Дискуссия как форма организации учебного занятия



Дата03.06.2016
Размер65.6 Kb.
Бобыкина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №3», г. Пермь
Дискуссия как форма организации учебного занятия

Процесс образования сегодня понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений, компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей. Поэтому воспитание органично включается в образовательный процесс.

Мой опыт преподавания литературы убеждает, что постижение авторского замысла, открытие смыслов художественного произведения способствует формированию ценностных установок учащихся. На уроках ребята научаются видеть то непреходящее, вечное, что волновало людей столетия назад и будет волновать после нас. И не только видеть, но и соотносить себя с этим, и через эту параллель понимать свою человеческую сущность.

При этом главной становится нравственно-этическая, философская проблематика произведений, а ведущим типом урока становится урок-дискуссия, урок-диалог, так как постижение смыслов возможно только через сопоставление различных позиций: автора, учителя, товарищей по классу и личной позиции ученика.

Диалог, разворачивающийся при осмыслении текста, позволяет учащимся понять не только авторскую концепцию мира и человека, но и (а это самое важное) понять самого себя, выстроить собственную концепцию. Кроме того, любая проблемная ситуация (классическая литература предоставляет огромное смысловое пространство для этого) побуждает ребенка мыслить, искать ответ на возникшее противоречие, помогает становлению способности слушать и слышать другого, принимать возможность существования иного мнения, точки зрения. На это направлен и исследовательский характер организации учебной деятельности, и формы работы, в частности, групповая, что помогает учащимся постепенно выработать систему культурных норм делового сотрудничества, способствует формированию концептуальных знаний и универсальных умений.

Учебная дискуссия - целенаправленный обмен мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины[1, 17].

Обязательным условием дискуссии является проблемность материала, использование исследовательских методик, организация учебной деятельности на условиях сотрудничества, что очень органично для системы РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, которая лежит в основе образовательного процесса в нашей гимназии уже 20 лет.

Дискуссия в разных ее формах особенно востребована в старшей школе, где предметное содержание литературы позволяет обращаться к художественным текстам, содержащим проблемную тему, систему образов-двойников, два противоположных лагеря персонажей, открытую позицию автора, часто - разное восприятие произведения современниками и др. Но путь к формированию необходимых для участия в дискуссии умений начинается в начальной школе (во многом этому способствует реализация программ З.Н.Кудиной и Г.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» и Е.И.Матвеевой «Литературное чтение») и продолжается в основной.

Так, например, лейтмотив курса литературы в 6 классе - человек и его поступок. Нравственные категории чести, долга, верности и самоотверженности находят отражение во всех произведениях для изучения и внеклассного чтения. И в каждом произведении есть такие страницы, раздумья над которыми приводят ребят к неоднозначным выводам, а значит, появляется возможность для обмена мнениями, суждениями, для организации дискуссии.

Ситуация спора, дискуссии на занятиях может возникнуть не обязательно на специальных уроках-дискуссиях, а в процессе обычных учебных вопросов на любом занятии, на различных его этапах (с младшими подростками это целесообразнее всего). Главное, чтобы эта форма организации учебной деятельности применялась там, где сам материал открывает возможности для обмена мнениями. где есть необходимость в обсуждении различных путей решения серьезной нравственной проблемы, познавательной задачи.

Многие произведения русских и зарубежных авторов, герои и их поступки не оставляют равнодушными шестиклассников.

Так, обсуждая проблемы нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», учащиеся дают неоднозначные оценки и поступку Андрия, и реакции Тараса на предательство сына.

С подобной ситуацией встречаемся и в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». «Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, протянул ее Джаннетто.

— Прочь от меня! — громовым голосом закричал арестованный.


Затем, обернувшись к одному из вольтижеров, он промолвил:
— Товарищ! Дай мне напиться.

Солдат подал ему флягу, и бандит отпил воду, поднесенную рукой человека, с которым он только что обменялся выстрелами».


Участники погони честно играли принятые на себя роли; Фортунато принял на себя роль спасителя, но ради денег изменил своему слову, и это сделало его изгоем.
«Запинаясь и плача, мальчик прочитал „Отче наш“ и „Верую“. Отец в конце каждой молитвы твердо произносил „аминь“».
Молитвы, прочитанные сыном, не помогли Маттео найти в сердце любви и милосердно простить проступок сына.
«— Что ты сделал? — воскликнула она[мать].
Свершил правосудие.

— Где он?

— В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нему панихиду».
Поступок Маттео – правосудие? Размышляя по этому поводу, ребята недоумевают: как Маттео, который мечтал о сыне многие годы, теперь без колебаний убивает десятилетнего сына, вместо того чтобы через свершившееся помочь ему никогда больше так не поступать.

В рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» трогает судьба мальчика, и потому интересны мысли детей о том, а был ли мальчик счастлив?


А после смерти он может обрести счастье?

Ф.М.Достоевскому принадлежат слова: «Пушкин…унёс с собою…великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем». «Станционный смотритель», «Скупой рыцарь», «Дубровский» - эти произведения А.С.Пушкина предлагаются программой шестиклассникам. И как же много в них тайн, тех «точек удивления», которые позволяют ребятам активно включаться в поиски истины или хотя бы задуматься над вроде не детскими, но вечными проблемами любви, жертвенности, страдания, одиночества, чести и бесчестия.



- Почему вам жалко Вырина? - Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки? - Любила ли Маша Дубровского? - Почему она медлила с просьбой о помощи? - Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского? – Все эти вопросы не оставляют ребят равнодушными.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка-притча Антуана де Сент - Экзюпери напоминает нам о тех ценностях, которые были утрачены в современном мире: любовь к окружающему миру, любовь как высшая ценность человеческой жизни, забота о ближних, доброта, откровенность. Вспоминается Лис: "... куры все одинаковые, и люди все одинаковые..."
- Так ли это? Чему научил мир взрослых Маленького принца? Куда исчез Маленький принц? – любой из этих вопросов может стать основой урока-дискуссии.

Программа 6 класса предполагает знакомство с несколькими главами великого культурного памятника - Библии. Обращение к главе «Книга Екклесиаста, или Проповедника» - попытка хоть немного понять книгу, автор которой был так мудр, что текст ее до сих пор привлекает лучшие умы человечества, а многие ее строки разошлись пословицами по всему миру. Сам текст предоставляет возможность для обмена мнениями, часто противоположными. Проповедник начинает свою книгу с утверждения «Все суета». - Почему? Затем: Человек смертен. «Нет ничего нового под солнцем». Все повторяется. «Что было, то и будет». - Можно ли согласиться с таким выводом? Проповедник исследовал и испытывал мудростью все, что делается под небом, и мудрость привела его к тому же выводу: «Все – суета и томление духа». И в конце концов он понял, что и мудрость – томление духа, и пришел к выводу: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». - Можно ли согласиться с этим? Сложные вопросы. Может быть, мы рано обратились к этому тексту: и жизненного опыта, и мудрости у наших шестиклассников еще маловато, а может быть, как раз вовремя: надо по крайней мере поставить перед собой эти вопросы, чтобы, повзрослев, они смогли вернуться к этой книге.

Так от произведения к произведению мы пытаемся находить смыслы в прочитанном, открывая их не только для себя, но и для своих одноклассников, научаясь слушать и слышать, быть читателями.

Обращение во время проведения дискуссий к «вечным» проблемам, обмен мнениями по вопросам, которые очень трудны и вряд ли имеют один-единственный ответ, не только позволяют нашим шестиклассникам развивать способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, но и создают условия для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, помогают взрослеть духовно.



Библиографический список

  1. Павлова Л.Г. «Спор, дискуссия, полемика», М., «Просвещение»,1993

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.



Каталог: data -> 2013
2013 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Журналистика»
2013 -> Инструментальная среда имитационного моделирования распределенных систем мобильных агентов
2013 -> Программа дисциплины концепции и концептуальный анализ в математике и гуманитарном знании
2013 -> "Применение инструментов конкурентной разведки для анализа конкурентоспособности компании"
2013 -> Программа учебной дисциплины «Психология»
2013 -> Сетевой образовательный клуб «Некрасовская республика»: самоорганизация, саморазвитие, сотворчество. «Некрасовская республика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница