Чтение-это один из истоков мышления и умственного развития



Скачать 52.94 Kb.
Дата03.06.2016
Размер52.94 Kb.
Чтение с листа и воспитание

мыслительных качеств учащихся.

"Чтение-это один из истоков мышления

и умственного развития"

О пользе чтения с листа музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор.

В чём конкретно состоит эта польза? В силу каких причин она оказывается способной

Стимулировать общемузыкальное развитие ребенка?

Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой

Перед музыкантом регулярно практикующимся в чтении с листа пёстрой нескончаемой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Иными словами, суть постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений открытый приток богатой, разнохарактерной

Музыкальной информации. "Сколько читаем- столько знаем"- это давняя многократно проверенная истина полностью сохраняет своё значение и в музыкальном образовании.

Формирование музыкально-интеллектуальных качеств у учащегося осуществляется в музыкальной педагогике, как и в любой учебной деятельности в ходе овладения соответствующими знаниями

Процессы музыкального мышления находятся в тесном единстве с процессами музыкального познания.

Отсюда- чтение с листа раздвигает горизонты познанного учащимся в музыке, пополняя фонд её слуховых впечатлений , увеличивая багаж специальных сведений и способно сыграть активную роль в процессах становления и развитии музыкального сознания.

Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать и осваивать в исполнительском плане, штудировать и совершенствовать технически. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского"….не для заучивания, не для запоминания, а просто из потребности мыслить, открывать, узнавать, постигать и наконец, изумляться"

Занятия чтением с листа вызывают у играющего яркий, непосредственный , эмоциональный отклик. Эти занятия способствуют углублению, обогащению , качественному улучшению самих процессов музыкального мышления.

Таким образом чтение с листа- один из кратчайших и наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащихся.

Именно в процессе чтения нот с листа со всей полнотой выявляют себя дидактические принципы развивающего обучения:

1. увеличение объёма используемого в изучении музыкального материала

2.ускорение темпов его прохождения.

К сожалению, не смотря на важность этой работы, ей не всегда уделяется достаточно внимания. Одной из причин этого является стремление педагогов скрупулёзно "отделать" с учениками заданную программу, тщательно отработать немногое за счёт многого, с тем, чтобы обеспечить успешность немногих зачётных(экзаменационных) выступлений. С предельной тщательностью оттачивая музыкальные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил. Учащиеся- музыканты в результате сводят до минимума возможность свободного музицирования за инструментом, в частности чтение с листа. Они игнорируют это занятие и как правило, не умеют прочитывать a prima vista незнакомый нотный текст.

Среди педагогов-практиков бытует точка зрения, согласно которой вопрос о чтении музыки с листа решается просто; основное- найти время для упражнений, что же касается умения, то со временем оно придёт само собой. Иными словами , неважно каким образом, важно сколько.

" Лучший способ научиться быстро читать, как можно больше читать"

Гофман

Одно из главных условий обеспечивающих правильное протекание процесса чтение музыки с листа заключено в мыслительном ( зрительном) опережении читающим того, что непосредственно играется им в данный момент ( разведка глазами).

В общих чертах схема процесса такова: читающий окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста (смотрит вперёд); видя ноты он одновременно трансформирует их с помощью внутреннего слуха в адекватную звуковую картину пользуясь системой слухо- клавиатурных связей воплощает элементы этой картины в цепи соответствующих движений. Проще говоря: берет те или иные клавиши инструмента. Именно так расшифровывается известная формула: " вижу- слышу- играю"

Второе существенное требование: неотрывность взгляда играющего от нотного текста ( это положение не следует принимать буквально). Неотрывность от текста взгляда читающего музыку, тесно связано с умением играть не глядя на руки, или как говорят " в слепую". Неспособность музыканта на ощупь ориентироваться в клавиатурной топографии фортепиано ведет к тому, что отыскивая пальцами требуемые комбинации и сочетания звуков он встаёт перед необходимостью чуть ли не ежесекундно обращать свой взгляд на руки и на клавиши. Отрываясь глазами от нотных строчек, читающий легко теряет фрагмент текста, теряя зрительно- слуховой контроль над музыкальным материалом. Отсюда- задержки, запинки, игровой брак. Любые метания глаз при чтении с листа не желательны, чем их меньше, тем лучше. Следует отучать учащихся от непрерывных кивков головой сверху вниз и обратно.

Наконец третье условие: ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур, схватывая с единого взгляда общую конфигурацию мелодических рисунков, узнавая в тексте различные аккордовые стереотипы ( трезвучия, доминантсептаккорды и их обращения)

В итоге будет получен реальный выигрыш в скорости. Так, уточнив нижний звук какой- либо аккордовой вертикали, ребёнок без труда разгадает остальные по относительному расстоянию между ними, т.е. воспримет аккордовую вертикаль, как единую, цельную звуковую картину и главное качество проигрывание музыки, поскольку отпадает необходимость в кропотливой и трудоёмкой процедуре "опознания" каждой отдельной ноты.

Практика работы в классе выявляет такую закономерность: если учащийся возьмёт за правило отмечать для себя в новом нотном материале уже известные ему типовые формулы фортепианной фактуры, как-то гаммы, арпеджио, альбертиевы басы и.т.д. Это значительно упростит его задачу. Умение распознавать в незнакомом знакомое ведет к тому, что разгружается внимание играющего (фактор первостепенной важности); пианист в этом случае читает как бы " сквозь ноты"

Таковы некоторые основные положения, способные рационализировать чтение музыки с листа и заложить фундамент теории и практики этого процесса.

В заключении несколько рекомендаций и советов , выведенных из практики опытных мастеров, а так же собственных специальных наблюдений:

  1. Читая за фортепиано новое произведение у учащегося нет необходимости с пунктуальной тщательностью воспроизводить на клавиатуре каждый звук нотного текста. Минимум нот- максимум музыки, но мелодические рисунки, равно как и басы требуют бережного отношения.

  2. Усилия играющего при чтении с листа должны быть направлены на опознание более или менее законченных структурно- завершённых музыкальных мыслей

  3. Прежде чем читать музыку за инструментом, следует познакомиться с ней посредством мысленного прочтения ( проиграть её в уме) .

Прочитывание нотного текста в уме ( про себя) способствует выработке музыкально- слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надёжной опорой при игре. Опыт показывает, что в след за предварительным, мысленным обзором произведение читается значительно легче и точнее, заметно уменьшается число ошибок и игровых погрешностей, исполнение делается более свободным, уверенным, художественно- убедительным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей центра детского творчества муниципального образования Темрюкский район.d:\фотографии\s5000061.jpg

Чтение с листа и воспитание

мыслительных качеств учащихся.

Авторская разработка педагога

Дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ Евтушенко Т.Б.



Ст. Курчанская. Темрюкский район. 2010 год.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница