Дипломная работа студентки V курса



страница1/8
Дата01.08.2016
Размер1.29 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

__________________________________________________________________



Факультет журналистики

Кафедра НОВЫХ МЕДИА И ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Real-time журналистика: новые жанры в новых медиа

Дипломная работа

студентки V курса

дневного отделения



В.А. Кичановой
Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Л.А. КРУГЛОВА

Москва
2013



СОДЕРЖАНИЕ:

ВСТУПЛЕНИЕ ...................................................................................................... 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Real-time в традиционных медиа

Прямой эфир на радио и ТВ.........................................................................8

Жанры real-time в традиционных медиа...................................................13

2. Новые медиа: что нового?

Непрерывный поток информации.............................................................16

Обратная связь.............................................................................................18

Социальные медиа.......................................................................................21

Пользовательский контент в СМИ............................................................25

Журналист как блогер.................................................................................31

«Холодная война» профессионалов и любителей...................................33

Гражданская журналистика........................................................................38

3. Новые жанры......................................................................................................42

4. Примеры успешного использования real-time................................................57

5. Изменения в профессии журналиста...............................................................61

6. Когда нужен и когда не нужен real-time.........................................................66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................71

БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................74



Приложение 1........................................................................................................77

Приложение 2........................................................................................................86

Приложение 3........................................................................................................93

Приложение 4......................................................................................................101

Приложение 5......................................................................................................108

Приложение 6......................................................................................................115

I. Вступление

Сегодня для того, чтобы выдерживать конкуренцию с социальными сетями, СМИ должны освещать события в тот момент, когда они происходят. Если известный человек умирает, женится или теряет свой пост, на странице, посвященной ему, в Википедии соответствующая информация появляется через считанные секунды. Политик в собственном Twitter-аккаунте или на странице Facebook напишет о своем решении баллотироваться на выборах раньше, чем информацию об этом распространят новостные агентства. Для профессиональных журналистов это означает, что необходимо переходить к сообщению новостей в реальном времени. Наступила эпоха real-time Web – интернета, обновляющегося в реальном времени.

Первое найденное нами упоминание термина «real-time журналистика» в русскоязычных источниках относится к концу 2011 года. Бывший до недавнего времени редактором издания Gazeta.ru Михаил Котов на конференции Russian Internet Week-2011 19 октября 2011 года сказал: «Социальные медиа вынудили СМИ перейти из статуса on demand (по требованию) в realtime (режим реального времени)»1. Наталья Лосева, в то время заместитель главного редактора РИА Новости, в своей презентации «Медиа будущего» на той же конференции в числе основных запросов современной аудитории назвала «real-time» и, более того, предсказала, что в ближайшее время «real-time журналистика станет неотъемлемой и обязательной частью многих социально значимых событий»2. 20 апреля 2012 года она же в интервью изданию Cossa.ru объявила, что «за последние несколько месяцев мы увидели быстрый взлет и расцвет real-time журналистики». По мнению Лосевой, «этот новый тип заставляет искать технологические решения и готовить людей, которые могут работать в таком режиме».3

В отличие от близкого по смыслу термина «онлайн-журналистика», по словам Натальи Лосевой, real-time журналистика «предполагает максимально документальную передачу и максимально жесткое совпадение вещания по времени с тем, что происходит»4. Кроме того, она предполагает стереовещание, то есть вещание не из одной точки, а из нескольких, использование информации, параллельно поступающей по множеству каналов. Именно поэтому термин «real-time журналистика» касается преимущественно новых медиа, и его не вполне корректно применять в отношении прямого эфира на радио и ТВ: репортаж на радио – это моновещание, при котором мы получаем картину из одной точки и одними глазами. Наконец, real-time журналистика предполагает интерактивность, соучастие читателя, зрителя или слушателя в производстве журналистского контента, обратную связь в таком же real-time режиме.

В качестве полного синонима термина «real-time журналистика» в данной работе мы будем использовать выражение «журналистика реального времени», хотя русскоязычные теоретики и практики СМИ обычно не переводят термин «real-time журналистика». Отрасль новых медиа развивается одновременно в разных странах, определенные правила, жанры и каноны рождаются параллельно в разных точках земли, и для того, чтобы структурировать новые практики, необходим глобальный обмен мнениями, поэтому большинство терминов в этой отрасли остаются англоязычными и не локализуются.

Началом взлета real-time журналистики в России, по мнению Лосевой, можно считать февраль-март 2011 года и два события, вызвавших огромный журналистский и читательский интерес – взрывы в аэропорту «Домодедово» и аварию на АЭС Фукусима-1. Если первое событие стало моментом, когда журналисты только осознали необходимость перехода к новому формату вещания, то во время японской аварии можно было оценивать уже разные уровни владения приемами real-time журналистики у тех или иных изданий. Два фактора вызвали необходимость для СМИ переходить к вещанию в реальном времени: во-первых, ситуация менялась каждую минуту, во-вторых, угроза была глобальной. Достигнутый в марте 2011 года пик посещаемости самых популярных СМИ до сих пор не был превзойден, говорит Лосева. Тогда же стала очевидна роль социальных сетей в новой журналистике: СМИ использовали микроблоги свидетелей, публиковали видео с YouTube, просили очевидцев описывать в блогах свои впечатления, – и все это вместе давало ощущение наблюдения за происходящим в режиме реального времени.

Сегодня в России и за рубежом проводятся научно-практические конференции, целиком посвященные real-time журналистике, но из известных нам отечественных исследователей медиа только Василий Гатов занимается этой проблемой с теоретической точки зрения. Поэтому основным методом нашей работы мы избрали интервью с экспертами в области СМИ, которые занимаются real-time журналистикой на практике, создавая новые жанры. Это главные редактора крупных интернет-изданий, руководители медиалабораторий, журналисты, специализирующиеся на работе с пользовательским контентом и социальными сетями, на передаче и редактировании информации в реальном времени.

Актуальность нашей работы заключается в том, что real-time журналистика становится одним из самых перспективных направлений в работе СМИ, и, соответственно порождает новые жанры. При этом большинство из них находятся в зачаточном состоянии: они пока никем не изучены и не описаны, а у многих из них даже нет устоявшегося названия. Сейчас отрасли необходима теоретизация всего, что уже освоено в этой сфере журналистами-практиками. В ближайшие несколько лет медиаиндустрии необходимо осмыслить произошедший прорыв в области real-time вещания и структурировать накопленный опыт, в частности понять, какие новые жанры и связанные с ними профессии появились, а какие появятся в скором времени.

Под жанром мы понимаем исторически определившийся тип журналистского произведения, обладающий набором относительно устойчивых признаков.5 Возможность передачи информации в режиме реального времени существовала задолго до того, как интернет стал неотъемлемой частью журналистской работы – первыми real-time жанрами были прямые эфиры на радио, а затем и на телевидении. Но мы сочли нужным сконцентрироваться именно на развитии real-time журналистики в новых медиа. Новые СМИ, или новые медиа – термин, которым в конце XX века стали обозначать интерактивные электронные издания и новые формы коммуникации производителей контента с потребителями, чтобы подчеркнуть отличия от традиционных медиа. Этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Взлет новых медиа связывают с появлением конвергентных мультимедийных редакций.6 Эти тенденции связаны с компьютеризацией общества, поскольку ранее медиа полагались на аналоговые носители. Главными признаками новых медиа считаются интерактивность, мультимедийность и гипертекстуальность. Интерактивность означает, что читатель принимает участие в создании контента. Мультимедийность предполагает множество способов подачи информации: текст, аудио, видео, изображения, их разнообразные комбинации. Гипертекстуальность – это связь отдельных элементов сайта с помощью системы гиперссылок.

В своем исследовании мы рассмотрим различные аспекты проблемы возникновения новых жанров в real-time журналистике. Мы выясним, какие жанры формата real-time уже сформировались, а появление каких можно только прогнозировать. Кроме того, нас интересует, какие технические решения больше всего повлияли на развитие real-time журналистики и какие еще окажут свое влияние. Мы ответим на вопрос о месте real-time журналистики в медиаполе: захватит ли этот новый тип журналистики все пространство СМИ или займет свою определенную нишу (и как будет определяться эта ниша).

Мы проанализируем степень влияния социальных сетей на жанры real-time журналистики, а также выясним, какова роль пользовательского контента (User Generated Content) в real-time вещании и будет ли она изменяться в дальнейшем. Мы рассмотрим, какие новые риски возникают в связи с необходимостью сообщать новости в реальном времени и какие способы борьбы с дезинформацией в таком режиме существуют. Мы выясним, какие технические инструменты для передачи и редактирования информации в реальном времени используются сегодня журналистами и редакторами.

Наконец, мы выясним, какие конкретные СМИ сегодня являются флагманами real-time журналистики, а также какова роль отдельного журналиста в развитии нового типа журналистики и какие журналисты сделали себе имя в этой области. Мы ответим на вопрос, какие новые профессии возникли благодаря переходу к real-time вещанию и как в связи с этим изменится журналистское образование.



II. Основная часть

  1. Real-time в традиционных медиа

Прямой эфир на радио и ТВ

Предтечей real-time журналистики был прямой эфир. Прямой эфир – это процесс непосредственной передачи телевизионного или радиосигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция сигнала в реальном времени. Строго говоря, из-за технических ограничений аппаратуры, осуществляющей телепередачу, и множества точек перехода сигнала, прямой эфир не бывает совершенно «прямым» – сообщение фактически отстает на несколько секунд. Так, трансляцию Чемпионата мира по футболу в 2006 году, зрители видели на 6 секунд позже реального времени.

1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое. В 1888–1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения.

На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов. В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м.

30 апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями. Реальное массовое производство электронных телевизоров началось в 1950-м году, это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов – Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали. В 1950-м году телевидение имели три страны мира – СССР, США, Англия. К 1960-му – телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира. Во 2-й половине 50-х годов в СССР началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 50-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 60-е годы, с совершенствованием технических средств для наземной трансляции, начала расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой. Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция.7

На заре российского радиовещания с Советском союзе в 1920-е годы были распространены событийные трансляции. Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории, присущая им, была взята на вооружение советскими пропагандистами. Именно тогда в профессиональном арго по отношению к этому виду передач укоренился термин «прямая трансляция», подчеркивающий их первое основное отличие от других передач: «совместность по времени» с событием, о котором они рассказывают. Как правило, продолжительность прямых трансляций в начальный период массового вещания совпадала с продолжительностью самого события. Местом непосредственного рождения радиосообщения являлись не студия радио, а аудитория собрания, театральный или концертный зал или вообще открытое уличное пространство.8

Прямой эфир был единственный способом вещания до того, как появился способ записывать звук или изображение с последующей передачей записи в эфир. С распространением видеокассет большинство развлекательных программ на ТВ стали транслироваться в записи, так как появилась возможность их редактировать. Особенностью прямого эфира является невозможность редактирования получаемых и сразу отправляемых данных, что не исключает вероятности транслирования непредвиденного события. Некоторые исторически значимые события произошли в прямом эфире. Так, 22 января 1991 диктор Анна Шатилова готовилась зачитать важное сообщение об обмене 50- и 100-рублевых купюр. Внезапно она заподозрила, что у нее не работает микрофон, и начала спорить с сотрудниками аппаратной в прямом эфире. 3 октября 1993 была внезапно прекращена прямая трансляция футбольного матча «Ротор» – «Спартак» в связи с вооруженной осадой телекомпании «Останкино». А 31 декабря 1999 года президент России Борис Ельцин в новогоднем обращении к россиянам неожиданно объявил о том, что уходит в отставку.

В прямом эфире традиционно идут выпуски новостей, спортивные трансляции, крупные фестивали, такие как «Евровидение», церемонии уровня «Оскара», прямые линии президента с народом. 13 марта 2013 года несколько каналов, включая Euronews, «Дождь» и Russia Today в прямом эфире давали трансляцию из Ватикана, где многотысячная толпа ожидала избрания нового папы римского. Таким образом, выбирая, что именно показать в прямой трансляции, сегодняшние СМИ по-прежнему отдают предпочтение тем событиям, которые способны сильнее всего активизировать эмоциональное состояние аудитории. Симультантность имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Она сообщает эффект присутствия зрителя на месте событий, и придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность.

Новостные радиостанции передают в прямом эфире большую часть своих программ. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладали техникой, позволявшей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии или явлении любого характера уже в момент начала этого события. Это дает возможность моментально пригласить к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.9

По мнению руководителя Медиа Лаборатории РИА Новости Василия Гатова, real-time журналистика в новых медиа является не принципиально новым способом подачи новостей, а продолжением прямого эфира в традиционных СМИ. «О втором рождении прямого эфира говорить нельзя, – говорит он. – Технологически с того момента, как были запущены нестационарные спутники связи и проложены трансконтинентальные кабели, передающие сигнал из точки А в точку Б менее чем за секунду, то есть с середины 1970-х годов, прямой эфир никуда не пропадал из нашей повседневной жизни: сначала он существовал на радио и ТВ, а потом и в интернете. Но совершенствуется роль человека и девайса в прямом эфире, а также наша способность переключаться между источниками информации. Совершенствуется наша способность присутствовать хотя бы двумя органами чувств в определенном месте».10



Жанры real-time в традиционных медиа

Классификация жанров в «старых медиа» достаточно условна: так, репортаж может включать в себя интервью, документальное произведение — использовать элементы игрового (постановочного) искусства и т.п. В восприятии произведения зрителем большую роль играет форма «заявленного жанра», определяемая коммерческим названием экранного продукта или анонсом.11



Жанр телевизионной или радиопередачи почти никогда не диктует журналисту, должна ли она выходить в прямом эфире или в записи. Иными словами, репортаж и интервью могут транслироваться как в прямом эфире, так и в записи. Ниже мы перечислим журналистские жанры в традиционных СМИ, которые могут полностью или частично выходить в прямом эфире. Классификация и определения дана по книге Н.В. Вакуровой и Л.И. Московкина «Типология жанров современной экранной продукции», но большинство из них существуют не только на ТВ, но и на радио.

Новостные передачи, как уже говорилось, всегда идут в прямом эфире, хотя и включают в себя сюжеты, записанные и смонтированные заранее. В целом же новости – это совокупность жанров. Типичный репортаж в составе новостной информации включает авторскую работу оператора и корреспондента (репортера). Репортер визуально присутствует в сообщении — бежит вместе с демонстрантами, участвует в спасательных работах, оказывается заложником Шамиля Басаева в Буденовске и т.д. Выступление — это монолог на общественно-значимую тему, жанр информационной или аналитической публицистики. Типичные примеры — выступление политического деятеля или комментатора (обозревателя) в связи с событием или его освещением. Сюда же можно отнести новогоднее обращение Президента к народу страны. Комментарий как разновидность выступления нередко используется для перебивки новостной информации. Так, после новостей на «Первом канале» иногда идет авторская передача Михаила Леонтьева «Однако», в которой журналист комментирует одну из новостей. Обозрение — жанр позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе события одного временного или тематически-адресного ряда. Так, утренний эфир на ТВ и радио часто включает в себя обзор свежей прессы.

Дискуссия (ток-шоу) — жанр аналитической публицистики, обычно с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно-значимую проблему, или любых ньюсмейкеров-антагонистов. Ток-шоу является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. Самой популярной передачей в этом жанре на современном российском ТВ является «К барьеру!» Владимира Соловьева. Она всегда идет в прямом эфире и заканчивается зрительским смс-голосованием.

Телемост — вариант разговорного жанра типа ток-шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью – Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ.

Зрелищность игры (викторины) поддерживается профессиональной режиссурой, незаурядностью личности ведущего, неизвестностью исхода и интерактивным режимом – зритель может задать вопрос и даже выиграть приз. Одна из самых известных игр на отечественном ТВ «Что? Где? Когда?» традиционно выходит в прямом эфире. На радио этот жанр не менее популярен: утренний эфир редко обходится без розыгрыша призов, когда слушателям предлагается дозвониться в эфир и ответить на вопросы.



Интервью (от англ. interview – обмен мнениями) – один из вариантов разговорной передачи «в лицах». Бывает как самостоятельной передачей (как «Особое мнение» на «Эхе Москвы»), так и частью новостной программы, журналистского расследования (которое никогда не идет в прямом эфире) и других жанров. Пресс-конференция – усложненный вариант интервью с несколькими журналистами, проводимое по жесткой схеме: в фиксированное время, в определенном, приспособленном для контроля месте, куда журналисты приглашаются с предварительной аккредитацией или по телефонной заявке. Пресс-конференция президента РФ Владимира Путина 20 декабря 2012 года, шедшая в прямом эфире по нескольким каналам, продолжалась 5,5 часов.

Жанр «no comment» был популяризован каналом Euronews – речь идет о новостном сюжете, в котором репортер никак не комментирует изображение на экране, и зритель получает возможность самостоятельно интерпретировать происходящее.

Большинство из упомянутых жанров перекочевали в интернет-журналистику, хотя и с принципиальными изменениями, главное из которых – интерактивность: потребитель информации получает гораздо больше возможностей участвовать в создании медиапродукта. Читатели интернет-СМИ могут присылать, в том числе в режиме онлайн, вопросы для интервью с гостем редакции. Репортаж, идущий в прямом эфире, сопровождается бегущей строкой с комментариями, присланными посетителями сайта СМИ и т.п. Нас же интересует не трансформация жанров традиционных медиа, произошедшая со взлетом онлайн-журналистики, а именно новые жанры прямого эфира, которые появились в новых медиа.



  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница