Емельянова Ксения Петровна руководитель



Скачать 407.23 Kb.
страница1/4
Дата04.06.2016
Размер407.23 Kb.
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ягодинская средняя общеобразовательная школа




информационный проект

«Химические вещества и материалы в живописи»

автор проекта:


Емельянова Ксения Петровна

руководитель:

Воронцова Татьяна Леонидовна


Оглавление:


  1. Титульный лист…………………………………………………………………………1

  2. Оглавление ……………………………………………………………………………...2

  3. Аннотация…………………………………………………………………….…………3

  4. Краткая аннотация………………………………………………………………………4

  5. Введение…………………………………………………………………………………5

  • Жанры живописи…………………………………………………………………….5

  • Виды живописи……………………………………………………………………..5

  • Техника живописи…………………………………………………………………..5

  1. Химические вещества и материалы используемые в живописи……………………..6

а)Древние красители………………………………………………………………………..6

б)Краски, приготовленные на растительных клеях…………………………………….…7

в)Пигменты древнерусских стенописей……………………………………………………7

7. Приготовление пигмента………………………………………………………………….8



  • Известковые белила ……………………………………………………………………..8

  • Свинцовые белила………………………………………………………………………..8

  • Вохра………………………………………………………………………………………9

  • Желть……………………………………………………………………………………...9

  • Шишгиль………………………………………………………………………………….9

  • Блягиль……………………………………………………………………………………10

  • Черлень……………………………………………………………………………………10

  • Киноварь………………………………………………………………………………….10

  • Ражгиль……………………………………………………………………………………10

  • Багор………………………………………………………………………………………10

  • Бакан………………………………………………………………………………………11

  • Лазорь…………………………………………………………………………………….11

  • Голубец…………………………………………………………………………………...12

  • Крутик………………………………………………………………………………….…12

  • Празелень…………………………………………………………………………………12

  • Ярь………………………………………………………………………………………..12

  • Чернило…………………………………………………………………………………..13

  • Акварель………………………………………………………………………………….13

  • Гуашь……………………………………………………………………………………..14

  • Пастель……………………………………………………………………………………14

8. Техника живописи………………………………………………………………………….15

а)Энкаустика…………………………………………………………………………………..15

б)Фресковая……………………………………………………………………………………15

в)Масляная…………………………………………………………………………………….15

г)Темпера………………………………………………………………………………………19

9. Методы исследований живописи………………………………………………………….21

10. Выводы…………………………………………………………………………………….22

11. Источники информации………………………………………………………………….23


Аннотация

Химия как наука о веществе, о материале с момента своего появления связана с изобразительным искусством, которое не может обойтись без определенных материалов. Еще А.А.Воскресенский (1806–1880), «дедушка русской химии», предложил состав, с помощью которого «залечили» трещину в Александровской колонне Петербурга. Искусство, со своей стороны, одухотворяет науки. Как разнообразен и прекрасен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками! Многие из шедевров дошли до нас из глубины веков и радуют до сих пор, а некоторые были утрачены из-за непрочности материалов. Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком. Недостаточно знать различные виды красок, виды грунтов. Необходимо также уметь различать виды живописи и технику их исполнения.



Краткая аннотация

Цель работы: Интеграция и взаимосвязь по темам «Химические вещества и материалы в

живописи и «Мировая художественная культура». Расширение кругозора

по данной теме.

Задачи:


  1. Систематизировать знания по теме химические вещества в живописи.

  2. Рассмотреть взаимосвязь химии и живописи.

  3. Создать условия для формирования и развития у уч-ся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, конспектами и источниками информации.

  4. Предоставить возможность уч-ся применять знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.

Типология проекта:

Методы: Информационно- творческий , среднесрочный, межпредметный, индиви-

дуальный.



Приемы: Работа с литературой, видеоматериалами, материалами из Интернета, синтез,

сравнение и систематизация.

Данная работа структурирована по главам, абзацам. Каждая часть разделена и имеет свое название, свою тематику. Работа выполнена в форме информационного проекта с использованием презентации выполненной на СД- диске. Работа состоит из теоретической части, в которой раскрываются вопросы: взаимосвязь химии и живописи, виды красок, техника и жанры живописи, технология приготовления пигментов.
Форма предоставления результатов работы:


  1. реферативная часть

  2. презентация

  3. схемы, картины.

Вывод:

1. Химия и искусство тесно взаимосвязаны между собой.



  1. Вещества и материалы используемые в живописи делят на природные и искус-

ственные.

3. Недостаточно знать виды красок, виды грунтов, необходимо уметь различать виды живописи и технику их использования.

4. Для исследования произведений живописи используют химические методы.


Введение

Живопись - это:

искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы;

вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность;

важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Жанры живописи:

исторический;

бытовой,

батальный,

портрет,

пейзаж,

натюрморт.

Виды живописи:

монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно);

станковая живопись (картина);

декорационная живопись (театральные и кинодекорации);

декоративная роспись предметов обихода;

иконопись;

миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет);

диорама;

панорама.

Техника живописи:

масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж. Акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.



Химические вещества и материалы, используемые при изготовлении красок:

а). Древние красители


Прокаленная охра, киноварь, индиго, пурпур. Изучение древних памятников показало, что, кроме красного, египтянам были известны синие и зеленые красящие вещества. Их изумляющая наших современников невыцветаемость объясняется тем, что в большинстве своем это были либо оксиды (металл + кислород), либо соли (металл + кисл. остаток), т. е. наиболее устойчивые естественные (природные) образования. Именно в такие формы самопроизвольно стремятся перейти металлы, соединения которых составляли основу древних составов. По данным тщательных исследований, синий краситель представлял собой тонко измельченное медное стекло. Оно отличается не только стойкостью к свету, но и к действию кислот и щелочей. Зеленый пигмент на основе меди был, по-видимому, медянкой – ацетатом меди – Cu(CH3COO)2. Вполне возможно, что в качестве еще одного зеленого красителя служил оксид хрома (Сг203).

Темно-синяя глазурь того времени, безусловно, содержала в качестве красящего вещества оксид кобальта, – то вещество, которое и сейчас используют при варке стекла, чтобы сделать его синим.

На Руси летописцы, художники и переписчики рукописей к XI в. располагали основательным ассортиментом для раскрашивания заглавных букв и заставок. В древнейших памятниках русской письменности – «Остромирово евангелие» (1056-1057), «Изборник Святослава» (1073) и других уже встречаются и красная киноварь, и свинцовые белила, и медянка, и ультрамарин, и немало красящих составов на органической основе. Древнерусским мастерам была известна и способность красок менять цвет. Так, учитывалось свойство киновари чернеть под действием света. В качестве известковых красок применяют стойкие к действию извести пигменты. Древнерусские художники применяли с этой целью известковые белила, венецийскую охру, светлые и темные желтые охры, черлень, багор, обыкновенный голубец, празелень, горелую грецкую охру, земляную чернь, древесную чернь. В настоящее время можно рекомендовать, основываясь на опыте древнерусских стенописцев, применение следующих пигментов для живописи по сырому известковому грунту:

Белые  - известковые белила

Желтые – натуральная сиена, светлая желтая охра, средняя желтая охра, темная желтая охра.

Красные – красные натуральные земли.

Лиловые – жженая красная земля.

Синие – обыкновенная смальта

Зеленые – зеленая земля

Коричневые – жженая желтая охра

Черные – земляная чернь, древесная чернь

Приготовление известковых красок несложно: тонко измельченный пигмент высыпают в деревянные кадки, наливают воду и хорошо размешивают.



б) Краски, приготовленные на растительных клеях.

Растворение красок на растительных клеях—пшеничном, пшенично-ячменном и льняном производилось следующим образом: тонко измельченный пигмент смешивали с жидким растительным клеем в деревянном ковше или небольшой липовой кадке и тщательно размешивали. Смешение пигмента с клеем производилось обычно за 2—3 часа до начала живописной работы.

Применение древнерусскими художниками в живописи по сухому левкасу в качестве связующего вещества растительных клеев для таких красок, как киноварь и лазурь, объясняется тем, что эти клеи совершенно не действуют на их цвет и в то же время дают достаточно прочное сцепление красочного слоя с поверхностью грунта.

в) Красочные пигменты древнерусских стенописей.

Установленные путем микрохимического анализа красочного слоя древнерусских стенописей палитра красок была крайне невелика. Она насчитывала всего 27 основных пигментов, из которых 16 представляли собой природные земляные и 10 природные минеральные краски. В отдельных немногочисленных случаях имело место применение искусственных (свинцовые белила, сурик свинцовый, желть обыкновенная, ярь венецианская, ярь медная, лазурь медная, голубая медная, древесная чернь, смальта), а так же органических пигментов (венецианский и обыкновенный баканы, вайдовое индиго-крутик, блягиль), но большого значения они не имели. Несмотря на небольшое количество основных красок, древнерусские художники путем умелого смешения, а так же виртуозного наложения одной краски на другую достигали необычайно богатой цветовой гаммы. Подавляющее большинство красочных пигментов, применявшихся древнерусскими художниками в стенописи, как, например, известковые белила, свинцовые белила, охры, натуральные красные, зеленые и черные земли, венецианская желть, обыкновенная желть, ртутная киноварь, красный свинцовый сурик, багор, лазурь из лазурита, горная синь из азурита, обыкновенный голубец – смальта, жженые желтые и красные земли, древесная чернь, горная зелень, - безусловно прочны, стойки к внешним воздействиям и вполне применимы в современных росписях.



Приготовление пигмента.

Все пигменты, применявшиеся в стенной живописи, тонко измельчались следующим образом: тщательно просеивались через решета и сита, отмучивались и очищались от различных механических примесей и крупных частиц; после отмачивания их растирали. Многочасовое растирание красок, предварительно смешанных с водой, производилось на плите из твердого камня, каменным курантом, имеющим форму конуса, поверхность основания которого была гладко отполирована. На отполированную поверхность плиты насыпали некоторое количество пигмента и смешивали его с водой; полученную таким образом полужидкую массу тщательно растирали курантом посредством кругообразных движений. Растекающуюся краску собирали шпателем на середину плиты и вновь растирали. Чем дольше пигмент растирался, тем он становился тоньше и  лучше. Древнерусские мастера фрески обращали большое внимание на тонкость измельчения красочных пигментов, из опыта зная, что это оказывает влияние не только на возможность получения ровно окрашенной поверхности, но влияет и на прочность красочного слоя фрески. Пигменты грубого помола (до 3800 omв. см. 2) имеют неоднородную дисперсность частиц: наряду с частицами крупного размера они содержат и мелкие. При нанесении красочного раствора, приготовленного из такого пигмента, на влажную поверхность фрескового грунта происходит неравномерное закрепление его: мелкие частицы закрепляются хорошо, крупные значительно хуже; при этом красочный слой ложится неровно. Такая неоднородная дисперсность пигмента нередко является причиной разрушения красочной поверхности фрески. Учитывая свойства и зависимость качества красок от тонкости их измельчения, мастера XI—XVII вв. обычно применяли для фресковой живописи очень тонко измельченные пигменты. Получая таким образом прочный красочный слой, они одновременно достигали изумительно ровной его поверхности. Ниже мы приводим описание красочных пигментов, применявшихся русскими художниками XI—XVII вв. в стенной живописи.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница