Дополнительная профессиональная программа



Скачать 444.09 Kb.
страница1/2
Дата19.07.2016
Размер444.09 Kb.
ТипПротокол
  1   2
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования


СОГЛАСОВАНО


Председатель экспертного совета

по дополнительному образованию

ГБОУ ВО МГПУ

____________________/ /

Протокол №_____ от _________________

УТВЕРЖДАЮ


Первый проректор

ГБОУ ВО МГПУ


_________________Е.Н. Геворкян

«_____»______________2015 г.





Дополнительная профессиональная программа

(повышения квалификации)
«Психологические проблемы общения учителя с учениками в образовательном процессе»
(72 ч.)
Автор курса:

Е.С.Романова, д.пс.н., профессор



С.В. Львова, к.пс.н., доцент

Москва, 2015


Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы: развить коммуникативные навыки учителей, средства позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализировать личный опыт в общении с учащимися, способы эффективной профессиональной саморегуляции.
Совершенствуемые/новые компетенции




Компетенция

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
Код компетенции


Бакалавриат

Магистратура

4 года

5

лет

1

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

ПК-3







2

способен осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

ПК-4

ПК-4




3

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

ПК-5

ПК-5




4

способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики







ПК-3

5

готов организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы







ПК-12


1.2. Планируемые результаты обучения



Знать

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование,

Код компетенции

Бакалавриат

Магистратура

4 года

5 лет

1.

методы диагностики и анализа возрастных особенностей учеников

ПК-3

ПК-4




2.

Компактные средства изучения межличностных отношений в системе «Учитель – ученик»

ПК-5







3.

методы формирования безопасной образовательной среды







ПК-3

4.

методы работы с учащимися разных возрастных групп

ПК-5

ПК-5




5

методы организации коллективной и групповой работы







ПК-12



Уметь

Бакалавриат

Магистратура

4 года

5 лет

1.

предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях с учащимися и родителями

ПК-3, ПК-5

ПК-5




2.

управлять коммуникативным процессом, способствуя его эффективности

ПК-3




ПК-3

3.

применять деловые игры и тренинги для развития навыков общения в образовательном процессе




ПК-4

ПК-12

4.

применять навыки, средства позитивного проектирования индивидуального развития ученика

ПК-3

ПК-4

ПК-3

5.

актуализировать личный опыт в общении с учащимися, способы эффективной профессиональной саморегуляции

ПК-3

ПК-4

ПК-3

Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям:



Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции, реализуемые после обучения

Код

Трудовые действия

Код А

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования




Общепедагогическая функция. Обучение

А/01.6


Формирование навыков группового взаимодействия в процессе обучения

Воспитательная деятельность

А/02.6


Формирование и развитие навыков общения в образовательном пространстве

Развивающая деятельность

А/03.6


Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения


1.3. Категория слушателей: Педагогические работники образовательных организаций, сотрудники социальных служб

1.4. Форма обучения: очно-заочная (с использованием ДОТ).

1.5. Режим занятий, срок освоения программы: 6 часов в день, 1 раз в неделю.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план


п/п


Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля




Лекции

Практич. занятия




Базовая часть













1.

Модуль 1. Нормативно-правовые основания урегулирования конфликтов

10

6

4

Входное тестиро-вание (текущий контроль)

1.1

Основы законодательства РФ в области образования

6

4

2




1.2

Региональное законодательство в области образования

4

2

2







Профильная часть (предметно-методическая)













2.

Модуль 2. Методические основы общения учителя и учеников в образовательном процессе

62

30

32




2.1

Проблема взаимоотношений в системе «учитель- ученик»

10

6

4




2.2

Затруднения в общении учителей и младших школьников

10

6

4




2.3

Затруднения в общении учителей и подростков

10

6

4




2.4

Затруднения в общении учителей и учеников старших классов

10

6

4

Промежу-точный контроль (тестиро-вание)

2.5

Изучение межличностных отношений в системе «Учитель – ученик»

10

4

6




2.6

Психолого-педагогический развивающий тренинг для учителей.

12

2

10







Итоговая аттестация










Зачет



ИТОГО:


72


36


36





2.2. Рабочая программа

п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Раздел 1. Базовая часть

Модуль 1. Нормативно-правовые основания урегулирования конфликтов

Тема 1.1. Основы законодательства РФ в области образования

Вид учебного занятия, учебных работ




Лекция, 4 часов

Современная система российского законодательства в области образования. Основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Тема 1.2. Основы законодательства РФ в области образования

Лекция, 2 часа

Современное состояние регионального законодательства в области образования: проблемы и пути их решения.




Практическая работа (проблемно-ориентированное занятие), 4 часа

Особенности нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Перспективы правового регулирования образовательных отношений в РФ.

Роль регионального законодательства в области образования в разрешении конфликтов.



Раздел 2.Профильная часть (предметно-методическая)

Модуль 2. Методические основы общения учителя и учеников в образовательном процессе

Тема 2.1. Проблема взаимоотношений в системе «учитель- ученик»

Вид учебного занятия, учебных работ




Лекция, 6 часов

Взаимодействие как категория. Характеристика взаимодействия. Взаимодействие в образовательной системе. Образовательный процесс как взаимодействие. Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия. Психологический контакт во взаимодействии.

Структура педагогической деятельности, ее основные компоненты. Понятие о педагогических способностях и их виды. Индивидуальные затруднения учителя в ходе педагогической деятельности.

Общение учителя с учащимися как составная часть педагогической деятельности.


Семинарское занятие, 2 часа

Диалог по вопросам: Почему отсутствие контакта разрушает взаимодействие? На основании каких внутренних и внешних показателей учитель может судить об эффективности его взаимодействия с классом? В чем психологическая причина преимущества совместной деятельности перед индивидуальной, всегда ли оно наблюдается? В чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и на обучающего? Всегда ли демократический стиль общения имеет положительный эффект в педагогическом взаимодействии?

Деловая игра, 2 часа

Психологическая культура участников образовательного процесса как важнейшее условие создания и поддержания психологически комфортной и безопасной среды. Разработка условий безопасной среды в образовательном учреждении.

Тема 2.2.

Затруднения в общении учителей и младших школьников




Лекция, 6 часов

Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Дружба в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности. Социальный статус и отношения со сверстниками. Кооперация, соревнование и конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива

Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д. Б. Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника.

Развитие личности младшего школьника. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.


Практическое занятие (диагностика), 2 часа

Тестовые методики по общению младших школьников. Диалог на темы: «Какие психолого-педагогические условия способствуют эффективному обучению и воспитанию младших школьников, а какие мешают». «Какие способы индивидуального подхода к ученикам младшего школьного возраста являются эффективными». «Какие оценочные действия учителя вызывают стресс у младших школьников, снижают их успеваемость».

Тема 2.3. Затруднения в общении учителей и подростков

Лекция, 6 часов

Проблема «кризиса» подросткового возраста.

Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания. Становление нового типа взаимоотношений подростков со взрослыми. Потребность самоутверждения.

Учебная деятельность подростков. Изменение характера отношений с учителем.

Возникновение смыслового барьера в подростковом возрасте. Определение смыслового барьера. Причины возникновения смысловых барьеров между учителями и учениками.



Практическое занятие, 4 часа

Решение ситуативных задач по темам: разрешение педагогических конфликтов с подростками.

Тема 2.4.

Затруднения в общении учителей и учеников старших классов



Лекция, 6 часов

Переходный характер юношеского возраста. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.

Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Межполовые различия. Построение нового типа взаимоотношений с учителями и родителями. Девиантное поведение, его причины и предупреждение.



Круглый стол, 4 часа

Темы для обсуждения: «Как помочь старшеклассникам успешно сдать ЕГЭ?», «Как помочь юношам и девушкам выбрать будущую профессию по интересам и в соответствии с их способностями?», «Как применять педагогические средства воздействия, если старшеклассник совершил асоциальный поступок?».

Тема 2.5. Изучение межличностных отношений в системе «Учитель – ученик»

Лекция, 4 часа

Программа, предмет и задачи исследования.

Методика М. Куна и Т. Макпартлэнда «20 высказываний».

Методика по определению представлений «20 определений».

Методика Н.В. Кузьминой «Целостный анализ учащегося как педагогической системы».

Методика аттестации и самоаттестации класса и его отдельных учеников.

Субъек-объектные и субъект-субъектные отношения учителей и учеников.

Структура представлений учителей о ученическом классе в образовательном процессе.

Структура представлений учителей об отдельных учениках.

Методика «Контрольный список прилагательных».


Практическое занятие, 6 часов

Применение методик и обработка полученных результатов

Тема 2.6.

Психолого-педагогический развивающий тренинг для учителей.



Лекция, 2 часа

Проблема научения навыков конструктивного межличностного общения. Социально-психологический тренинг как форма развития компетентности общения. Общая характеристика социально-психологического тренинга. Основные психологические эффекты тренинга.

Тренинг, 10 часов

Провести тренинговые циклы «Учитель-школа», «Учитель-класс» и «Учитель-ученик».


2.3. Календарный учебный график (Приложение 1)
Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Вид

аттестации

Форма

контроля

Характеристика оценочных материалов

Текущая


Входное тестирование

Тест из 7 заданий в электронной форме (Приложение 2).




Проектные задания

Темы проектных заданий в приложении 3.




Выходное тестирование

Тест из 7 заданий в электронной форме (Приложение 4).

Тест считается выполненным, если слушатели выполнили 5 из предложенных 7 заданий.



Промежу­точная

Промежуточное тестирование

Тест из 10 заданий (Приложение 5)

Тест считается выполненным, если слушатели выполнили 8 из предложенных 10 заданий.



Итоговая аттестация

Зачет (проект)

Требования к проекту и процедуре его защиты:

А) Требования к структуре и содержанию проектной работы:

Работа должна отражать уровень теоретического осмысления одной из предложенных в рамках учебной программы тем, а также некоторые практические умения, которыми студенты овладели в процессе обучения по дисциплине. В связи с этим итоговая работа структурно делится на две части (главы) – теоретическую и практическую.

В первой, теоретической части содержатся:


  • обоснование актуальности темы итоговой работы,

  • ее задачи,

  • анализ доступных слушателю источников по теме итоговой работы.

Во второй – практической части проводится обобщение опыта собственной педагогической деятельности автора в рамках заявленной темы.

Если работа выполняется в виде текстового документа (реферата), то необходимо учитывать следующие требования: 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5. Обязательная нумерация страниц. Объем – 18 -22 страницы.

Если работа выполняется в виде проекта, то в теоретической части необходимо привести описание проекта в виде текстового документа, который бы содержал вышеописанные разделы. Оформление документа также должно быть с учетом следующих параметров: 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5. Обязательная нумерация страниц. Объем данного описания может быть в пределах от 7 до 10 страниц при условии, что практическая часть также представлена и оформлена надлежащим образом и в электронном виде.

Б) Критерии оценки итоговой работы и процедура ее защиты

Перед защитой итоговой работы студент получает на него рецензию одного из преподавателей кафедры. Работа допускается к защите только при наличии положительной рецензии.

Защита итоговой работы проводится по следующим позициям (критериям):


  • адекватность формулировки темы, актуальности и задач итоговой работы,

  • четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленной темы,

  • представленность в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы (при возможности – собственных педагогических новаций),

  • наличие в работе количественно-качественной оценки опыта практической работы по избранной теме,

  • качество оформления.


3.2. Контрольно-измерительные материалы



Предмет оценива-ния

Формы и методы оценива-ния

Характери-стика оценочных материалов

Показа-тели оценива-ния

Крите-рии оце-нива-ния

Комплект оценоч-ных средств

Вид атте

ста-ции

1

ПК – 3 (бакалавриат, 4 года)

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии



Разработка и защита проекта


Разработка проекта на предложен-ную тему

Способ-ность разраба-тывать творческие подходы к решению проблемы, связанной с созданием благоприят-ной образовате-льной среды и квалифи-цированной консультативной помощи.

Адекватность формулировки темы, актуальности, четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленной темы,

презентация в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы, качество оформления



Темы для реализации проектов даны в при-ложении 3

Ито-говая

2

ПК-4

(бакалавриат 4 года, 5 лет)

способен осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии


Ситуативные задачи / контрольная работа

Письменный ответ на вопросы:

1) особенности педагогического сопровождени;

2) методы формирования навыков эффективного общения и взаимодействия.


Способность использовать эффективные методы и средства достижения сотрудничества

Ответ оценивается положительно, если он:

1)  показывает специфику психологического консультирования с учащимися, родителями, коллегами, администра-цией,

2) понимает возрастные особенности учащихся и предлагает адекватные возрасту методы работы с ними по формированию навыков эффективного общения и взаимодействия


Актуальные вопросы процессов социализации и проф. самоопределения, тематика проектных работ

Про-межу-точная

3

ПК-5

(бакалавриат 4 года, 5 лет)

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса


Разработка и защита проекта


Разработка проекта на предложен-ную тему

Способ-ность разраба-тывать творческие подходы к решению проблемы, связанной с созданием благоприят-ной образовате-льной среды и квалифи-цированной консультативной помощи.

Адекватность формулировки темы, актуальности, четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленной темы,

презентация в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы, качество оформления



Темы для реализации проектов даны в при-ложении 2

Ито-говая

4

ПК -3 (магистратура)

способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики



Ситуативные задачи / контрольная работа

Письменный ответ на вопросы:

1) особенности педагогического сопровождени;

2) методы формирования навыков эффективного общения и взаимодействия.


Способность использовать эффективные методы и средства достижения сотрудничества

Ответ оценивается положительно, если он:

1)  показывает специфику психологического консультирования с учащимися, родителями, коллегами, администра-цией,

2) понимает возрастные особенности учащихся и предлагает адекватные возрасту методы работы с ними по формированию навыков эффективного общения и взаимодействия


Актуальные вопросы процессов социализации и проф. самоопределения, тематика проектных работ

Про-межу-точная

5

ПК – 12 (магистратура)

готов организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы



Разработка и защита проекта


Разработка проекта на предложен-ную тему

Способ-ность разраба-тывать творческие подходы к решению проблемы, связанной с созданием благоприят-ной образовате-льной среды и квалифи-цированной консультативной помощи.

Адекватность формулировки темы, актуальности, четкое выделение научных подходов, идей, которые лежат в основе разработки заявленной темы,

презентация в работе опыта собственной педагогической деятельности в русле заявленной темы, качество оформления



Темы для реализации проектов даны в при-ложении 2

Ито-говая



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница