Е. А. Канаев политика россии в юго-восточной азии: тенденции и перспективы (тезисы)



Скачать 31.75 Kb.
Дата06.06.2016
Размер31.75 Kb.
Е.А.КАНАЕВ

ПОЛИТИКА РОССИИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ:

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(ТЕЗИСЫ)

1. В настоящее время активизация сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) занимает важное место в приоритетах российской внешней политики на дальневосточном направлении. Отражением этого служит укрепление и диверсификация как двустороннего вектора российско-асеановского взаимодействия, так и расширение институциональной базы сотрудничества между Россией и АСЕАН, которое с недавнего времени развивается на уровне саммитов с участием глав государств и правительств.

2. В обозримой перспективе центростремительные тенденции в российско-асеановском диалоге с высокой долей вероятности получат дополнительный импульс. Одним из ключевых направлений станет энергетика. Во-первых, проблематика энергобезопасности станет одной из центральных тем во время саммитов АТЭС на территории России и Индонезии в 2012 и 2013 гг. соответственно. Во-вторых, в 2014 г. начнет функционировать нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), что не останется незамеченным странами АСЕАН, испытывающих растущую зависимость от импорта энергоресурсов.

Перспективными направлениями будут оставаться сотрудничество в сфере ВТС и высоких технологий невоенного назначения, в числе которых – биотехнологии и фармацевтика, информационные и образовательные технологий, энергосберегающие производства и освоение космоса. Отдельного упоминания заслуживает намерение сторон развивать гуманитарные связи, в первую очередь – научные, образовательные и культурные обмены.

Важным фактором укрепления отношений между Россией и АСЕАН станет присоединение России к работе Восточноазиатского саммита и Форума Азия-Европа (АСЕМ). Эти диалоговые площадки будут служить важными дополнительными каналами коммуникации между сторонами, способствуя наращиванию количественной стороны их взаимодействия. Количество же со временем перейдет в качество.

3. Вместе с тем, в отношениях между Россией и АСЕАН существует и комплекс сдерживающих факторов.

В частности, в обозримом будущем российское направление едва ли способно стать одним из приоритетов политики Ассоциации, основное содержание усилий которой – формирование Сообщества АСЕАН. Осуществление данного проекта объективно не возможно без помощи «извне», притом, что в качестве ее основного источника Ассоциация видит, прежде всего, партнеров по АСЕАН+3 – Китай, Японию и Южную Корею. В 2009 г. товарооборот Ассоциации с этими странами составил 178,1, 160,8 и 74.7 млрд. долларов соответственно, в то время, как с Россией – лишь 6,7 млрд. долларов. Отметим и то, что Россия не оказывает ассоциированным государствам помощь в осуществлении основных инфраструктурных проектов в ЮВА и не участвует в схемах валютно-финансового сотрудничества в качестве партнера государств «десятки».

Не менее важно и то, что, выстраивая взаимодействие с АСЕАН, Россия вполне осознает и его объективные пределы. Основная причина – стремление Москвы активизировать сотрудничество со многими государствами ЮВА в ряде сфер, прежде всего, по линии ВТС и атомной энергетики, может при определенных обстоятельствах привести к обострению ее отношений с Пекином и Вашингтоном. Отсюда – логичное стремление России избежать ситуаций, при которых она станет потенциальным заложником как отношений АСЕАН с КНР и США, так и столкновения интересов двух последних в Юго-Восточной Азии.

Важным сдерживающим фактором служит и намерение России развивать сотрудничество со странами ЮВА, в основном, за счет «вектора сверху», в то время, как налаживание устойчивых связей, прежде всего – экономических, этих государств с «внерегиональными» партнерами традиционно шло за счет «вектора снизу», т.е., за счет активности бизнес-сообществ.

Наконец, у России недостаточно проработана сама стратегия выстраивания отношений с партнерами из ЮВА. К такому выводу подталкивает анализ ряда инициатив, озвученных российским президентом во время Саммита 2010 г., наполнить которые практическим содержанием довольно проблематично. Речь идет, прежде всего, о намерении России развивать межрелигиозный диалог с ассоциированными государствами, обещании оказывать им помощь по линии продовольственной безопасности и подключиться к реализации основных инфраструктурных проектов в субрегионе.



4. В таких условиях ожидать существенного прогресса в отношениях между Россией и Ассоциацией оснований объективно не много. Соответственно, наиболее вероятным сценарием развития российско-асеановского взаимодействия с большой долей вероятности станет предпринимаемых обеими сторонами политика «малых шагов», нацеленная на разработку перспективных направлений сотрудничества и совершенствование его инструментария.




Каталог: uploads
uploads -> Черноземова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. 2-е изд., испр
uploads -> Учебное пособие характеризует экзистенциализм в русском информационном пространстве как специфический принципа создания произведения и комплекса идей. Через ответ на этот вопрос делается выход на социальное значение журналистики
uploads -> Ч. А. Тукембаев реинкарнация – ключ к истине
uploads -> Русский хит а – Студио – Fashion Girl
uploads -> Репертуар группы cosa nostra русский хит
uploads -> Современные хиты Зарубежные хиты
uploads -> Испанский язык с любовью Caridad Bravo Adams. Corazón salvaje
uploads -> 100 книг, которые нужно прочесть «Заводной апельсин» Энтони Берджесс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница