Церковь и право



страница1/7
Дата01.08.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
1. Церковь и право. Церковь – Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения. Свт. Филарет6 «общество людей, объединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» (Катихизис). Дом Божий – «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), Тело Христов, «которое есть Церковь» (Кол.1:24), но и человеческое сообщество: «скажи церкви, а если и церкви не послушает…» (Мф.18:17). Но как земное сообщество подчиняется законам отношений с государством и др. общ. образованиями = входит в область права. Создатель и Глава Церкви дал ей Свой закон: правило веры и правило жизни по вере, догматы и нравственный закон, но и закон отношений между отдельными частями. Нормы и правила, регулирующие внутреннюю и внешнюю Церкви жизнь, оберегающие ее богозданный строй и составляет Церковное право. Право – «творчество в области доброго и равного» (Алфавитная Синтагма), эмблема право – весы, Гуго Гроций (1626г.) – «есть то, что справедливо», вслед за Аристотелем – естественное право это то, что справедливо по здравому смыслу, волеустановленное право есть Божественное и человеческое (государственное и пр.). Князь Трубецкой Е.Н. – «внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой». Ф. Сафиньи (1815-1847), немец. теоретик – «право сохраняется в народе силой предания». Его ученик Г.Пухта – «право рахвивается из народного духа», Адам и Ева, семейный союз, племя, народ, народы = основывается на единстве духовного родства. Государство – общая воля о том, что составляет существо данного государства (народ + территория + политический строй = государство = естественное согласие, единомыслие). Разграничение морали и права = притча о работниках в винограднике ( всем по одному динарию). Соловьев В.С. – «право есть низший предел, минимум нравственности, для всех обязательный,… чтобы мир лежащий во зле… до времени не превратился в ад». Утопия – создать правовую систему, основанную на Евангелии, что потребовало бы полной победы над грехом и всеобщего воцерковления. С другой стороны, Евангельское учение благотворно влияет на юридическую систему государства и на дух нации, а стало быть, и на правосознание общества, где долг стоит во главе угла, где государство борется с грехом, учитывая поврежденность грехом природы человека.

2. Церковное право как явление церковной жизнии и как научная дисциплина. Церковь – союз особого рода, природа и цель которого не замыкается на земле, в сферу гражданского права не входят внутренние мотивы поведения человека, но Господь требовал судить нам себя не по поступкам, а по греховным помыслам и чувствам. Но Господь кроток, то где место принуждению и санкциям? = рождались антиномисткие идей о несовместимости Церкви и права. Аксаков и Хомякоа видели причину отпадения Запада от Православия в каноническом праве Римско-катол. Церкви, где правовые конструкции интенсивно вторгались в нравственное богословие. Но «filioque» строится на догматических нарушениях, а примат епископа Рима строится на желании главенствовать над КП-лем. Если говорить о несовместимости правовых начал (римский закон – ярмо, тьма, возможность гонений по закону) и Церкви (Христов закон – свет), то это приводит к манихейскому дуализму. Церковь по иному оценила значение права – возблагодарила Бога за дарование ей благочестивого Царя – обращение в христианство кесаря стало основой христианского самосознания. Антиномисты говорят, что церковное право – нонсенс, т.к. благодать НЗ исключает и ветхий закон и вообще всякий, но «… не нарушить (закон) пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Нравственный христианский закон (любви) является более важным началом Церкви, чем право на основе справедливости, но взаимоотношения членов тела церкви регулируется общеобязательными нормами, нарушение которых ведет к санкциям, но не государственного характера. Церковное право имеет принуждения, но без физического насилия, а ради духовной пользы нарушителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Церковные санкции не противоречат христианской свободе, т.к. опирается на добровольное согласие членов Церкви подчиняться им, нет принуждения вступления в Церковь, но, став членом, подчиняешься власти, вверенной ей Основателем. Нет сомнений в правовом авторитете предания, которое включает в себя правила Апостольских, Вселенских и Поместных соборов и святых отцев. Церковное законодательство не может быть частью государственного, которое территориально ограничено. Государственное право – продукт истории, а церковное - из Божественого Откровения. Государство может рассматривать Церковь как публичную корпорацию, но внутренние законы церкви совершенно суверенны. Церковь есть Царство не от мира сего, иная природа, чем государство, поэтому не имеет оснований для заключения с госудврством международных договоров и конкордатов (против католиков, т.е. это не чисто публичное право), да – религия дело совести, а не государственной повинности, т.е. частное дело, т.е. по отношению к государству Церковь не публичная корпорация, но для членов Церкви она не частное общество, а организм, обладающий предельной универсальностью. Внутренне церковное право нельзя отнести ни к частному, ни к публичному = церковное право есть особая самостоятельная отрасль (как государственное или международное) наравне с частным (личным) и публичным (общественным). Естественное церковное право – основанно на Божественной воле, положительное (церковное право в узком смысле слова) – основано на актах самой Церкви. Различают внутреннее (жизнь Церкви) и внешнее (отношения с другими общественными организациями и политобразованиями); писанное (изложено церковной законодательной властью) и обычное, неписанное (предания, обычаи); общее (для всей Вселенской Церкви) и частное (для Поместных Церквей). Церковное право как наука = систематическое изложение права, которым регламентируется жизнь Церкви, есть другое название – каноническое право. Канон – образец, правило: перечень книг Священного Писания, список клириков, особый литургический жанр. Предмет науки церковного права являются каноны в смысле дисциплинарных постановлений Церкви: правила апостольские, соборные, святоотеческие. Каноны (правила) отличаются как от оросов – догматических определений Соборов, так и от законов издаваемых гражданской властью. Каноническое право (на западе) – наука, изучающая правовые нормы не только церковных, но и светских правовых отношений, которые входили в средние века в юрисдикцию Церкви, а церковное право – правовые акты, регулирующие церковную жизнь, которые не зависят от времени (древние или новые), ни от происхождения (церковные или светские). Латинский «Корпус канонического права» изобилует нормами гражданских отношений. Византия в эпоху македонской династии составила сборники: «Прохинон», «Эпанагога», «Василики», но светское и каноническое право не разделяли, в XIV веке «Синтагма» Матфея Властаря. Греция XVIII – XIX веков канонический сборник «Пидалион» («Кормчая») Никодима Святогорца с комментариями Аристина, Зонары, Вальсамона. В России с 1798 г. Святейший Синод ввел преподавание «Кормчей» во всех академиях.

3. Задача, метод и система церковного права. Задача науки церковного права – построить систему его (происхождение, развитие, неизменная часть, что может по юридической логике и законам истории измениться). а) восстановление исторического процесса формирования церковногоправа в соответствии с историей развития церковных институтов; б) изложение нормы права в соответствии с правилами апостолов, соборов и отцов; в) изложение права отдельных Поместных Церквей; г) соотношение древних канонов и требований современной жизни. Метод – историко-догматический (источник каждого церковно-юридического института, его историческое развитие, местные, национальные, политические влияния, связь с догматическими основаниями, с самим существом Церкви). Система – 1) источники церковного права; 2) церковное устройство (клир, миряне, монашество); 3) инстанции церковной власти и управления (во Вселенской и в Поместной Церкви, в епархии и на приходе); 4) виды церковной власти; 5) брачное право; 6) имущественное право Церкви; 7) взаимоотношения Православной Церкви с инославными церквами и нехристианскими религиозными общинами и государствами.

4. Научные дисциплины (богословские, юр. и истор.), смежные с церковным правом. Церковное право входит в систему как богословских, так и юридических наук. Каноническое право органически связано с системой богословских наук: с экзегетикой Священного Писания, с экклезиологией, с нравственным и пастырским богословием, с нравственным и пастырским богословием, с литургикой, с патрологией, с церковной историей. Церковное право как юридическая наука входит в систему юридических наук: римское право, славянское право, германское право и др. народов Поместных Церквей, с общей теорией права, со вспомогательными дисциплинами (археология, дипломатия, текстология, палеография).

5. Краткая история науки церковного права. Изучение церковного права в древности и Византии = изучалось в высших школах Афин, Александрии, Антиохии, Бейрута, Рима и позже в КП. После Миланского эдикта юридическое образование получили Тертуллиан, Св. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский. Изданы законодательные сборники правоведами константинопольской школы в эпоху Македонской династии: «Прохонон», «Эпанагога», «Василики». Светское и каноническое право в Византии этой эпохи не разделялись: канонисты = знатоки и гражданского права. Известные греческие канонисты: Алексей Аристин, Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон имели титулы номофилаксов (хранителей законов). Изучение канонов носило практический, а не теоретический характер. Шла систематизация, делались пояснения – схолии, экзегические толкования (Зонара, Вальсамон). В XIV веке составлена знаменитая «Синтанма» иеромонаха Матфея Властаря и «Шестокнижие» номофилакса Арменопула. Церковное право в Греции. XVIII – XIX веке = «Пидалион» («Кормчая») составил святой Никодим Святогорей и иеромонах Агапий, где даны комментарии на толкования Аристина, Зонары, Вальсамона. 1852 год вышла «Синтагма Божественных и святых канонов». Изучение церковного права в России. В 1798 году Святейший Синод повелел преподавать «Кормчую» во всех духовных академиях. С 1808 преподавание в академиях курса канонического права. С 1835 года каноническое право на юридических факультетах университетов. В 1839 году издана книга правил». В 1851 году вышел «Опыт курса церковного законоведения» епископа Иоанна (Соколова). Выходили курсы церковного права Суворова, Павлова, Альбова, Остроумова. Труды Бенешевича по источниковедению церковного права. В XX веке М.В Зазыкин, самый крупный канонист был Троицкий С.В., большой вклад статьи патриарха Сергия по вопросам высшего церковного управления. В 1997 году свящ. Алексей Николин «Церковь и государство». На Балканах = епископ Далматинский Никодим (Милаш) самое крупное имя и его труд «Православное церковное право». Церковное право на Западе. Колыбель канонической науки – Болонский университет в XI веке – комментарии римского права «Корпуса» св. Юстиниана. В XII веке «Декрет» монаха Грациана – официальный свод католического церковного права. В XV критика римского церковного права – сборник подлогов в «Лже-Исидоровых декреталах», которые вошли в «Корпус канонического права», который Лютер публично сжег. В 1672 году англиканский пастор Беверидж издал «Синодикон» - свод греческих источников канонического права. В 1860 году в Риме вышла «История и памятники церковного права греков» кардинала Питра = его цель доказать, что на Востоке до разделения Церквей папу признавали главой Вселенской Церкви, в этой книге очень сильная текстология. Много трудов западных ученых нового времени по исследованию источников канонического права Православной Церкви.

6. Понятия: материальные и формальные источники церковного права. Материальные источники: лица и институты, создающие правовые нормы (первоисточник - Божественное право, т.е. воля Основателя Церкви, полнота истины о Боге и человеке, Откровение Божие, сама Церковь). Формальные источники – документы (памятники), в которых изложены правовые нормы.

7. Божественная воля как источник церковного права. Первоисточник церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Божественное Откровение = вся полнота истины о Боге и человеке, а догматы веры и нравственные заповеди, учение об устройстве Церкви, о церковном мире и благочестии носят правовой характер. Об иерархии (о епископах и диаконах - Тим.3:1-13), об отношении к государственной власти (Рим.13:1-7). Священное Предание (устно и письменно: апостолы, отцы, соборы) также является составляющей Божественного права. Критерием, который определяет, что из Св. Предания принадлежит к источнику, является всей полнотой сознания Вселенской Церкви (А.С. Павлов). Например: «епископ…, одной жены муж» (Тим.3:2), но церковное право ввело безбрачие епископов, ибо это лишь запрещение второбрачия в усиленной форме. Божественное право называют иногда естественным церковным правом, как противоположность (акты) положительному праву Церкви. Божественное право – первооснова, но не весь кодекс законодательства.

8. Церковные инстанции как источник церковного права. Вторым материальным источником церковного права является сама Церковь, где действует первоисточник – Божественная воля. Вывод = правомочны лишь те правила и нормы, которые не пртиворечат Божественной воле. Церковь – Богочеловеческий организм, двуприродное начало есть и в церковном правотворчестве. Правила Вселенских Соборов изречены отцами при содействии Святого Духа. Положительное церковное право нельзя отождествлять с Божественным правом, которое непогрешимо. Поэтому нельзя отождествлять Божественное право с определенными типами формальных источников, например, исключительно со Свящ. Писанием. С другой стороны, критерием Божественного права является не неизменяемость, а непогрешимость правовых норм. Пример: о запрете второбрачия епископов, апостол Павел говорил о муже одной жены, а Церковь ужесточила требование правилом безбрачия. Другие источники церковного права: каноны, которые приняты на Соборах, как органах высшей церковной власти, и по учению Церкви являющиеся непогрешимыми; частное церковное законодательство – это законодательные акты принятые властью Поместных Церквей, и не имеющие общецерковного авторитета (лишь в границах автокефалий); статуарное право – низшим из законодательных уровней в Церкви является епископ, но свои особые правила имеют корпорации монастырей, братств, обществ по полномочию церковных инстанций имеющих законодательную власть; обычай – неписанный закон, если он соблюдается каким-либо церковным институтом; мнения авторитетных канонистов – вспомогательный источник церковного права (их труды). Иерархия правовых норм: писанный закон, обычай и его прецендент, аналогия с существующим законом, мнение авторитетных канонистов. Высший критерий над всей иерархией: нормы, непосредственно исходящие из Первоисточника права – Божественной воли.

9. Государственная власть как источник церковного права. В области внешнего права Церкви, то есть ее правового положения в государстве, воля государства является един­ственным законодательным источником. Католическая Церковь в принципе отвергает возможность участия государства в регулировании внутрицерковных дел. У протестантов государственная власть является полномочным органом внутрицерковного законодательства. Объясняется абсурд тем, что протестантское богословие невидимую «церковь святых» отделяет от ее видимой, земной оболочки, устройству которой не придает­ся важного значения в деле спасения верных. Для православного правосознания: во-первых, признание за государством законодательной правоспособности по внутрицерковным делам обусловлено православием носителя такой власти; во-вторых, несмотря на императора Ви­зантии, как «внешнего епископа Церкви», глава государ­ства в принципе никогда не признавался более чем миряни­ном. Византийские церковно-законодательные акты, подписанные иерархами и императо­рами, имеют церковный авторитет в силу подписей епископов во главе с Первосвятителем, православности народа, православности законодателя = принцип византийской симфо­нии церковной и светской власти. Симфония иногда нарушалась. Императоры издавали законы, проти­воречившие основам церковного строя, но подобные законы действовали лишь до тех пор, пока общецерковный разум (в лице епископата) не осознавал их несоответ­ствие канонам. Феодор Вальсамон наделял императора не принадлежащей ему по праву властью в Церкви, но даже в 131-й новелле императора Юс­тиниана недвусмысленно сказано, что теряет силу всякий го­сударственный закон, противоречащий канонам. В синодальной системе церковного управле­ния ее созда­тель архиепископ Феофан Прокопович вдохновлялся протестантскими теориями государственного права, монарху он усваивал право устанавливать всякие обряды гражданские и церковные, перемену обычаев, употреб­ление платья, чины, церемонии в пированиях, свадьбах, погребениях, христианские государи есть епископы епископов. Духовный регламент» нарушил равновесие церковной и светской властей. Свт. Филарет писал: «Духовную Коллегию, которую у протестантов перенял Петр, Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод», а не в «коллегию» Прокоповича.


10. Ветхий Завет как источник церковного права. Первоисточником церковно­го права является Божественная воля. В Апостольском правиле, в канонах святителя Григория Богослова и др. приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Заве­та. Эти перечни не вполне совпадают. В 33-м правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иере-мия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга. Посланий Павла четыренадесять, Петра Апостола два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола едина. Иуды Апостола едина. Апокалипсис Иоанна книга едина». В Православии Церкви подлинным текстом Ветхого Завета считается Мазоретский и перевод на греческий язык — Септуагинта, а Нового Завета - греческий подлин­ник и русский Синодальный перевод. Авторитет ВЗ и НЗ в Церкви неодинаков. «Закон был для нас детоводителем ко Христу...» (Гал. 3, 24). Но Господь говорил о ВЗ: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или про­роков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Блж. Августин: «НЗ скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом». Идея Царства Божия в ВЗ дана в обетовании, а в НЗ она явлена в личности и учении Христа, Церкви, во святых. ВЗ правовые предписания, касающиеся не только храма и богослужения, но и общественной жизни народа, семейных и имущественных отношений, занимают исключительно важное место и носят характер юридических кодексов: «Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» (Втор.). Пятикнижие Моисея полу­чило название «Тора» — закон. Но большая часть ветхозаветных предписаний утратила силу для христиан. В Церкви Христовой, безусловно, отме­нен ветхозаветный левират. На Апостольском Соборе, опи­санном в «Деяниях», в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева Закона для новообращен­ных из язычников: «угодно Святому Духу и нам…воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины, блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите...» (Деян. 15, 28-29). НЗ сохранил нравственные предписания Моисеева Закона, очищенные от элементов уместных до при­шествия Христа. Обязательную силу для христиан сохранило Десятословие Моисея. Суть заповедей Господь изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением тво­им: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подоб­ная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Проф. Суворов: ВЗ служил образцом для христианского порядка (институт свящ-ва для христ. цер­к. иерархии, запрещение взимать проценты, налагать двойное наказание за одно и то же преступление, требование показа­ний двух или трех свидетелей, запрещение кровосмесительных браков). В канонах ссылки на ВЗ: в 21-м правиле св. Василия цит. пр. Иеремия (3, 1) и Притч. (18, 23): «Аще муж… не довольствуяся браком, впадет в блуд… надолго оставляем его под епитимиею». Еп. Никодим (Милаша) = предписания ВЗ сохраняют свою силу в Христовой Церкви, руководствуясь за­ключением Апостольского Собора.
11. Новый Завет как источник церковного права. В НЗ заповеди Христовы = пря­мое выражение Божественной воли, общеобязательны для устроения Церкви, между ее членами, для Таинств. Господь установил Таинство Крещения: «Итак, иди­те, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19), Таинство Евхаристии: «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое...» (Лк. 22, 19), Таинство покаяния: «Что вы свяжете на зем­ле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18), Господь предоставил право получать содержание от пасомых: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои...» (Лк. 10, 7). В НЗ содержится учение И. Х. о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6, 9). Господь вручил Церкви и право суда над согрешившими братьями: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же… и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17), заповедь об отношении к государственной власти: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). В «Деяниях» говорится о повсеместном поставлении свя­щенников: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой церк­ви, они помолились с постом и предали их Господу...» (Деян. 14, 23). О том же Ап. Павел: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недо­конченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1, 5), о качествах кандидата во священство: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен… ибо, кто не умеет управ­лять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 2-7). Повино­ваться пастырям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будь­те покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр. 13, 17), со­держать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?.. и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 13-14). Установление Таинства Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, помазав его елеем во имя Господне… грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Еван­гельское учение об отношении христиан к государственной власти: «Всякая душя да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существущие власти от Бога установлены» (Рим. 13:1-7). Советы апостольские Церковь принимает как заповеди, ибо «…я имею Духа Божия» (1Кор.7:40) = предписания Божественого права для Церкви. Священное Писание и каноны. Извлекая из заповедей Спасителя и Апостолов правовые нормы, Церковь руководствуется опр. правилами, ибо благодатное прочтение Слова Божия дают творения святых отцов. Учение отцов = учение Церкви, которая = «столп и утверждение Истины». Иерусалимский Собор 1672 года вынес «Определение»: «Веруем, что это Божественное и Священное Писание сооб­щено Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолкова­ла и передала Кафолическая Церковь». Многие места Св. Писания приведены буквально (о епископах, против симонии – Деян. 8:20, против двоеженства).

12. Источники церковного права доникейской эпохи. Первые христианские общ. управ. епископами по нормам Свящ. Писания и Апост. Предания. Отдельные общины имели свои нормы и для спорных вопросов созывались Соборы нескольких Церквей. Соборные определения в виде окружных посланий посылались тем, кто не участвовал. Определения Соборов касались догматов, дисциплинарных и церк.- правовых вопросов. Древнейшие памятники церковного права: Учение 12 Апостолов («Дидахи», 1 и 2 век, нет пресвитеров, а есть еп. и диак., странствующие апостолы, пророки и учителя, несколько правил); в 3 веке в Египте сборник «Церковные каноны св. Апостолов» (в основе «Дидахи», есть пресвитеры, нет странствующих) и сборник «Наставление апостольское» («Дидаскалия») = соборное послание апостолов (есть три степени иерархии, вдовицы, диакониссы, чтецы, иподиаконы. «Апостольские Постановления». Сборник издан в конце III или в начале IV века (приписывают св. Клименту Римскому). Можно разделить на три части по характеру письма. Первые шесть книг совпадают с «Дидаскалией» в переработке, 7-я книга близка к «Дидахи», в ней упомянуты епископы, пресвитеры и диаконы, нет странствующих апостолов. 8-я книга имеет особое название «Постановления святых Апостолов о рукоположениях» и содержит правила о рукоположении клириков, их правах и обязанностях. Сборник отвергнут Западной Церковью за апокрифичность, а на Востоке прошел строгую цензуру, т.к. имеет фикцию апостольского происхождения, а Трулльский собор (691г.) отверг его, как поврежденный еретиками. Правила заимствованные в «Кормчую книгу» из «Апостольских Постановлений» не приняты в нашу «Книгу правил», но сам сборник сохранил ценность исторического памятника и проникнут апостольским духом. Святой Епифаний Кипрский пишет, что в «Постановлениях» нет ничего нарушающего веру и каноны, а проф. Н. Н. Глубоковский считал, что Трулльский Собор имел дело с другой редакцией. Во всяком случае, сборник «Апостольских Постановлений» пользовался большим уважением и одно время был даже включен в число книг Нового завета, а признан неканоническим на римском соборе 496г. /2, стр.211/ скорее всего из-за многочисленных компиляций, поправок и вставок в поздних редакциях /3, т.3, стр. 112/. «Правила св. Апостолов» (первое упоминание в постановлении Константинопольского Собора 394г.). Имеет форму соборных постановлений. Нет плана, есть повторения. Составлен после «Апостольских Постановлений», поскольку последние упоминаются в 85-м Апостольском правиле, наравне с ними зачислены послания св. Климента Римского, а Апокалипсис поставлен вне канонических книг /3, т.3, стр.112/. Есть несколько почти буквальных совпадений, а ряд списков содержит в себе сами «Апостольские Постановления», поэтому проф. Н.С. Суворов считает, что составитель сборников одно и то же лицо. Большинство ученых считают, что эти «Правила» не были написаны или продиктованы апостолами, но, как отмечает еп. Никодим (Милаш), они получили свое начало от апостольского Предания изустно через приемников еще до I Никейского Собора, т.к. есть полное согласие с учением Нового Завета и близкое совпадение с текстом Свящ. Писания /1, стр. 57-65/. Апостолькие правила можно назвать «сводом преданий и обычаев древней Церкви доникейского периода» /2, стр. 211/. Правила св. отцов доникейской эпохи. В канонич. Кодекс Православной Церкви вошли правила трех отцов до Миланского эдикта: св. Дионисия (ответы на 4 церк.- дисциплинар. вопроса еп. Василию из Ливии), Петра, архиеп. Александрийского (Словол о покаянии = нормы как принимать в олбщение раскаявшихся отступников и Григория Чудотворца апископа Неокесарийского (составил каноническое послание в 258г.). Все три из Александрийской богословской школы. Канонический кодекс Православной Церкви: 85 правил святых Апостолов, 4 правила св. Дионисия, 12 правил св. Григория Чуд., 14 правил св. Петра.
13. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских Соборов. Миланский эдикт = эпоха симфонических отношений между Церковью и государством. Эпоха Всел. Соборов = благодать Святого Духа + догматы непогрешимых оросов и кононы = и поныне. Поместные Соборы (10) = дисциплинарные постановления (каноны). И еще общецерковные правила святых отцев этой эпохи. Как правило, все Соборы подтверждали правила предыдущий Соборов. I Вселен. Собор 325г. 318 св. отцов против Ария прсвит. Александрийского, который хулил Господа И. Х., как не единосущ. Отцу, как тварное создание, как не предвечного. Приняли догмат, что Сын единосущен Отцу, что есть истинный Бог и Творец всего сотворенного. Там были великие святители: Николай, Макарий, Спиридон, Пафнутий, Афанасий. Собор издал 20 дисциплинарных канонов, принятых всей Церковью. II Всел. Собор 381г. 150 правосл. епископов. Председат. по очереди: Мелетий Антиох., Григорий Богослов, Нектарий КП-й. Собор окончательно отверг арианство, полуарианство, и македонианство. Символ веры Никеоцареградский + Послание из 7 правил = переделали в 8 канонов в «Кормчей книге». 3-й канон не давал преимущество римскому епископу – Римская Церковь отвергла его. Правила III Вселенского Собора в Ефесе в 431г., с участием 200 отцов, под председательством Кирилла Александрийского, осудивших христологическую ересь Нестория. В «Книгу правил включены 8 канонов и Послание этого Собора «о бывшем митрополите Евстафии»: 6 канонов условий прощения клириков, приверженных ереси Нестория, 7-й канон имеет вид правила о хранении неповрежденным никейского символа веры (впоследствии это использовал св. Марк Эфесский против включения «filioque»), 8-е правило утверждало автокефалию Кипрской Церкви (против притязаний Антиохийской кафедры юрисдикции над Кипром). Западная Церковь отвергла правила Ефесского Собора. IV Всел. Собор 451г., учавст. 630 епископов в Халкидоне против Диоскора (архиеп. Александрийский, племянник и приемник Кирилла, на «разбойничьем» соборе избил до смерти Флавиана патриарха КП) и Евтихия (архим. Из КП-ля – чел-во растворяется в Божестве Христа так, что страдает и Божество). Собор = И.Х. «есть истинный Бог и истинный Человек в двух естествах нераздельно и неслиянно». Основа Халкидон-догмата составил томос папы Льва Великого св. Флавиана КП-кого. Собор издал 27 канонов, которые вошли в «Синагогу» Иоанна Схоластика и в латинские сборники + 28-е правило (постановление) о преимуществе Кп-ой кафедры. Правила Трулльского Собора = V-VI Собор 691-692гг. специально посвященного церковно-дисциплинарным вопросам = 102 канона. Среди них: 13-е правило осуждает целибат диаконов и пресвитеров, 55-е – пост в субботу, 73-е – начертание креста на земле, как попираемое ногами, т.е. направлены против римской практики. Правила VII Всел. Собор (II-го Никейского), созванного императрицей Ириной в 787г. под председательством КП-го Патриарха Тарасия. Собор составил догматическое определение об иконопочитании и постановил, чтобы иконам возздавали не богопоклонение («латрия», adoratio – служение, воздаваемое только одному Богу), а почитательное поклонение («проскинисос» - поклонение тому, что причастно Богу) + изложил 22 канона относительно отдельных подробностей церковной дисциплины: 2-е о необходимости чтения и толкования свящ. правил, Евангелия, Апостола и Псалтыри ради преодоления огрубления клира (особенно епископы) по причине иконоборческой ереси; несколько правил о дальнейшем углублении канонов поставления в клир (особо борьба с симонией, как и на предыдущих Срборах); 7-е о необходимости положения святых мощей при освящении храмов; 8-е о притворстве обращающихся в христианство евреев; несколько правил о церковных имуществах, о созидании монастырей. Два Поместных Собора, состоявшиеся до Вселенских: Анкирский и Кесарии Каппадокийской в 314г. Правила святых отцов (помимо отцов доникейской эпохи): святых Афанасия, Василия, Григория Бог., Григория Нисского, Амфелохия Иконийского, Кирилла, Геннадия КП, Тимофея и Феофила Александр. (все на Трулльском Соборе = 2-е правило), + каноническое послание Тарасия КП, завершающее основной канонический свод Православной Церкви, + «Каноникон» св. Иоанна Постника в переработке Матфея Властаря, как руководство для духовников, + каноны св. Никифора Исповедника Патриарха КП. Из них состоят греческие канонические сборники: «Пидалеон», «Афинская Синтагма», «Кормчая книга».
Каталог: images -> attach
attach -> Ученица 11 «Б» класса Бурмистрова Светлана Николаевна
attach -> Развитие крылатых ракет дальнего действия (1932 1945)
attach -> Законодатель евреев. Это слово означает «озаренный» или «просвещенный»
attach -> К. С. Станиславский Моя жизнь в искусстве К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
attach -> -
attach -> Заметки о впечатлениях участника войны 1914-1917 гг
attach -> 1 Януш Вишневский
attach -> Япония и россия: кому по праву принадлежат курилы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница