Центр эвакуации



Скачать 95.88 Kb.
Дата01.08.2016
Размер95.88 Kb.
Центр эвакуации

22 июня 1941 года, после сообщения советского правительства о начале войны, в парке имени Свердлова состоялся городской митинг, собрания прошли на всех предприятиях и в организациях нашего города. Выступавшие с гневом и возмущением говорили о вероломном нападении фашистской Германии, о необходимости в кратчайший срок дать отпор врагу.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена мобилизация военнообязанных 1905-1918 годов рождения. Первым днём мобилизации стало 23 июня 1941 года. В первые месяцы войны на фронт ушли более 10 тысяч ульяновцев. Поступили сотни заявлений о приёме в народное ополчение, которое начало формироваться по постановлению бюро Куйбышевского обкома ВКП (б) от 8 июля 1941 года. Около 2,5 тысячи ополченцев были направлены на охрану станций, железнодорожных мостов, складов, в милицию, взамен ушедших на фронт.

Будучи летом 1941 года глубоким тылом, Ульяновск был определён как пункт эвакуации, здесь были созданы местные, аналогичные центральным, органы - эвакуационный Комитет и Комиссии при горисполкоме.

Первым эвакуированным предприятием стала чулочно-трикотажная фабрика имени КИМ из Витебска. Её оборудование и рабочие, а это 352 человека, стали прибывать в город с 13 июля 1941 года. Предприятие разместилось в различных зданиях на улицах Шевченко, Гончарова, Советской, в том числе в помещении бывшей Ильинской церкви. Производство было пущено 25 сентября, начался выпуск армейского белья, брезентовых мешочков для штатных узлов, минометов и солдатских хлопчатобумажных обмоток, которые, намотанные на голень выше ботинка заменяли сапоги и преобладали в обмундировании нашей армии вплоть до 1943 года.

С июня 1941 года начала создаваться эвакобаза с системой складов в городе, в его окрестностях и ближайших районах. Для их нужд в кратчайший срок были проложены 89 км железнодорожных путей. На этих складах хранилось промышленное оборудование и сырье, комплекты одежды, медикаменты, брошенные вещи эвакуированных людей и т.д. Частично этими запасами пользовался и город, хотя полностью ими мог распоряжаться только СНК СССР.



Наш город стал местом эвакуации 15 предприятий. Для их размещения было предоставлено около 200 тыс. кв. м. производственных и культурно-бытовых площадей. Большинство предприятий эвакуировалось в Ульяновск и область согласно принятому ЦК ВКП (б) и СНК СССР 16 августа 1941 года "Военно-хозяйственному плану на IV квартал 1941 года и на 1942 год по районам Поволжья, Урала, Зап. Сибири, Казахстана и Средней Азии". Именно этот план и предусматривал перемещение промышленных предприятий из предфронтовой полосы и ввод их в действие на новых местах, строительство военно-промышленных объектов.
Список эвакуированных предприятий, прибыших в Ульяновск

Наименование предприятия

Откуда эвакуирован

Количество прибывшего оборудования

Количество прибывших рабочих

 Автозавод им. Сталина

Москва

7433

3182

 Завод № 25

Москва

192

300

 Завод №10

Киев

48

50

 Завод № 11

Ахтырка

110

210

 Электропускатель

Харьков

960

86

 Завод №60, размещен в заводе им. Володарского

Ворошиловград

275

293

 Трикотажная фабрика КИМ

Витебск

741

300

 Фабрика им. Горького

Киев

743

287

 Завод пищеконцентратов, размещен на плодовинозаводе

Москва

50

6

 Завод №6, размещен в заводе №8

Пушкино

144

9

 Ателье

Витебск

33

31

Они работали на вооружение

На базе эвакуированных Московского НИИ-12, Ленинградского приборостроительного завода №278 и Вяземского приборостроительного завода №149 был создан Ульяновский приборостроительный завод №280, который начал размещаться в недостроенных цехах на улице Марата (бывшая Ярмарочная площадь). Первая очередь завода была пущена в сентябре 1941 года. К маю 1942 года было построено около 10 тыс. кв. м. производственных площадей. В корпусах устанавливалось оборудование ранее названных предприятий, коллективы которых составили костяк нового предприятия. Это были жидкостные компаса, центробежные тахометры и др. нужные авиации приборы. Всего за годы войны фронт получил около 300 тыс. авиаприборов, изготовленных в Ульяновске.

По соседству с приборостроительным заводом, на площади Революции (рынок), согласно постановлению ГКО от 16 сентября 1941 года стал размещаться завод «Электропускатель» имени Сталина из города Харькова (ныне завод «Контактор»). Первоначально он занял склады и магазины на рынке в помещении местных артелей, а с мая 1942 года рядом началось строительство новых корпусов. С 1942 г. Завод выпускал различное электрооборудование, а с середины этого же года и комплектующие для знаменитых катюш.

В город также прибыло оборудование Киевского завода контрольно-измерительных приборов №10 (завод КИП) и Московского завода контрольно-измерительных приборов (МОСКИП) вместе с центральной научно-исследовательской лабораторией КИП Наркомата пищевой промышленности. Эти предприятия, разместившись в цехах ликероводочного завода, в короткий срок наладили производство узлов для миномета МН-82 – контрольный квадрант угломера, уровень и прицел. С марта 1942г. Завод, к тому времени уже «Ульяновский завод КИП №10», изготовлял полностью штатный прицел МП-82 УС к 82-мм. Миномета. Завод курировала Главное артиллерийское управление Красной Армии. Прибывший сюда из г. Ахтырки литейно-механический завод №11 Наркомата связи в 1941-42гг. был единственным в стране предприятием, выпускающим предохранительное и линейно-кабельное оборудование для связи.


Рождение автозавода

Самым крупным эвакуированным предприятием стал автомобильный завод им. Сталина из Москвы. К осени 1941г. В связи с угрозой, нависшей над столицей, было принято решение о полной эвакуации завода. Пунктами размещения завода стали города Щадринск, Троицк, Челябинск и Ульяновск. По этим адресам и было направлено 12800 ед. оборудования, для перемещения которого потребовалось 7708 вагонов и платформ. 20 октября 1943 года в город прибыли руководители и работники будущего Ульяновского автозавода. Поступающее оборудование первоначально размещалось на складах Государственного Таможенного Управления. Они представляли собой дощатые и кирпичные строения барачного типа, расположенные вдоль двух ж\д. веток в Киндяковке. Прежде всего, предстояло освободить складские помещения, доверху набитые тяжелыми слитками дорогих сплавов, сотнями кг натурального каучука, ящиками с лекарствами. Эту работу нужно было проделать в считанные дни, чтобы не задерживать размещение прибывающего оборудования. Эвакуация и размещение не одного из прибывших в Ульяновск предприятий не были сопряжены с такими силами и не требовали такой самоотверженности и героизма. Эшелоны из Москвы прибывали с интервалами в 2-3 часа. Разгрузка велась и днем, и ночью, бригады работали по 12 часов, большая часть многотонных машин была выгружена и доставлена в большие пакгаузы вручную – при помощи стальных листов, деревянных катков, тросов и веревок. К перечисленным трудностям прибавилось необычно ранняя и суровая зима 1941 года – в конце октября выпал снег, а в ноябре морозы уже достигали 45 градусов ниже нуля.

В начале 1942 года началось строительство новых корпусов в Засвияжье. Были использованы расположенные в том же районе недостроенные цеха завода авиационной промышленности. 15 мая 1942 года приказом директора завода было объявлено: «Считать действующими следующие цеха автозавода: МСЦ-1, МСЦ-2 (механосборочные), цех нормалей, ЦСИА (цех сборки и испытания автомобилей), инструментальный 1-й и 2-й, термический с отделением металлопокрытий, механомонтажный и железнодорожный».

Даже непосвящённому человеку такие темпы могут показаться маловероятными. Уже в апреле 1942 года начался выпуск автомашин ЗИС-5В, в октябре 1942 года состоялся пуск главного конвейера, с которого к концу 1943 года сходило по 80-100 машин в сутки. В 1943 году удалось собрать 4,2 тысячи машин ЗИС-5В и несколько сотен трёхосных грузовиков-вездеходов "Студебеккер-ЮС-62" из деталей, поставляемых из Америки по ленд-лизу. Кроме этого, завод выпускал газоногенераторные установки к автомашинам ЗИС-31, запчасти, детали и заготовки для снарядов и мин. Последние выпускались практически на всех предприятиях города, где были металлорежущие станки. В 1944 г. на базе цехов ЗИС образовались 2 самостоятельных завода – малолитражных двигателей (УЗИД) и автомобильных запчастей «Автозапчасть».

Строительство в Засвияжье автомобильного завода было самым крупным в городе и области. На его строительстве использовался и труд заключённых, а с 1943 г. – и труд немецких военнопленных.
Подготовка рабочей силы

Основным местом подготовки рабочих в стране были ФЗУ (фабрично - заводские училища), появившиеся в 20-е г. В июле 1942 года вышло постановление ГКО №2005 под грифом «совершенно секретно» о подготовке трудовых резервов в годы войны. Это постановление положило начало массовому «Сталинскому призыву» по подготовке трудовых резервов. Исходя из него, набор в ФЗУ осуществлялся по разнарядке и лишался принципа добровольности.

Подготовка кадров для предприятий г. Ульяновска осуществлялась в пяти ФЗУ и в шести ремесленных училищах. Многое на своих плечах вынесли ребята, обучающиеся там: по имеющимся данным, подростки 14-17 лет составляли от 50 до 70 процентов работающих. По воспоминаниям многих из них, отправка на фронт представлялась избавлением. Добровольцы писали заявления, прибавляли годы, но уйти с одного фронта было невозможно.
Госпитальный центр

Огромный вклад в дело победы внесли медицинские работники фронта и тыла. Благодаря их мужеству, отваге и героизму была оказана помощь огромному числу раненых и больных (из них в строй возвратилось 73,9% солдат и офицеров). В выполнении этой задачи большую роль сыграли эвакогоспитали, работавшие в тыловых районах области. В нашей области работало 26 госпиталей. В течение войны число их было непостоянным и менялось в зависимости от различных обстоятельств. Развертывание госпиталей в Ульяновске началось с 25 июня 1941г. Из 14 госпиталей, работавших в городе, 4 были созданы на месте, а остальные прибыли из других районов страны. Ещё в середине 30-х годов были определены здания, в которых в случае войны разместятся госпитали и, как правило, это были лучшие здания. Раненые в город начали прибывать 18 июля 1941г. Первым, сформированным в Ульяновске, стал госпиталь №1647, разместившийся в здании средней школы №1 на площади Ленина (ныне госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны), в общежитиях пединститута (здания не сохранились) – госпиталь №1646, в начальной школе №16 (ул. Крымова, школа №18) – госпиталь №999, в средней школе №3 (ул. Л.Толстого) госпиталь №1648, в железнодорожной школе №65 (ныне медицинский факультет УлГУ) – госпиталь №1645 и т.д. В период битвы за Сталинград Ульяновск стал не только перевалочным пунктом на пути эвакуации раненых на восток, но и крупнейшим центром госпиталей ближнего тыла. Это был период наиболее напряженной работы госпиталей. По трое суток не выходили из операционных хирурги, врачи работали почти без передышки. Мужество самих раненых было непередаваемо, ведь оперировали зачастую без анестезии, при свете коптилок, а перевязочный материал стирали с песком и глиной. Несмотря на огромные трудности, результат лечения были высокими. В городе в этот период работало большое количество высококлассных специалистов как эвакуированных, так и врачей-ульяновцев. С отступлением войны на запад работа госпиталей стабилизировалась, и они приобрели определенный профиль: госпиталь №1648 имел глазной профиль. Исключительно большую работу там проводили профессор Е.А.Хургина и знаменитый ульяновский офтальмолог Г.П.Суров. По их просьбе группа инженеров приборостроительного завода №280 разработала и изготовила мощный электромагнит для удаления инородных внутриглазных тел. Идея создания аппарата принадлежала лаборанту магнитной лаборатории Морковникову В.М. Благодаря этому аппарату сотням людей было возвращено зрение. До сих пор этот электромагнит используется в офтальмологическом отделении областной больницы. Возглавляла и координировала работу госпиталей области Анна Ивановна Щербакова.



Во всех госпиталях имелись пункты переливания крови. За годы войны в некоторых госпиталях было сделано от 1200 до 2070 переливаний. Донорами являлись многие работники эвакогоспиталей, как правило, весь младший медицинский персонал. Ослабленные недостаточным питанием и изнурительным трудом, они находили в себе достаточно добра и сострадания, чтобы поделиться своей кровью. Среди многих ульяновских доноров, буднично оценивающих свою самоотверженность военных лиц, особое место занимает Банцекова А.Х., сдавшая в годы войны 15 вагонов крови.

За годы войны через эвакогоспитали прошло около 130 тыс. раненых и больных воинов и дедов Красной Армии. В большинстве случаев это были тяжелораненые больные. Высококвалифицированная помощь, человеческая доброта и забота вернули к жизни, даже к службе в армии до 70% больных, остальные обрели вечный покой, они захоронены на старом-старом городском кладбище по ул. Карла Маркса. После окончания войны, начиная с 1946 годка, госпитали постепенно закругляются. Был оставлен один госпиталь инвалидам Великой Отечественной войны. В канун 51-й годовщины Победы в госпитале открылся новый корпус, кабинеты которого оснащены современным медицинским оборудованием.
Каталог: school85 -> files


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница