До и после вто 04. 04. 2008



Скачать 52.81 Kb.
Дата31.07.2016
Размер52.81 Kb.
До и после ВТО

04.04.2008

Примерно до 1998 г. отечественная автомобильная отрасль — от производства легковых автомобилей до грузового транспорта и автобусов — представляла собой очень мрачную картину. Подавляющее большинство продаваемых машин — очень старые иномарки. Среди новых автомобилей львиную долю на рынке по-прежнему держали импортируемые из России ВАЗ и ГАЗ. И только в пределах нескольких процентов от всех продаж составляли другие новые авто — ими в нашей стране были либо действительно новые импортные авто, доступные по цене лишь богатым гражданам, либо единственный отечественный автомобиль — «Таврия».

Впрочем, беспрецедентно низкие торговые барьеры, действовавшие тогда, привели к спаду украинского производства настолько, что уже в 1997 г. из 15 тыс. продаваемых в нашей стране автомобилей на отечественные машины приходилось всего 1,9 тыс. штук.

Волшебный закон

Когда отечественный автопром уже безнадежно лежал, в конце 1997 г. был принят закон, практически слово в слово переписанный у стран (их сегодня называют «азиатскими тиграми», и они являются крупнейшими производителями автомобилей в мире) — Японии и Южной Кореи. Он назывался «О стимулировании производства автомобилей в Украине». Он действовал неполных 10 лет, потому как периодически его пытались отменить (например, Кабмину Юлии Тимошенко, несмотря на все попытки, это в 2005 г. так и не удалось). С момента принятия закона количество собранных на территории Украины автомобилей (включая крупноузловую сборку) выросло в 164 раза, а украинцы получили возможность ездить хотя и на недорогих, но новых автомобилях.

Принятые меры включали введение 25%-ной пошлины на все ввозимые иномарки и запрет на импорт машин старше восьми лет. Автопрому дали нулевой НДС и целый пакет преференций, среди которых — обязательства для госорганов при госзакупках давать предпочтение отечественным авто. Нулевой НДС, в частности, был объявлен своего рода льготой для простых граждан. Но с введением льгот не только ЗАЗ начал вытеснять конкурентов более дешевой ценой, а украинцы получили возможность приобретать обычный автомобиль современной комплектации на 20% дешевле — теперь все ценообразование на внутреннем рынке определялось в Украине. В конечном счете, случилось невероятное для Украины того времени: главным ориентиром при определении и пересмотре цен для всех автомобильных импортеров сегодня является ценовая политика главного украинского завода — ЗАЗ.

Все началось в Запорожье

С 1998 г. первым пошел вверх главный автозавод в стране — Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ). Если в 1998 г. уже в новых условиях он произвел 24 тыс. авто, то в 2007-м — 282 тыс., из которых 25% шло на экспорт. Сегодня около 40% легковых автомобилей, проданных в нашей стране, произведено на ЗАЗ. Причем в отдельные годы, например, в 2004-м, более 75% проданных в Украине авто были украинской сборки. И вот, с 1 января этого года — согласно требованиям ВТО — этот закон отменяется. За прошедшие десять лет украинский автопром не просто встал на ноги, в отрасли образовались настоящие транснациональные корпорации, работающие не только для зарубежных рынков, но и управляющие заводами за пределами нашей страны. Пять заводов, которые в нашей стране производят легковые автомобили, и восемь производителей автобусов и грузовиков пошли по пути, придуманном на ЗАЗ, где решили создать сразу же в 1998 г. украинско-корейское СП «АвтоЗАЗ-Daewoo». Корейцы инвестировали в переоборудование ЗАЗ для производства брендов Lanos, Nubira и Leganza, а также обновленной модели «Таврия Нова».

Но когда корейская Daewoo была выкуплена американским концерном General Motors, ЗАЗ оказался на распутье. В условиях начавшейся глобальной консолидации активов мирового автопрома, когда десятки самых продаваемых и популярных до сих пор национальных брендов теперь контролирует всего дюжина транснациональных концернов из пяти стран (США, Германии, Франции, Японии и Кореи), на ЗАЗ тоже решили вступать в альянсы. Управляющая заводом корпорация «УкрАвто» заключила соглашения с американской General Motors (через GM Daewoo Auto & Technology) по производству с высокой долей локализации в Украине не только знаменитых Lanos (локализация более 50%), но и Chevrolet Aveo, Lacetti, Niva, а также других моделей линейки. В рамках этого партнерства в прошлом году «УкрАвто» приобрела свой первый автозавод за рубежом — крупнейший в Польше Fabrika Samochodow Osobowych, благодаря чему утроила собственные мощности и перевела часть производства в Польшу для перспективных поставок на рынки Евросоюза.

Интересно, что на экспорт все стандартные Lanos идут не под брендом Daewoo, а как Chevrolet Lanos. Основная доля экспортных продаж идет на рынок России, где по сути украинский Lanos входит в тройку самых популярных автомобилей в стране. По аналогии с GM, уже несколько лет назад «УкрАвто» заработал в партнерстве с Adam Opel (в частности, украинской сборки Astra Classic, Astra H и Vectra), немецко-американской DaimlerChrysler (основная часть всех официальных поставок Mercedes-Benz в Украину), а также китайской Сhery, российской «АвтоВАЗ» и индийской ТАТА.

Практически то же самое сегодня пытаются сделать остальные заводы в стране, идя на СП с обладателями крупнейших мировых автобрендов. Так, ОАО «Луцкий автомобильный завод», входящий в корпорацию «Богдан», сейчас собирает российский ВАЗ, корейские Hyundai и Kia. Построенный в 2002 г. в виде предприятия с иностранными инвестициями, завод «Еврокар», помимо традиционной Skoda, производит львиную долю поступающих на рынок Volkswagen и Seat. ООО «Кременчугский автосборочный завод», помимо традиционной для себя сборки ВАЗ, уже выпускает китайские Chana, Gelly и Great wall, а также корейские Ssang Yong. Начинающий в этом году работу «Херсонский автосборочный завод», принадлежащий автогруппе «ВИПОС», запускает сборку немецких Audi. Все они пока что заняты крупноузловой (SKD) сборкой легковых авто.

Жизнь после ВТО

С 2006 г. на ЗАЗ введена трехсменная работа, завод загружен на 100%. Даже с учетом мощностей в Польше конвейеры здесь работают 20 часов в сутки. ЗАЗ собирается строить еще один завод, на этот раз в пригороде Запорожья. За 10 лет в производство было инвестировано несколько миллиардов долларов. Сегодня все оборудование, от прессовых станков до роботов-красителей и сварочных аппаратов, установлено ведущими мировыми производителями из Японии, Германии и США. Детали и размеры кузовов тестирует сложнейшая лазерная техника, выявляющая любые отклонения, вплоть до микронов. Половина конвейерно-производственного цикла роботизирована (в отдельных рабочих цехах просто нет людей, одни роботы). Однако вторая половина работ, по стандарту большинства мировых автомобильных концернов, осуществляется под пылким контролем человеческих глаз и рук. Дважды в месяц на завод приезжают эксперты GM, Adam Opel и DaimlerChrysler, которые проводят аудит и тестирование всей продукции, выпускаемой под их брендами.

Недавно ЗАЗ сделал заказ одной именитой итальянской дизайнерской компании на разработку нового дизайна для Lanos следующего поколения. По договору с GM ЗАЗ фактически выкупил права на бессрочное использование бренда Lanos, так что сегодня автомобили с этой конфигурацией производятся только в нашей стране. Но следующий Lanos, скорее всего, будет по-настоящему украинским автомобилем. Но вскоре заводу будет сложно работать. Руководство ЗАЗ рассказывает, что весь переговорный процесс с ВТО проходил закрыто от бизнеса. На заводе лишь несколько месяцев назад узнали о том, что — по условиям ВТО — Украина отказывается от льгот для автопрома и вводит более низкую, чем в среднем по ВТО, пошлину на импортные авто, понизив ее с 25% до 10%. Более того, по нормам, взятым перед ВТО, государство теперь не только не будет иметь права при госзакупках отдавать предпочтение отечественным авто, оно получит меньше возможностей в использовании мер защиты от демпингового или субсидируемого импорта.

Зампред корпорации «УкрАвто» Олег Папашев прогнозирует, что «основные заводы продолжат наращивать производства, ЗАЗ никто не переиграет по цене и охвату рынка, но настоящие проблемы возникнут у тысяч предприятий-смежников, так как в условиях ВТО многие детали и комплектующие мы будем вынуждены покупать не у отечественных производителей, а у китайских или корейских».



Есть риск резкого сокращения SKD-сборки (почти наполовину), так как при 10% пошлины во многих случаях она станет бессмысленной. По словам господина Папашева, сегодня примерно одно рабочее место на ЗАЗ обеспечивает 10 рабочих мест на предприятиях-смежниках, которых сегодня 1033 (812 — украинских). В целом предприятия ЗАЗ, вместе с входящими в его структуру Мелитопольским моторным заводом и Ильичевским заводом автомобильных агрегатов, а также внешними поставщиками обеспечивают работой свыше 100 тыс. человек в Украине. В условиях ВТО, по словам господина Папашева, многие из этих граждан будут вынуждены уйти из автопрома. «Нам придется подвинуться в цене за счет прибыли, которая и так невелика, и за счет снижения прямых затрат. Мы уже проводим реструктуризацию, цель которой — сократить затраты. А это значит сократить рабочие места»,— подытожил господин Папашев.

Автор: Юрий ЛУКАШИН
Каталог: files -> content
content -> Подписка для игэу на 2-е полугодие 2015 года. Библиотека
content -> Бюллетень вак мо РФ фчз (А-330) 70082
content -> Федеральное государственное бюджетное
content -> Занятие №2 Чрезвычайные ситуации природного характера Основные понятия темы
content -> Программа междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 080500. 68 «Менеджмент»
content -> Методические рекомендации для студентов Тема «Противосифилитические средства. Средства лечения трихомониаза, лейшманиоза, амебиаза, балантидиаза, лямблиоза, токсоплазмоза. Противоглистные средства»
content -> Средства коррекции иммунных реакций замедленного типа. Иммуномодуляторы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница