Части речи (обобщение)



Скачать 46.07 Kb.
Дата07.07.2016
Размер46.07 Kb.

МБОУ «Казеевская основная общеобразовательная школа»

Урок-путешествие по частям речи

в 4 классе провела: Ломакина Е.Н.


Тема: Части речи (обобщение).

Цели:

  • обобщить и проверить знания учащихся о частях речи;

  • повторить изученные орфограммы;

  • формировать навык грамотного и красивого письма;

  • развивать ум, сообразительность, логическое мышление;

  • обогащать словарный запас;

  • воспитывать чувство взаимовыручки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости.


Будем вести себя активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!



2. Сообщение темы и целей урока.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

-Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по частям речи, будем развивать умения распознавать их и правильно употреблять, проверим, как вы знаете и дружите с правилами русской грамматики. Итак, запомним день нашего путешествия, запишем число, классная работа.

3. Основная часть.

1. Минутка чистописания.

На доске написаны слова: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, приставка.

-Ребята, посмотрите внимательно на плакат и скажите, что за слова написаны? Какое слово «лишнее»? Почему? В слове приставка найдите парную звонкую согласную, её мы сейчас и напишем.



2. Словарная работа.

- Отправляясь в путешествие по частям речи, мы запасёмся провизией (т.е. продуктами), овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать, их надо записать в тетрадь через запятую.



Загадки.

  1. Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы отрывали.

  2. Огородное растение с крупными семенами – горошинами.

  3. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит “голова”.

  4. Итальянцы назвали этот овощ золотыми яблоками.

  5. Этот овощ получил свое название “агурос” за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

  6. Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.

(Отгадки: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель).

3. Повторение знаний о частях речи.


- Ребята, вы знаете, что каждый человек заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы готовы к нему.

-Какие части речи вы знаете?



1. Игра «Кто больше расскажет о частях речи»

(Повторить правила о частях речи).

2. Образуйте однокоренные слова разных частей речи.

1 вариант – бел-

2 вариант – син-

Проверка

1 вариант – бел- (белый, белеет, белизна).

2 вариант – син- (синий, синеет, синева).

- Если мы с правилами в дружбе, то по группам мы справимся и со следующим заданием.



3. Определение к какой части речи относятся выделенные слова. (Парная работа)

1. Медведь в лесу, не зная правил,


Однажды мотоциклом правил.

2. В углу раздался детский плач,

И кто-то вдруг сказал: «Не плач».

3. Стою на нашем берегу,


Покой границы берегу.

- Какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет несколько значений.



4. Определение склонений у слов из словаря. (Работу выполняет 1 ученик)

Морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.



5. Вставить имена прилагательные. Морфологический разбор частей речи у доски трёх учащихся. (по морю, серый краб, вылезает)

Рыщет по морю ... селедка.


Вылезает из-под камня ... краб.
Забралась в свой дом ... улитка.

6. Комментированное письмо. Разбор по членам предложения. Запись в тетради.

Раннее чудесное утро. Солнце заливает ярким светом широкий луг. Пестреют цветы. Трава сохраняет еще ночную свежесть. Стоит удивительная тишина, но вот пробежал легкий ветерок. Верхушки кустов заволновались. Задрожали капельки росы. С реки донеслись голоса.



7. Физминутка.

8. Раскрыть скобки. (Устно)

Света (с)няла маленького котенка (с) дерева. Муравей (под)полз (под)соломинку и (под)нял ее. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьев. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.



9. Подобрать союзы.

Слышал звон, _ не знает где он.

Терпение _ труд все перетрут.

Надо, надо умываться по утрам _ вечерам.

Мальчик был очень слабый, _ смелый _ настойчивый.

Летучая мышь днем спит, _ ночью сторожит.



10. Игра «Правильно запишите окончания глаголов?» Запись в тетради.

Та.т, посмотр.шь, туж.т, ве.т, вид.т, пахн.т, набега.т, светлее.шь, баюка.т, чита.м, ход.шь, гуля.м, желтее.т.


11. Замена повторяющихся слов местоимениями.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

12. Дифференцированная работа. Самостоятельно.

1 уровень. Спишите, вставляя пропущенные окончания.

2 уровень. Определить падеж имён прилагательных.

2 уровень. Определите склонение имён существительных

От красн… цветка, над широк… полем, за красив… домом., над лесн… тропой, о сер… мыши.

13. Тесты по частям речи.

14. Домашняя работа

-Я очень люблю стихи, сама иногда пишу их. Я предлагаю вам задание: продолжите стихотворения.

1. Жил у лужи крокодил,
Он кого-то сторожил…
2. Лень любила всей душой
Нежиться в кровати…
3. Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает…
4. На траве у леса густого
Паслась луговая корова…

15. Итог.

- Над какими частями речи мы сегодня работали?

- Наше путешествие по частям речи завершено.


(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, приставка)





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница