Департамент образования и науки краснодарского края



Скачать 138.28 Kb.
Дата05.08.2016
Размер138.28 Kb.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



Государственное учреждение

дополнительного образования детей

Центр

дополнительного

образования для детей

350000 г. Краснодар, ул. Красная, 76

тел.259-84-01

E-mail:cdodd@mail.ru







Муниципальный этап Всероссийской

олимпиады школьников по искусству

2011-2012 учебный год

10-11 классы, ответы
Составитель: к.и.н., доцент кафедры

теории и истории культуры КГУКИ



Гангур Н.А.

Задание 1. Ответ:

Оперы П.И. Чайковского:

1. «Евгений Онегин», А.С. Пушкин.

2. «Орлеанская дева», Ф. Шиллер.

3. «Мазепа», А.С. Пушкин «Полтава».

4. «Пиковая дама», А.С. Пушкин.

5. «Черевички», Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

6. «Чародейка», И.В. Шпажинский.

7. «Иоланта», Генрих Герц «Дочь короля Рене».



Оперы Н.А. Римского-Корсакова:

1. «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин

2. «Золотой петушок», А.С. Пушкин.

3. «Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин.

4. «Ночь перед Рождеством», Н.В. Гоголь.

5. «Майская ночь», Н.В. Гоголь.

6. «Снегурочка», А.Н. Островский.

Пример написания краткой характеристики.

Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама». Эта опера потрясает психологической правдивостью мыслей и чувств героев, с такой точностью отразившихся в музыке П.И. Чайковского. Петр Ильич взял сюжет одноименной повести Пушкина, но переосмыслил его. Так из пушкинского холодного, расчётливого, эгоистичного Германа, охваченного лишь жаждой обогащения, Чайковский создает героя, способного любить и страдать. В пушкинской повести Лиза – возлюбленная Германа является бедной воспитанницей, а в опере Чайковского она – внучка богатой графини–старухи. Композитор подчеркивает различие социального положения героев. Герман Чайковского влюблён, но он стремится постичь тайну карт, чтобы выиграть, разбогатеть и таким образом стать вровень с возлюбленной, самоутвердиться, наконец, выигрыш становиться самоцелью, заслоняет в нём всё, и он гибнет. В этой опере черты музыкального стиля Чайковского проявились с максимальным совершенством.



Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник называет 13 опер, написанных по мотивам литературных произведений. 1 балл за каждое название, правильно соотнесенное с указанными композиторами. 13 баллов.

  2. Называет литературные произведения и их авторов, по которым созданы оперы, не делая фактических ошибок. 13 баллов.

  3. Участник анализирует одну из опер. 5 баллов.

  4. Ответ представляет собой связные, логично выстроенные высказывания без грамматических и речевых ошибок. 10 баллов.

Общее количество баллов 41 (максимальное 45).

Задание 2. Ответ:

Идея «прославить русское искусство на Западе» возникла в 1906 г., и в этом, по словам А.Н. Бенуа, проявил себя «доселе неприметный» С.П. Дягилев (1872-1929). Он не был художником, хотя писал акварелью, увлекался музыкой, пением, сочинял статьи об искусстве. В 1906 г. Дягилев организовал в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры». В 1907 г. парижане познакомились с русской музыкой – программой из пяти концертов. В 1908 г. Дягилев привез в Париж оперу Мусоргского «Борис Годунов» с Ф.И. Шаляпиным в главной роли. И, наконец, по совету Бенуа, осознав свои организаторские способности, Дягилев устроил в Париже знаменитые «балетные сезоны» 1909 – 1911 гг. Они стали событием европейского значения. Программа 1909 г. помимо балетных спектаклей и сцен «Павильон Армиды», «Пир», «Клеопатра», «Сильфиды» включали и оперные фрагменты. Однако с 1910 г. устраивались только балетные представления. В 1911 г. Дягилев организовал постоянно действующую антрепризу «Русский балет», которая гастролировала в разных городах Европы и Америки. Парижане были покорены музыкой Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, постановками М.М. Фокина, несравненными танцовщиками и танцовщицами В.Ф. Нежинским, А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной.

Выдающуюся роль в формировании оригинального художественного стиля спектаклей сыграл А.Н. Бенуа. Он глубоко и органично воспринял вагнеровскую идею «единения искусств»: музыки, цвета, света, костюмов и декораций. Над постановками опер и балетов под его руководством работали художники: И.Я. Билибин, А.Я. Головин, Е.Е. Лансере, К.Ф. Юон, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, М.В. Добужинский и др. Пышность оформления русских балетов стала откровением для публики. Необычен сам по себе факт, что русская живопись и музыка давно тянулись друг к другу, но встретились только на парижской сцене. Живописное начало доминировало над архитектоникой сцены. Спектакли, в которых соревновались музыканты, танцовщики, постановщики и художники, парижане называли: « с участием Бакста» или «с участием Головина». Плакат, нарисованный В.А. Серовым для сезона 1909 г., - портрет балерины А.П. Павловой (рисунок углем и мелом на голубом фоне) – был расклеен по всему Парижу. По откликам критики и знатоков театрального искусства, русские балеты во многом опередили западноевропейское искусство (в то же время в них было действительно что-то «варварское»). После 1911 г. на основе «дягилевских сезонов» возникло несколько самостоятельных балетных трупп с участием русских артистов. Мировая война, начавшаяся в 1914 г., оторвала их от России. За период 1907 – 1922 гг. Дягилев организовал 70 спектаклей, 12 из них оформил Бакст. Дягилев любил говорить: «За мной вечно следуют восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов». Книгу воспоминаний «Дягилев и с Дягилевым» опубликовал в 1939 г. в Париже его помощник балетмейстер С.М. Лифарь.

«Русские сезоны» проходили в Париже на сценах театров: «Гранд Опера», «Шатле», «Елисейских полей». В Лондоне, на сценах театров: «Ковент-Гарден», «Друри–Лейн».

В разное время в «Русских сезонах» исполнялись оперы: М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», М. Мусоргского «Борис Годунов», А. Бородина «Князь Игорь» и др. Балеты: И. Стравинского «Жар–птица», «Петрушка», «Весна священная». Особым успехом пользовались «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Симфоническая музыка: 2-я и 4-я симфонии П.А. Чайковского.

1. В.А. Серов. Балерина Анна Павлова в балете «Сильфида». Рисунок для плаката Русских балетных сезонов в Париже. 1909. Картон, уголь, мел.

2. Л.С. Бакст. Портрет С.П. Дягилева с няней. 1906.

Анализ ответа. Оценка.


  1. Участник в ходе изложения материала дает ответы на поставленные вопросы (организатор, хронологические рамки проекта, программа, названия европейских театров, имена художников, балетмейстеров, танцовщиков). 1 балл за каждое название, имя, дату.

  2. Участник отмечает «синтез искусств» (с указанием каких именно) и значение «сезонов». 8 баллов.

  3. Называет оперные и балетные постановки. 1 балл за название и 1 балл за имя композитора.

  4. Ответ представляет собой связные, логично выстроенные высказывания без грамматических и речевых ошибок. 10 баллов.

  5. Участник указывает имена художников и персонажей представленных произведений. 1 балл за имя и 1 за название. 4 балла.

Максимальное количество баллов 45.

Задание 3. Ответ:

  1. Хорал.

  2. Трубадур.

  3. Реквием.

  4. Увертюра.

  5. Ноктюрн.

  6. Эклектизм, эклектика.

Анализ ответа. Оценка.

Участник правильно соотносит 6 определений с терминами. 2 балла за каждый правильный ответ.

Общая оценка 12 баллов.

Задание 4. Ответ:


  1. Лира.

  2. Кифара (Сататуя «Аполлона-Кифареда»).

  3. Балалайка.

  4. Лютня.

  5. Вёрджинел, верджинал (разновидность клавесина).

На переднем плане – виола да гамба (итал. «виола ножная»).

  1. Флейта.

  2. Гитара.

  3. Жалейка.

  4. Орган.

  5. Арфа.

  6. Клавесин.

  7. Гармонь.

  8. Гусли.

Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник правильно определяет музыкальные инструменты. 2 балла за каждое название. 26 баллов.

  2. Дает уточняющий ответ по № 5. 2 балла за уточнение. 4 балла.

Общее количество баллов 26 (максимальное 30).

Задание 5. Ответ:

  1. «Могучая кучка» («Русская пятёрка») - творческое содружество российских композиторов.

  2. Ударные музыкальные инструменты.

  3. Персонажи традиционного итальянского уличного театра - «Коммедия дель арте», называемого также «комедией масок».

  4. Прозаические литературные жанры.

  5. Музыкальные формы.

Анализ ответа. Оценка.

Участник правильно определяет принципы, по которым составлены 5 рядов имен и названий. 2 балла за каждый правильно указанный принцип.

Общая оценка 10 баллов.

Задание 6. Ответ:


  1. В.П. Стасов. Нарвские триумфальные ворота в Петербурге (1827-1834). Стиль «русский (петербургский) ампир».

  2. Палаццо Питти во Флоренции. Дворец ренессансной архитектуры. Проект Ф. Брунеллески. Здание с 1458 г. возводил Л. Фанчелли.

  3. А. Воронихин. Казанский собор в Петербурге (1801 – 1811). Стиль «александровский классицизм».

  4. На переднем плане: О. Монферран. Александровская колонна в центре Дворцовой площади в Петербурге (1829 – 1834). На заднем плане: К. Росси. Здание Главного штаба с Триумфальной аркой (1819 – 1829). Дворцовая площадь в Петербурге. Стиль «русский (петербургский) ампир».

  5. Б.-Ф. Растрелли. Зимний дворец на Дворцовой площади в Петербурге (1754-1762). Зимняя резиденция российских императоров, ныне одно из основных зданий одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа. Стиль «русское барокко» (или «елизаветинское рококо»).

  6. Дж. Л. Бернини. Площадь Св. Петра в Риме (1656 – 1667) перед собором Св. Петра. Ватикан. Стиль «итальянское барокко».

  7. Собор св. Петра в Риме (Сан Пьетро). Ватикан. Собор строился в течение полутора столетий всеми крупными архитекторами Итальянского Возрождения: Браманте, Рафаэль, Сансавино, Микеланджело, Перуцци, Антонио да Сангалло Младший. В 1607 – 1614 гг. К. Мадерно возвел новый фасад (и выстроил гигантский неф), скрывший за собой облик собора эпохи Возрождения. Стиль «римский классицизм».

  8. О.И. Бове. Здание Большого театра в Москве (1821-1824). Стиль «московский классицизм».

  9. К.А. Тон. Храм Христа Спасителя в Москве (1839-1881) – образец «русско-византийского» стиля.

  10. А.В. Щусев. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве (1929 – 1930). Конструктивистские формы. Отмечают его близость к стилю «Ар деко», но в нем можно усмотреть и черты супрематизма.

  11. В.М. Васнецов. Фасад дома Третьяковых в Лаврушинском переулке в Москве. «Неорусский стиль» в архитектуре Модерна.

  12. Ф.О. Шехтель. Особняк З. Морозовой в Москве (1893 – 1896). Стиль Модерн.

  13. Храм Воскресения Христова, или «Спас-на-Крови», на Екатерининском канале в Петербурге (1883-1907) – программное произведение «русского стиля» конца XIX в. Разработчики проекта: Игнатий (Малышев), архимандрит Троице-Сергиевой пустыни, архитектор А.А. Парланд, участие императора.

Анализ ответа. Оценка.

1. Участник правильно определяет памятники архитектуры и их местонахождение. 2 балла за название. 26 баллов.

2. Называет имена архитекторов. 2 балла за имя (за исключением № 7– 1 балл за имя). 32 балла (максимальное).

3. Правильно определяет архитектурный стиль. 2 балла за каждое определение. 26 баллов.

4. Сообщает дополнительные сведения, выходя за рамки вопроса. 5 баллов.

Общая максимальная оценка 89 баллов.



Задание 7. Ответ:

1. В.М. Васнецов. «Баян» (1911);

2. «Богатыри» (1881-1898);

6. «Богатырский скок» (1914).

№ 3. И.Е. Репин. Садко на морском дне. 1876.

№ 5. М.А. Врубель. Богатырь. 1898-1899. (Первоначально называлась «Илья Муромец») – обобщенный образ русского богатыря.

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко». № 4. М.А. Врубель. Портрет жены, певицы Н.И. Забелы, в роли Волховы, морской царевны из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». 1898.

Герои древнерусских былин:

Баян, боян – герой древнерусских былин – древнейших народных сказаний, складывавшихся в X–XIV вв., сказитель, странствующий певец. Многие из них были слепыми скитальцами. Они аккомпанировали себе на гуслях, читая фразы нараспев, и считалось, что их устами говорят сами боги. Некоторые исследователи утверждают, что «Баян» - имя конкретного исторического лица. В древнерусской летописи «Слово о полку Игореве» имя «Баян» повторяется четыре раза.

Богатыри – герои русских былин. Русские богатыри отличались необычайной физической силой, доблестью и опытом в военном деле. Это идеализированные образы воинов, защитников отечества. Популярный цикл сказаний – о богатырях киевского князя Владимира «Красное солнышко» (980-1015). Самый «возмужалый» из них – Илья Муромец (из Мурома), получивший небывалую силу от Святогора. Рядом с Ильей – Добрыня Никитич, который сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (в иной версии с племянником»). Его имя олицетворяет «мягкосердие богатырское». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе – «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях». Третий, любимый русский богатырь – Алеша Попович, самый юный, «лукавый, хвастливый, бабий пересмешник и неудачливый ловелас». Существует рассказ о змееборстве Алеши и Добрыни (вариант: поединок Алеши с Тугарином Змеевичем), на основании чего этих русских богатырей считают восприемниками древних арийских героев, олицетворявших Солнце.

Садко – герой новгородских былин, образ которого восходит к историческому лицу – новгородскому купцу Сотко Сытинычу. В былинной версии Садко приходит в Новгород Великий с берегов «матушки Волги-реки» и приносит поклон «братцу ее, озеру Ильменю». Садко бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что спустится к Морскому (Поддонному) царю, чтобы выловить рыбу «золотые перья». Оказавшись в палатах царя, Садко играет на гуслях так, что царь пускается в пляс, отчего волнуется море и гибнут корабли. Царь предлагает Садко награду – женитьбу на царевне, но купец должен обнаружить ее сам среди морских дев. Он выбирает правильно, самую неприметную Чернаву. С собой на дно Садко берет икону «Николая Угодничка», а по возвращении на землю в благодарность за спасение и обретенное богатство сооружает в Новгороде храм во имя Николы Можайского.

Анализ ответа. Оценка.

1. Участник правильно называет художника и три его произведения. 2 балла по каждому пункту. 8 баллов.



  1. Называет былинных героев. 1 балл за правильно названное имя. 5 баллов.

  2. Участник дает грамотную характеристику каждому герою. 4 балла за аждую характеристику. 20 баллов.

  3. Участник называет оперу и композитора, художника и полотно. 2 балла по каждому пункту. 8 баллов.

  4. Дополнительно называет авторов картин под №№ 3 и 5. 2 балла за имя. 4 балла.

Общая оценка 45 баллов.

Задание 8. Ответ:

  1. В.Г. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872.

  2. А.А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя. 1841.

  3. А. Дюрер. Автопортрет. 1498.

  4. И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883.

  5. В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина. 1795.

  6. И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого. 1873.

  7. К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911.

  8. О.А. Кипренский. Портрет В.А. Жуковского. 1816.

  9. Н.Д. Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского. 1893.

  10. И.Н. Крамской. Портрет А.С. Грибоедова. 1873.

  11. Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом. 1889.

  12. Н.И. Альтман. Портрет А.А. Ахматовой. 1914.

  13. Рафаэль. Автопортрет. Ок. 1506.

  14. Рембрандт. Автопортрет. 1665-1669.

Принципы группировки произведений:

  1. Портреты деятелей русской культуры. №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12.

  2. Портрет в творчестве передвижников. №№ 1, 4, 6, 9, 10.

  3. Портреты И.Н. Крамского. №№ 6, 10.

  4. Автопортреты зарубежных художников. №№ 3, 11, 13, 14.

  5. Автопортреты художников эпохи Возрождения. №№ 3, 13.

  6. Портреты русских писателей, поэтов. №№ 1, 2, 5, 6, 8, 10, 12.

  7. Портреты русских композиторов, оперных певцов. №№ 7, 9, 10 (Грибоедов был и композитором: сохранились два его вальса).

Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник называет правильно 14 авторов работ и изображенных на них персон, не допуская фактических ошибок. 2 балла за каждого правильно названного автора и 2 балла за персону. 56 баллов.

  2. Предлагает не менее 5 вариантов группировки произведений, каждый из которых состоятелен. 2 балла за каждый вариант. 10 баллов.

  3. Сообщает дополнительные сведения, выходя за рамки вопроса. 5 баллов.

Общая оценка 66 баллов (максимальная 75).

Задание 9. Ответ:

1. Крупнейшие русские актеры XIX века. П.К. Черкасов – выдающийся русский актер театра и кино XX века.

2. Творческие дуэты, связанные с развитием киноискусства: братья Васильевы – Г.Н. и С. Д. Васильевы – российские режиссеры, авторы фильма «Чапаев» и других; братья Коэны – Дж. Д. и И. Дж. Коэны, выдающиеся американские режиссеры конца XX – начала XXI века; братья Люмьер – Л. Ж. и О. Л. Люмьер – изобретатели и родоначальники кинематографа; А. Н. и Б. Н. Стругацкие, российские писатели и сценаристы, классики научной и социальной фантастики, по романам которых снято множество фильмов. Братья Гримм – Якоб и Вильгельм Гримм, немецкие лингвисты и исследователи народной культуры, создатели сборника народных сказок.

3. Крупнейшие европейские музеи. Эрмитаж – крупнейший отечественный музейный и научный центр.

4. Пьесы А. Н. Островского. «Горе от ума» – пьеса А. С. Грибоедова.

5. Крупнейшие отечественные дирижеры XX века. Р.К. Щедрин – выдающийся российский композитор современности.



Анализ ответа. Оценка.

1. Участник правильно определяет лишний элемент в каждом ряду. 2 балла за каждый правильный выбор. 10 баллов.

2. Правильно указывает принцип составления ряда. 2 балла за каждый правильно указанный принцип. 10 баллов.

Общая оценка 20 баллов.



Задание 10. Ответ:

1.

А. Н. Островский «Гроза» (русский язык)

Феклуша


2.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (русский язык)

Наташа Ростова



3.

А. П. Чехов «Вишневый сад» (русский язык)

Л. А. Раневская



4.

Вильям Шекспир «Гамлет» (английский язык)

Гамлет


5.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (русский язык)

Е. В. Базаров



6.

А. Н. Островский «Бесприданница» (русский язык)

С. С. Паратов



Анализ ответа. Оценка.

1. Участник правильно указывает автора. 1 балл, произведение. 1 балл за каждый правильный ответ. 10 баллов.

2. Участник правильно называет персонажа каждого произведения. 1 балл. Язык оригинала. 1 балл за каждый правильный ответ. 10 баллов.

3. Участник дополнительно называет жанр литературного произведения. 2 балла за любую дополнительную информацию. 10 баллов.

Общая оценка 20 баллов (максимальная 30).

Задание 11.

Жюри, оценивая работу, руководствуется следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования искусствоведческих, культурологических терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

1. Участник раскрывает суть поставленного вопроса. 10 баллов.

2. Логично выстраивает высказывание. 5 баллов.

3. Применяет образы, термины в ходе рассуждений. 5 баллов.

4. Глубина раскрытия вопроса. 5 баллов.

6. Выходит за рамки вопроса, расширяя видение проблемы. 5 баллов.



Общая оценка 35 баллов.
Каталог: storage -> files
files -> Мр «сулейман-стальский район» мку «информационно-методический центр»
files -> Т е с т по английскому языку для 4 класса
files -> Контрольная работа по физике №2 по физике
files -> Департамент образования и науки краснодарского края
files -> «Сёйлейик сююв гьакъда»
files -> Задача классного часа: расширить представления детей о вов,о мире
files -> Краснодарского края
files -> Решение. Исходное уравнение эквивалентно уравнению, где и. Получаем уравнение Ответ ответ к задаче №2
files -> Он весь дитя добра и света


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница