Эффекта «пика» в автобиографической памяти



Скачать 40.15 Kb.
Дата31.07.2016
Размер40.15 Kb.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МЫ ПОМНИМ О ЮНОСТИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ О ДРУГИХ ПЕРИОДАХ ЖИЗНИ? К ВОПРОСУ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

ЭФФЕКТА «ПИКА» В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
В.В. Нуркова, О.В. Митина

Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва



Nourkova@mail.ru mitina@yahoo.com
Эффект «пика воспоминаний» (reminiscence bump effect), заключающийся в том, что люди вспоминают непропорционально высокое количество автобиографических событий относящихся к периоду 16 –26 лет, был впервые описан Д.Рубиным, С.Ветцлером и Р.Небисом в середине 80-х гг. (Rubin, Wetzler, and Nebes, 1986). Рубин и др. (1998) провели метаанализ данных четырех лабораторий. Повторение исследования в шести различных культурах привело к сопоставимому результату (Conway,1999).

Однако на повестке дня остается вопрос интерпретации найденного феномена. С чем связан эффект «пика»? На сегодняшний день насчитывается несколько объяснений эффекта «пика» автобиографических воспоминаний, относящихся к поздней юности и ранней зрелости (см. обзор Conway M.A., Pleydell-Pearce C.W., 2000). Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что все объяснения настаивают на универсальном характере этого эффекта. По нашему мнению, есть основания полагать, что за эффектом «пика» стоят не только универсальные, но и индивидуальный факторы.

Основываясь на функциональном анализе автобиографической памяти, можно предположить, что сохранение высокой «плотности» воспоминаний, адресованных определенному периоду прошлого, необходимо в том случае, когда человек сталкивается с ситуацией, которую условно назовем «прерванной идентичностью» (diachronic disunity, Lampinen J.M., 2003). Такие ситуации маркируются в автобиографической памяти как воспоминания о переломных событиях (Нуркова, 2000, Нуркова В.В., Василевская К.Н., 2003, Nourkova V.V., Bernstein D.M., Loftus E.F. in press). Переломные события определяют субъективную историю изменений личности. Переломные события качественно и резко модифицируют самооценку в различных областях деятельности, представление о своих психологических качествах, образ себя. Следовательно, логично выдвинуть гипотезу, что последовательность «пиков» насыщенности воспоминаниями автобиографической памяти является индивидуальной и повторяет собой конфигурацию переломных событий жизни личности.

В исследовании приняло участие 40 испытуемых. Применялась методика «Линия жизни», с помощью которой испытуемый актуализировал в графической форме неограниченное количество субъективно значимых жизненных событий и опросник «переломных жизненных событий». Для обработки результатов был применен метод, разработанный О.В.Митиной.

С целью проверки основной гипотезы для каждого респондента весь его жизненный пусть был размечен переломными жизненными событиями. Вокруг каждого переломного жизненного события была построена центрированная система интервалов, длины которых соотносились между собой как 1/2:1/3:1/4. Если важные события происходят в жизни человека равномерно, независимо от приближения / удаления к точкам переломных жизненных событий, то число событий, попавших в каждый из трех центрированных интервалов, должно соотноситься между собой пропорционально отношению длин соответствующих интервалов. Если принять гипотезу о том, что частота важных жизненных событий выше вблизи переломных жизненных событий, то соотношение между количеством событий, произошедших внутри каждого из трех временных интервалов, должно быть иным. Таким образом, в любой модели, отличной от равномерной (назовем ее базовой) соотношения между выделенными показателями всегда больше соответствующих базовых. Поэтому проверка нашей гипотезы сводится к проверке того, что в выборке показателей, вычисленных для всех испытуемых, соответствующие средние отличаются в большую сторону от базовых.

Из результатов статистической обработки данных следует, что во всех трех случаях – двусторонние, лево- и правосторонние интервалы – гипотеза о равномерном и линейном распределениях частоты важных событий, встречающихся на жизненном пути человека, может быть отвергнута с вероятностью ошибки менее 0.05. При проверке гипотезы о квадратичном возрастании частоты важных событий по мере приближения к переломным событиям вероятность совершить ошибку, отвергнув нулевую гипотезу, для двусторонних интервалов несколько возрастает, но не превосходит 5%, т.о. отвержение нулевой гипотезы также остается надежным для всех типов интервалов. При проверке гипотезы о кубическом возрастании частоты можно сказать, что для двусторонних интервалов эта гипотеза подтверждается, для левосторонних интервалов рост этот все-таки чуть сильнее, а для правосторонних высказывание о том, что снижение частоты значимых событий по мере удаления от переломного события происходит существенно быстрее, чем кубическая зависимость, верно с вероятностью ошибки менее 0.05. Стоит заметить, что указанные тенденции особенно контрастно проявляются в случае правосторонних интервалов, что позволяет сделать следующий вывод:



Эффект «пика воспоминаний» в автобиографической памяти не является исключительно «возрастным» универсальным феноменом. В его формирование вносит вклад фактор индивидуальной конфигурации событий, пережитых субъектом в качестве переломных. Анализ показывает, что наиболее доступные для воспроизведения автобиографические воспоминания группируются вокруг воспоминаний о переломных событиях. Причем период «до переломного события» характеризуется квадратичным возрастанием концентрации воспоминаний, а период «после переломного события» характеризуется кубическим возрастанием концентрации воспоминаний. Найденный эффект можно объяснить с точки зрения роли переломного опыта в бытии личности. Человеку необходимо иметь максимальный доступ к памяти о тех периодах жизни, когда происходило переопределение его идентичности (Я был – Я стал), что и обеспечивается с помощью механизма концентрации автобиографических воспоминаний.
Литература:

  1. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М., Изд-во Университета РАО, 2000.

  2. Нуркова В.В., Василевская К.Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации. Вопросы психологии, № 5, 2003, с. 93 – 102.

  3. Conway, M.A., & Pleydell-Pearce, C.W. (2000). The construction of autobiographical memories in the self-memory system. Psychological Review, 107, р.261-288.

  4. Lampinen J.M., Odegard T.N., J.K.Leding. Diachronic Disunity. In D.R.Beike, J.M.Lampinen, D.A.Behrend (Eds.) The Self and Memory, New-York, 2003.

  5. Nourkova V.V., Bernstein D.M., Loftus E.F. Biography becomes autobiography: Distorting the subjective past and present through story completion . Journal of American Psychology. Manuscript in press.

Rubin, D.C., Wetzler, S. E., & Nebes, R.D. (1986). Autobiographical memory across the adult lifespan. In D. C. Rubin (Ed.), Autobiographical memory (pp. 202-221). New York: Cambridge University Press.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница