины утраты товарной стоимости АМТС;

  • различного рода рекомендации, об­разцы используемых документов, спра­вочные данные, таблицы, перечень не­обходимых технических, юридических, экономических и оценочных терминов. Применение данных Рекомендаций обе­спечивает единую методическую осно­ву для судебных экспертов, а также до­стоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.

  1. Предмет и объекты экспертизы

Предметом судебных автотехнических экспертиз, рассматриваемых в данных

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 7

восстановительного ремонта и оценки


Общие положения

Рекомендациях, является установление фактических данных о техническом со­стоянии АМТС, дате выпуска АМТС, при­надлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера техниче­ских повреждений, причин их возникно­вения, стоимости АМТС и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты то­варной стоимости АМТС в результате до­рожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами рассматриваемых автотех- нических экспертиз могут являться:

  • АМТС в целом, как сложное изде­лие; его детали, узлы, агрегаты;

  • информация представительств ав­топроизводителей, предприятий авто­сервиса, торговли и т.д.;

  • данные средств массовой инфор­мации, сети интернет, справочники, фо­томатериалы, относящиеся к предмету экспертизы;

  • документы и материалы, представ­ленные для проведения экспертизы или исследования.

  1. Задачи, решаемые экспертами

В рамках рассматриваемых в данном до­кументе судебных автотехнических экс-

пертиз, а также исследований, могут ре­шаться следующие задачи:

  • идентификация объекта эксперти­зы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплек­тации, даты выпуска или периода произ­водства представленного на исследова­ние АМТС);

  • установление фактических данных о техническом состоянии АМТС в целом или его конкретного узла, детали, агрега­та;

  • определение технологии и стоимо­сти восстановительного ремонта АМТС в связи с дорожно-транспортным проис­шествием, или в результате иных повреж­дений;

  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;

  • определение износа АМТС, его со­ставляющих;

  • определение рыночной стоимости АМТС и его отдельных элементов;

  • установление стоимости годных остатков АМТС;

  • определение величины утраты то­варной стоимости АМТС.

Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.


  1. ТЕРМИНОЛОГИЯ

Таблица 2.1. Термины, применяющиеся при производстве автотехнических экспер­тиз и исследований по определению стоимости восстановительного ремонта и оценке АМТС

2.1. Технические термины

Аналог

Объект того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков (имеющий сходные характеристики).

При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня:



  • функциональное сходство (по области применения, назначению);

  • конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компо­новке элементов, дизайну и эргономике);

  • параметрическое сходство (по значению параметров).

При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объек­тов, а при приблизительном и частичном сходствах - об аналогичности

Агрегат

Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, воз­можностью сборки отдельно от других составных частей изделия или из­делия в целом и способностью выполнять определенную функцию в из­делии или самостоятельно

Вздутие

Изменение геометрической формы поверхности лакокрасочного покры­тия или пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости

Вмятина

Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, характеризующееся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента

Выпучина

Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, ха- растеризующееся выдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента

Восстановительный

ремонт


Комплекс мероприятий (работ), необходимых для восстановления экс­плуатационных свойств и потребительских качеств, предусмотренных нормативно-технической документацией завода-изготовителя, которые АМТС имело непоседственно до повреждения (появления неисправно­сти)

Вспомогательный

материал


Материал, который необходим для процесса производства, но который не входит в вещественной форме в конечный продукт (при ремонте АМТС: растворитель, смывка и т.д.)

Грузоподъёмность

Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства

Демонтаж

Снятие элемента (агрегата, узла, детали) или его составной части с места установки на АМТС

Деталь

Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке мате­риала без применения сборочных операций

Дефект

Несоответствие продукции (изделия) установленным требованиям нор­мативно-технической документации завода-изготовителя вследствие ошибок конструирования, нарушения технологического процесса произ­водства либо ремонта или правил эксплуатации

Дефект

значительный



Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на её долговечность, но не является критическим



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница