Цветов. (Слайд 2) Ведущий 1



Скачать 328.72 Kb.
Дата15.03.2016
Размер328.72 Kb.


Участники мероприятия-дети, посещающие летний пришкольный лагерь, выступают в качестве цветов.

(Слайд 2)

Ведущий 1. Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - писал Л.H. Толстой. Наш праздник посвящен небольшой части природы - цветам России.

(Слайд 3)

Ведущий 2.

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Г.Х. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, их дарят нам в памятные даты. Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке, в каждом цветке.

Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.



Страница первая. «Вестники весны»

Цветок 1.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

Автор: А. Пушкин

Цветок 2. А. С. Пушкин назвал весну «утром года». Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зеленеющим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским далям.

(Слайд 4)

Цветок 3. Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил нежную головку». Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние растения, для которых характерна осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги - луковицы, клубни, корневища.

(Слайд 5)

Цветок 4. В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная. Но самые красивые весенние цветы - голубые пролески. Им посвятил свою пьесу Чайковский. (Звучит пьеса.) Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба - одно над головой, другое - под ногами. Этим цветам не страшны заморозки, так как в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Цветок 5.

Еще лежит в канаве снег,

А я уже давно синею.

Растаял снег, Весна идет,

И я являюсь с нею.

Зеленый лист еще в лесу

Берез не оживляет,

И всю цветочную красу

Весна во мне являет.

Мне дни недолгие даны,

Но счастье пью я жадно.

И быть избранником весны

Мне любо и отрадно.

Автор: Н. Холодковский

(Слайд 6)

Цветок 6. Рядом с пролеской - медуница. Когда цветки только появляются, они все розовые, а затем появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в красителе - антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, краситель придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Цветок - прекрасный медонос.

(Слайд 7)

Цветок 7. Первоцвет. Все цветки опущены и смотрят в разные стороны. Его называют баранчиком: листья волнистые, по краям немного морщинистые и покрыты пушком-шерсткой.

(Слайд 8)

Цветок 8. Ландыш. У многих народов существуют легенды об этом цветке. На Украине ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси он связан с именами Садко, Любава. Самое известное лекарство из него - капли Зеленина (от сердца).

Страница вторая. «Добрые цветы»

(Слайд 9)

Ведущий. В конце весны - начале лета цветов уже много.

(Слайд 10)

Цветок 1. Анютины глазки. Во Франции это символ верности, в некоторых других странах - символ мудрости.

(Слайд 11)

Цветок 2. Кипрей щедро одаривает пчел нектаром. Одна пчелиная семья собирает до 12 кг меда. Поселяется на лесных пожарищах и залечивает ожоги земли. Второе его название - иван-чай.

(Слайд 12)

Цветок 3.

Вся белая наша поляна одета,

Качает цветки ветерок на лету.

Ромашки... Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

Автор: Р. Рождественский

Они бывают разные. Мелкие ромашки и есть настоящие, а крупные - это поповник, или нивяник. Ромашка используется как антисептик для полоскания горла и промывания ран.



Страница третья. «Цветы, которые нас удивили»

Ведущий. В жизни цветов много таинственного и необычного.

(Слайд 13)

Цветок 1. Белая кувшинка - нимфея (в переводе - русалка). У славянских народов она считалась могучим цветком, он помогал против нечистой силы. У белой кувшинки самый большой цветок в наших местах, а самый маленький в мире цветок у ряски.

(Слайд 14)

Цветок 2. Венерин башмачок - из семейства орхидных (издавна привлекали людей разнообразием и сказочной красотой). Именно об этом цветке сложены легенды, связанные с богиней красоты - Венерой. Орхидеи занесены в Красную книгу, а в 1980 году в стране прошел симпозиум по вопросам их охраны.

. Мы подошли к главному - наших верных друзей необходимо охранять.



(Слайд 15)

Страница четвертая. «Охраняйте растения!»

Цветок 1. Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Необходимо бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Судьба растений зависит от нашего отношения к ней. Приходиться видеть, как люди несут букеты, кто маленькие, кто большие охапки. Цветы вянут, их выбрасывают. Растений становится меньше по видовому составу и количеству. Сорванные растения не могут дать семян. Может быть, вместо букета ты принесешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать о встрече с прекрасным?

Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

(Слайд 16)

Страница пятая. «Цветочный калейдоскоп»

Викторина

1. У каких растений цветки могут «нырять» под воду? (Белая кувшинка, кубышка.) (Слайд 17)

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет.) (Слайд 18)

3. У какого растения в качестве сырья используют лепестки цветов? ( Роза — для масла.) (Слайд 19)

4. Какое растение в переводе с китайского означает «человек - корень»? (Женьшень.) (Слайд 21)

5. За цветками какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (Орхидеи.) (Слайд 21)

6. Название какого растения в переводе на русский означает «звезда»? (Астра.) (Слайд 22)

7. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.) (Слайд 23)

8. У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.) (Слайд 24)

9. Какие растения никогда не цветут? (Водоросли, мхи, папоротники, хвощи.) (Слайд 25)



10. Цветки какого декоративного растения употребляют в пищу? (Настурции.) (Слайд 26)

Конкурс на самую интересную легенду о цветах.

Конкурс на лучшее исполнение песни о цветах. Подведение итогов, награждение победителей.

Праздник завершается песней Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите», которую исполняют все участники.

Эстафета «Зоологические забеги»

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вернее, зверята! Потому что сегодня у нас будет не простая эстафета, а зоологическая. И принимать участие в ней будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в шкуре какого-либо зверя. Все эстафеты будут на быстроту и правильность выполнения задания, которое игроки будут выполнять поочередно в каждой команде. Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно разделиться на две команды.

Конкурс « Черепахи» (Слайд 27)

Ведущий. Начнем «Зоологические забеги» с самых медлительных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено панцирем, который очень прочен. Черепахи живут в пустыне, где тепло. Они откладывают в песок яйца, из которых появляются маленькие черепашата. (Дети встают на четвереньки, на спину им кладется таз. Нужно очень тихо и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию и передать эстафету следующему игроку.)

Конкурс «Пингвины» (Слайд 28)

Ведущий. А сейчас из жаркой пустыни перенесемся в самую холодную точку земного шара - Антарктиду. Там живут птицы, которые приспособились к суровому климату. Это пингвины, их тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира спасает от трескучих морозов. На суше они очень неуклюжи и не умеют летать. Зато в воде могут соперничать с дельфинами. Крылья служат им великолепными веслами, с их помощью они могут развивать скорость до 40 км/час. Вы будете пингвинами, которые решили соревноваться по бегу. (Между коленями зажимается спичечный коробок. Нужно пройти дистанцию, не уронив его. Чья команда быстрее?)

Конкурс «Сороконожка» (Слайд 29)

Ведущий. Почему сороконожку так назвали? Правильно, у нее не две пары ног, а множество. Это такая красивая гусеница. Она может очень быстро передвигаться. Конкурс заключается в том, чтобы выяснить, чей хвост и ноги придут первыми. (Для того чтобы превратиться в сороконожку, нужно всей команде присесть на корточки, взяться за течи впередисидящего. Не отрываясь, не вставая, пройти дистанцию всем вместе. Чья сороконожка быстрее?)

Конкурс «Зайцы» (Слайд 30)

Ведущий. В нашей стране наиболее распространены беляк и русак. Зайцы - лесные звери, днем спят, а ночью выходят на кормежку. Зимой питаются корой деревьев, а летом - листьями и травой, осенью не прочь полакомиться в огородах капустой и морковью. Сейчас «зайчики» будут прыгать на двух лапах и воровать морковку в огороде. (Поставьте два стула на расстоянии 10-15 м друг от друга для каждой из команд. На одном разложить «морковь». Каждому игроку допрыгать в мешке до стула с морковью, взять ее зубами, не помогая руками, перенести на другой стул.)

Конкурс «Носороги» (Слайд 31)

Ведущий. Это одно из древнейших млекопитающих, его предки обитали на земле еще 60 миллионов лет назад. Назвали его так из-за огромного рога, который красуется у него на носу. Он весит 4 тонны, длина его 2,5 метра. Находится на грани вымирания. Виной этому стало его грозное оружие - рог. Люди придумали миф, что рог спасает людей от многих болезней, а кубок, сделанный из него, сразу же покажет, если в него налит яд. Но наукой доказано, что рог носорога не обладает никакими целебными свойствами. (На четвереньках каждый игрок по очереди должен двигать спичечный коробок носом до финиша. Кто быстрее?)

Конкурс «Лягушки» (Слайд 32)

Ведущий. Великое множество лягушек обитает по всему миру. Чаще всего встречается зеленая лягушка, которую, конечно же, видел всякий. Это хищное животное, она питается только той добычей, которую поймала сама. В ее рацион входят насекомые, пауки, улитки. Не прочь она пообедать и своими собратьями. Днем лягушки греются на солнышке, удобно расположившись на берегу. В случае опасности бросаются в воду и, добравшись до дна, зарываются в ил. Вечернюю зарю встречают большими компаниями с обязательным хоровым кваканьем. (Каждый игрок команды передвигается по- лягушачьи, присев на корточки, руками отталкиваясь от пола, при каждом прыжке нужно квакать. Чья команда быстрее?)

Конкурс «Верблюды» (Слайд 33)

Ведущий. У верблюда много приспособлений, помогающих ему жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка, который гонят сильные ветры. Если ему становится трудно дышать из-за песчаных бурь, верблюд может почти совсем сомкнуть ноздри. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой, благодаря которой он не проваливается в песок. Жара почти не действует на него, нечувствительный к шипам рот способен разжевать любую колючку. Верблюд может долго не есть и не пить за счет запасов жира в горбах. (Каждый игрок проходит дистанцию, неся на спине в районе лопаток спичечный коробок. Нужно не уронить его.)

Конкурс «Медведи» (Слайд 34)

Ведущий. Медведи - это мохнатые тяжеловесы среди хищников, но они с удовольствием едят различные злаки, ягоды, орехи. Они готовы терпеть укусы пчел, лишь бы добраться до меда, своего любимого лакомства. Медведь обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убегать от него очень трудно. Вот вы сейчас побываете в шкуре медведя и попробуете быстро передвигаться. (Встать на четвереньки. Передвигаться нужно, ставя одновременно левую руку и левую ногу, правую руку и правую ногу, как бы переваливаясь с одного бока на другой.)

Конкурс «Змеи» (Слайд 35)

Ведущий. Змеи бывают разные. Вот, например, анаконды - самые большие змеи на нашей планете. Они живут в воде или около нее, прекрасно плавают и ныряют. На берег выползают, чтобы погреться и пообедать пойманной добычей - рыбой, птицей, не прочь полакомиться домашними животными, своими набегами сеют панику в деревнях. Иногда они нападают на достаточно крупных животных, таких как свинья, а иногда решаются напасть на человека. Бывали случаи, когда анаконды пытались украсть маленьких детей. Толстую блестящую кожу анаконды выделывают и изготавливают из нее прочные чемоданы, сапоги и многое другое. Мясо и жир употребляют в пищу, причем рассказывают, что мясо очень вкусное, чуть сладковатое на вкус. В густых тропических лесах они чувствуют себя хозяйками. (Дети встают друг за другом, держась за плечи впередистоящего. Для каждой команды на полу расставлены кегли. Задача команды — собрать все кегли, не расцепляясь. Чья команда быстрее?)

Подведение итогов конкурсов

Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Ведущий. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека они всегда были символом совершенства.

(Слайд 36)

Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы - добрые посредники между людьми, они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение - более непринужденным, доверчивым.



Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Автор: К. Жанэ

Цветы, эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.



Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы –

Они приходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними, - в душе поэт.



С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Автор: Р. Гамзатов

Давайте же и мы ближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами посмотрим в их добрые, доверчивые, прекрасные глаза, полюбуемся ими, подружимся, и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.



Ведущий. Начинаем бал цветов!

Дети, одетые в маскарадные костюмы цветов, выходят и танцуют вальс. Сцена украшена рисунками, вышивками, аппликациями, поделками, композициями из букетов и гирлянд.

Подснежник. Идет весна-красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них - подснежник.

Цветок весны, идущий к нам по снегу, -

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку!

(Слайд 37)

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник является символом надежды.



(Слайд 38)

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.



Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

Автор: С. Красиков

(Слайд 39)

Гиацинт - цветок весенних дождей. Назвали его в честь сына царя Спарты Гиацинта.

Гиацинт был другом бога-стреловержца Аполлона. Они вместе охотились по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекались гимнастикой.

Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжелого Диска. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко, к самым облакам взлетел диск и начал падать на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Упал диск на землю, отскочил от удара со страшной силой и попал в голову Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Хлынула алая кровь. Испуганный Аполлон склонился над своим другом, приподнял его. Держит Аполлон в объятиях своего умирающего друга, и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: «Всегда будешь жить ты в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей».

И вот, по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте среди людей, они чтят его празднествами.



(Слайд 40)

Нарцисс. В древней Элладе, где море плещет о темные скалы, где опрокинута чашей неба глубокая синь, юноша жил темнокудрый, легкий и статный, как тополь, первый во всех состязаниях - в плавании, беге, борьбе. Часто, склоняясь над водою среди камышей и кувшинок где-нибудь в сонном заливе или озерной тиши, не уставал он любоваться собственным отражением, думая: «Как я прекрасен, лучше всех я на Земле!» Рос он, довольный собою, с сердцем глухим и недобрым, все презирая на свете, только собой упоен. И обращен был за это в стройный цветок белоснежный, гордый своим отраженьем в зеркале мирных озер. Так рассказало об этом дне стародавнее предание. Венчик на тоненькой ножке этот возносит цветок. Но, хоть красив он, природа все же его обделила: нет души у Нарцисса, запаха нежного нет.

Может быть, он вспоминает синее небо Эллады и повторяет, печалясь, полные грусти слова: «Как бы мне снова хотелось быть среди людей человеком, с сердцем открытым для дружбы, полным добра и любви!»

Легенда о превращении юноши Нарцисса в цветок, созданная поэтами, и дала ему видовое название - нарцисс поэтический.

В Греции сохранилась старинная поговорка: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисс, ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души».

У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. Так, в Греции нарцисс считался цветком погибших, а в Риме он был цветком победы. В Китае на Новый год в каждом доме стоит нарцисс, как у нас елка. В Швейцарии устраивают праздник нарциссов. В Англии им увлекаются почти так же, как голландцы тюльпанами.

(Слайд 41)

Ландыш.

Проснулся лес, Весной разбужен,

Деревья по ветру парят.

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Автор: С. Красиков

Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Поэты посвящают ему восторженные строки:



О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Автор: А. Фет

Предания утверждают, что ландыш - это счастливый смех русалки Жавки, рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она впервые узнала радость любви. Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гулянья. С XVII в. накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считались символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, это значит, что она согласна выйти за него замуж, если бросит на землю - его предложение не принято. В обрядовых праздниках ландыш считался одним из действующих лиц.



(Слайд 42)

Пион.

Украшая свежие газоны,

К шумам привычны городским,

Эти пышноцветные пионы

Нас нарядом радуют своим.

Пусть их яркость радует прохожих,

Веселит играющих ребят!

На цветенье роз они похожи,

Тем же ярким пламенем горят.

Пион был известен еще в Древней Греции как целебное растение и получил свое название от имени врача Пеона. Он так хорошо излечивал болезни, что его учитель, известный врач Эскулап, позавидовал своему ученику и решил отравить Пеона. Но боги превратили Пеона в цветок.

Многолетние деревянистые кусты пионов с самыми крупными махровыми цветами привезены из Китая. Там их заботливо выращивают уже более двух тысяч лет. «За пионами ухаживают год, а любуются ими десять дней», - говорят китайские любители цветов.

(Слайд 43)

Роза

Роза - символ божественной тайны.

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

Автор: С. Маршак

Древние римляне и греки создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Анакреон писал, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, богини любви и красоты, когда богиня с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра, когда принимала Марка Антония, приказала усыпать пол в зале пиршеств лепестками роз.

По христианской мифологии роза - символ милосердия, душевной чистоты, любви к Богу. Розе, особенно ее аромату, приписывали целебные свойства. Ни одному цветку не посвящено столько стихотворений, романсов, сказок, как розе.

По июньским покосам рассыпаны спелые росы,

Соловьи в ожиданье июньских рассветов поют,

Розы светят, как зори, а зори, как свежие розы,

В белогривых лианах стыдливо и жарко цветут.



Блистая, облака лепились



В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись –

Две чаши, полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слезы

Очами, полными огня.

Автор: И. Бунин

У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу!

Счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой

Необъятный, непонятный

Мир любви передо мной.

Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь, -

Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветанья

Больше страстного признанья

Не поведали б земле.

Автор: А. Фет

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Автор: А. Фет

(Слайд 44)

Львиный зев. Львиный зев, или львиная пасть, - какое страшное название для цветка! У этого растения кисть - соцветие, сплошь увешанное цветочками, напоминающими мордочки. Если сжать Цветок с боков, он открывает «ротик» и сразу же закрывает. Из-за этого и названо растение «антирринум» - львиный зев.

А проникнуть в цветок за нектаром, который хранится в длинном шпорце, может только сильный шмель.

Львиный зев происходит из страны, где обитают настоящие львы - из Африки.

В сказаниях о двенадцати подвигах Геракла, известного древнегреческого героя, упоминается и о нашем скромном садовом цветке. Геракл победил страшного немейского льва, руками разодрав ему пасть. Эта победа восхитила богов на Олимпе. Богиня Флора создала в честь подвига Геракла цветок, напоминающий окровавленную пасть льва.

Такой же подвиг был приписан и другому прославленному герою древности - силачу Самсону. Этот момент победы человека над царем зверей львом прекрасно изображает грандиозный фонтан в саду Петродворца. Фонтан создан в память победы русских войск над Швецией, на гербе которой изображен лев.

Разрастаясь по куртинам,

Не похож он на друзей.

Почему-то «зевом львиным»

Стал он зваться с давних дней.

Правда, «пасть» его раскрыта:

Ну как есть - свирепый лев! –

 

Но спокойно, деловито



Шмель влезает в страшный зев.

Мотылек на нем порою

Не боится отдохнуть,

И, осыпанный пыльцою,

Продолжает главный путь.

Нет, обидели напрасно

Этим прозвищем цветок!

Он растет, как все, прекрасным,

А иным он быть не мог.

(Слайд 45)

Астра.

Осень над парком тенистым...

Ложится золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья... Умолкли птицы...

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра-звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли «звездой»,

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины, совсем золотой.

Близятся сумерки. Тонкий и острый

В небе созвездий колышется свет.

Астра на клумбе, душистой и пестрой,

Смотрит, как светят далекие сестры,

И посылает с земли им привет.

Пожалуй, нет ни одного сада, где бы не цвели осенью астры - белые, розовые, желтые, красные, синие, фиолетовые, с множеством оттенков, светлых и темных. Но астры отличаются не только по цвету. Есть астры махровые, с большим количеством узких лепестков, торчащих во все стороны. У одних лепестки прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, как у пиона, у третьих узкие, заостренные - игольчатые.

А первые астры, выросшие в Европе, были совсем иные. В 1728 г. известному французскому ботанику Антуану Жюссье прислали из Китая семена редкого неизвестного растения. Жюссье посеял весной семена в Парижском ботаническом саду. В то же лето растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединой. Оно походило на маргаритку очень крупных размеров. Французы сразу назвали растение королевой маргариток.

Ботаникам и садоводам очень понравилась королева маргариток. Они стали выводить новые сорта различной окраски. И неожиданно, спустя 22 года, расцвел невиданный махровый цветок. Желтая середина исчезла, из трубчатых цветочков выросли язычки, такие же, как у краевых. Как увидели такой цветок ботаники, так и воскликнули по-латыни: «Астер!» - «Звезда!»

С тех пор и установилось за этим цветком название астра китайская.

Все поблекло... Только астры

Серебристые остались –

Под холодным синим небом

Замечтались...

Грустно я встречаю осень...

Ах, не так, как в дни былые!

Так же вянут, блекнут листья

Золотые,

Так же месячные ночи

Веют кроткой тишиною,

И шумит в аллеях ветер

Надо мною...

Но уж нет в душе печальной

Тех восторгов, тех волнений,

Что, как солнце, озаряли

День осенний.

Помню милый, бледный облик,

Локон нежный и волнистый,

В черных косах - венчик астры

Серебристой.

Помню очи... Вижу снова

Эти ласковые очи...

Все воскресло в лунном блеске –

В блеске ночи!

Автор: А. Аснык

(Слайд 46)

Георгины.

Осенние стынут картины,

Давно осыпается сад,

Но в гордой красе георгины

Одни, не склоняясь, стоят.

Кичась многоцветным нарядом,

Вдоль клумбы на самом краю

Они развернулись парадом,

Как рота гвардейцев в строю.

Пусть лужиц морщинится блюдце

И бродит туман по кустам, -

Они - молодцы, не сдаются

Осенним сырым холодам.

Родина георгинов - Мексика. В 1784 г. два испанских путешественника привезли из Мексики в Мадрид клубни каких-то растений. Они предполагали, что клубни такие же съедобные и вкусные, как у картофеля. Желая прославиться своим открытием, они преподнесли их испанскому королю. Король приказал посадить растение в саду своего дворца Эскуриала. В этот сад никто не входил, кроме короля. Растение выросло и осенью зацвело. Цветок так понравился королю, что он приказал не показывать никому это мексиканское растение. Королевский ботаник Кованилес составил описание этого растения и дал ему имя Далия - в честь шведского ботаника Даля. Так и росла в саду Эскуриала никому, кроме короля, не известная Далия.

Александр Гумбольдт, видный немецкий ботаник, вернулся в 1805 г. из путешествия по Южной Америке и тоже привез клубни неизвестного растения. Он назвал его георгином - в честь русского путешественника академика Георги. Георгины быстро распространились по всем садам Европы и стали одним из любимых цветов, особенно после того, как удалось получить махровые сорта. Когда же узнали о более раннем описании георгина испанским ботаником, то научным названием, как это принято в мире ученых, признали первое - Далия.

И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать ее своими руками.

До свидания, наши милые, нежные, добрые друзья - цветы!

До встречи ранней весной!



Вновь звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Дети вручают всем гостям маленькие букетики из живых или искусственных цветов, а дети, представляющие различные цветы, танцуют вальс цветов и прощаются со зрителями.

Свои знания природы учащиеся могут проверить, ответив на вопросы викторины.

1. Какие растения первыми расцветают весной? (Гусиный лук, мать-и-мачеха, хохлатка, сон-трава, береза, ива, ольха, осина.)

2. Название каких видов растений с плавающими листьями вы знаете? (Кувшинка белая, кубышка желтая, водокрас.)

3. Из каких растений можно получить желтую, зеленую, фиолетовую краски? (Желтую - из листьев березы, коры крушины, почек тополя. Зеленую - из коры бузины, листьев крапивы, коры черемухи. Фиолетовую - из плодов ежевики.)

4. Какова продолжительность жизни некоторых древесных пород? (Дуб 400-500 лет, липа 300-400 лет, ель 250-300 лет.)

5. Какое луговое растение может служить компасом? (Растение пижма, имеющее листья, расположенные с севера на юг.)

6. Что вы знаете о цветочных часах? Как ими пользоваться? (Есть растения, которые открывают и закрывают свои венчики цветов в определенные часы суток. Цикорий открывает в 4-5 часов утра, закрывает в 19-20 часов вечера; одуванчик соответственно в 5-6 утра, в 14-15 часов дня; белая лилия - в 7-8 утра, в 18-19 вечера; мать-и-мачеха в 9-10утра, в 17-18 вечера.)

7. Есть ли цветы, предсказывающие погоду? (Цветы желтой акации накануне грозы сильно пахнут. Костяника предсказывает погоду за 15-20 часов. Перед дождем ее листья закрываются вверх, перед солнечной погодой загибаются вниз. Канна предсказывает дождь за 6—7 часов.)

8. Какие вы знаете пословицы и поговорки о лесе? (Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой. Срубить дерево - 5 минут, вырастить его - 100 лет. Лес да цветы - зеленое царство, воздух в лесу - лучшее лекарство.)

9. Что можно сделать из кубометра древесины? (Можно получить 200 кг бумаги, 24 стула, 10 столов.)

10. Кто на свете всех богаче? (Земля.)

11. О чем можно сказать: спит на траве, а утром исчезает? (Роса.)

12. Где более богатые почвы: в лиственном или хвойном лесу? (В лиственном.)

13. Почему нельзя вырубать лес по берегам рек? (Лес задерживает воду, питает реки.)

14. Какое дерево в лесу дает витамин С? (Сосна (хвоя).)

15. Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (Сосна, лиственница.)

16. Что называют лесным мясом? (Грибы.)

17. Назовите ядовитое растение с темно-синей ягодой. (Вороний глаз.)

18. Какие насекомые приносят пользу, уничтожая насекомых - вредителей? (Муравьи, богомолы, божьи коровки, жужелицы.)

(Слайд 47)

Используемая литература.


  1. Артамонов В.И, и др. Редкие и исчезающие растения. М. Агропромиздат. 1989.

  2. Береги природу (серия книг). М. Педагогика. 1986.

  3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М. Просвещение. 1985.

  4. Дмитриев Ю. И др. Книга природы. М. Дет. Литература. 1990.

  5. Елина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.

  6. Занимательное природоведение. М. "Омега". 1997.

  7. Лучич В.М. Детям о природе. М. Просвещение. 1989.

  8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. "Новая школа". 1995.

  9. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М. Просвещение. 1994.

  10. Рахманов А.И. Птицы - наши друзья. М. Росагропромиздат. 1989.

  11. Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. Саморуковой П.Т.

  12. Танасийчук В. Экология в картинках. М. Мир. 1989.

  13. Тоннер О. Способы защиты у животных. М. Мир. 1985.

  14. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. "Академия развития". 1996.

  15. Дмитриев Ю. Пожарицкая, Владимиров, Порудоминский «Книга природы», М., 1980, 398с.

  16. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. М.,1998, 207с.

  17. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника, М., 1999, 432с.

  18. Репетунова Е.В. Антошкина О.А. Путешествие в природу: заповедными тропами.

Томск, 2006, 80с. 9. Чубыкина Н.Л., Широков Ю.Р. Земля – наш дом, ИСАР-Сибирь, Новосибирск, 1999, 264с.

  1. Журналы «Биология в школе».

Анкета-заявка

участника областного конкурса методических материалов

по эколого-биологическому образованию

1.Название образовательного учреждения ( полностью) МБОУ Добродеевская ООШ

2.Адрес учреждения с указанием индекса, номера телефона 243622 Брянская область, Злынковский район, с. Добродеевка, ул Школьная,1

3.Вид методической продукции Сценарий познавательной игры-путешествия

4. Номер телефона автора раб. 99-3-35

дом.94-6-34

5. Название конкурсного материала «Не рвите цветы, не рвите, пусть будет нарядной Земля!»

6. Номинация Методическое обеспечение организационно-массовой работы

7.Фамилия, имя и отчество автора или авторов (полностью) Беликова Раиса Ефимовна

8.Занимаемая должность учитель биологии

Дата заполнения «29» марта 2014 года

Ф.И.О. руководителя образовательного

учреждения Мацишин И.И.

Подпись________________

Аннотация:

Методическая разработка предназначена для проведения внеурочного мероприятия для  обучающихся   на эколого-биологическую тему.  Встроен в целостную систему формирования общих компетентностей учащихся школы, интегрирует межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как гигиена, здоровый человек и его окружение и др., используются различные источники знаний . Предполагается использование информационно-коммуникационных технологий при проведении занятия в форме мультимедийной презентации

Разработка представляет собой обобщенный материал из различных биологических источников. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия.

        Данная методическая разработка рекомендована преподавателям, кураторам  для развития у обучающихся  когнитивной, креативной и коммуникативной компетенций

Задачи мероприятия:

-Познакомить учащихся с разновидностями культурных и диких растений;

-распространить среди обучающихся  информацию о важности сохранения окружающей среды;

-сориентировать на экологически грамотный образ жизни.

-воспитывать  потребность  в   экологически грамотном образе  жизни.

Образовательные цели.

- повышение общеобразовательного уровня обучающихся;

-значением вопроса охраны окружающей среды для существования человечества;

-способствовать  расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в школе;

-развитие творческого подхода к решению поставленных проблем;

-способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей обучающихся.

Воспитательные цели.

духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование экологической культуры;

пропаганда здорового образа жизни, формирование положительной «Я-концепции», создание условий для самовоспитания и саморазвития

Методические приемы:

аналитическая беседа,  выступление   участников по проблемным вопросам

Оснащение мероприятия:

Мультимедийный проектор, ноутбук, диск с презентацией

Пояснительная записка:

Данное мероприятие имеет эколого-биологическую направленность и может быть использовано для проведения в образовательных учреждениях, например, в рамках Недели биологии.

Рассчитано на детей 7-12 лет.

Цель: формирование экологической грамотности учащихся и культуры экологического поведения.

Задачи:

- Закрепить знания о значении природы.

- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.

Оборудование:

- костюмы цветов;

- карточки нарисованных животных;

- карточки с частями афоризма о природе;

- плакат «Природа – ценность, у которой нет цены!»

Предварительная подготовка:


  1. Оформление зала, станций.

  2. Творческие задания командам.

  3. Подготовка помощников для работы на станциях (старшеклассников, педагогов).

  4. Подготовка призового фонда.

Описание опыта работы

Ежегодно на базе МБОУ Добродеевская ООШ Злынковского района, брянской области, открывается оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.

Программа предназначена для учащихся школы от 6,5 до 15 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.

Данная программа имеет экологическое направление.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (15 дней).

Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

Основной состав лагеря – это обучающиеся школы в возрасте 6,5–15 лет.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Социальный состав школы сам определяет потребность создания в школе условий для организации занятости и отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных, неполных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей «группы риска», а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается программа лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами. В ходе игры ребята ищут сокровища родного края- это люди (учёные, хлеборобы, животноводы, спортсмены, участники Великой Отечественной войны, поэты), природа, исторические памятники.

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра.

Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности.

Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на коллектив и личность.

В-третьих – это метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.

В-четвертых, игра – это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.

В связи с этим, было решено построить план работы лагеря в виде игры «Путешествие по родному краю».

За годы работы в школе по краеведению было накоплено много материала. В течение учебного года нет возможности в полном объёме познакомить учащихся со всем накопленным материалам, и поэтому педагогическим коллективом было принято решение, в течение лагерной смены реализовать эти возможности:

-показать красоту родного края, природу Земли объяснить необходимость сохранения живой природы села,



- вызвать у детей чувство гордости за людей живших и живущих на этой земле, результат их труда.
http://uld3.mycdn.me/image?t=3&bid=771663895099&id=771663895099&plc=web&tkn=pptllaxtiwppgzz2wmbumiozdpc


http://uld3.mycdn.me/image?t=3&bid=771663894587&id=771663894587&plc=web&tkn=wdfduge2vq6l_0ndld0xsffwpjk


http://uld3.mycdn.me/image?t=3&bid=771664289083&id=771664289083&plc=web&tkn=zirmmnpvlqx-hi4kyz5fl06c2-c
http://uld3.mycdn.me/image?t=3&bid=771664288827&id=771664288827&plc=web&tkn=m3agn4fk6xp0akvgynxofnc7lvu



  • http://itd0.mycdn.me/image?t=21&bid=771663895099&id=771663895099&plc=web&tkn=fz1q_xot_usil6tz53otdcxv80w

http://itd0.mycdn.me/image?t=21&bid=771663895099&id=771663895099&plc=web&tkn=fz1q_xot_usil6tz53otdcxv80w
Каталог: uploads
uploads -> Черноземова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. 2-е изд., испр
uploads -> Учебное пособие характеризует экзистенциализм в русском информационном пространстве как специфический принципа создания произведения и комплекса идей. Через ответ на этот вопрос делается выход на социальное значение журналистики
uploads -> Ч. А. Тукембаев реинкарнация – ключ к истине
uploads -> Русский хит а – Студио – Fashion Girl
uploads -> Репертуар группы cosa nostra русский хит
uploads -> Современные хиты Зарубежные хиты
uploads -> Испанский язык с любовью Caridad Bravo Adams. Corazón salvaje
uploads -> 100 книг, которые нужно прочесть «Заводной апельсин» Энтони Берджесс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница