Дипломная работа



страница1/4
Дата13.08.2016
Размер0.76 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4


Перервинская Духовная Семинария

Катехизаторский факультет

Кафедра Церковно-практическая


Дипломная работа
Особенности катехизаторской деятельности в больнице. Теоретические и практические рекомендации

для катехизаторов.

учащейся V курса

Щербак Елены Ильиничны
научный руководитель

диакон Николай Берсенев

Работа допущена к защите ___________________

Заведующий кафедрой ______________________


Дата защиты ________________________

Оценка ________________________

Москва

2008


Введение…………………………………….……………………………3
Основная часть………………………………………………………..8
Глава 1. Зарождение врачебного искусства в древнем мире, отношение к нему Священного Писания…………………………………………………….…9
Глава 2. История возникновения общественных организаций и христианских сообществ, занимающихся помощью больным……………….11
Глава 3. Помощь больным в русском обществе……………………..…..17
§ 3.1 Участие женщин в помощи раненым в годы Крымской войны……………………………………………………………………………..28
Глава 4. Служение милосердия в современном мире…..……………….50
Глава 5. Особенности духовно-просветительской деятельности в больничных учреждениях……………………………………………………….53
Глава 6. Рекомендации катехизаторам при работе с больными людьми……………………………………………………………………………57
Заключение…………………………………………………………….61
Библиография………………………………………………………...64
Приложение……………………………………………………………67

И отрет Бог всякую слезу с очей их,

и смерти не будет уже;

ни плача, ни вопля,

ни болезни уже не будет,

ибо прежнее прошло.

(Откр.21:4)
Введение
Человечество со времен Адама и Евы получило «в наследие» за грех непослушания Богу болезни и смерть. Каждый человек лично знаком с этими скорбными явлениями. Современный мир, все дальше удаляясь от Бога и Его законов бытия, в условиях жесткой борьбы, конкуренции вырабатывает другой закон – «закон джунглей», который утверждает свои права – «выживает сильнейший». Больной человек в таком обществе становится ненужным, лишним, его оставляют на задворках бытия, делают вид, что больных людей нет вовсе и заботятся лишь о своем личном комфорте и удобстве для беззаботного существовании на земле. Но болезни и смерть приходят в дом и к таким легкомысленным людям, как к евангельскому богачу, который «пировал на каждый день блистательно», однажды уснул, а очи свои открыл уже в аду (Лук.16:19-31).

Может ли быть полноценным человек, который отказывается помогать своим родным и близким, находящимся на одре болезни? Холодность и безразличие к страждущим от болезней людям сегодня пытаются оправдать изменениями в экономике, политике, научно-техническим прогрессом и прочими «фиговыми листочками», которые не могут скрыть нравственную наготу современных потомков Хама, оправдывающих свое непочтение к больным и престарелым людям отсутствием времени или чем-либо еще. А ведь еще в Ветхом Завете Бог открыл людям секрет земного счастья и долголетия: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» (Исх.20:12). Но сегодня, как много лет назад человек вновь слушает искусителя и отвергает жизнь, выбирая смерть, а Господь вновь говорит: «Зачем ты умираешь, народ мой!»

Данная работа обращена, прежде всего, к тем людям, кому не безразличен другой человек, к тем, кто в основание своей жизни положил человечность, умение любить и заботиться о ближнем, как о самом себе.

Евангелие ставит для человека высокую цель – достижение святости. Но святость – это не просто личная нравственная чистота, но подражание Богу, Спасителю Иисусу Христу, Который творил «не Свою волю, но волю Пославшего Его Отца» (Иоан.6:38). Так и человек, который хочет достичь святости (а это цель жизни каждого человека, независимо от национальности или вероисповедания), должен творить в жизни не свою волю, которая часто бывает заражена самомнением, самолюбием, тщеславием и гордостью, но должен творить волю Божию, которая по своей сути свята и совершенна. Сообразовывая свою жизнь с законом Божиим, человек только приобретает себе положительные качества: милосердие, сострадательность, целомудрие, чистую к ближним любовь и т.д. Но как говорили на Руси «без Бога ни до порога». Поэтому служение ближним в больнице должно быть освящено высшей целью – спасения бессмертной души человека. На Страшном Суде Христовом Господь спросит и об оказании помощи больным, и если человек помогал им, то эта помощь будет оценена, как помощь Самому Богу. Посему каждый может поспешить помочь своим родным и близким или незнакомым нуждающимся людям, чтобы услышать удивительные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я … был болен, и вы посетили Меня» (Матф.25:34-36)


Цели и задачи исследования
Целью написания данной дипломной работы является опыт построения катехизаторской деятельности в больнице в современных условиях.

Задачи, которые мы постараемся рассмотреть в данной работе следующие:

1) рассмотреть историю возникновения больничного служения;

2) выявить особенности катехизаторской деятельности в больничных учреждениях на современном этапе;

3) на основании изученного материала предложить рекомендации катехизаторам в отношении духовно-просветительской деятельности в больницах.


Актуальность выбранной темы
Современный мир под влиянием разгула страстей, помрачающих ум и совесть, изменяет в обществе отношение людей друг к другу, уничтожая доброту, сострадание, милосердие. Церковь Христова удерживает общество, призывает не оставлять те качества, которые делают человека человеком, а не зверем. В связи с угрожающим падением нравственности и, как следствие, «охлаждением любви» (Матф.24:12) служение ближним в больнице (и не только) является особенно действенным средством для исцеления от бессердечия, равнодушия и черствости по отношению к страждущим людям. Вид болезней, страданий, самой смерти отрезвляет душу человека, делает ее мягче и восприимчивее к делам милосердия. Поэтому в настоящее время особенно актуальна тема служения больным людям.
Основные понятия
В данной работе мы попытаемся дать теоретические и практические рекомендации для катехизаторов, которые помогут сориентировать их при проведении духовно-просветительской деятельности в больницах.

В настоящее время в образовательной системе Русской Православной Церкви, кроме традиционных школ духовного образования (семинарий) открылись новые направления духовно-просветительской деятельности, новые учебные заведения, которые готовят педагогов церковно-приходских школ, сестер милосердия и катехизаторов.

В данных учебных заведениях наряду с традиционным набором богословских дисциплин преподаются специальные предметы, готовящие специалистов в той или иной профессиональной деятельности. В нашей работе непосредственное внимание мы уделим подготовке катехизаторов, используя опыт Катехизаторского факультета Перервинской Духовной Семинарии.

В связи с тем, что на современном этапе не существует четких терминологических определений касающихся катехизации, предлагаем ознакомиться с основными понятиями, которые будут встречаться в данной работе.

Слово «катехизация» сопоставимо с понятием «катехизис», которое по определению святителя Филарета, митрополита Московского представляет собой «наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души»1.

Катехизис – это ЧТО говорить, катехизация – это КАК говорить. Итак, под словом катехизация мы понимаем «научение истинам православной веры для благоугождения Богу и спасения души».



Катехизатор – это специалист, который получил систематическое богословское образование, а также умения и навыки по проведению духовно- просветительской деятельности от лица Православной Церкви.

Катехизация в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова – это подготовка и проведение огласительных бесед в храмах для тех, кто желает принять Таинство Святого Крещения. Катехизация в широком смысле слова – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных социальных или педагогических учреждениях с целью привлечения людей к нормам жизни, которые заложены в нас Творцом и которые должны являться для всех людей совершенно естественными.
Данная дипломная работа – это попытка систематизации имеющегося опыта христианского служения в больницах. Анализ имеющегося опыта позволит выявить некоторые эффективные методы работы, а также недостатки, которые присутствуют в этой области духовно-просветительской деятельности.

Основная часть
Катехизаторская деятельность в больнице имеет очень важный аспект – умение правильно выстроить беседу с больным человеком, а это бывает очень и очень сложно сделать. В случае недостаточной подготовки катехизатора может произойти непоправимая беда.

Врачи говорят: «У каждого хирурга есть свое кладбище», т.е. несмотря на все старания и искусство врача, больной может умереть.

В отношении духовно-просветительской деятельности не должно быть подобных «кладбищ», т.к. человек может потерять вечность, может потерять Царство Небесное, а это уже непоправимая потеря.
Труд священника и врача во многом схожи: врачи лечат тело, священник – душу. Но и тому и другому не обойтись без искренней любви к страждущему. «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне и там никакой пользы»2.

От древности и до наших дней врачи, приступая к своей профессиональной деятельности, обязуются «не навредить», но максимально помочь человеку.

«В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого, пагубного; я не дам никому просившему у меня смертельного средства и не укажу никакого «пути для успеха подобного замысла…»3.

Также и священник отдает всего себя для служения людям.

В основании служения священника и врача лежит нелицемерная любовь к людям. Без этого основания невозможно стать ни настоящим священником, ни врачом. «Будь смел, решителен на всякое добро, особенно на слова ласки, нежности, участия, тем более на дела сострадания и взаимной помощи»4.
Глава 1. Зарождение врачебного искусства в древнем мире,

отношение к нему Священного Писания.
Адам и Ева получили в наказание за грех болезни, и с древних времен человек пытался облегчить свое состояние, изучая свойства целебных трав и продуктов, накапливая познания по устроению человеческого тела, изучая влияние на здоровье человека праведной или греховной жизни. Среди древних врачей наиболее известны такие имена, как Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна. В народе к врачам было уважительное отношение, если, конечно врач не был шарлатаном. У врачей постепенно формируется своя врачебная этика, которая сегодня всем известна как «клятва Гиппократа». В этой клятве содержится опыт высоконравственных врачей, которые призывают своих последователей придерживаться нравственных норм, позволяющих «не навредить больному».

Священное Писание имеет двоякое отношение к врачам и самому врачебному искусству. С одной стороны говорится: «Почитай врача честью по надобности; ибо Господь создал его…», а с другой стороны здесь же продолжается «…ибо от Вышнего врачевание»5. С одной стороны врача создал Бог, а с другой стороны на примере царя Асы мы видим, что Господь прогневался на него за то, что тот во время болезни своей «взыскал не Господа, а врачей»6. В Новом Завете виден также пример того, что кровоточивая женщина растратила все свое имущество на врачей и не получила никакой пользы, а от Спасителя получила мгновенное исцеление, потому что «…от Вышнего врачевание».

Среди учеников Христовых был врач – апостол Лука, по характеристике Священного Писания «врач возлюбленный»7. Очевидно, что служение врача должно быть сопряжено с верой в Бога, тогда его искусство будет действенным и спасительным. В этом отношении необходимо вспомнить замечательный образ русского святого – преподобного Агапита, целебника Киево-Печерского. Этот святой ухаживал в монастырской больнице за больными до полного их выздоровления, имел удивительную любовь к людям и желание им помочь, благодаря чему от Бога был наделен благодатным даром исцеления. На иконах этот святой обычно изображается с растениями, наверное, с целебными травами. Среди древних врачей мы можем вспомнить и целителя Пантелеимона, и Косьму и Дамиана, и Ермолая и многих других, которые сперва исцеляли людей земными лекарствами, а потом, получив от Бога дар исцелений, больше помогали молитвой, чем врачебным искусством. Но врач остается врачом всегда, поэтому святитель Лука, например, хотя и был святым, но сам проводил операции, ухаживал за больными, а его труды по гнойной хирургии стали для врачей классическим учебным пособием в данной области.

Русские святые не будут считать зазорным для себя изучать медицинские трактаты, для помощи людям в болезнях, но и не только. В древних трактатах по медицине содержались также сведения о законах природы, о физиологии, о гигиене и проч., и, например, преподобный Кирилл Белоезерский помогал людям не только в болезнях, но и рассеивал народные предрассудки естественнонаучными познаниями объясняя те или иные явления с точки зрения науки.


Глава 2. История возникновения общественных организаций и христианских сообществ, занимающихся помощью больным
У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родствен­ники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, зани­мающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Древней Греции были акушерки, которыми, по определению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщи­ны с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беремен­ности, наступления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами. Акушерки занимались также лечением женских болезней и даже были свахами. Отдельную группу составляли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими болезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состояли на государственной службе. Но особенно развито акушер­ское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказы­вали помощь во время родов, но и ухаживали за роженицами и мла­денцами.

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществля­ли женщины. Однако в полном объеме развитие дела ухода за боль­ными получило только с распространением христианства. Апостолы, например, не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

При церквах и монастырях стали возникать богадельни, предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у первых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном. Со времен им­ператора Константина Великого учреждаются обще­ственные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу мило­сердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В средние века в католических странах создавались сообщества, члены которых считали основной своей целью уход за больными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда - лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровитель­ствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.

Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятельницей в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятельность женщин этого ордена распространилась и в Италию, Испанию, Францию, Англию, где ими были созданы монастыри.

Особенно известной стала деятельность одной из таких общин в Париже в 1348 г. во время большой эпидемии чумы. Современники этих событий описывали такую картину: «Всеми оставленный больной лежал один со своими муками. Родные боялись приблизиться к нему, врач стра­шился вступать в его жилище и даже священник лишь со страхом причащал его. Со стонами, разрывавшими сердце, призывали дети родителей, отцы и матери - сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и до трупов родные прикасались лишь потому, что никто не соглашался исполнять последние желания за деньги... ничто не могло собрать родных и знакомых на обряд погребения. Трупы самых знатных и заслуженных лиц относились в могилы самыми бедными людьми, потому что невыразимый страх отталкивал от гроба их друзей и товарищей»8. Тем весомее выглядят многочисленные примеры само­пожертвования сестер орденов при оказании помощи больным. Только в Париже за время эпидемии умерли более 500 сестер этих орденов, но эту опасную работу продолжали делать другие сестры.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. В этом году в г. Шатиньоне в одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (и особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составление устава. «Милосердие к ближнему – есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им»9. Вначале общество называлось «общество милосердия», а члены его – «служительницы бедных». Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

В 1633 г. Викентий Поль во главе общества поставил Луизу де Мариллак –высокообразованную женщину, которая неутомимо ухаживала за тяжелыми больными в госпиталях и частных домах. В своей многолетней деятельности она убедилась, что уход за больными требует основательной теоретической подготовки. Луиза де Мариллак вначале организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную школу по их обучению. Главным руково­дителем и советником был Викентий Поль. Слава школы быстро распространилась по госпиталям Франции, Италии, Испании, Порту­галии, Польши и других стран. Это была первая попытка организовать научную и практическую подготовку сестер милосердия, и она увенча­лась успехом. Институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В последующие годы подобные общества были созданы в Париже и его предместьях. Викентий Поль так определял их назначение: «Задача общества милосердия состоит в том, чтобы оказывать мате­риальную и духовную помощь бедным как в городе, так и в деревнях»10. В 1620 г. по образцу женских обществ милосердия были организо­ваны мужские общества, однако у них были иные функции – по­мощь нищим и искоренение нищенства. Мужские общества милосер­дия существовали во всех провинциях Франции и во всех приходах столицы.

Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра мило­сердия», «старшая сестра». Считая, что все общины должны иметь единый устав, он разработал основные его положения: «Общины сестер милосердия состоят из вдов и девиц. Они не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов, а если непременно желают, то только на один год. Они должны носить не монашескую, а свою обычную простую светскую одежду... Старшая сестра избирается ими из своей среды на 3 года, причем одна и та же сестра может быть избрана только дважды, и более 2-х трехлетий ни одна сестра не может быть старшей»11. 30 мая 1655 г. он собрал всех сестер, находившихся в Париже и его окрестностях, и в торжествен­ной обстановке прочитал этот устав, чтобы его утвердить. «Добрые сестры, вы собрались с целью, как мне кажется, быть истинными последовательницами Христа... Мне хотелось бы до моей смерти дать вам устав. Ваше братство будет называться «общиной сестер милосердия», вы же «служительницами бедных», смирение и милосердие должны быть основными добродетелями».

Последователи Викентия Поля организовали около 2000 общин (ясли для детей, богадельни для стариков, приюты для сирот, больни­цы для эпилептиков и душевнобольных и др.).

Викентий Поль умер в 1660 г. в возрасте 85 лет. Католическая Церковь в 1737 г. причислила его к лику святых и почитает его как покровителя всех дел милосердия.

В период французской революции общине сестер милосердия пришлось пережить тяжелые времена – сестер выгоняли из госпита­лей и приютов, где они работали. Некоторые из них были казнены или посажены в тюрьмы, многие эмигрировали в Англию, но оставшиеся продолжали тайно оказывать помощь страждущим.

В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не прини­мали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии – в 1837 г. К середние столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия. Заслуживает внимания благотворительная деятельность немецкого пастора Теодора Флиднера. В 1833 г. он организовал приют для женщин, вышедших из тюрем, раскаявшихся   проституток.   В 1835-1836 гг. открыл первые в Германии школы для малолетних детей рабочих. Флиднер создал специальную школу для обучения женщин по уходу за детьми из малоимущих семей и больными бедняками. За 40 лет работы в школе прошли обучение 1450 человек. С большими финансовыми трудностями им была создана женская община диаконис.

В эту общину сестры принимались после испытательного срока с проведением церковного обряда. Сестры сохраняли связь со своей семьей и продолжали владеть своим имуществом. В случае их болезни и старости община заботилась о них. Они имели право вступать в брак, а также вернуться к родителям в случае, если им требовался уход. Деятельность диаконис включала уход за больными, бедными детьми, заключенными, проститутками (приюты кающихся Магдалин), а также преподавание в школах для малолетних детей.

В 1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. – на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреждения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин, преимущественно протестантских, из которых 35 находились в Герма­нии, 6 – в России, 3 – в Швейцарии, 3 – во Франции, 2 – в Голландии, 2 – в Англии и по одной общине в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США. К концу XIX века существовало 60 общин диаконис, объединявших более 8000 сестер. Их благотворительная деятельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подобного рода общины существовали и при протестантских церквах в России – в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге, Риге, Таллинне, Хельсинки.

Начиная с середины XIX века католические монахини и протестантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой организационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской войны (1853-1856 гг.).





Каталог: files -> 2010
2010 -> А. К. Глазунов в музыкальной культуре русского зарубежья
2010 -> Решение научной конференции «Разработка и реализация комплексного плана научных исследований погоды и климата»
2010 -> Цикл «в глубине великого кристалла» В. П. Крапивина: проблематика и поэтика 10. 01. 01 Русская литература
2010 -> Моделирование алгоритмов базовых операций ассоциативного процессора
2010 -> Ответ богослову М. Дунаеву в аиФ №12 за 2005 год выступил с огромной статьей некий профессор Московской духовной Академии М. Дунаев
2010 -> Фоторепортаж


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница