«Древние образы в современных народных игрушках»



Скачать 88.91 Kb.
Дата02.04.2019
Размер88.91 Kb.
ТипУрок
Урок ИЗО в 5 классе

Учитель: Свистунова С.А.

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках».

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.

Вид урока: урок открытия нового знания (декоративная роспись с использованием солярных знаков).

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

 Задачи:

 Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

 Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери - земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно - символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки - символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;

Метапредметные(УУД):

 Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,

 осмысленное эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно - познавательной деятельности знаково - символической формы.



Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

 Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.



 Целеполагание: 1)будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность;

 2)будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.


Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Оборудование:

Для учителя:

 1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

 3. мультимедийные презентации дымковских , каргопольских и филимоновских игрушек.



Для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

 2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи;

3. пластилин, гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.



 Литературный ряд:

 Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (заранее)



Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Вернисаж. На доске висят изображения игрушек.

 Учащиеся входят в класс, обращают внимание на экспозицию из фотографий глиняных игрушек.

 Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь.



(Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть.)

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.



Учитель: Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)


Учитель: - Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс? (изображения глиняных игрушек)

Учитель: - Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки?

-Верно, не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.)

-Вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки.


3. Постановка учебной задачи.

-А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её.

 (тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» ). (Слайд 1)
4. Решение учебной задачи.

Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. (Слайд 2)

 -Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.(Слайд 3)

 -Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала.

-Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

-Еще на прошлом уроке мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках.

Учитель: - Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками. Сначала мы послушаем рассказ первой группы о Дымковской игрушке. (Слайды 4-7)

Сообщение учащегося: «Дымковская игрушка».

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)


 Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке.

 Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. (Слайды 8-11)



Сообщение учащегося: «Филимоновская игрушка».

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.
Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке. А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.(Слайды 12-15)


Сообщение учащегося: «Каргопольская игрушка».

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

Учитель: - Мы выслушали третью группу, которая рассказала нам о Каргопольской игрушке.

 Учитель: - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

 Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.(Слайд 16)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

 Постановка задачи.

 Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек»). Перед вами стоят заготовки игрушек из пластилина, покрытые белой гуашью, а вы распишите их соответствующей росписью.

 Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

 1) контроль организации рабочего места;

 2) контроль правильности выполнения приемов работы;

 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

 4) контроль объема и качества выполненной работы.
 Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

6. Оценка.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

 Учитель: - Ребята вам понравились работы?

 Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему?

7.Подведение итога.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.



8. Рефлексия.

-Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? ( познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

 -А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

1. Каковы общие черты глиняных игрушек ?(ответы детей)

 2. Характерные особенности Филимоновских игрушек?( ответы детей)

 3. Характерные особенности Каргопольских игрушек?( ответы детей)

 4. Характерные особенности Дымковских игрушек?( ответы детей)
-Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

 Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?



9. Домашнее задание

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница